1. Что общего и в чем разница между песней и романсом. Приведите примеры
Песня и романс – вокальные жанры. Песня может иметь припев и запев, может исполняться соло, ансамблем и хором с аккомпанементом и без него.
Примеры: «Во поле березка стояла», «Учат в школе»
Романс пишется на стихи, чаше всего лирические по содержанию. Исполняется под аккомпанемент гитары или фортепиано соло или небольшим ансамблем. Часто имеет трехчастную форму. Примеры: «Я помню чудное мгновенье», «Весенние воды», «Сирень»
6 баллов
2. Либретто, увертюра, , речитатив, ария: к какому музыкальному жанру относятся, что означают. Приведите примеры знаменитых арий.
Эти термины употребляются в опере.
Либретто – полный текст оперного спектакля.
Увертюра - оркестровое вступление к оперному спектаклю.
Речитатив – напевная музыкальная речь в опере
Ария – законченный сольный номер – Ария Ивана Сусанина, Ария Снегурочки.
6 баллов
3.Объясните значение терминов:
Па – де-де –парный танец в балете
Вариации- сольный танец в балете
Кордебалет –ансамбль, исполняющий массовые номера
Пантомима – выразительные жесты и мимика, средство воплощения содержания действия в балетеДокумент Microsoft Office Word (.docx)
Карточка 5 класс Задания и ответы
1. Что общего и в чем разница между песней и романсом. Приведите
примеры
Песня и романс – вокальные жанры. Песня может иметь припев и
запев, может исполняться соло, ансамблем и хором с аккомпанементом
и без него.
Примеры: «Во поле березка стояла», «Учат в школе»
Романс пишется на стихи, чаше всего лирические по содержанию.
Исполняется под аккомпанемент гитары или фортепиано соло или
небольшим ансамблем. Часто имеет трехчастную форму. Примеры: «Я
помню чудное мгновенье», «Весенние воды», «Сирень»
6 баллов
2. Либретто, увертюра, , речитатив, ария: к какому музыкальному
жанру относятся, что означают. Приведите примеры знаменитых арий.
Эти термины употребляются в опере.
Либретто – полный текст оперного спектакля.
Увертюра - оркестровое вступление к оперному спектаклю.
Речитатив – напевная музыкальная речь в опере
Ария – законченный сольный номер – Ария Ивана Сусанина, Ария
Снегурочки.
6 баллов
3.Объясните значение терминов:
Па – де-де –парный танец в балете
Вариации- сольный танец в балете
Кордебалет –ансамбль, исполняющий массовые номера
Пантомима – выразительные жесты и мимика, средство воплощения
содержания действия в балете
4 балла3. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений
А) С. Рахманинов А) кантата «Александр Невский»
Б) П. Чайковский Б) Вокализ
В) Н. Римский-Корсаков В) балет «Спящая красавица»
Г) С. Прокофьев Г) опера «Садко»»
Д) М. Глинка Д) опера «Руслан и Людмила»
А –Б
Б-В
В –Г
Г –А
Д – Д 5 баллов
3. Низкий мужской голос: А) альт, Б) вальс В), бас, Г) минор
4. Форма построения музыки: А) форте, Б) вариации, В) гобой, Г) соль
В – бас
1 балл
Б – вариации
1 балл
5.Крупное музыкальное произведение из нескольких частей для хора,
солистов и оркестра:
А) фольклор, Б) песня, В) кантата, Г) лад
В – кантата
1 балл
6.Какому регистру соответствуют голоса этих животных. Дайте
определение термину
Регистр – высота звучания
Мышонок – высокийМедведь – низкий
Кот – средний
Котенок – высокий
Слон – низкий
3 балла
7. Какие средства музыкальной выразительности могут передать
характер этих персонажей. Как называются картины, и кто их
написал?
В. Суриков – «Богатыри на заставе»: мужественный характер былинных
богатырей может передать героическая, сильная и уверенная музыкальная
тема в громком оркестровом звучании с преобладанием медных духовых
инструментов в низком регистре. Медленный темп и смены мажора и
минора соответствуют состоянию тревожного ожидания неприятеля. Русская
песенная интонация подчеркнет народный склад мелодии.
М. Врубель «Царевна Лебедь» - сказочному образу должна соответствовать
хрупкая, загадочная музыка. Она, скорее всего, минорная, как глаза Царевны.
Ближе всего подойдут тембры флейты. Скрипки. Темп неторопливый, в
движении мелодии может угадываться движение волн.
10 баллов
8.Напишите полные имена известных композиторов, приведите
примеры 1-2 произведенийМихаил Иванович Глинка – оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
Модест Петрович Мусоргский - «Картинки с выставки», «Рассвет на Москва –
реке»
Вольфганг Амадей Моцарт - Симфония №40, Маленькая ночная серенада
Эдвард Григ- «Утро», «В пещере горного короля»
Петр Ильич Чайковский – «Времена года», балет «Лебединое озеро»
10 баллов
9.Прослушайте фрагменты и запишите в порядке прослушивания:
А.М. Мусоргский - «Рассвет на Москва – реке»
Б.Э. Григ – «В пещере горного короля»
В. А. Бородин «Квартет№ 2»
Г. С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»
Д.М Глинка «Я помню чудное мгновенье»
Слушать: Г, Д, А. В, Б – 5 баллов