КАПЛЯ ВОДЫ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 16.docx
КАПЛЯ ВОДЫ Цели деятельности учителя: ознакомить с последствиями влияния человека на   природу,   экологическими   проблемами,   которые   необходимо   решать   на современном этапе; воспитывать экологическое мировоз­зрение подрастающего поколения. Педагогические задачи: формировать у школьников бережное отношение к воде   как   жизненно   важному   ресурсу;   развивать   познавательный   интерес   к природе   родного   края   и   проблемам   ее   охраны;   осуществлять   экологическое воспитание школьников путем привлечения их к делу сохранения, оздоровления и восстановления природы родного края. Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное   понимание   социальной   реальности   и   повседневной   жизни, приобретение школьниками социальных знаний. Планируемые результаты:  Предметные:  познакомятся   с  составом   воды,   ее   полезными   свойствами; научатся работать с текстом: понимать смысл текста. Личностные:  проявляют   познавательный   интерес   к   учебному   материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности. Метапредметные (универсальные учебные действия):  – познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме урока;   внимательно   слушают;   строят   речевые   высказывания   в   устной   и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;  – регулятивные  –   принимают   и   сохраняют   учебную   задачу;   планируют учебные   действия   согласно   поставленной   задаче;   осуществляют   контроль учебной деятельности;  – коммуникативные  –  слушают   и   понимают   на   слух   речь   учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для регуляции своих действий. О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :  мультимедийная   презентация;   песня «Синяя   вода»  (муз.   В.   Шаинского,   сл.   Ю.   Энтина);  справочная   литература, толковый словарь С. И. Ожегова (три экземпляра). П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (в словарях найти определение слова «вода», подготовить   пословицы   и   поговорки   о   воде;   придумать   и   нарисовать   знак, который   показывает,   как   надо   беречь   воду,   правила   бережного   обращения   сводой; написать сочинение на тему  «Без воды нет жизни на Земле»), провести экскурсию в музей воды. Х о д   з а н я т и я I. Вступительное слово. П е д а г о г . Вода!  У тебя нет ни вкуса,  Ни цвета, ни запаха, Тебя невозможно описать, Тобой наслаждаются, Не ведая, что это такое. Нельзя сказать, Что ты необходима для жизни: Ты сама жизнь! Антуан де Сент­Экзюпери II. Основная часть. П е д а г о г .   Сегодня   мы   поговорим   о   жизненно   необходимом   для   нас веществе.   Как   вы   уже   догадались,   это   вода.   Сама   по   себе   вода   не   имеет питательной   ценности,   но   она   является   непременной   составной   частью   всего живого.   Вода   –   важнейшая   составляющая   жизни   на   нашей   планете.   Мы   в состоянии обходиться без пищи в течение нескольких недель, а вот без воды не проживем и нескольких дней. Вода – жидкость без цвета и запаха. Это самая обильная   из   70   %   земной   поверхности.   Наша   планета   –   планета   океанов.   Три   четверти поверхности   ее   заняты   морями   и   океанами.   Если   разлить   это   количество равномерно   по   всей   планете,   то   образуется   слой   толщиной   почти   в   три километра.    Покрывает земных     она   более   стихий. Не случайно ученые в поисках форм жизни на других планетах Солнечной системы столько усилий направляют на обнаружение следов воды.  В повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. Перефразируя песню   из   старого   кинофильма,   можно   сказать,   что   мы   «воду   пьем»   и   «воду льем». Об использовании воды человеком мы и поведем речь на сегодняшнем клубном часе.  У ч е н и к  1. Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета, Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –Это главное таинство, главное чудо Планеты, Это главный исток, из которого вылилась Жизнь. У ч е н и к  2. Без воды на Планете немыслимо что­то живое. И вода вездесуща – и в недрах, и по­над землей, И планету Земля, во Вселенной зерно голубое, Было б много точнее назвать не Землей, а Водой. У ч е н и к  3.  Океаны и реки, озера и вечные льдины, Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей – Это только вода, это Жизни самой сердцевина, Это плазма Планеты, а может, Галактики всей. У ч е н и к  4. Мы не ценим ее, мы как дети с игрушкой играем С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой, Загрязняем ее, отравляем ее, убиваем…  Ну, а если когда­то игра обернется бедой? У ч е н и к  5. Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют, Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят, И в бездонном пространстве планета Земля голубая Будет так же сиять, как и тысячелетья назад*. П е д а г о г . Огромно количество воды, велики ее запасы. На нашей планете проживает более 9 млн людей. И каждый из них использует воду. Куда уходит вода? (Заслушиваются мнения детей.) У ч е н и к  1. А знаете ли вы, что: – за последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз; – на чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытье посуды – 91 литр; – один человек ежедневно использует 230 л воды, а  за  год выпивает 1 тонну воды; – после 10­минутного   душа   уходит   столько   воды,   сколько   нужно 200 детям каждый день; – для того чтобы изготовить рубашку, расходуют 500 л воды, брюки – 600 л воды, кофту – 900 л;– на завтрак, состоящий из каши и бутерброда с маслом, затрачено около 800 л воды; – в   Европе   вода   давно   стала   товаром   народного   потребления,   литровая бутылка воды стоит в магазине больше 40 рублей? У ч е н и к  2. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Еще   древнегреческий   философ   Фалес   Милетский   говорил,   что   вода   – «единственное   на   земле   вещество,   встречающееся   одновременно   в   трех состояниях – твердом, жидком и газообразном». У ч е н и к  3. Сейчас я вам загадаю загадки. *** Книзу летит капельками, А кверху – невидимкою. *** В жаркий день Самой желанной бывает. *** Мы говорим: она течет; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперед, Но никуда не убегает. *** В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. *** Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. Ответ на все загадки один – это вода.П е д а г о г .   Вы   знаете,   что   есть   вода   полезная   и   не   очень.   Поговорим   о свойствах воды. В ы с т у п л е н и я   о б у ч а ю щ и х с я . Водопроводная вода Известно,  что   поступающая   в   водопровод   вода   подвергается   обработке,   в частности   хлорированию,   для   уничтожения   вредных   микробов.   Хлор раздражающе действует на слизистую оболочку желудка и кишок и является ядом,   который   подавляет   не   только   вредную   микрофлору,   но   и   полезную. Конечно, содержание его в водопроводной воде не столь велико, но не будем забывать, что человек выпивает такой воды в среднем 2 литра ежедневно. Для того чтобы избавиться от хлора, воду перед употреблением надо либо отстаивать в открытом сосуде не менее 1 часа, либо кипятить.  Дистиллированная вода Дистиллированная   вода   помогает   растворять   токсины,   которые накапливаются   в   организме   современного   цивилизованного   человека.   Она проходит через почки, не оставляя там неорганических остатков в виде камней. Эта вода мягкая. Вымойте свои волосы в дистиллированной воде – и вы в этом убедитесь. Но достоверно известно, что вода, не содержащая солей, способна разбалансировать работу организма. И относится это прежде всего к костям, крепость которых зависит от количества кальция в крови. Не менее важно и содержание   в   воде   микроэлементов,   обеспечивающих   многие   функции организма,   начиная   от   передачи   импульсов   в   нервных   клетках   и   заканчивая построением новых клеток, передачей наследственной информации.  Дождевая вода Эта   вода   хорошо   усваивается   организмом   и   содержит   минимальное количество   вредных   примесей.   Она   способствует   более   качественному перевариванию и усвоению пищи, сохраняет влагу кожи и поддерживает ее в равновесии. Но все это относится к чистой дождевой воде. В нынешних условиях обычная дождевая капля массой 50 мг, падая, промывает 16 л воздуха, а один литр ее, таким образом, поглощает примеси, содержащиеся в 3000 л воздуха. Стало быть, состав дождевой воды зависит и от того, над какой территорией образовалось облако, насколько сильно загрязнена там атмосфера. Соединения серы и азота, вступая в атмосфере в реакцию с водой, превращаются в кислоты и выпадают на землю в виде так называемых кислотных дождей. При нынешнем экологическом   неблагополучии   любой   дождь   можно   назвать   кислотным.Поэтому   сейчас   нельзя   не   только   пить   дождевую   воду,   но   даже   мыть   в   ней голову и стирать белье.  С   наступлением   весны   наши   предки   всегда   с   особым   нетерпением   ждали первой  грозы. Считалось,  что,  умывшийся   водой  во   время  первого   весеннего дождя человек, весь год не будет хворать. Такое же действие, по   народным поверьям,  оказывал  и дождь,  прошедший в Ильин день (2 августа).  Впрочем,   на   Руси   издревле   ценилась   любая   дождевая   вода.   Народные врачеватели особенно широко использовали ее при головной боли.  Жесткая вода Жесткая вода отличается наличием в ней солей кальция и магния. Эта вода нежелательна как для употребления внутрь, так и для наружного применения. Она   плохо   усваивается   организмом,   откладывается   в   различных   органах   и тканях (суставы, сосуды) человека, затрудняя их нормальное функционирование. Мягкая вода Эту   воду   лучше   применять   для   купаний,   ванн,   при   мытье   головы   и проведении   лечебных   процедур.   Она   нейтрализует   действие   жесткой   и уменьшает   вред,   который   та   наносит   организму.   Но   также   плохо   регулярно использовать и мягкую воду. Недостаток в ней минеральных солей приводит к ломкости костей, понижению общей сопротивляемости организма, повышенной поражаемости зубов кариесом.  Стоячая вода Этой водой (речь идет прежде всего о прудах) пользоваться нежелательно, так как стоячая вода перенасыщена микроорганизмами и несет отрицательную энергетику. От стоячей воды могут возникнуть различные кожные заболевания. Серебряная вода Эта вода содержит ионы серебра. Она обладает сильными бактерицидными свойствами. Применение ее известно еще с древних времен. Для того чтобы вода приобрела   лечебные   свойства,   достаточно,   чтобы   серебро   (чаще   всего используют столовые приборы) находилось в ней в течение суток при комнатной температуре.  Омагниченная вода Одним из способов улучшения качества воды является ее омагничивание. В природе   это   происходит   естественным   путем   при   прохождении   воды   через земные   породы.   Доказано,   что   омагниченная   вода   обладает   повышеннойбактерицидностью,   улучшает   обмен   веществ.   Классическое   подтверждение эффективности омагниченной воды – ускорение роста растений.  Свойства воды Вода – природный лекарь. Не зря говорят, что вода – это жизнь.  Свойства воды: регулирует температуру тела; увлажняет воздух при дыхании; обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела; защищает и буферизирует жизненно важные органы; помогает преобразовывать пищу   в   энергию;   помогает   питательным   веществам   усваиваться   органами; выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности; играет важную роль в закаливании организма (водные процедуры).  Вода реагирует, как зеркало, на любые эмоции и чувства. Она основа жизни на нашей планете. Как человеку воздух, как животным еда,  Как небу солнце – вода нам нужна! III. Подведение итогов (рефлексия). П е д а г о г . Наш клубный час подошел к концу. Ребята, мы сегодня многое узнали о воде. Что полезного вы извлекли для себя? Нужно ли беречь воду? (Ответы детей.) Если каждый из нас будет экономить воду, закрывать кран с текущей водой и не загрязнять водные источники, то такого ценного ресурса, как пресная вода, хватит надолго. Говоря о богатствах нашей Родины, мы чаще всего вспоминаем о нефти, газе или золоте. Но любой источник энергии рано или поздно иссякает, и ему на смену   приходит   новый,   более   совершенный.   Замену   можно   найти   и   любому полезному ископаемому, любому драгоценному металлу. И только вода остается постоянным и незаменимым элементом человеческой жизни. Представьте на секунду, что вы открываете кран на кухне – и не можете набрать воды в чайник, идете в ванную – и не можете помыть руки. Берегите воду! Вода – сама жизнь!