Картотека дидактических игр и упражнений, направленных
на формирование у детей грамматического строя речи
Игра «Добавь слово».
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе.
Ход игры: Воспитатель произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные.
У моего платья рукава (какие?) … (короткие, длинные и т.д.).
На моем пальто воротник (какой?) …
В комнате стоит шкаф (какой?) …
У моего брата варежки (какие?) …
«Кормушка»
Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».
Ход игры.
На фланелеграф устанавливается картинка с изображением кормушки, повешенной на рябине. На дереве у кормушки сидят разнообразные птицы.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
- Куда мы повесим кормушку? (На дерево)
- Куда насыплем корм? (В кормушку)
- Откуда вылетел воробей? (Из гнезда)
- Куда села синица? (На рябину) и т.д.
«Добавь слова -2»
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
«Из двух – одно»
Цель: упражнять в умении из двух предложений составить одно (по образцу):
(составление предложений с однородными членами)
Описание:
По нашей улице ходят троллейбусы. По нашей улице ходят трамваи.
По нашей улице ходят троллейбусы и трамваи.
Дети любят петь. Дети любят рисовать.
Дети любят петь и рисовать.
В этом лесу водятся волки. В этом лесу водятся медведи.
В этом лесу водятся волки и медведи.
Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
Сегодня пасмурный и дождливый день.
Лисица – хитрое животное. Лисица – ловкое животное.
Лисица – хитрое и ловкое животное.
«Закончи предложение»
Цель: учить детей употреблять сложноподчинённые предложения.
Описание:
· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)
· Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки)
Игра. «Про Потому и Почему»
Цель: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.
Описание игры.
Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».
«Жили – были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно.
- Почему оно катится? – спросило Почему.
- Потому что оно круглое, - ответило Потому.
- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему.
Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.
- Почему она летит? - спросило Почему.
- Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому.
- А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему.
Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.
- Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему.
Далее мы задавали вопросы по сказке (почему?..), дети отвечали (потому.)
Игра «Закончи предложение»
(простая сравнительная степень прилагательных)
Кошка ласковая, а котенок (ласковее).
Козленок спокойный, а коза (спокойнее).
Щенок игривый, а котенок (игривее).
Корова добрая, а теленок (добрее).
Лошадь резвая, а жеребенок (резвее).
Собака большая, а пес (больше).
У овцы шерсть мягкая, а у ягненка (мягче)
Игра «Измени слово» (с мячом)
(простая превосходная степень прилагательных)
Например: Кролик пугливый, крольчонок - пугливейший
У теленка хвост длинный, а у быка – длиннейший.
У барана шерсть мягкая, а у ягненка – наимягчайшая.
Собака добрая, а щенок – наидобрейший.
Лошадь сильная, а конь – сильнейший.
Кролик трусливый, а крольчонок – наитрусливейший.
Козленок бодливый, а козел – бодливейший.
Поросенок ленивый, а боров – ленивейший.
Котенок шустрый, а кошка – шустрейшая.
Игра «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор — руби; пила — пили.
Игра «Прикажи наоборот».
Обучающий называет действие, а ребёнок подбирает действие, противоположное по смыслу.
Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, надень платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи...
Упражнение «У кого детёныши?»
Закрепление умения употреблять названия животных в родительном падеже
Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...
Упражнение «Кого нет?»
Закрепление умения употреблять родительный падеж, единственное и множественное число существительных
Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.
Упражнение «Много — чего?»
Закрепление умения употреблять родительный падеж, множественное число.
Яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,
стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...
Упражнение «Закончи предложение». (сложносочиненное с союзами)
На улице ещё холодно, но (на деревьях набухли почки).
Снег почернел и (образовались проталины).
Ярко светит солнце и (журчат ручьи).
Снег ещё не растаял, а (подснежник уже расцвёл).
Скоро лес оденется листвою и (засвищут соловьи).
Пришла весна и (дети улыбаются).
Упражнение «Составление предложений с союзами А, И».
– Перед нами широкая река, через которую перекинуты мостики. Прочитайте названия этих мостиков (А, И). Вставьте в предложения маленькие слова. Тогда мы сможем перейти через реку.
Зоя гуляла в саду. Оса укусила девочку.
(Зоя гуляла в саду и её укусила оса.)
Бабушка читает книгу. Внучка учит уроки.
(Бабушка читает книгу, а внучка учит уроки.)
Мама трёт морковку на тёрке. Дочка чистит картошку.
(Мама трёт морковку, а дочка чистит картошку.)
Игра на
образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух
простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она
короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
«Давайте
посчитаем!»
Игра на согласование существительных с
числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени
существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять
лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
«Распутай
слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные
слова.
Ход
игры: Слова в предложении
перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
«Разложи продукты по своим местам»
Цель: развитие навыков словообразования.
Ход игры:
Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.
"Кто чем питается?"
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой")
«Сплетем веночек»
Цель: Учить согласовывать существительное с числительным Оборудование: Настоящие одуванчики.
Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков". Аналогично можно собрать букет.
«Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Ход игры: Каждый ребёнок изображает слово. Взрослый: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)
«Волшебная радуга»
Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное.
Ход игры: На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. Взрослый: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда или почти всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги. Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.