Картотека дидактических игр .
Формирование морфологической стороны речи.
Младшая группа (3-4 года)
Название: «У зайки день рождения»
Дидактическая задача : Упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.
Игровые правила: по картинкам угадать, кому зайка приготовил угощения
Игровые действия: Воспитатель: У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?
Дети: Орехи – белке; рыбку – коту; мёд – мишке; морковку-зайке.
Название: «Прятки»
Материал: мелкие игрушки
Дидактическая задача : Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).
Игровые правила: найти все непрошенных гостей, рассказать о том, где вы их нашли
Игровые действия: Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом
(Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня».
Дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
Название: «Мишка, ляг!»
Материал: Плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).
Дидактическая задача: Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.
Игровые правила: По желанию детей медвежонок выполняет разные задания
Игровые действия: В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.)
По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.
Средняя группа ( от 4 до 5 лет)
Название: «Лото»
Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).
Дидактическая задача: Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).
Игровые правила: На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом
Игровые действия: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:
— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.
Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми
Название: « Чего не стало»
Материал: Карточки с изображениями предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек.
Дидактическая задача: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.
Игровые правила: ответить каких и сколько предметов у вас не стало
Игровые действия: Воспитатель раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запомнить, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках, для этого надо тихо или про себя назвать предметы. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить, каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало двух яблок, не стало одного мячика и т. д.)- Потом откроете свою карточку и, если правильно ответили, получите фишку». Игра продолжается еще несколько конов, воспитатель может добавить 1-2 карточки или поменять 1-2 карточки у ребенка, И опять воспитатель отмечает, что слова, обозначающие число и названия предметов, снова изменили свои окончания. В игре «Сколько их?» мы говорим «два яблока», а в этой игре — «двух яблок», или говорили «пять конфет», а теперь — «пяти конфет»
Название: « Один и много»
Материал: Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата. Две коробки разной величины
Дидактическая задача: Упражнять детей в образовании множественного числа) существительных в именительном и родительном падежах
Игровые правила: рассмотреть и найти все парные картинки
Игровые действия: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что — на другой (на одной — один мячик, а на другой — много мячиков). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает: «У кого мячик? А у кого мячики?» и т. д. Один ребенок отвечает: «У меня — мячик», а другой: «У меня — мячики». Когда все парные картинки будут рассмотрены, воспитатель ставит перед детьми две коробки разной величины и предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку— карточки с одной игрушкой, а в большую — с несколькими игрушками. И каждого ребенка при этом спрашивает: «Чего у тебя теперь нет?» (пирамидки, пирамидок и т. д.).
Старшая группа ( 5-6 лет)
Название :«Кто чем работает?»
Материал: Картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.).
Дидактическая задача: Закреплять формы существительных творительного падежа.
Игровые правила: ответить на вопрос: кто чем работает?
Игровые действия: Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»:
Парикмахер — ножницами, маляр — кистью, плотник — топором, дворник — метлой, лесоруб — пилой, садовник — лопатой.
Название: «какой? какая? какое?»
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Дидактическая задача: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе
Игровые правила: найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств
Игровые действия: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
Название: «Чем можно?»
Дидактическая задача: Закреплять формы творительного падежа.
Игровые правила: предлагаю ответить на вопрос: чем можно выполнять определенные действия
Игровые действие: Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «Чем можно?»:
Рубить — топором, резать — ножом, ножницами, умываться — водой, пилить — пилой, вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой, писать — ручкой, вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой, есть — ложкой.
Формирование синтаксической стороны речи дошкольников
Младшая группа ( 3- 4 года)
Название игры: «Придумай рассказ»
Дидактическая задача: формировать умение составлять коллективное повествование
Игровые правила: прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжить рассказ
Игровое действие: Воспитатель говорит детям, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжить рассказ.
В.: В лесу жил…
1-й ребенок: Трусливый зайчик.
2-й ребенок: Один раз пошел он гулять.
3-й ребенок: Вдруг он увидел большую змею.
4-й ребенок: Зайчик испугался и убежал. В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если в этом случае пауза затягивается, воспитатель подсказывает начало новой фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.
Название: «Кто у кого»
Материал: картинки с животными и их детёнышами
Дидактическая задача: практическое усвоение сложносочинённого предложения с противительным союзом а.
Игровые правила: составить сложносочинённые предложения по двум парам картинок
Игровые действия: Сначала дети составляют простые предложения типа: «У коровы телёнок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочинённые предложения по двум парам картинок: У коровы телёнок, а у козы козлёнок
Название: «Кто сумеет похвалить»
Дидактическая задача: развиваем умения подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. активизировать речь детей.
Игровые правила: Подбирать слова которые хвалят картинки, которые показывает воспитатель. Количество играющих 5-6 человек. Победителями считаются те дети, которые быстро и правильно придумали слова и похвалили показную картинку воспитателем.
Игровые действия: Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы - хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
Средняя группа ( от 4 до 5 лет)
Название: «Кто интересней придумает»
Материал : Фишки, значки
Дидактическая задача: учим детей составлять предложения по заданному слову из любой части речи.
Игровые правила: Воспитатель выбирает любое слово и дети составляют не большие предложения. За самое интересное предложение, получает фишку или значок. Победителем становится тот, у кого больше фишек или значков.
Игровые действия: Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку или значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
упражнять детей в составлении трех (четырех) - словных простых предложений и т. п.
Название игры: «Закончи предложение и подбери к нему картинку»
Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.
Дидактическая задача: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.
Игровые правила: закончить фразу, выбрав предварительно среди картинок походящую по содержанию
Игровые действия: Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.
-девочка рисует… (елку, дом, диван);
-папа читает… (книгу, журнал, газету);
-собака грызет… (кость, тапочки, карандаш);
-мальчик ловит… (мяч, кита, рыбу, лягушку);
-курица снесла… (яйцо);
-мама стирает… (платье, пальто, кофту).
Название: «Какой он?»
Дидактическая задача :учить активно описывать признаки предметов.
Игровые правила: .описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные.
Игровые действия: Воспитатель предлагает ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т.д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок объяснит сходство и различие предметов, а также их назначение.
Старшая группа ( 5-6лет)
Название: «Кто лишний?»
Дидактическая задача: учить детей составлять сложноподчиненные предложения со словами потому что.
Игровые правила: определить лишние профессии и ответить почему они лишние
Игровые действия: Воспитатель: - А сейчас я буду называть профессии, а вы будете определять, кто лишний и почему. Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний? -Лишний каменщик, потому что он работает на стройке. А врач, логопед и воспитатель работают в детском саду. -Маляр, продавец, штукатур, архитектор. Кто лишний? -Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур и архитектор работают на стройке. -Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний? - Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. Крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник работают на стройке. -Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний? -Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан и машинист работают на транспорте
Название: «Про Потому и Почему»
Материал: фишки
Дидактическая задача::учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.
Игровые правила: составить предложения с помошью союза « потому что»
.
Игровые действия: Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». «Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно. - Почему оно катится? – спросило Почему. - Потому что оно круглое, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему. Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица. - Почему она летит? - спросило Почему. - Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться. - Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему». Далее мы задаем вопросы (почему?..), дети отвечали (потому.)
«Я надела теплую шубу почему?, Мы зажгли свет почему?, Дети надели панамки почему?, Полили рассаду почему ? и т.д.»
Название: «Распутай слова»
Материал и оборудование: карточки со словами.
Дидактическая задача: составлять предложения, используя данные слова.
Игровые правила: из запутанных слов составить предложения.
Игровые действия: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места
Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Формирование способов словообразования
Младшая группа (3-4года)
Название: «Подбери словечко»
Дидактическая задача: Закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными
словами.
Игровые правила: добавлять нужное слово и проговаривать предложения целиком
Игровое действие: Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.
Заяц белый, а зайчонок. (беленький) . Примерный лексический материал:
Шарф синий, а шарфик. (синенький) серый — серенький тонкий — тоненький
Береза тонкая, а березка (тоненькая) . вкусный — вкусненький умный — умненький.
Дом низкий, а домик. (низенький) . сладкий — сладенький
С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.
Название: «Маленький – большой»
Дидактическая задача: Учить детей дифференцировать суффиксы существительных.
Игровые правила: подобрать слово, которое обозначает такой же предмет, но большой
Игровые действия: -Помните, мы играли в слова? Я называла большой предмет, а вы называли маленький. А теперь, наоборот, я буду называть маленький предмет, а вы подбираете слово, которое обозначает такой же предмет, но большой.
Вилочка – вилка
ушко - ух
щёлочка - щель
капелька - капля
дорожка - дорога
яблонька – яблоня
ямочка – яма
косточка – кость
кисточка – кисть и др.
Название :«Одежда для малыша»
Материалы: мяч.
Дидактическая задача: Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игровые правила: поймать мяч и назвать предмет одежды в уменьшительно-ласкательной форме
Игровые действия: Дети садятся полукругом. Воспитатель бросает мяч кому-либо и говорит любой предмет одежды. Ребенок должен назвать «маленькую» вещь и вернуть мяч воспитателю. Например: «Платье – платьице, носок – носочек, юбка - юбочка» и т. д.
Средняя группа( от 4 до 5 лет)
Название :«Гномик»
Материалы: картинка с изображением гнома.
Дидактическая задача: закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
Игровые правила: добавлять к словам суффикс «НЫЙ»,
Игровые действия: Воспитатель: К слову САХАР добавилась частица «НЫЙ», которая любит приклеиваться к словам. Видите, гномика на картинке (воспитатель показывает нарисованного гномика на картинке), назовем его «НЫЙ». Давайте поставим гномика «НЫЙ» к словам, нарисованным на картинках. (Одновременно выставляется картинка продукта и картинка гномика «НЫЙ»).
Дети составляют слова:
ХЛЕБ - НЫЙ, ХЛЕБНЫЙ
КЕФИР НЫЙ, КЕФИРНЫЙ
ЛИМОН -НЫЙ, ЛИМОННЫЙ
Воспитатель: Назовите, какой напиток получится из хлеба, кефира, лимона.
Дети: Хлебный напиток, кефирный напиток, лимонный напиток.
Название: «Вкусное варенье»
Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.
Дидактическая задача: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.
Игровые правила: прошу детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории,
Игровые действия: Воспитатель показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы и т. п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т. д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью воспитателя отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.
Название: «Назови дом»
Дидактическая задача: учить образовывать прилагательное от имени существительного.
Игровые правила: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.
Игровые действия: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.
Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы - из бумаги -
из камня – из металла - изо льда -
из глины — из стекла - из дерева –
Старшая группа( 5-6 лет)
Название: «Спортсмены»
Материал: картинки с изображением спортсменов
Дидактическая задача: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Игровые правила: угадать по началу предложения спортсмена
Игровые действия: Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).
Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).
Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).
Название: «Животные и их детеныши»
Материалы: мяч.
Дидактическая задача: Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Игровые правила: бросая мяч ребенку , называю животное, а ребенок называет детеныша этого животного
Игровые действия: Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю называет детеныша этого животного Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. у тигра -у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы —
Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок
Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок – лисенок.
Название: «Сложные слова»
Материалы: картинки
.
Дидактическая задача: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Игровые правила: образовать слово при помощи двух основ
Игровые действия:
Листья падают-листопад |
Сам ходит - самоход |
Снег падает - снегопад |
Звонит попусту - пустозвон |
Звезды падают - звездопад |
Сено косит - сенокос |
Разводит сады - садовод |
Везде ходит - вездеход |
Разводит леса - лесовод |
База для нефти - нефтебаза |
Перевозит лес - лесовоз |
Ходит на атомной энергии - атомоход |
Сам летит - самолет |
Пыль сосет - пылесос |
Воду возит - водовоз |
Рыбу ловит - рыболов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.