В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
КАПЛЯ ВОДЫ
Цели деятельности учителя: ознакомить с последствиями влияния человека
на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на
современном этапе; воспитывать экологическое мировоззрение подрастающего
поколения.
Педагогические задачи: формировать у школьников бережное отношение к
воде как жизненно важному ресурсу; развивать познавательный интерес к
природе родного края и проблемам ее охраны; осуществлять экологическое
воспитание школьников путем привлечения их к делу сохранения, оздоровления
и восстановления природы родного края.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с составом воды, ее полезными свойствами;
научатся работать с текстом: понимать смысл текста.
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу,
испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме
урока; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и
письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;
– регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют
учебные действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль
учебной деятельности;
– коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя,
одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для
регуляции своих действий.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : мультимедийная презентация; песня
«Синяя вода» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина); справочная литература,
толковый словарь С. И. Ожегова (три экземпляра).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить
выполнить специальное задание (в словарях найти определение слова «вода»,
подготовить пословицы и поговорки о воде; придумать и нарисовать знак,
который показывает, как надо беречь воду, правила бережного обращения сводой; написать сочинение на тему «Без воды нет жизни на Земле»), провести
экскурсию в музей воды.
Х о д з а н я т и я
I. Вступительное слово.
П е д а г о г . Вода!
У тебя нет ни вкуса,
Ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать,
Тобой наслаждаются,
Не ведая, что это такое.
Нельзя сказать,
Что ты необходима для жизни:
Ты сама жизнь!
Антуан де СентЭкзюпери
II. Основная часть.
П е д а г о г . Сегодня мы поговорим о жизненно необходимом для нас
веществе. Как вы уже догадались, это вода. Сама по себе вода не имеет
питательной ценности, но она является непременной составной частью всего
живого. Вода – важнейшая составляющая жизни на нашей планете. Мы в
состоянии обходиться без пищи в течение нескольких недель, а вот без воды не
проживем и нескольких дней. Вода – жидкость без цвета и запаха. Это самая
обильная из
70 % земной поверхности. Наша планета – планета океанов. Три четверти
поверхности ее заняты морями и океанами. Если разлить это количество
равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три
километра.
Покрывает
земных
она
более
стихий.
Не случайно ученые в поисках форм жизни на других планетах Солнечной
системы столько усилий направляют на обнаружение следов воды.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. Перефразируя
песню из старого кинофильма, можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду
льем». Об использовании воды человеком мы и поведем речь на сегодняшнем
клубном часе.
У ч е н и к 1.
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
У ч е н и к 2.
Без воды на Планете немыслимо чтото живое.
И вода вездесуща – и в недрах, и понад землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.
У ч е н и к 3.
Океаны и реки, озера и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может, Галактики всей.
У ч е н и к 4.
Мы не ценим ее, мы как дети с игрушкой играем
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем ее, отравляем ее, убиваем…
Ну, а если когдато игра обернется бедой?
У ч е н и к 5.
Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад*.
П е д а г о г . Огромно количество воды, велики ее запасы. На нашей планете
проживает более 9 млн людей. И каждый из них использует воду. Куда уходит
вода? (Заслушиваются мнения детей.)
У ч е н и к 1. А знаете ли вы, что:
– за последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз;
– на чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытье посуды – 91 литр;
– один человек ежедневно использует 230 л воды, а за год выпивает 1 тонну
воды;
– после 10минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200
детям каждый день;
– для того чтобы изготовить рубашку, расходуют 500 л воды, брюки – 600 л
воды, кофту – 900 л;– на завтрак, состоящий из каши и бутерброда с маслом, затрачено около 800
л воды;
– в Европе вода давно стала товаром народного потребления, литровая
бутылка воды стоит в магазине больше 40 рублей?
У ч е н и к 2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Еще древнегреческий философ Фалес Милетский говорил, что вода –
«единственное на земле вещество, встречающееся одновременно в трех
состояниях – твердом, жидком и газообразном».
У ч е н и к 3. Сейчас я вам загадаю загадки.
***
Книзу летит капельками,
А кверху – невидимкою.
***
В жаркий день
Самой желанной бывает.
***
Мы говорим: она течет;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
***
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Ответ на все загадки один – это вода.П е д а г о г . Вы знаете, что есть вода полезная и не очень. Поговорим о
свойствах воды.
В ы с т у п л е н и я о б у ч а ю щ и х с я .
Водопроводная вода
Известно, что поступающая в водопровод вода подвергается обработке, в
частности хлорированию, для уничтожения вредных микробов. Хлор
раздражающе действует на слизистую оболочку желудка и кишок и является
ядом, который подавляет не только вредную микрофлору, но и полезную.
Конечно, содержание его в водопроводной воде не столь велико, но не будем
забывать, что человек выпивает такой воды в среднем 2 литра ежедневно. Для
того чтобы избавиться от хлора, воду перед употреблением надо либо отстаивать
в открытом сосуде не менее 1 часа, либо кипятить.
Дистиллированная вода
Дистиллированная вода помогает растворять токсины,
которые
накапливаются в организме современного цивилизованного человека. Она
проходит через почки, не оставляя там неорганических остатков в виде камней.
Эта вода мягкая. Вымойте свои волосы в дистиллированной воде – и вы в этом
убедитесь. Но достоверно известно, что вода, не содержащая солей, способна
разбалансировать работу организма. И относится это прежде всего к костям,
крепость которых зависит от количества кальция в крови. Не менее важно и
содержание в воде микроэлементов, обеспечивающих многие функции
организма, начиная от передачи импульсов в нервных клетках и заканчивая
построением новых клеток, передачей наследственной информации.
Дождевая вода
Эта вода хорошо усваивается организмом и содержит минимальное
количество вредных примесей. Она способствует более качественному
перевариванию и усвоению пищи, сохраняет влагу кожи и поддерживает ее в
равновесии. Но все это относится к чистой дождевой воде. В нынешних условиях
обычная дождевая капля массой 50 мг, падая, промывает 16 л воздуха, а один
литр ее, таким образом, поглощает примеси, содержащиеся в 3000 л воздуха.
Стало быть, состав дождевой воды зависит и от того, над какой территорией
образовалось облако, насколько сильно загрязнена там атмосфера. Соединения
серы и азота, вступая в атмосфере в реакцию с водой, превращаются в кислоты и
выпадают на землю в виде так называемых кислотных дождей. При нынешнем
экологическом неблагополучии любой дождь можно назвать кислотным.Поэтому сейчас нельзя не только пить дождевую воду, но даже мыть в ней
голову и стирать белье.
С наступлением весны наши предки всегда с особым нетерпением ждали
первой грозы. Считалось, что, умывшийся водой во время первого весеннего
дождя человек, весь год не будет хворать. Такое же действие, по народным
поверьям, оказывал и дождь, прошедший в Ильин день (2 августа).
Впрочем, на Руси издревле ценилась любая дождевая вода. Народные
врачеватели особенно широко использовали ее при головной боли.
Жесткая вода
Жесткая вода отличается наличием в ней солей кальция и магния. Эта вода
нежелательна как для употребления внутрь, так и для наружного применения.
Она плохо усваивается организмом, откладывается в различных органах и
тканях (суставы, сосуды) человека, затрудняя их нормальное функционирование.
Мягкая вода
Эту воду лучше применять для купаний, ванн, при мытье головы и
проведении лечебных процедур. Она нейтрализует действие жесткой и
уменьшает вред, который та наносит организму. Но также плохо регулярно
использовать и мягкую воду. Недостаток в ней минеральных солей приводит к
ломкости костей, понижению общей сопротивляемости организма, повышенной
поражаемости зубов кариесом.
Стоячая вода
Этой водой (речь идет прежде всего о прудах) пользоваться нежелательно,
так как стоячая вода перенасыщена микроорганизмами и несет отрицательную
энергетику. От стоячей воды могут возникнуть различные кожные заболевания.
Серебряная вода
Эта вода содержит ионы серебра. Она обладает сильными бактерицидными
свойствами. Применение ее известно еще с древних времен. Для того чтобы вода
приобрела лечебные свойства, достаточно, чтобы серебро (чаще всего
используют столовые приборы) находилось в ней в течение суток при комнатной
температуре.
Омагниченная вода
Одним из способов улучшения качества воды является ее омагничивание. В
природе это происходит естественным путем при прохождении воды через
земные породы. Доказано, что омагниченная вода обладает повышеннойбактерицидностью, улучшает обмен веществ. Классическое подтверждение
эффективности омагниченной воды – ускорение роста растений.
Свойства воды
Вода – природный лекарь. Не зря говорят, что вода – это жизнь.
Свойства воды: регулирует температуру тела; увлажняет воздух при дыхании;
обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела;
защищает и буферизирует жизненно важные органы; помогает преобразовывать
пищу в энергию; помогает питательным веществам усваиваться органами;
выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности; играет важную роль в
закаливании организма (водные процедуры).
Вода реагирует, как зеркало, на любые эмоции и чувства.
Она основа жизни на нашей планете.
Как человеку воздух, как животным еда,
Как небу солнце – вода нам нужна!
III. Подведение итогов (рефлексия).
П е д а г о г . Наш клубный час подошел к концу. Ребята, мы сегодня многое
узнали о воде. Что полезного вы извлекли для себя? Нужно ли беречь воду?
(Ответы детей.)
Если каждый из нас будет экономить воду, закрывать кран с текущей водой и
не загрязнять водные источники, то такого ценного ресурса, как пресная вода,
хватит надолго.
Говоря о богатствах нашей Родины, мы чаще всего вспоминаем о нефти, газе
или золоте. Но любой источник энергии рано или поздно иссякает, и ему на
смену приходит новый, более совершенный. Замену можно найти и любому
полезному ископаемому, любому драгоценному металлу. И только вода остается
постоянным и незаменимым элементом человеческой жизни.
Представьте на секунду, что вы открываете кран на кухне – и не можете
набрать воды в чайник, идете в ванную – и не можете помыть руки.
Берегите воду! Вода – сама жизнь!