В последнее время, помимо выше указанных целей, каждый учитель в конце учебного года в четвертом классе ставит перед учащимися цель успешного написания всероссийских проверочных работ (ВПР).
Данный дидактический материал применяю для итогового повторения учебного материала по математике в IV четверти, когда основные темы курса уже пройдены. Задания охватывают основные вопросы курса, помогают систематизировать, уточнить и углубить знания каждого учащегося. Дидактические карточки дифференцированы по уровню сложности (А, В и С) и помогают организовать работу каждого учащегося в соответствии с его способностями.Дидактический материал по математике
МКОУ Центральная ООШ
Карточки для
самостоятельной работы
по математике
4 класс
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Автор: Ерохина Н.В.
учитель начальных классовПояснительная записка
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему
повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у
учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала. Ранее
пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается
изучение нового материала, который в свою очередь, должен обогащать и
расширять ранее изученные понятия.
Заключительное повторение учебного материала преследует цели:
1. Обозрение основных понятий, ведущих идей курса соответствующего
учебного предмета; напоминания в возможно крупных чертах пройденного
пути, эволюции понятий, их развития, их теоретических и практических
приложений.
2. Углубления и по возможности расширения знаний учащихся по основным
вопросам курса в процессе повторения.
3. Некоторой перестройки и иного подхода к ранее изученному материалу,
присоединения к повторному материалу новых знаний, допускаемых
программой с целью его углубления.
В последнее время, помимо выше указанных целей, каждый учитель в конце
учебного года в четвертом классе ставит перед учащимися цель успешного
написания всероссийских проверочных работ (ВПР).
Данный дидактический материал применяю для итогового повторения
учебного материала по математике в IV четверти, когда основные темы курса
уже пройдены. Задания охватывают основные вопросы курса, помогают
систематизировать, уточнить и углубить знания каждого учащегося.
Дидактические карточки дифференцированы по уровню сложности (А, В и С)
и помогают организовать работу каждого учащегося в соответствии с его
способностями. Каждая карточка включает задание на смекалку, отмеченное
знаком *. Уровень сложности каждый ученик определяет для себя сам.
Учащийся работает с одной карточкой в течение дня: на уроке, на
консультации после уроков (если возникли трудности) и дома. Оценка «5»
ставится при правильном выполнении 89 заданий, оценка «4» при
выполнении 67 заданий, для получения оценки «3» достаточно выполнить 5
заданий. Практика показывает, что большинство учащихся стремятся к
получению хороших оценок и выполняют большую часть заданий.
Большинство учащихся вначале выбирает задания уровня А, как наиболеелегкие, а затем, по мере приобретения уверенности в своих силах, выбирают
карточки повышенного уровня.
Карточка А – 1
1. Начерти два отрезка: длина первого 12 см, а длина второго составляет
четверть длины первого.
2. Начерти квадрат со стороной 5 см. Вычисли его площадь и периметр.
3. Реши уравнение: 48 : х = 92 : 46
4. Вычисли, записывая решение столбиком:
9800 ∙ 60 7605 : 15
1780 ∙ 3 57421 : 7
801 ∙ 42 184200 : 600
5.Реши задачу.
Марафонец пробежал 42 км за 6 часов. Сколько километров он пробежит за 3
часа, если увеличит свою скорость на 2 км/ч?
6.Реши задачу.
За 6 порций мороженого нужно заплатить 54 рубля. У Толи есть 27 рублей.
Сколько порций мороженого может купить Толя?
7. Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Закрась 1/3 часть этого
прямоугольника.
8. Сравни величины.
1 ч 50 мин...120 мин
100 кг…1т
2/4 сут…18 ч
6 км 400 м…64000 м
2 м …19 дм
5 дм²…50 см²
9. Вычисли:
803 т 504 кг – 200 т 900 кг
20 кг – 4 кг 600 г
8 ч 34 мин + 4 ч 35 мин
10.* Маша на 4 года старше Мити. Сколько лет каждому из ребят, если сумма
их возраста равна 14?Карточка А 2
1.Вычисли, записывая решение столбиком:
1780 ∙ 23
14490 : 70
25346 3407
4037 ∙ 5
22134 : 714
648 +239352
2.Реши уравнения: х – 85 = 350 + 150 х +320 = 80 ∙ 7
3.Начерти два отрезка: длина первого 12 см, а длина второго составляет
половину длины первого.
4.Реши задачу.
Начало киносеанса в 15 часов. Сколько времени продолжался киносеанс, если
он закончился в 16 часов 25 минут?
5. Сделай чертёж к задаче и реши её.
Два поезда одновременно вышли навстречу друг другу. Скорость первого –
90 км/ч, второго 100 км/ч.Через сколько часов произойдёт встреча, если
расстояние между поездами было 380 км?
6. Вычисли:
10000 – 4500 ∙ 70 : 90
40018 – 725 ∙ 10 : 5
15 ∙ (54 : 3 – 84 : 7)
7. Начерти прямоугольник со сторонами 8 см и 3 см. Найди его периметр
и площадь.
8. Вырази в килограммах:
18 т 58 кг
18 т 8 ц
5 ц 4 кг
10 т
60000 г
4 т 3 кг
500 г9. Начерти квадрат со стороной 4 см. Закрась ¼ этого квадрата.
10.*Имеется два равных куска проволоки. От одного из них отрезали 75
см, от другого 96 см проволоки. В каком куске осталось проволоки
больше и на сколько?
Карточка А3
1.Найди значение выражения, записывая решение столбиком.
61465 ∙ 6 – 48340 : 2 + 135050 ∙ 3
2. Начерти три разных прямоугольника с площадью 30 см².
3.Реши задачу.
На посадку лесополосы из одного района пришли 183 человека, а из
другого на 15 человек меньше. Из третьего района – в 2 раза меньше,
чем из второго. Сколько всего человек вышли на посадку лесополосы?
4.Выполни деление с остатком:
111 : 11 207 : 34
1110 : 11
440: 43
1370 : 400
194 : 70
5.Начерти два отрезка. Длина первого 4 см, что составляет 1/3 длины
второго.
6.Вычисли:
2 т – 8 ц
2 ч – 8 мин
540 кг + 900 кг
2 мин – 40 с
5 дм – 8 см
820 м + 180 м
7.Сделай чертёж к задаче и реши её.
Из двух городов, расстояние между которыми 520 км, одновременно
навстречу друг другу вышли два автомобиля и встретились через 4 ч.
Первый автомобиль хал со скоростью 60 км/ ч. Какова скорость второго
автомобиля?
8. В первый раз снежного человека увидели на Рождество в 1921 году на
Эвересте. Сколько лет прошло с тех пор?9.Реши уравнения: х ∙ 23 = 92 – 23
210 – х = 192 : 2
10* Вике 11 лет, а Инне – 4 года. На сколько лет младше Вики будет
Инна через 6 лет?
Карточка А – 4
1. Найди периметр квадрата со стороной 15 см. Уменьши каждую его
сторону на 6 см и найди периметр нового квадрата.
2. Реши задачу.
На одно платье идёт 2 м 80 см ткани. Сколько материи потребуется
на два таких платья? А на пять?
3. Начерти отрезок длиной 6 см 8 мм.
4. Вычисли:
483042 : 6 ∙ 8 + 8044
11 ∙ 100 ∙ 10 + 29000
8 ∙ (900000 – 896507) : 4
5. Вырази в метрах:
½ км = …м
¼ км = …м
5 км = …м
60 дм = …м
300 дм = …м
9000 мм = м
6. Начерти равнобедренный прямоугольный треугольник. Обозначь его
вершины латинскими буквами.
7. Сделай чертёж к задаче и реши её.
Из двух городов, расстояние между которыми 272 км, одновременно
навстречу друг другу выехали два мотоциклиста. Через сколько
часов они встретятся, если скорость первого 72 км/ ч, а скорость
второго 64 км/ч?8. Выполни деление с остатком, записывая решение столбиком:
58934 : 774
311928 : 394
67728 : 563
933 : 52
9. Запиши 4 числа с помощью цифр:
а) семьдесят тысяч тринадцать;
б) пятьсот миллионов сорок тысяч семьдесят;
в) три миллиарда девятьсот миллионов шесть тысяч;
г) тридцать миллионов шесть тысяч пятьсот четыре.
10 * Площадь комнаты 20 м², а ё длина 4 м. В эту комнату хотят
положить ковёр, размеры которого 2 м×3 м. Можно ли это сделать?
Запиши решение.
Карточка А – 5
1.Начерти таблицу в тетрадь и заполни её:
Скорость
80 км/ч
95 км/ ч
? км/ч
Время
4 ч
? ч
8ч
Расстояние
? км
285 км
480 км
2. Вычисли:
273150 : 45
676800 : 18
2940 : 735
90000 – 508 ∙ 173
324 ∙ 250 689
5001 – 272 ∙ 16
3. Построй два отрезка: длина первого 1дм 3 см, а второй на 7 см короче.
4. Реши задачу.
Автобус был в дороге с 12 ч до 18 ч. Какое расстояние преодолел за это
время автобус, если двигался со скоростью 65 км/ч?
5. Вырази в тоннах:
100 ц = …т
3600 ц = … т
560 ц = .. т
25000 кг = …т
7000 кг =….т
20 ц =…т6. Периметр квадрата 25 см. Построй такой квадрат. Закрась ½ го площади.
7. Документальный фильм о жизни животных начался в 15 ч 10 мин. Его
продолжительность 40 минут. Когда этот фильм закончился?
8. Реши задачу.
Ворона может прожить 40 лет, а сокол в 3 раза дольше. На сколько лет сокол
может прожить дольше вороны?
9.Запиши каждое число в вид суммы разрядных слагаемых:
108 = 100 + 8
313 =
4008 =
7643 =
200507 =
3000400 =
10 *Какой прямоугольный участок наибольшей площадью можно опоясать
веревкой, длина которой 44 м?
Карточка А6
1. Если площадь прямоугольника 12 см², какими могут быть его стороны?
Начерти все возможные варианты прямоугольников с такой площадью.
2. Реши задачу.
Если купить 20 тетрадей по 20 рублей, то 10 рублей еще останется. Сколько
было денег?
3.Сделай чертёж к задаче и реши её.
Расстояние между двумя городами 523 км. Сколько километров останется
проехать машине после 6 часов движения, если её скорость 80 км/ч?
4. Вычисли:
45 р.72 к. – 9 р. 95 к.
42 м 65 см + 26 м 83 см
9 ц 36 кг – 5 ц 28 кг
20 т – 9 т 8 ц
5. Реши задачу.Коля и Миша купили билеты на шестнадцатичасовой киносеанс. В котором
часу мальчики выйдут из кинозала, если фильм длится 1 час 55 минут?
6. Вычисли, записывая решение столбиком:
87 ∙ 64
6710 ∙ 80
237 ∙ 405
40160 : 80
2688 : 32
23206 : 283
7. Реши уравнения:
8120 – х = 40
8120 : х = 40
8. Запиши, какое число из четырёх самое маленькое?
а) 391036
б) 391063
в) 393106
г) 396103
9. Папе 36 лет, возраст дочери составляет 1/3 го возраста. Сколько лет
дочери?
10.*Сколько минут составляют полтора часа?
Карточка А – 7
1. Реши задачу.
Теплоход, двигаясь со скоростью 30 км/ч, прошёл путь между пристанями за
4 часа. На обратном пути он прошёл это расстоянии за 3 часа. С какой
скоростью двигался теплоход на обратном пути?
2. Выполни умножение и деление величин.
2 кг 100 г ∙ 10
7 м 85 см ∙ 18
4 ц 90 кг ∙ 6
19 т : 5
7 кг : 100
48 р.24 к.: 9
3. Начерти квадрат со стороной 6 см и прямоугольник со сторонами 10 см
и 2 см. Сравни периметры данных фигур.
4. Реши уравнение: 30 ∙ х = 15000
5. Найди значении выражения:
(11000 – 8409) ∙ 5 + 4252 : 26. Площадь прямоугольника 91 см². Одна его сторона равна 13 см. Чему
равна другая сторона?
7. Тренировка футбольной команды продолжалась 1 час 40 минут и
закончилась в 14.00. Когда началась тренировка?
8. Выполни деление с остатком, записывая решение столбиком:
194 : 70 70537 : 54
440 : 43
155264 : 604
1370 : 400
1157 : 165
9. Сумму чисел 842 и 568 увеличь в 8 раз.
10.*В столовую привезли коробку печенья массой 19 кг. Когда съели
половину печенья, коробка стала весить 10 кг. Сколько килограммов
печенья было в коробке первоначально?
1. Одна из сторон прямоугольника 23 см, а другая в 2 раза больше.
Найди периметр прямоугольника.
Карточка В – 1
2. Начерти прямоугольник длиной 12 см, а шириной в 2 раза меньше.
Найди его площадь.
3. Ель может жить 1200 лет, сосна – ½ этого возраста, а рябина на 520
лет меньше ,чем сосна. Сколько лет живёт рябина?
4. Вычисли, записывая решение по действиям столбиком.
32914 : 7 + 27050 ∙ 8
720 ∙ 400 – 195046
264037 + 516600 : 900
5. Маляр покрасил два окна за 2 часа 10 минут. Сколько времени он
потратит на окраску 4 окон?
6. Ира на дорогу в школу тратит 25 минут, а Женя 5 минут. Во сколько
раз Ира тратит времени на дорогу в школу больше, чем Женя?7. Реши уравнения: х : 7 = 140 х ∙ 10 = 250 120 : х = 40
8. Сделай чертёж к задаче и реши её.
Из гаража одновременно в противоположных направлениях вышли
две машины. Одна шла со скоростью 50 км/ч, другая – 70 км/ч. На
каком расстоянии друг от друга будут эти машины через 4 часа.?
9. Запиши величины в порядке убывания:
2 ц
1 кг 100 г
199 кг
2000 г
2 кг 700 г
3 т
105 кг
10.*Лариса на 3 года младше Стасика. Сумма их возраста равна 15.
Сколько каждому лет?
Карточка В – 2
1.. От проволоки длиной 6 м отрезали 5 кусков, по 90 см каждый. Вычисли
длину остатка.
2.Вычисли:
35210 : 70
43600 : 40
768 : 24
2544 : 53
22134 : 714
425400 : 600
3. Реши уравнения:
х : 20 + 40 ∙ 3
210 : х = 420 : 6
4. Начерти любой тупоугольный треугольник и вычисли его периметр в
миллиметрах.
5. Сделай чертёж к задаче и реши её.От двух пристаней, расстояние между которыми 120 км, отошли
одновременно навстречу друг другу два катера: один со скоростью 18 км/
ч, другой – 22 км/ч. Через сколько часов катера встретятся?
6. Вырази в более крупных мерах:
48 мес.=
12 мес.=
180 мин. =
900 с =
1200 м =
240 ч =
5000 кг =
300 кг =
7. Глубина детского бассейна 9 дм. А взрослого бассейна на 2 м 50 см
глубже. Какова глубина бассейна для взрослых?
8. Начерти круг любого радиуса. Закрась ¾ этого круга.
9. За 12 чашек хозяйка заплатила 480 рублей. Сколько стоят 7 таких чашек?
10.*Длина отрезка 168 мм. Он разделён на 3 отрезка. Второй отрезок в 3 раза
длиннее первого, а третий – в 4 раза длиннее первого. Найди длину
каждого отрезка.
Карточка С 1
1. Сделай чертёж к задаче и реши её.
Из прямоугольного куска картона длиной 8 см и шириной 5 см
вырезали квадрат со стороной 3 см. Чему равна площадь оставшейся
части?
2. Автомашина прошла 160 км и еще половину этого расстояния. После
этого ей осталось пройти в 2 раза меньше, чем она уже прошла. За
сколько часов пройдёт машина весь этот путь, если будет двигаться со
скоростью 60 км/ч?
3. За 3 булочки девочка заплатила 45 рублей. Мальчик купил таких же
булочек, но денег заплатил в 2 раза больше, чем девочка. Сколько
булочек купил мальчик?4. В основании великой пирамиды Хеопса лежит квадрат со стороной 233
метров. Чему равны периметр и площадь этого квадрата?
5. Вычисли:
4 м 5 см – 17 дм
8 т 504 кг – 5 ц
4 ч + 60 мин
1 км – 50 м
9 ч – 4 ч 32 мин
2 м² + 600 дм²
6. Расставь в каждом выражении скобки так, чтобы равенства были
верными:
70 + 20 : 5 – 1 = 18
70 + 20 : 5 – 1 = 78
70 + 20 : 5 – 1 = 80
80 : 5 + 3 ∙ 5 = 50
80 : 5 + 3 ∙ 5 = 4
80 : 5 + 3 ∙ 5 = 95
7.Найди значение выражения:
9010 – ( 8316 + 864) : 510
8.* Имеется 40 трёхметровых брёвен, которые надо разрезать на
полуметровые части. Сколько разрезов придётся сделать?
1.Масса бочки с мёдом56 кг, а пустой бочки 7 кг 800 г. Какова масса
мёда?
Карточка С 2
2. Пачка сухариков стоит 6 рублей 50 копеек. Сколько пачек сухариков
может купить Стас на 26 рублей?
3. Начерти квадрат, площадь которого 36 см². Вычисли го периметр.
4.Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Закрась 2/6 этого
прямоугольника.
5.Вычисли:
8 ц 72 кг +4 ц 98 кг
11 км 680 м + 956 м10 р.40 к. 5 р.75 к.
35 ч 12 мин – 12 ч 54 мин
6.Сделай чертёж к задаче и реши её.
Из двух городов, расстоянии между которыми 572 км, одновременно
навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость первого 68
км/ч. Узнай скорость второго автомобиля, если они встретились через 4
часа?
7. Чтобы купить футбольный мяч, 9 мальчиков сдали по 50 рублей, а
Игорь вложил в покупку 500 рублей. Сколько стоил новый
футбольный мяч?
8. Найди значение выражения:
60997 + (6012 + 6228) : 30
9.* Через 8 лет Вове будет столько же лет, сколько Серёже сейчас. Кто
старше?