Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, то есть с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.
Карточка 26. Звук р и буквы Р, р
1. Вспомнить, что р — согласный, звонкий, твердый.
2. Вспомнить и назвать профессии со звуком р.
(Врач, продавец,
строитель, шахтер, шофер.)
3. Определить позицию звука/? в словах: раковина, пароход, самовар,
морковка, костер.
4. Назвать слова, начинающиеся на слог:
Ра... {Рак, рама, ракета, раковина.)
Ро... (Робот, рок, рот, рог, ров.)
Ру... (Рука, рубашка, ружье, руль.)
Ры... (Рыба, рысь, рынок, рыжик, рыбак, рыбалка.)
5. На что похожа буква Р?
Буква Р — на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
В. Степанов
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
Г. Виеру
6.Выложить букву Р из цепочек, веревочек.
7.Напечатать буквы Р, р; слоги: ар, op, yp, up, эр, ыр, ра, ро,
ру, ры, ри, рэ; слова: рак, рис, шар, Рита, Рома, роза; предложения: У
Риты розы. У Ромы шары.
8.Сделать полный анализ слов мир, шарик.
Зарисовать схемы,
под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.
9.Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в
слове.
Рак... (рок — рык — бык — бак — мак — лак — лук — сук — жук).
10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам.Р (Рак, рок, рог, рык, рис.)
ра (Нора, кора, гора, Вера, тара, фара.)
11. Найти букву Р.
12. Отгадать ребус:
(Ворона.)