Использование опорных схем при обучении немецкому языку.docx
МКОУ Тогучинского райна
«Владимировская средняя школа»
Использование опорных схем при обучении
немецкому языку
Практическое применение современных технологий обучения
иностранному языку: из опыта учителя
Чубикова Людмила Ивановна учитель немецкого языка
1 Каждая мечта тебе дается вместе с силами,
необходимыми для ее
осуществления.
Однако, тебе, возможно, придется ради этого
потрудиться. Ричард Бах
Работающий, неравнодушный учитель мечтает о том, чтобы ученики с удовольствием шли
на его уроки, чтобы они имели хорошие результаты и были успешными. Каждый учитель
имеет силы (знания, амбиции, опыт) для осуществления своей мечтызадачи, но, конечно,
труд никто не отменял. Учитель иностранного языка ещё мечтает, и многое делает для того,
чтобы все его ученики умели говорить, общаться на языке. Уже, по окончании начальной
школы учащиеся должны уметь составлять элементарные связные монологические
высказывания в форме описания, повествования, не говоря уже о средних и старших классах.
Говорение, монологическое высказывание
является одним из сложных видов
речемыслительной деятельности учащихся и вызывает у них затруднения, требует больших
усилий, много времени на подготовку, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. В
связи с этим целесообразно использовать такие способы и приёмы, которые позволяли бы
учащимся преодолеть трудности, связанные с говорением. Когдато, очень много говорили о
системе опорных конспектов Шаталова В.Ф.. Мне это показалось интересным и возможным
для применения в своей педагогической практике. Этим я пользуюсь и сегодня, и считаю
очень хорошим подспорьем в работе учителя иностранного языка, которому необходимо
научить детей говорить, общаться. Это действенный способ, убедилась на собственном
опыте. В данной статье я хочу рассказать о применении опорных схем на своих уроках.
Система опорных конспектов, опорных сигналов, опорных плакатов Виктора Фёдоровича
Шаталова универсальная система, которую можно применять при изучении любых
предметов, в том числе и иностранного языка. Конечно, каждый предмет имеет свои
особенности, но для меня и моих учеников это оказался хороший, результативный способ в
достижении цели обучения говорению, а кроме того, это возможность практически каждому
ученику стать успешным в таком сложном виде деятельности.
Как известно, Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения вначале
1970х гг. « Она нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в
различных условиях1.» «Время показало, используя опыт применения опорных конспектов
1 . Статьи «Учебно-методические » История педагогики и образования Google+.
Система обучения В.Ф. Шаталова. http://si-sv.com/publ/16-1-0-231
2 Шаталова, « средние» учителя становятся сильными, а «сильные» вырастают в мастеров.
Бессильна Шаталовская система в руках профессионально непригодных учителей». 2
Особенности системы В.Ф Шаталова:
предельно понятное объяснение учебного материала на уроке: сначала развёрнутое
изложение, а затем – свёртывание материала в логическую блоксхему (опорный плакат);
разделение на уроке слушания и записывания учениками;
опережающее рассмотрение теоретического материала, его закрепление и углублённое
усвоение на основе использования блоксхем (опорных конспектов, плакатов, сигналов), в
которых сжато и схематично отражена логика материала. Минимальной единицей опоры по В.
Ф. Шаталову, является опорный сигнал – это «ассоциативный символ, заменяющий некое
смысловое значение; – он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и
понятую информацию». 3 Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов,
несущих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, заменяющую
систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных обучение элементов»4. Мне близки
идеи Шаталова о бесконфликтности обучения. Важным в этом случае является то, что
любой ученик, работая по опорной схеме «лишается» автоматически возможности получить
плохую оценку, которая часто является причиной конфликтов между учителем и учеником.
Опорные схемы открывают перспективы любому школьнику в том, что позволяют ему
улучшить оценку за выполненное задание и предусмотреть свои достижения. Он может
многократно вариативно работать со схемой, опорной таблицей. Часто слабый ученик
отказывается делать высказывание, сообщение. У него, возможно, проблемы со связной речью
и на родном языке. Опорная же схема или конспект позволяют ему чувствовать себя
2 Чоботарь А.В.
Учителю немецкого языка о системе В. Ф. Шаталова / А. В. Чоботарь ; Научно
методическое объединение "Творческая педагогика" ; Малое предприятие "Новая школа".
Москва, 1992. 70 с. (Библиотечка учителяшаталовца) (Немецкий язык).
3
. Меженко Ю. С. учитель, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов
обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991
гг. http://si-sv.com/publ/16-1-0-231
4
Меженко Ю. С. учитель, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов
обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991
гг. http://si-sv.com/publ/16-1-0-231
3 увереннее, помогают выстроить своё, пусть иногда и небольшое выступление, логически,
придают решительности и способствуют успешности, а значит положительному настрою на
работу на уроках иностранного языка. Важно также, чтобы каждый учитель составлял
опорные схемы самостоятельно, под себя, под возможности своих учеников, хотя можно
воспользоваться и готовыми опорными сигналами, схемами. Очень давно, мне удалось
приобрести брошюры Чоботаря Алексея Васильевича. В них есть образцы некоторых схем.
Например: «Классная комната», «Праздники, «Времена года и др. Уже в начальных классах
опорные схемы значительно облегчают путь маленького ученика к высказыванию, монологу.
Поэтому я использую свои схемы, начиная с третьего класса. Ребята хорошо знают, что
итогом изучения любой темы будет высказывание по ней и уже в начале пути мы,
познакомившись с новой лексикой, составляем опорный конспект, в котором предусмотрены
сигналыподсказки для построения предложений и высказывания в целом. Это совместная,
можно сказать, творческая работа. Опорный конспект располагается в словаре. Возможно,
это больше всего напоминает рисунок с ключевыми словами, или даже целыми
предложениями многие выполняют его цветными карандашами, соблюдая принятую в
учебниках Бим И. Л. цветовую гамму, а именно: синим цветом, обозначаем предметы
мужского рода, красным женского, жёлтым среднего рода и множественное число – это
чёрный цвет. Но главное этот рисуноксхема хороший помощник, подсказчик на пути
создания монологического высказывания по теме. В процессе рисования того или иного
«эпизода» истории всё, каждое слово, предложение многократно проговаривается. Начинаем
создавать схему, затем проговаривать, как правило, с левого верхнего угла странички, иногда
центр страницы начало работы. Например: Рисуем солнце и проговариваем, пока рисуем:
Die Sonne scheint hell. Рисуем небо, облака: Der Himmel ist blau. и так далее. Вот так
выглядит опорная схема для высказывания о весне в 3ем классе
Der Frühling ist da.
Der Himmel
scheint
Die Vögel
4 s. l.
h.
b.
Es taut
Die Bäume
grün
singen
blühen Рис. 1. Опорная схема для 3его класса
Когда весь рисунок готов, снова проговариваем уже все предложения по порядку. Если
нужно, ребята чтото дополняют в своих схемах, нумеруют предложения. Следующий этап
работы с опорной схемой – вопросо ответное упражнение с вопросом переспросом,
специальными вопросами. Например: Ist der Frühling da? Was machen die Vögel? Это
упражнение может выполняться фронтально, в парах, по цепочке ( У1 У2 У3), в группах.
Затем, возможно на следующем уроке, или на этом же ребята читают друг другу всё
высказывание. Периодически, в процессе изучения темы мы обращаемся к схеме
многократно, что способствует повторению, лучшему запоминанию, знанию схемы «как свои
пять пальцев». Ведь общеизвестно, что хорошо запоминается такое содержание, с которым
осуществлялось много действий, манипуляций. Задания могут быть следующие:
найди и прочитай новые слова по теме;
расспроси своего соседа о весне, а затем, сменив партнёра, побеседуй с ним о весне;
изобрази какое либо предложение, действие, остальные угадывают;
расспроси учителя о весне;
продемонстрируй, что удалось тебе уже запомнить;
подбери предложения к отдельным фрагментам схемы (в этом случае схема содержит
только рисунки, символы);
дополни самостоятельно (устно или письменно) схему другими словами, словосочетаниями,
возможно предложениями;
всем известный приём «снежный ком» тоже подходит как разновидность упражнений в
работе над схемой.
С опорной схемой учащиеся работают и дома. Это могут быть такие упражнения:
научись хорошо читать предложения, слова,
запиши несколько предложений по схеме,
составь письменный рассказ по теме, и т.д.
5 При применении опорной схемы задействованы все каналы восприятия: зрительный,
слуховой, тактильный. Цель опорных схем — "...изложить изучаемый материал так, чтобы на
основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в
долговременной памяти" 5, чтобы это облегчило запоминание, позволило ученику ощутить
свои силы, возможности. Применение опорных схем систематически, придаёт учебному
процессу стабильность, помогает дифференцировать процесс обучения, даёт возможность
использовать и индивидуальную, и парную, и групповую форму работы, а также работать
фронтально. С помощью опорных схем ученик может работать самостоятельно, что
способствует его самореализации, придаёт уверенность в своих силах. Успех ученика и
учителя зависит от содержания и оформления опоры она должна быть понятной,
интересной, простой, вызывать положительные эмоции. Учащиеся должны понимать, как
расшифровывается тот или иной символ, сокращение или цвет как в нашем случае.
Постоянное применение схем, составление их при непосредственном участии детей,
способствует тому, что даже слабоуспевающие школьники могут логически, связно
высказаться по определённой теме. Безусловно, учителю предстоит:
•заранее
материал;
•сделать наброски схемы опоры, или подготовить её полностью. (Иногда в процессе
продумать,
подобрать
рисования схемы дети вносят свои предложения, и тогда я могу изменить свой
приготовленный конспект или они в своём делают так, как им понятнее, интереснее.)
•Подобрать
• точно знать, что учитель
символы,
картинки;
хочет достичь с помощью этого материала;
•предусмотреть всю последовательность, этапы работы, и упражнения, необходимые для
достижения результата,
• грамотно закодировать материал, сделать его ярким, запоминающимся, превратив его в
хороший наглядный материал. (Например: по теме « Drau enβ ist Blätterfall» в 6 классе, я
использую опорный плакат, который изготовили две ученицы, умеющие хорошо рисовать. В
настоящее время, работу в этом плане значительно облегчает интернет, компьютер).
5
В.Ф.Шаталов.
http://pandia.ru/text/78/538/89286.php
Статья «Опорные схемы для развития связной речи детей»
6 На фото: опорная схема, выполненная уч
ся
• Установить, какие могут возникнуть трудности
при работе по схеме.
В методической литературе существуют
основные принципы составления конспектов. Есть
несколько вариантов, но большинство принципов
повторяются.
Данный вариант с пояснениями и дополнениями
мне показался
наиболее
всеобъемлющим.
1. Лаконичность. Принцип лаконичности требует, чтобы письменное воспроизведение
опорного конспекта на 45минутном уроке не превышало
12—15 минут.
2. Структурность. Опорный конспект должен содержать около четырех—пяти логических
блоков. Структура расположения символов, блоков должна быть удобна и для запоминания и
и для проверки.
для
(письменного и устного),
воспроизведения
Поэтому текст опорного конспекта зачастую размещается не строка за строкой, как в
специфическую форму расположения.
обычном конспекте,
имеет
а
3. Принцип акцента на основных смысловых элементах. Материал, содержащийся в
опорном конспекте, можно сделать более «рельефным» для запоминания, воспроизведения и
контроля, применяя рамки различной конфигурации, различные шрифты, различную форму
конспекта,
различное положение слов
различную цветовую раскраску,
(по
вертикали,
под
углом,
наискосок)
и
т.
п.
4. Принцип унификации. Символика, применяемая в опорных конспектах (по данному
предмету или группе предметов), должна быть единой. Необходимо ввести определенные
значкисимволы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов (или даже
отдельных
словосочетаний).
5. Автономность. Каждый фрагмент темы и может быть воспроизведен отдельно.
6. Принцип привычных ассоциаций и стереотипов. Нужно умело подбирать ключевые
слова.
7. Непохожесть. Для успешного запоминания конспекты следует разнообразить по форме, по
исполнению.
структуре,
графическому
по
8. Простота. Конспект должен быть прост. И для запоминания, и для воспроизведения, и для
рисунков.
проверки.
Нужно избегать вычурных шрифтов,
сложных
чертежей,
9. Основные требования к шрифту: четкость, ясность, удобочитаемость, простота
форм.
графических
10. Цветовая гармония конспекта. Цвет играет огромную роль не только с эстетической
7 точки зрения, но воздействует своими физическими и психологическими качествами.
Установлено также, что теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) действуют на психику
человека возбуждающе, расширяют зрачки, утомляют глаза, учащают пульс. Поэтому при
применении в конспектах красного цвета необходимо соблюдать меру. Лучше заменить его
розовым. Холодные цвета (зеленый, голубой, синий), наоборот, снижают утомление и успо
каивают зрение.6
Опорные конспекты бывают различными по типу оформления: смысловыми,
вербальными, ассоциативными, аббревиатурными, графическими и орфографическими,
комбинированными. В моих опорных схемах более всего присутствуют рисунки и слова,
их можно отнести к комбинированным пособиям.
символы следовательно,
«Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их
к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются
в поле их активного восприятия»7. Как показывает опыт, применение опорных схем на
уроках оправдано. Учащиеся менее затрудняются в ответах высказываниях, не испытывают
беспокойства или боязни перед выступлением, их речь улучшается, становится более
грамотной и осознанной. Система применения схем способствует развитию внимания,
мышления, памяти, всех психических процессов. Увеличилась активность ребят, их интерес к
урокам немецкого языка. Шаталовские идеи, наработки помогают создавать на уроках
благоприятную, творческую атмосферу, способствующую исполнению мечтызадачи учителя
иностранного языка все дети могут говорить, общаться на языке. Однако, для этого всёже
надо потрудиться, нарисовать, проговорить, прочитать, найти, понять, повторить
неоднократно, побеседовать с одноклассниками, с учителем. И хорошо, если есть, по
утверждению Шаталова В.Ф. «такие надёжные помощники восприятия, запоминания и
творчества
сигналы».8
Далее некоторые варианты моих схем.
опорные
6
Меженко Ю. С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных
способностей. http://litmisto.org.ua/?p=14320
)
7
Шаталов. В.Ф. Учить всех, учить каждого. стр.17 М., Педагогика, 1988
8
Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. стр.17 М., Педагогика, 1988
8 Meine Ferien (in den Ferien)
sind vorbei
waren verbrachte
Ich
Wo? √ zu Hause √ bei den
Verwandten √auf dem Lande √
zu Gast √ bei den Bekannten √
in der Stadt √ am Meer/Fluss
Wie? *gut *super
*klasse * galaktisch
*(nicht) interessant,
*langweilig
* langweilig *nicht
besonders gut *schlecht
*fein, prima
Ich
habe bin
gelaufen
☻
( am Computer)
☻ getanzt Schi ■
■
☻gerodelt ☻gemalt
Schlittschuh
gefüttert den☻ Eltern
gelaufen Tiere
geholfen
☻
☻
☻
ge☻ lesen Lieder
■ Rad\Motorrad gefahren
gespielt☻gebastelt ■nach …gefahren
gegangen
fern☻ gesehen ■ spazierengegangen
t
☻
geblieben
t ge☻ arbeitet☻geturnt
gesungen Freunde besuch
t
viele Menschen gratulier
■
in den Wald \ zu Gast
■
zu Hause
viel telefonier
☻
9 gemacht ☻Musik gehört
■ mit… (nicht) zufrieden
Schneeballschlacht
☻
☻viel gelacht
Stelle die Fragen zusammen:
1.geht,wie, es, dir?
2. deine Ferien, wie, waren?
3. warst, du, in den Ferien, wo?
4. in den Ferien, hast, du, was ,gemacht?
5. die Ferien, vorbei, sind
Рис 2. Опорная схема для подготовки сообщения о каникулах. 7 класс
10 10. Klasse. Thema 2. Schüleraustausch.
spielt eine
gro e Rolle
β
reisen\ fahren ins Ausland
Der Schüleraustausch
zu
ZIELE ZEIT
hat / findet…statt/hilft
☻
1.Sprachkenntnisse erweitern, verbessern; während des Schuljahres;
2. Freundschaft schlieβen
☻
3.Kontakte knüpfen FORMEN:
4. viel Neues und Interessantes erfahren ☻Europäische Jugendwochen(forume); ☻Seminare;
☻ Workcamps;☻Sprachkurse; ☻Sport Musiktreffen;
5. Land und Leute, Sitten und Bräuche kennen lernen
6.den Familienalltag im Ausland beobachten Umweltschutzprojekte; Familienaufenthalte
7.zur Zusammenarbeit, zur Völkerverständigung
beitragen 8. typische Gewohnheiten, Lebensweise
erlernen
THEMEN: WOHNORTE:
☼Politik ☼ Wissenschaft ☼in den Gastfamilien
während der Ferien;
☻
☻
1
Kultur
☼
Umwelt
☼
Zukunft
☼
☼ Wirtschaft
☼
☼ Kunst
☼ Geschichte
☼
2
in den Wohnheimen
☼
in den Ferienorten
Картинки 1,2 с сайтов: http://botinok.co.il/sites/default/
files/images/ 5e5d50f5591 f6b1c934e504388e
771c7_winner.gif; http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?
like= http%3A%2F%2Fspanishguide.blogetery.com%2Ffiles
%2F2011%2F10%2Fstudent_ exchange_2.jpg
in den Jugendherbergen
11
Рис 3. . Опорная схемаконспект для работы по теме 2. 1.MM spielen eine große Rolle im Leben der Menschen. 6)MM sind
711) Mein(e) Lieblingsbuch(Zeitung\Zeitschrift\Sendung\Webseite) Handy heißt…
2)…sind die vierte Macht. Regierungsorgane
Fernseher Handy
3) Andere drei Mächte sind
,
und
.
4)… haben Aufgaben. 5)Sie
■
verbreiten Information.
Die Massenmedien
kommentieren verschiedene Ereignisse.
■
12 ■
■
■
machen politische Probleme einsichtig. kontrollieren die Entscheidungen der politischen Institutionen. kritisieren Missstände.
■
tragen der Meinungsbidung der Bürger bei .
kontrollieren das Verhalten der Amtsinhaber .
■
Рис 4. . Опорная схемаконспект для
работы в 9 классе по теме «Massenmedien»
13 Литература и интернет источники:
1. Статьи « Учебнометодические »
2.
История педагогики и образования Google+. Система обучения В.Ф. Шаталова. http://sisv.com/publ/161
0231
2. А.В. Чоботарь
Учителю немецкого языка о системе В. Ф. Шаталова / А. В. Чоботарь ; Научнометодическое объединение
"Творческая педагогика" ; Малое предприятие "Новая школа". Москва, 1992. 70 с. (Библиотечка учителя
шаталовца) (Немецкий язык).
3. . Меженко Ю. С. учитель, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО
АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 19871991 гг. http://sisv.com/publ/1610231.
4. Статья «Опорные схемы для развития связной речи детей» . http://pandia.ru/text/78/538/89286.php
5. Меженко Ю. С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей.
)
http://litmisto.org.ua/?p=14320
6. В. Ф. Шаталов. Учить всех, учить каждого. Cтр. 17М., Педагогика, 1988
7. В.Ф. Шаталов. Учить всех, учить каждого. Cтр.11 М., Педагогика, 1988
14
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Карточки-задания для 7 класса по немецкому языку, тема "Аuf dem Lande gibt es auch viel Interessantes"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.