МБДОУ «Детский сад № 65 «Колокольчик»
ПРОЕКТ
«Дидактическая игра как средство
повышения познавательной активности»
Воспитатель:
Кузнецова А.И.
г.Дзержинск
2024г.
Введение
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое, в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений , понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. У детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы позволяют проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира.
Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать). Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Цель проекта: развитие познавательной активности и внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.
Объект проекта: игровая деятельность дошкольников.
Предмет проекта: развитие познавательной активности и произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования ставились и последовательно решались следующие задачи:
1. Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми, способствующими развитию познавательной активности;
2. Развивать любознательность, интерес к познанию нового и неизвестного, расширять кругозор и представления детей об окружающем мире;
3. Формировать элементарные математические представления, навыков счета, сравнения, классификации;
4. Развивать память, внимание, мышление, речь, воображение;
5. Обучать детей умению самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности;
7. Способствовать формированию у родителей заинтересованности в развитии познавательных способностей детей с помощью создания картотеки дидактических игр, сборника консультаций и мастер-классов;
8. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических игр.
Гипотеза проекта: если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители
Вид проекта: познавательно – игровой.
Ожидаемые результаты:
1. Умеют применять полученные знания и навыки в практике.
2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
3. Развивается способность к воображению;
4. В настольно-печатных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (январь-февраль)
1. Теоретические аспекты
1.2. Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.
ФГОС ДО:
п.2.6 «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»
п.2.7 «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал»
п.4.6 «К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам»
ФОП ДО:
Содержание образовательной деятельности. Посредством игровой и познавательной мотивации педагог организует освоение детьми умений выделять сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3-5 признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; совершенствует приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений. Формирует представления о том, как люди используют цифровые средства познания окружающего мира и какие правила необходимо соблюдать для их безопасного использования.
Глава 2. Содержательные и методические аспекты развития познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.
2.1. Специфика развития познавательных способностей у детей в процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания. Необходимое условие для работы - это создание предметно-развивающей среды. Она направлена на развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
2.2. Реализация проекта «Познавательное развитие дошкольников в процессе дидактических игр» как условие развития дошкольников.
Этапы реализации проекта:
В ходе проведенного литературного обзора по вопросу развития познавательных навыков через дидактические игры составлена система мероприятий по улучшению качества работы по данному направлению.
Мероприятия, направленные на осуществление проекта заключаются в следующих этапах:
Первый этап – ознакомительная игра.
Взрослый организует игровую деятельность ребенка, используя дидактические игры. Ребенок знакомится с правилами игры.
Второй этап - отобразительная игра.
Действия ребенка направлены на соблюдение правил игры.
Третий этап – отобразительная игра.
Дети активно играют в игры с соблюдением правил игры.
Взаимодействие с родителями:
· Информационные буклеты «Дидактические игры – что это такое?».
· Сборник дидактических игр.
· Семинары и мастер-классы для родителей и педагогов - обучение родителей и пеедагогов конкретным дидактическим играм «Математический букет», «Поставь правильно знак», «Звуковая ромашка» и методам их применения в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.
· Консультации для родителей по индивидуальным запросам - помощь в решении возникающих вопросов и проблем, связанных с использованием дидактических игр для развития познавательных способностей ребенка.
· Анкетирование, индивидуальные и групповые беседы.
· Вовлечение родителей в совместную игровую деятельность с детьми - проведение совместных мероприятий, где родители и дети играют в дидактические игры вместе, что способствует укреплению связей между ними и пониманию важности игры в развитии ребенка.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Решение поставленных задач с детьми.
- Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
- Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
- Проблемные ситуации для закрепления правил игры
- Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно–дидактические игры играют дети в группе.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 От 17 октября 2013 г)
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ от 25 ноября 2022 г № 1028)
3. Аванесова В.Н. Дидактическая игра, как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.
5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет, М.: Мозаика-Синтез, 2015
6.Дзюба. П. П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2017г.
7.Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с
8.Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. -М.: Мозаика – Синтез, 2016 г.
9.Лыкова. И. А. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2017г.
10. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. ФГОС М, Мозаика-Синтез, 2015
11. Смоленцева А. А. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»
12. Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"-М.,1988г.
13.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.
Интернет источники:
Приложение 1
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ
Дидактическая игра «Времена года»
Цель игры:
способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Материал:
4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.
Игре обязательно должна предшествовать беседа.
Например:
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник - это 8 марта
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.
Игровая задача заключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.
Правила игры:
Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра
«Мой, моя, моё, мои»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.
Материалы: Большие карты в количестве четырех и маленькие карточки с предметами
На картах изображен Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов
Ход игры:
Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки на окошечки в яблоках под названием "Мой, моя, моё, мои".
Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".
Дидактическая игра
«Он, она, они, оно»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.
Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами
Детям предлагается разложить картинки в домики под названием "Он", "Она","Они". Картинки про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно".
Дидактическая игра
«Звуковые часы» (чем отличаются слова).
Разобраться и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова поможет данная дидактическая игра.
Эта игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Цель:
закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове
Игровой материал: пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.
Вариант 1. (для детей 4-5 лет)
Правила игры:
1.Произнести названия изображенных предметов.
2.Найти два слова–названия, сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
3.Отыскать два слова –названия, не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
4. Найти два коротких слова, указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.
5. Отыскать два слова –названия, начинающихся на один и тот же звук.
Вариант 2. (для детей 4-7 лет)
Правила игры:
1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.
2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом - с глухих.
3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.
4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.
5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.
6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.
Дидактическая игра «Угадай слово»
(ребусы для дошкольников)
Прочитай по первым буквам - очень веселая
и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет.
Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление,
фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и
записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.
Цель:
упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении слов, способствовать развитию фонематического слуха.
Игровой материал: карточки с картинками, набор букв и условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)
Дидактическая задача: определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и прочитать его (выложить слово условными обозначениями и буквами)
Ход игры:
Дети разгадывают слово, определяя первый звук и выкладывают слово условными обозначениями и буквами.
Дидактическая игра
«Угости зверят»
Цель:
упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).
Игровой материал: Три большие карты, на которых изображена ель, береза и куст, карточки с картинками.
Ход игры:
Воспитатель предлагает:
1.положить слова-лакомства для лесных жителей под кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова, состоящие из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.
Для этого нужно определить количество слогов (частей) в слове.
Дети: Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый слог – ЯБ. Я его положу под березу (можно прохлопать слово).
2.Назвать самое короткое слово. Найти самое длинное слово
Дидактическая игра
«Слоговые часики»
Это интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет, развивающая навыки чтения. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию звукобуквенного анализа слова.
Цель:
упражнять в составлении слов из слогов;
Игровой материал: пособие «Слоговые часики»
Правила игры:
С помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают на них стрелки (нужно к одному слогу прибавить другой слог, так мы получим слово).
Слоги: КО- ПА - РА -СА -ТЫ - ЛА - ЗА - ЛИ
В результате получаем слова: лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара
«Играем в математику дома»
Предлагаю вашему вниманию консультацию, как играть с детьми в математические игры в домашних условиях вместе всей семьёй.
Давайте дома поработаем со своими детьми – это будет и полезно и увлекательно.
Итак, Вашему вниманию предлагаются несколько игр, которые помогут детям научиться ориентироваться в мире математики, а также производить с ними элементарные математические действия.
«На ковре самолёте»
Предложить ребёнку ( детям) прокатиться на ковре самолёте. В игре объяснить, что прежде чем наш самолёт взлетит, нужно правильно разложить геометрические фигуры. Выполняется задание. И мы отправляемся в путешествие в страну математики.
Дидактическая игра
«Математические ромашки»
Ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные на серединке цветка, а затем с помощью прищепок указать ответы.
Задачи: Закреплять представление детей о числе и количестве, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес математическим занятиям, умение понимать задачу, выполнять её самостоятельно.
Предложить ребёнку с помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр.
Предложить ребёнку с помощью прищепок определить пропущенные цифры.
Дидактическая игра
«Найди лишнюю фигуру»
Предложить ребёнку ( детям) рассмотреть карточки на которых нарисованы геометрические фигуры разного цвета, размера и формы. С помощью фишек указать какая фигура лишняя и почему .
Задачи: продолжать развивать умение различать предметы по величине, развивать логическое мышление, сенсорные возможности.
Дидактическая игра «Математический планшет»
Материал: ОСБи фанера, цветные гвоздики и резиночки.
Задачи:
Формировать знания о геометрических фигурах, понятие выше-ниже, длиннее-короче;
Развивать моторику, внимание, память, фантазию.
Дидактическая игра «Математический букет»
Цель: Развитие навыков счёта, закрепление счета в пределах десяти.
На цветах изображены числовые примеры, решение примера (ответ) изображён на вазе, задача сосчитать пример и соединить цветок с нужной вазой.
Лепбук «Занимательная математика»
Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений о количестве, величине, форме, ориентировки во времени и в пространстве.
Дидактическая игра «Звуковая ромашка»
Цель: формирование правильного произношения гласных и согласных звуков: шипящих, свистящих и сонорных звуков, и развитие связной речи.
Интерактивные игры
Интерактивная игра на развитие внимания и памяти «Чего не стало?»
Взаимодействие с родителями
Картотека дидактических игр
Консультации для родителей Буклет «Дидактические игры – что это такое?»
Беседа с родителями по вопросам связанных
с использованием дидактических игр дома Мастер-класс для родителей и педагогов
«Обучение родителей и педагогов изготовлению
дидактических игр»
Совместная деятельность родителей и ребенка
по изготовлению атрибутов к дидактическим играм
Заключение
В рамках данной работы мы увидели, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, способствует, получению новых знаний, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.
Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах, а также:
- учитывать индивидуальные особенности;
-использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;
- проводить совместную работу с родителями;
- Дети в конце проекта стали чаще использовать настольно–дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
- Родители познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.