Карельские игры
Оценка 4.6

Карельские игры

Оценка 4.6
Игры
docx
родителям
1 кл—7 кл
13.06.2019
Карельские игры
К сожалению, современные дети предпочитают проводить своё свободное время, сидя у телевизора или компьютера, тем самым ограничивая себя в движении, а ведь движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции человеческого организма.
Карельские игры.docx
Консультация для воспитателей «Карельские игры в оздоровительной работе с детьми» К сожалению, современные дети предпочитают проводить своё свободное время,  сидя у телевизора или компьютера, тем самым ограничивая себя в движении, а ведь  движение ­ естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток  движения ­ причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции  человеческого организма.  В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период  роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме,  улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов,  играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям  внешней среды. Большая подвижность детей оказывает благоприятное воздействие на их  головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность,  подвижные игры, регулярные занятия физической культурой и спортом ­ обязательное  условие здорового образа жизни. Самым распространённым видом двигательной активности являются подвижные  игры. В связи с тем, что с 13 по 17 февраля в ДОУ будет проходить неделя Карельской  культуры, мы рекомендуем поиграть с детьми в карельские подвижные игры. Это и  познакомит детей с карельской культурой и окажет оздоровительный эффект, особенно в  зимнее время года. Сегодня мы вспомним несколько карельских игр, которые можно использовать на  разных возрастных этапах. Но прежде чем рассказать об этих играх, надо вспомнить, что подавляющее  большинство их строилось на выборе водящего или разделении играющих на команды.  Здесь тоже были свои правила. Водящего выбирали обычно считалкой. Их бывало великое  множество. Дети сами сочиняли и переиначивали считалки. СЧИТАЛКА (выбираем водящего) – Морозова М.А. ИГРА «Шавишотку» (Месить глину) Участники игры рассаживаются по скамьям на равном расстоянии друг от друга. Кисти  рук держат соединенными перед собой — «лодочкой». У ведущего в руках небольшой  гладкий камешек, зажатый между ладонями. Водящий стоит рядом с ним. Ведущий  произносит: «Келля кулла култа пуйкко?» — «Отгадай, у кого золотая спица?» Фраза эта  делится как бы на две части. Подойдя к первому играющему, ведущий опускает свои  ладони в его, соединенные «лодочкой», и несколько раз проводит ими вперед­назад, как бы «месит глину». В это время он произносит: «Отгадай, у кого...» Проделав то же с другими  играющими, ведущий заканчивает фразу: «...золотая спица?» Ведущий и водящий обходят всех участников игры. Незаметно, в любом месте присказки,  ведущий опускает камешек в чьи­нибудь ладони. Вся хитрость в том, чтобы водящий не  сумел распознать, у кого спрятан камешек. Хранить «секрет» должен не только ведущий,  но и тот, кому достался этот камешек,— можно ведь и рассмеяться, и покраснеть, выдать  себя поведением. Водящий внимательно следит за происходящим, пытаясь отгадать, в чьи ладони опущен  камешек. Пока «месят глину», он должен успеть многое заметить, быть хорошим  психологом. Если он угадал, они с играющим меняются местами, если нет — получай  щелчок по лбу. Тара­бара, Домой пора –  Ребят кормить, Телят поить, коров доить. Тебе водить! ИГРА «Варой пелдолла» (Ворона на поле) В этой и подобных играх дети как бы рассказывали о том, что они видели в поле, на  скотном дворе, в конюшне. Выбирают водящего. Это — «хозяин», а все остальные— «вороны». На игровом поле  чертят большой квадрат. «Хозяин» садится в центре его на корточки. «Вороны», как это  бывает на настоящем поле,  слетаются,  начинают каркать:   «Кар­кар, пелдоа поллеммё,  ювя сюёммё» — «Поле топчем, зёрна клюём». Так повторяют несколько раз. Наконец «хозяин» просыпается и начинает гонять «ворон». Хитрые и проворные птицы  улетают за линию квадрата. Там их трогать нельзя! Но вот какая­то из «ворон» немного  зазевалась — и «хозяин» успевает поймать ее. Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не отстоит «засеянное» поле — не переловит надоедливых «ворон». Для следующей игры водящего мы выберем «конанием». Конались на верёвке или палке. Палку подбрасывали вверх и кто­нибудь из играющих ловил её в воздухе. Другой  брался за палку рукой чуть выше, и так до тех пор, пока чья­то рука не захватывала  верхний конец. Это и был водящий. Когда конались приговаривали: Чья копна На моей копне? Скинь долой, Вези домой! ИГРА «Яной да хука» (Заяц и волк) Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в  «волка». Каждый «заяц» делает себе домик, защиту от «серого» — чертит вокруг себя  окружность. Если играют на улице зимой, то круг чертят палкой на снегу, а если в  просторной избе — угольком из печи. Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк­охотник» хлопает в ладоши.  Перепуганный «зайчишка» старается удрать от него, но если «волк» его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей­нибудь домик. Вдвоем там оставаться никак нельзя. Хозяин  обязан выскочить «на улицу». «Волк» продолжает погоню уже за ним. И так, пока кто­ нибудь не попадет «волку» в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями — и веселая  шумная игра продолжается. Когда делились на команды, устраивали «сговорки». Выбирали двух «маток» и,  сговорившись, подходили к ним по двое. Спрашивали так, например: «Дома быть или по морю плыть?», «Сено косить или дрова рубить?», «Что возьмёшь: медведя лохматова  или козла рогатого?» ИГРА «Веркко да калат» (сеть и рыба) Участники игры делятся на две команды. Жребий определяет, кому быть «рыбой», а кому  «сетью». Первым делом «сплетают сеть» — берутся за руки, поднимают их вверх и  образуют круг. Ребятам известно, что настоящие сети рыбаки нередко тянут за собой.  Движется и ребячья «сеть» — круг колышется то вправо, то влево. «Рыбы», как им и положено, заходят в «сеть» — внутрь круга. Побыв там немного,  возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто­нибудь из  команды «ловцов» громко кричит: «Веркко!» («Сеть!») Поднятые вверх руки сразу же  опускаются, и «ловцы» стремительно сужают круг, стремясь удержать внутри него всех за­ плывших «рыб». Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться,  разъединить звенья «сети» и выскользнуть из нее. Кому­то это удается. Пойманные «рыбы» из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение. Иногда кто­нибудь из команды «рыб», предчувствуя, что «сеть» вот­вот замкнется,  кричит: «Калат!» («Рыбы!»). «Рыбы» стремглав бросаются из «сети». Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб». Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир Карельской народной игры.  Мы вспомнили лишь малую толику игр. С остальными играми вы можете познакомиться в  книге «Народные игры Карелии» Виола Мальми.

Карельские игры

Карельские игры

Карельские игры

Карельские игры

Карельские игры

Карельские игры

Карельские игры

Карельские игры
Скачать файл