Карта анализа и наблюдения НОД продуктивных видов деятельности в разных возрастных группах
Анализ организации ОД – лепка
возрастная группа (Разновозрастная) |
2 младшая |
старшая |
воспитатель |
Шередкина О.С |
Шередкина О.С |
тема |
«Цветок для мамы» |
«Ваза с цветком» |
Вопросы |
Оценочно-аналитические суждения |
|
Определить и сформулировать задачи, решаемые на занятии. |
Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Формировать умение детей передавать особенности цветка (стебель, листья, лепесток). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию. Формировать умение лепить предметы конструктивным способом. Аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. |
Закреплять умение лепить предметы скульптурным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой (прожилки листьев, узоры на вазе и т. д.) Закреплять навыки аккуратной лепки. |
Определить длительность занятия в целом и каждой его части. |
Длительность занятия 15 минут. 1 часть – подготовительная (3-4 минуты), 2 часть – основная (8-9 мин), 3 часть – заключительная (3 минуты). |
Длительность занятия 25 минут. 1 часть – подготовительная (5 минут),2 часть – основная (15 мин), 3 часть – заключительная (5 минут). |
Оценить качество наглядности, ее расположение и целесообразность использования. |
Все предоставленные материалы, используемые на занятии, имели внешне, яркий, эстетичный вид. Расположены были на уровне глаз детей. Воспитатель использовала наглядный метод так, чтобы каждый ребенок мог видеть. |
Все предоставленные материалы, используемые на занятии, имели внешне, яркий, эстетичный вид. Расположены были на уровне глаз детей. Воспитатель использовала наглядный метод так, чтобы каждый ребенок мог видеть. |
Перечислить приемы, используемые педагогом на занятии, оценить методическую грамотность их использования. |
Художественное слово, рассматривание образца, показ и объяснение, игровые приемы, анализ работ детей. |
Художественное слово, образец воспитателя, объяснение, показ, вопросы, индивидуальные и групповые ответы, анализ работ детей. |
Выделить и перечислить игровые приемы, используемые на занятии. |
Игровые приемы: «цветы на поляне», «бабочки и цветы». |
Игровые приемы: «цветик – семицветик», «пчелки собирают нектар». |
Определить уровень сформированности технических умений детей работать с материалом. |
Уровень технических умений при работе с пластилином – средний. Не у всех детей получалось правильно прижимать детали друг к другу, в результате чего, композиция разваливалась. |
Уровень сформированности – высокий. Дети хорошо умеют пользоваться данным материалом (пластилином), сглаживать, примазывать, пользоваться стекой и т.д. |
Дать оценку взаимоотношениям между педагогом и детьми, между детьми. |
Взаимоотношения педагога с детьми на протяжении всего занятия, положительные. Воспитатель старался уделить внимание каждому ребенку, (помогала, если нужно, подсказывала). Между детьми конфликтных ситуаций не возникало. |
Дети, в течение занятия советовались с педагогом, проявляли инициативу в творчестве. Если какой – то ребенок делал интересный узор, воспитатель обращала внимание на это всех детей. Ребята помогали друг другу, если у кого – то не получалось или не успевал. Между детьми так же, конфликтных ситуаций не возникало. |
Определить и назвать интегративные области. |
«Познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие». |
«Познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие» |
Оценка занятия (от 1 до 5 баллов) |
3 |
4 |
Ваши предложения по организации и проведению занятия. |
Сюрпризный момент вначале занятия и поощрения по окончании занятия (в виде сладких призов, или мини подарков). |
Сюрпризный момент или проблемная ситуация, (замотивировать детей в эмоциональном плане). |
Выводы: во второй младшей группе анализ детских работ проводился воспитателем, направлен на общий результат, акцентировалось внимание на эстетичности выполненных работ.
Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их собственная оценка. К сожалению не всем детям старшего возраста удалось передать правильные пропорции. Но в целом данное занятие показало, что успешность обучения и развития навыков лепки у детей в большей степени обусловлена созданием в ней игровых моментов (ведь игра – это ведущий вид деятельности). Использование системы игровых приемов осуществлялись с учетом ряда факторов: характера, места и роли игровых проявлений в детском изобразительном творчестве, возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые приемы обучения повышали активность и инициативу детей, их отклик на создаваемые в лепке образы, формировали способность чувствовать и определять их выразительность, вызывали желание улучшить изображение, исправить неточности.
Анализ организации ОД – рисование
Воспитатель |
Рогачева О.Е |
Возрастная группа |
средняя |
Тема |
«Птицы весной» |
Вопросы |
Оценочно-аналитические суждения |
Соответствие содержания занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей |
Данное занятие полностью соответствует возрастным особенностям детей, времени года и изобразительным умениям. |
Сочетание нового и знакомого детям |
На этом занятии воспитатель использовала игровые приемы, добавила новые оттенки знакомых детям цветов, показала, как их смешивать, чтобы получить нужный. |
Правильность и доступность объяснений воспитателя, умение показывать приемы работы |
Педагог поэтапно показывала приемы работы, использовала обрисовывающий жест, сопровождая его словесным пояснением, (правильное расположение рисунка на листе бумаги, правильное положение кисти в руке, образец своего рисунка). Иллюстрации для примера, были доступны, понятны детям и расположены на уровне глаз детей. |
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место |
Занятие длилось 20 минут, 1,2 и 3 части были распределены грамотно. Практической части было уделено большее внимание, но, к сожалению не все дети успели закончить вовремя, по причине индивидуальных особенностей. |
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы |
Поскольку воспитатель ввела игровой прием в занятие, дети были заинтересованы и дисциплинированы. Темп работы был от умеренного, к медленному. |
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия |
Занятие было интересным, грамотно разработанным. Сюрпризный момент, игровой прием, детям было интересно и познавательно. Не вижу необходимости вносить изменения в данное занятие. |
Выводы: у детей для данной возрастной группы хорошо развиты изобразительные умения, но плохо развито чувство времени, поэтому не всем удалось закончить вовремя. Но в целом занятие очень интересное, познавательное, добавились новые элементы. Воспитатель на протяжении всего занятия поддерживала интерес детей, подбадривала, поощряла.
Анализ организации ОД – аппликация
Воспитатель |
Копкова Ю.Д. |
Возрастная группа |
подготовительная |
Тема |
«чайный сервиз» |
Вопросы |
Оценочно-аналитические суждения |
Соответствие содержания занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей |
В занятии отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей и их изобразительным навыкам. Тема занятия вполне может соответствовать любому времени года. |
Сочетание нового и знакомого детям |
Новым являлось контурное (силуэтное) вырезание предмета более сложной фактуры, детям знакомы менее сложные (овощи, фрукты). |
Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием |
Помощь в подготовке к занятию (раздача ковриков, ножниц, клея, кисточек и др.), каждому ребенку, включая себя. После занятия помощь в уборке со столов, мытье кистей. |
Правильность и доступность объяснений воспитателя, умение показывать приемы работы |
Наряду с наглядными приемами педагог использовала точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом, и в какой последовательности следует выполнять работу. Применяла метод силуэтного вырезания, обводя предмет по контуру, начиная с той части предмета, с которой следует начать вырезать. |
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место |
Длительность занятия 30 минут. 1 этап – подготовительный (организационный момент – 6 минут),2 этап – основной (практическая часть – 15 - 18 мин), 3 этап – заключительный (анализ работ, выставка – 6-7 минут). |
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы |
Дети работали в умеренном темпе, были заинтересованы и дисциплинированы. Некоторые проявляли творческую самостоятельность в том, что хотели придумать «свой узор». Но некоторым все же, потребовалась помощь воспитателя. |
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия |
В целом занятие прошло хорошо, дети были заинтересованы и настроены положительно. Воспитатель грамотно распределила структурные части занятий, (мотивация, пальчиковая гимнастика, анализ работ). Считаю, что изменения в данном занятии, излишни. |
Выводы: подводя итоги данного занятия, я сделала вывод, что уровень сформированности изобразительных умений у основной части ребят - высокий, но у 2-3 детей наблюдается средний уровень, это связано, скорее всего, с индивидуальными особенностями детей, а не уровнем их подготовки и практических навыков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.