Методы повторения
Практические методы повторения
1.Подбор к данным словам синонимов и антонимов
В плане расширения словарного запаса и повышения их грамотности в области правописания безударных гласных корня при повторении этой орфограммы может быть использован такой вид работы, как подбор к данным словам синонимов и антонимов (слов близких или противоположных по значению). Например, обучающимся предлагается подобрать синонимы к прилагательным: большой, далекий, степной, восхитительный, медовый, бережливый, роскошный.
Прилагательное |
Синонимы |
Большо’й |
Большу’щий, внуши’тельный |
Далёкий |
Чужо’й, удале’нный |
Степно’й |
Лугово’й, полево’й |
Восхити’тельный |
Бесподо’бный, чуде’сный |
Медо’вый |
Караме’льный, преснова’тый |
Бережли’вый |
Нерасточи’тельный, домови’тый |
Роско’шный |
Великоле’пный, чуде’сный |
Задание на подбор антонимов
Например, при изучении глагола учащиеся к словам: молчать, кормить, лететь могут подобрать следующие антонимы:
Говори’ть / го’вор |
Молча’ть / мо’лча |
Корми’ть / корм |
Мори’ть / мо’рит |
Лете’ть / поле’т |
Тащи’тся / та’щат |
2. Подбор однокоренных слов – других частей речи
При изучении и повторении частей речи полезно предлагать обучающимся задания на образование одних частей речи от других. Например, обучающимся предлагается записать имена существительные: полет, трава, строитель, загар, тополь. От данных проверочных слов следует с помощью приставок, суффиксов и окончаний образовать новые слова – другие части речи – с безударной гласной в корне
Полет – полете’ть;
трава – травяно’й;
строитель – стро’ительный;
загар – загоре’ть;
тополь – тополи’ный.
3. Письменный пересказ текста с использованием слов с безударной гласной в корне слова
Основная цель применения данного метода – развитие речи учащихся и совершенствование их орфографических навыков. Заключается он в том, что дети по опорным словам с безударной гласной корня, записанным на доске, кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста. Например, учащимся можно предложить письменно пересказать следующий текст, используя слова: золотая, тополя, пожелтели, листочки, шелестят.
Родина моя
Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Красиво и грустно.
Теоретические методы повторения
1. Ответы на вопросы
Один из эффективных методов проверки усвоения теории по безударным гласным корня – развернутые ответы учащихся на вопросы. Это могут быть вопросы, требующие проверки знания правила, умения его применять, объяснение того или иного написания и др. Сначала на поставленные вопросы учащиеся отвечают устно, а затем им могут быть предложены задания ответить на вопросы в письменной форме.
Предлагаемые вопросы:
1. Какие безударные гласные в корне требуют проверки?
2. Что такое непроверяемые безударные гласные? Приведите пример.
3. Какими способами можно проверить написание безударной гласной в корне слова?
Письменные ответы учащихся:
1. Проверке подлежат все безударные гласные, которые стоят в корне слова. Это буквы А, О, Е, И, Я.
2. Непроверяемые гласные в корне - это такие безударные гласные в корне слова, которые нельзя проверить изменением его формы или подбором родственных однокоренных слов. Пример: винегрет, капуста, собака.
3. Безударная гласная в корне слова проверяется только одним способом по правилам русского языка - нужно подобрать однокоренное слово к этому проверяемому слову, чтобы эта гласная, которая вызывает сомнение, оказалась под ударением. Например: говорить (можно проверить словом говор, разговор), сады, садовые (сад, садик).
2. Применение алгоритмов.
Одним из путей решения проблемы совершенствования орфографической грамотности является также алгоритмизация учебного процесса. Алгоритмы определяются как дидактический материал, рационально организующий мыслительную деятельность учащихся. Используя алгоритм, дети применяют правило, выполняют нужные простые действия в предписанной последовательности.
Правильно написать безударную гласную корня в слове может помочь такая последовательность выполнения операций:
1. Поставь в слове ударение.
2. Найди букву безударного гласного звука.
3. Подобрать проверочное слово, в котором гласный будет ударным.
4. Написать слово правильно.
5. Подчеркнуть гласную букву, которую проверяли.
Например, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова посм_треть, нужно:
1. Поставить ударение в слове – посм_тре’ть
2. Найти букву безударного гласного звука – посм_тре’ть
3. Подбираем однокоренное проверочное слово к слову посм_треть – смо’трит
4. В слове смотрит под ударением буква О, значит пишем в слове посм_треть букву О.
5. Правильное написание слова – посмотреть.
3.Использование элементов программированного обучения
Использование элементов программированного обучения дает возможность совершенствовать правописание безударных гласных корня при повторении данной орфограммы на завершающем этапе обучения в начальной школе.
Примеры простейших программированных заданий для повторения правописания безударной гласной корня.
Задание 1. Укажите верный ответ с правильным выделением корней
Слова |
Ответ 1 |
Ответ 2 |
Ответ 3 |
Примирять Развивать Холодильник Косить Искоса |
-мир -развива -холод -кос -искос |
-мир - ви - холод - кос - кос |
-мир -развивать -холод -кос -искоса |
Задание 2. Выберите тот ответ, под которым все слова с проверяемой безударной гласной в корне
Слова |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вагон Вестибюль Далекий Визгливый Соединение |
Далекий Вестибюль Визгливый Соединение |
Вагон Соединение Вестибюль |
Далекий Визгливый Соединение |
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в слова с безударными непроверяемыми гласными
Слова |
Вариант ответа 1 |
Вариант ответа 2 |
Вариант ответа 3 |
Д_ректор Ф_алка Р_форма Об_няне К_вычки |
-и -и -и -о -а |
-и -и -е -о -а |
-е -и -и -о -о |
Теоретико – практические методы
1. Орфографический разбор
Орфографический разбор помогает связать орфографическое правило с письмом. Эта та ступень, на которой формируются сознательные навыки. Орфографический разбор должен быть предельно лаконичным и максимально целенаправленным.
Необходимость данного метода при повторении правописания безударных гласных корня очевидна: с помощью орфографического разбора и обосновывается соответствующее написание, и закрепляется данная орфограмма.
Порядок орфографического разбора может быть следующим:
1. В тексте найти нужную орфограмму.
2. Определить тип орфограммы.
3. Вспомнить правило под данную орфограмму.
4. Объяснить выбор написания орфограммы, согласно правилу.
Например, объясним написание пропущенных орфограмм в предложениях: «Пришла в..сна. Стало т..пло. Пот..кли ручейки. В..да зал.ла тр.пинки».
1. В_сна – имя сущ. Орфограмма – проверяемая безударная в корне слова. Проверочное слово – вё’сны. Пишем букву Е в слове весна, так как в проверочном слове ударная буквально ё.
2. Т_пло – наречие. Орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне. Проверочное слово – тё’плый. Пишем в слове тепло букву Е, так как в проверочном слове ударная Ё.
3. Пот_кли – глагол. Орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне. Проверочное слово – течь. Пишем букву Е в слове потекли, так как в проверочном слове ударный звук Е.
4. В_да – имя сущ. Орфограмма – безударная гласная в корне в корне. Проверочное слово – во’ды. Пишем букву О в слове вода, так как в проверочном слове ударная О.
5. Зал_ла – глагол. Орфограмма – безударная гласная в корне в корне. Проверочное слово – ли’ть Пишем букву И в слове залила, так как в проверочном слове ударная И.
6. Тр_пинки – имя сущ. Орфограмма – безударная гласная в корне в корне. Проверочное слово – тро’пы. Пишем букву О в слове тропинки, так как в проверочном слове под ударением букву О.
2. Комментированное письмо
Комментированное письмо – это вариант орфографического разбора. Оно в еще большей степени сближает правило и письмо. Применение комментированного письма, согласно исследованиям Г.Н. Приступы, дает весьма положительные результаты. Комментирование также является необходимым методом и при повторении безударных гласных корня.
Комментированное письмо отличается от орфографического разбора тем, что орфограмма при комментировании объясняется в процессе письма: дети пишут слова или предложения и одновременно объясняют, почему следуют писать так, а не иначе.
Наиболее целесообразно использовать комментирование при объяснении самых трудных случаев, когда написание безударных гласных корня непонятно многим учащимся. В этих случаях орфограмма должна быть проанализирована коллективно и с помощью развернутого комментария закреплена.
Приведем пример комментированного письма.
При списывании загадки из учебника русского языка обучающимся дается дополнительное задание прокомментировать правописание безударных гласных корня слов данного текста:
Конь б_жит,
З_мля др_жит,
На небе стукнет,
На з_мле слышно.
(гром)
Комментирование |
|
Анализ |
Вывод |
Б_жит. Двигается быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног. Ставим в нем ударение и выделяем безударные гласные: бежи’т. Корень в слове – -беж-. Родственные слова: бе’г, пробе’жка. Проверочное для безударной гласной корня -беж- слово бег. |
В слове бежит нужно писать букву е, так как под ударением в корне -беж- слышится звук “э”, обозначенный буквой е. |
З_мля. Крупнейшая планета земной группы по плотности, диаметру, массе. Ставим в слове ударение и выделяем безударные гласные: земля’. Корень в слове – -земл-. Родственные слова: заземле'ние, безземе’льный, зе’мли. Проверочное для безударной гласной корня -земл- слово земли. |
В слове земля нужно писать букву е, так как под ударением в корне -земл- слышится звук “э”, обозначенный буквой е. |
Др_жит. Колебания, совершаемые с высокой частотой и с малой амплитудой. Ставим в слове ударение и выделяем безударные гласные: дрожи’т. Корень в слове – -дрож-. Родственные слова: дрожать, дрожащий, подрожать, дрожь. Проверочное для безударной гласной корня -дрож- слово дрожь. |
В слове дрожит нужно писать букву о, так как под ударением в слове дрожь буква О. |
З_мле. Крупнейшая планета земной группы по плотности, диаметру, массе. Ставим в слове ударение и выделяем безударные гласные: земле’. Корень в слове – -земл-. Родственные слова: заземле'ние, безземе’льный, зе’мли. Проверочное для безударной гласной корня -земл- слово земли |
В слове земля нужно писать букву е, так как под ударением в корне -земл- слышится звук “э”, обозначенный буквой е. |
3.Использование элементов этимологического анализа слов
В русском языке встречается достаточно большое количество слов, значение, состав и орфография которых могут быть выяснены только с помощью этимологического анализа. Необходимость обращения к элементарным этимологическим справкам важна при работе с безударными гласными корня. Проводится она с чисто практической целью – объяснение правописания слов, опирающееся на выяснение его первичного значения и первоначальной структуры.
Пример записи слов с труднопроверяемыми безударными гласными корня в специальные словарики обучающихся:
Слово |
Объяснение |
Краткая запись |
Ветеран |
Слово в…теран заимствовано из французского языка, где veteran восходит к латинскому слову ветеранус (veterānus - `старый солдат`), которое образовано суффиксальным способом от ветус (vetus - `старый, испытанный, опытный`) |
Ветеран - ветус |
Акварель |
заимст. из зап.-европ. языков, восходит к лат. аква (аqua –‘вода’) |
Акварель – а’ква |
Брошюра |
заимств. из франц. яз., где broher в значении 'сшивать, ткать' образовано от brohe – ‘вертел, шило’; восходит к лат. брокка (brocca –‘иголка, булавка’). Тот же исторический корень в слове брошь |
Брошюра - брошь |
Газета |
заимств. через франц. яз. из итальянского яз., в котором gazzetta – ‘монета в 2 сольди’. Итал. gazzeta – суф. производное от газза (gazza - ‘сорока’). |
Газета – га’зза |
Героизм |
заимств. из франц. яз., где heros – ‘герой’ восходит к лат. heros, которое произошло от греч. герос (geros – ‘вождь, герой’). |
Героизм – ге’рос |
Безударные гласные в приставках
Практические методы
Подбор к данным словам синонимов и антонимов
Упр. 156. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу (антонимы).
Пример: Разгиба’ть – сгиба’ть
Закрыва’ть - …., отгада’ть - …., ввози’ть - …, прие’хать - …, зацвета’ть - ….
Теоретические методы
Ответы на вопросы
Упр. 185. Докажите, что слова уходит, выходит, заходит, отходит являются однокоренными. Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? Поставь ударение в словах и назови приставки.
Теоретико-практические методы
Орфографический разбор
Упр. 150. Спиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы. Найди слова с безударными гласными в приставках и сделай их орфографический разбор.
1. Осень. (От) лет птиц. Частые дожди. И (от)лета остались только теплые воспоминания. 2. (За)окном (за)воет вьюга уже не слышно (за)этим воем других звуков. 3. Люди говорят “(от)болела душа”, когда человек освобождается (от)боли душевной.
Безударные гласные в суффиксах
Практические методы
Подбор однокоренных слов – других частей речи
Упр.165. Прочитай слово: дом, звезда, школа. Подбери к данным словам однокоренные слова с безударным гласным в суффиксе.
Теоретические методы
Ответы на вопросы
Упр. 169. Прочитайте слова.
Охо’тник, летчик, ка’меньщик, раке’тчик, шко’льник, разно’счик, води’тель, апте’карь.
Какие суффиксы в данных словах? Что объединяет все эти слова? Обратите внимание, что с помощью данных суффиксов образуются слова-названия лиц по роду занятий.
Запомни эти суффиксы
Теоретико-практические методы
Орфографический разбор
Упр. 173. Прочитайте скороговорку. Объясните ее название.
Скороговорка за обедом (М. Яснов).
Су’пница, Смета’нница, Суха’рница, Сала’тница, Ры’бница, Горчи’чница, Салфе’тница, Гуся’тница, Са’харница, Сы’рница, Конфе’тница, Маслё’нка, Пе’речница, У’ксусница, Хле’бница, Соло’нка.
Спишите. Выделите суффиксы.
Безударные гласные в окончаниях
Практические методы
Подбор к данным словам синонимов и антонимов
Упр.131. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Радостн_ весть, зимн_ дорога, дремуч_ лес, северн_ ветер, весел_ песня, утренн_ роса, трескуч_ мороз, горяч_ молоко, верхн_ одежда, вечерн_ заря, интересн_ книга, легк_ туман.
Скажите, к каким именам прилагательным можно подобрать синонимы с безударной гласной в окончании, а к каким антонимы.
Теоретические методы
Ответы на вопросы
Упр. 181. Прочитайте таблицу вначале параграфа. Сравните падежные безударные окончания имен существительных. В каких падежах они имеют одинаковые окончания?
Устно просклоняйте имена существительные любого склонения парами: змея, чайка; морковь, ладонь; воробей, медведь. Проверьте безударные окончания по таблице.
Теоретико-практические методы
Орфографический разбор
Упр. 181. Прочитайте.
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
Спишите. Объясните, почему окончания в выделенных словах надо проверять. Докажите, что вы правильно записали окончания в именах существительных.
Список литературы
1. Бунеев Р. Н. Русский язык. 3 кл.: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – Издан. 5-е, переработанное. – М. : Баласс. – 2015. – 176 с.
2. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. В. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013. – 160 с. – Школа России.
3. Климанова Л. Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложениями на электронном носителе. В 2 частях. Часть 1. / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. – 143 с.
4. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных
классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного
чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.