Картотека дидактических игр по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Картотека дидактических игр по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
pdf
17.09.2020
Картотека дидактических игр по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
картотека игр по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.pdf



                                                       

                                                       «Что это такое?»

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

 

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

 

 Дидактическая задача: закреплять знания о природе.

Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре –

воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

 

          «Что было бы, если из леса исчезли…»  Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

 Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

 Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 

 Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.

 Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 

 Дидактическая задача: закреплять знания об объектах живой природы.

 Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

 

 Дидактическая задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

 Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с

изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

 

 Дидактическая задача: уточнять знания о комнатных растениях.

 Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

-  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

 


 Дидактическая задача: закреплять знания о животных Африки.

Развивать фантазию.

 Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.  Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

 Дидактическая задача: закрепить знания лекарственных растений.

 Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какоенибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

 Дидактическая задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

 Материалы: карточки с изображением продуктов.  Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

 

Дидактическая задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

 Материалы: мешочек.

 Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

 

их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

 Материалы: лепестки, цветные картинки.

 Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 

«Назови три предмета»  Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов.

 Материалы: мяч.

 Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы - Ромашка, роза, василек.

«Съедобное – несъедобное»

Дидактическая задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

 Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.  Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

Дидактическая задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

 Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

 Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

«Что из чего сделано?»

 Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

 Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

 Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Дидактическая задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

 Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

 Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.


«Весной, летом, осенью»

 Дидактическая задача:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

 Материалы: мяч.

 Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

«Угадай, что где растет»

 Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

 Материалы: мяч.

 Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

 Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

 Материалы: мяч.

 Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря:

« Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

 «С какой ветки детки?»

 Дидактическая задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.  Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.  Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

 Дидактическая задача: закреплять знания о природе.

Развивать мышление, познавательную активность.

 Материалы: предметные картинки.

 Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

 

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.  Материалы: мяч.

 Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

 

Картотека дидактических игр по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Что это такое?» Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе

Что это такое?» Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе

Дидактическая задача: закреплять знания о природе

Дидактическая задача: закреплять знания о природе

Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю

Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: -

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: -

Дидактическая задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы

Дидактическая задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы

Дидактическая задача: закреплять знания об объектах живой природы

Дидактическая задача: закреплять знания об объектах живой природы

Дидактическая задача: закреплять знания о животных и местах их обитания

Дидактическая задача: закреплять знания о животных и местах их обитания

Воспитатель показывает картинку с изображением животного

Воспитатель показывает картинку с изображением животного

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т

Дидактическая задача: закреплять знания о животных

Дидактическая задача: закреплять знания о животных

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т

Я буду показывать вам какоенибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете

Я буду показывать вам какоенибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете

Дидактическая задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты

Дидактическая задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты

Дидактическая задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери

Дидактическая задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери

Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты

Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод

Что из чего сделано?» Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет

Что из чего сделано?» Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет

Материалы: картинки с изображением разных животных

Материалы: картинки с изображением разных животных

Весной, летом, осенью» Дидактическая задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т

Весной, летом, осенью» Дидактическая задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т

Угадай, что где растет»

Угадай, что где растет»

Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб

Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы)

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы)

С какой ветки детки?» Дидактическая задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению

С какой ветки детки?» Дидактическая задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению

Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод

Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют…

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020