Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя языка

  • docx
  • 29.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала грамматикаигры.docx

«Расставим посуду на место»

Младшая группа

Морфология

Оборудование: предметные картинки.
Дидактическая задача: Проверка
навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

Игровые правила: отвечают по поднятой руке

 Игровые действия:

Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена и она очень сильно удивлялась тому, что:

 Кастрюля под столом;

 Чашки с блюдцами на окне;

  Чайник под стулом;

 Ложки и вилки в сковороде;

 Сковорода около шкафа.

 Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:

Где стоит кастрюля? (Под столом.)

Куда мы её поставим? (На плиту.)

Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

Куда мы их поставим? (В буфет.)

Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)

Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола.)

Где стоит сковорода? (Около шкафа.)

Куда мы её поставим? (На плиту около кастрюли.)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                   

 

                                                                                                

«Угадай, чего не стало?»

Средняя группа

Морфология

Оборудование: предметные картинки

Дидактическая задача: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа

Игровые правила:

Игровые действия:

Воспитатель помещает на магнитную доску четыре картинки.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» 

Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Воспитатель. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель. Чего не стало?

Дети. Баклажана.

Воспитатель. Верно.

Воспитатель помещает на доску следующий комплект.

Воспитатель. Что на картинках изображено?

Дети. Картошка, перец, петрушка, горох.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель. Чего не стало?

Дети. Петрушки.

Воспитатель. Правильно.

Воспитатель помещает на доску еще один комплект картинок.

Воспитатель. А что на этих картинках изображено?

 Дети. Огурцы, репа, лук, чеснок.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель. Чего не стало?

Дети. Огурцов.

Воспитатель. Правильно. Вы были очень внимательными.

 

 
 


 

«Посчитай»

Старшая группа

Морфология

Оборудование: предметные картинки

Дидактическая задача: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Игровые правила: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

Игровые действия:

воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

 Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Одна собака, две собаки, пять собак.

 Одна ложка, две ложки, пять ложек.

Один апельсин, два апельсина, 5 апельсинов.

Один торт, два торта, пять тортов.

Один бант, два банта, пять бантов.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кто больше назовёт действий?»

Подготовительная группа

Морфология

Оборудование: предметные картинки

Дидактическая задача: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

Игровые правила: отвечать только по поднятой руке

Игровые действия:

• Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)

• Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)

• Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)

• Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)

• Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)

• Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов)

• Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)

• Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу)

 

 
 


 

«Угадай-ка»

Младшая группа

Словообразование

Оборудование: карточки с изображением животных и их детенышей

Дидактическая задача: упражнять детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Игровые правила: не выкрикивать, когда отвечают другие

Игровые действия:

Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а  кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).

 

 

«Зверюшки»

Средняя группа

Словообразование

Оборудование: карточки с изображением животных и их детенышей

Дидактическая задача: упражнять детей образовывать новые слова с помощью суффиксов

Игровые правила: Отвечать по поднятой руке

Игровые действия:

Воспитатель говорит детям зверя, например: заяц. Детям нужно образовать новые  слова с помощью суффиксов.

Например: Заяц -зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

 

 

 

«Назови машину одним именем»

Старшая группа

Словообразование

Оборудование: предметные картинки

Дидактическая задача:  Упражнять детей в образовании сложных слов.

Игровые правила: Отвечать по поднятой руке

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, - картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

 

 

«Сложные слова»

Подготовительная группа

Словообразование

Оборудование: нет

Дидактическая задача:  учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ

Игровые правила: Отвечать по поднятой руке

Игровые действия:

 Листья падают-листопад          Сам ходит - самоход

Снег падает – снегопад             Звонит попусту - пустозвон

Звезды падают - звездопад        Сено косит - сенокос

Разводит сады - садовод            Везде ходит - вездеход

Разводит леса - лесовод             База для нефти - нефтебаза

Перевозит лес - лесовоз            Ходит на атомной энергии - атомоход

Сам летит - самолет                  Пыль сосет - пылесос

Воду возит - водовоз                Рыбу ловит - рыболов

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

«Кто сумеет похвалить»

Младшая группа

Синтаксис

Оборудование: карточки с изображением  кошки, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Дидактическая задача:  упражнять детей подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. активизировать речь детей.

Игровые правила: Подбирать слова которые хвалят картинки, которые показывает воспитатель. Победителями считаются те дети, которые быстро и правильно придумали слова и похвалили показную картинку воспитателем.

Игровые действия:

Воспитатель объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы - хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

 

 

«Кто интересней придумает»

Средняя группа

Синтаксис

Оборудование: фишки, значки

Дидактическая задача:  учить детей составлять предложения по заданному слову из любой части речи.

Игровые правила: Воспитатель выбирает любое слово и дети составляют не большие предложения. За самое интересное предложение, получает фишку или значок. 

Игровые действия:

Воспитатель произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку или значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                           

 

 

 

 

«Распутай слова»

Старшая группа

Синтаксис

Оборудование: карточки со словами.

Дидактическая задача:  учить детей составлять предложения, используя данные слова.

Игровые правила: из запутанных слов составить предложения

Игровые действия:

Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

 

 

«Как мы одеваемся?»

Подготовительная группа

Синтаксис

Оборудование:  предметы детской одежды.

Дидактическая задача:  учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Игровые правила: внимательно задумывает какой-либо предмет одежды, внимательно слушать рассказы воспитателя и прервав рассказ называет предмет одежды, а остальные дети должны рассудить этого ребенка.

Игровые действия:

Каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя.»

Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.