Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, то есть с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.
Карточка 23. Звук ш и буквы Ш, ш
1. Вспомнить, что ш — согласный, глухой, всегда твердый.
2. Определить позицию звука ш в словах: душ, машина, шапка,
катушка.
3. Отгадать название одежды по первым звукам каждого слова:
шар, улитка, барабан, автомат. (Шуба.)
4. Назвать слова, начинающиеся на слог:
Ша... (Шайба, шалаш, шапка, шахматы.)
Шу... (Шуба, шум, шуруп.)
5. На что похожа буква Ш?
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
В. Степанов
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
А.Шибаев
6. Выложить букву Ш ИЗ счетных палочек, цепочек.
7. Запомнить: ши всегда пиши с буквой И.
8. Напечатать буквы Ш, ш; слоги: аш, уш, ош, ыш, иш, ша, шу, шо, ши;
слова: шум, наш, душ, Маша, Миша, шина, каша, шаги; предложения: У
Маши каша. У Миши кошка.
9. Сделать полный анализ слова мошки. Зарисовать схему, под схемой
напечатать знакомые буквы.
10. Найти слово в слове: камыши (мыши), машина (шина).
11. Какие буквы пропущены в словах? Назвать слова. ша (Маша, Даша, каша, наша, ваша, Луша, туша.)
12. Дописать недостающие элементы (буква Ш).