Рабочая программа по сопровождению слабовидящих учащихся 1-4 класса
(вариант 4.2)
Педагог-психолог
Попкова Ирина Николаевна
Город Новосибирск
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................................................3
Психолого-педагогические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста .................................3
Цели и задачи.......................................................................................................................................................................5
Основные принципы психолого-педагогического сопровождения ...............................................................................6
Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения....................................................................................6
Планируемые результаты освоения программы ..............................................................................................................7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ......................................................................................................................................11
2.1. Диагностическое направление..................................................................................................................................11 2.2. Коррекционно-развивающее направление. .............................................................................................................11
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ..................................................... Ошибка! Закладка не определена. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................................... Ошибка! Закладка не определена.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ..........................................................................................................................18
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................................................................................18
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ..........................................................................................................19 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.....................................................................................21 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ................................................................23
Психолого-педагогическая программа «Индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия по сопровождению слепых и слабовидящих обучающихся» относится к коррекционно-развивающим психолого-педагогическим программам и направлена на создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения, способствующей освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) основной образовательной программы начального общего образования, а также их интеграции и адаптации в образовательном учреждении и обществе.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия обучающихся с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у него возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития обучающихся с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии.
Первичный дефект - нарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения, которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта - нарушения зрения. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. При отсутствии специально организованных условий психологопедагогической коррекции недостатков зрительной ориентации наблюдаются вторичные отклонения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка с патологией зрения.
Именно поэтому, чем раньше обучающимся с нарушением зрения будет оказана коррекционная психолого-педагогическая помощь, тем лучше прогноз формирования личности обучающегося и ее социализации. Для этой цели и была разработана коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, основанная на комплексном подходе к проблемам слепых и слабовидящих обучающихся с ограниченным познанием окружающего мира, ориентировкой в пространстве и окружающей среде, трудностями передвижения, общения и обучения.
В процессе историко-эволюционного развития у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильная системы. При этом важно выделить, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного познания принадлежит зрению.
Для процесса обучения важны следующие функции зрительного восприятия - «опредмечивание» окружающей действительности, получение эстетических переживаний и возможность осуществлять слежение за правильностью выполнения собственных действий (например, написания букв). В связи с данными фактами даже частичная потеря зрения влечет за собой серьезные потери в области чувственного отражения.
Категория «слабовидящие дети» – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.
Косоглазие(страбизм, гетеротропия) – это неправильное положение глаз, вызванное нарушением функции глазодвигательных мышц, при котором глаза смотрят в разные стороны.
Близорукость (миопия) — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.
Амблиопия («ленивый глаз») – это функциональное, обратимое понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе.
Результаты повреждения зрительных функций влияют отрицательно на развитие ребенка, и данные проявления имеют как количественный, так и качественный характер.
Количественные изменения проявляются в том, что у слабовидящих детей сокращаются зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения.
Качественные изменения лиц с депривацией зрения проявляются почти во всех областях психической деятельности ребенка. Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности слабовидящих школьников.
Учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.
Развитие внимания у детей данной категории несколько замедленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем внимания с возрастом увеличиваются. У младших школьников преобладающим все еще остается непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к работе (учебной и др.), от наглядности, эмоциональной стороны их психики. Объем внимания — 2-3 объекта.
Восприятие необученного ребенка, в том числе и младшего школьника, не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предмету (на фоне неподвижных предметов).
На скорость зрительного восприятия предметов оказывают влияние многообразные факторы:
величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления. При краткой экспозиции рисунков отмечается нарушение восприятия пространственных отношений между изображенными предметами.
При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.
При частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте и глаукоме выявлено значительное снижение скорости зрительного восприятия.
При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин слабовидящие младшие школьники мелкие детали изображений или плохо воспринимают, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание ее проводится по частям. Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком уровне (это чаще всего это стадия перечисления или стадия описания).
Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения у слабовидящих с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва; у слабовидящих с аномалиями рефракции и помутнением сред глаза показатели скорости и правильности чтения лучше.
Причины нарушений формирования навыков чтения у слабовидящих: нерасчлененность зрительного восприятия буквенного образца («слияние» двух сходных букв, «перевертывание» буквы слева направо, невосприятие отдельных элементов или добавление лишних), недостаточная сформированность пространственных представлений.
Снижение зрения оказывает отрицательное влияние на формирование графических навыков. Недостаточная сформированность и неустойчивость представлений о структуре букв вызывали в процессе обучения письму искажения, замены, пропуски букв, зеркальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках. Слитность и недостаточная расчлененность зрительного восприятия может отмечается и при ознакомлении их с новым материалом — буквами и цифрами.
Память детей с нарушением зрения характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запоминания данная категория детей отстают от своих нормально видящих сверстников. Запоминаемый материал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Действие «закона края» выражено у них слабее: лучше запоминается конец ряда, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти его начало. У младших школьников со слабым зрением отмечается более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью, а также более низкий уровень зрительной памяти, чем у нормально видящих сверстников, что объясняется более быстрым угасанием временных связей, образовавшихся в процессе зрительного восприятия.
Для речи слабовидящего характерно изменение темпа развития, нарушения словарносемантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их восприятие и делают невозможным использование такого рода выразительных средств.
Особенности формирования мыслительных процессов у слабовидящих детей зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребенка.
Как правило, у младших школьников с нарушением зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и нагляднодейственного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. У некоторых слабовидящих нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций.
Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности.
Особенности эмоционально-волевой сферы слабовидящего ребенка
Неблагоприятные условия воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) слабовидящих детей могут привести к возникновению у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченность контактов с окружающими может повлечь за собой замкнутость, некоммуникабельность. В дальнейшем это может затруднить формирование личностных взаимоотношений с окружающими.
Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с 4.2 и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1. Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.
2. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка в социуме.
3. Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению.
4. Систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.
5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей
Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ОВЗ.
Общие задачи:
1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.
2. Формирование у детей чувства психологической защищенности.
3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.
4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
Специальные задачи (сформулированы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК):
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности.
2. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.
3. Снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.
5. Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.
6. Повышение самооценки, уверенности в себе.
7. Создание условий для формирования адекватных самосознания и самооценки.
8. Развитие внимания, памяти.
9. Развитие пространственно-временной ориентировки.
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с
4.2.
Принципы психолого-педагогического сопровождения
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывностиобеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ И ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Данная программа актуальна и востребована в системе работы со слепыми и слабовидящими детьми в целях обеспечения линии индивидуально-ориентированного сопровождения, а также в организации и содержании деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов, в составлении индивидуально-коррекционного образовательного маршрута. Роль педагога-психолога в воспитании и развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения в раннем возрасте несравнимо больше, чем для видящего. Причина: отсутствие у слепых детей механизма непосредственного зрительного подражания - слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий ребенок обучается сам. Без компетентной комплексной психолого-педагогической помощи незрячий ребенок раннего возраста значительно отстает в физическом и психическом развитии, социально не адаптирован.
• постановка практических и познавательных задач;
• целенаправленные действия с дидактическим материалом;
• наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
• подражательные упражнения;
• дидактические игры;
• создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
• обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
• речевая инструкция, беседа, описание предмета;
• указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
• педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с 4.2 в различных средах:
Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка:
• сформированность саморегуляции и произвольности поведения;
• овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную
деятельность с другими;
• дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
• адекватная мотивация деятельности;
• адекватное отношение к себе и другим;
• развитая рефлексия;
• эмоциональная устойчивость;
• снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы; • сформированность навыков:
уверенного поведения;
совместной (коллективной) деятельности; самостоятельного решения конфликтов мирным путем; самоподдержки; адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений и навыков:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности);
• понимать и принимать личную ответственность за результат;
• знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; владеть знаниями об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных
навыков;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД: Регулятивные:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поисксредств для достижения учебной задачи;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для еерешения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной
деятельности
Познавательные:
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делатьвыводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений) иопределять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или
самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения;
• стремление полнее использовать свои творческие возможности;
• способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
• способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
• возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
• возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; Коммуникативные:
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вестидиалог,
речевые коммуникативные средства;
• знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в
учебнойдеятельности;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важностьсвоевременного качественного выполнения, взятого на себя обязательства для общего дела.
Предметными результатами изучения коррекционного курса являются формирование следующих умений:
1 класс
Учащиеся должны научаться:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- выделять из текста предложений на заданную тему;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - анализировать и сравнивать предметы, выполнять классификацию по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать и называть основные цвета;
- составлять предмет из 2 – 3 частей;
- определять на ощупь и зрительно величину хорошо знакомых предметов, называть отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять времена года, части суток;
- понимать проявление основных эмоций;
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
участвовать в ролевых играх в соответствии с индивидуальными личностными и речевыми
возможностями;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - выполнять правила организации рабочего места по инструкции учителя;
Получит возможность научиться:
- читать текст после предварительного анализа вслух по слогам и целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; - выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания,
извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- ориентироваться в пространстве относительно себя;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу;
2 класс
Обучающиеся должны научиться:
- целенаправленно и точно выполнять действия по двух-трехзвенной инструкции педагога;
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук, рисовать и обводить по трафарету, штриховать, правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, анализировать их и обозначать их словом;
- различать и называть основные цвета и их оттенки;
- узнавать предмет по его части, конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;
- определять на ощупь величину и разные свойства предметов
- находить различия и сходство в двух близких предметах, аналогичных сюжетных
картинках;
- выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
- ориентироваться относительно себя и в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве;
- соотносить времена года с названием месяцев, выделять части суток и определять порядок дней недели;
- понимать проявление основных эмоций; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Обучающийся получит возможность научиться:
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после
предварительного разбора);
- понимать содержание небольших по объему рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывать просьбы и
желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; классифицировать предметы по форме, цвету, величине, по функциональному назначению и составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; - давать описание объектов и явлений с опорой на план с помощью учителя; - в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
3 класс
Учащиеся должны научиться:
- целенаправленно и точно выполнять действия по трѐх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;
- рисовать и обводить по трафарету, штриховать, копировать простые изображения, дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- составлять цветовую гамму от тѐмного до светлого тона разных оттенков; - зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам, конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;
- узнавать предмет по его части, конструировать предметы из геометрических фигур;
- выполнять обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; - определять время по часам с точностью до одного часа; Обучающиеся получать возможность научиться:
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций, участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; - высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
4 класс Учащиеся должны научиться:
- целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов
- проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета, называть их;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве; - пользоваться календарѐм;
определять возраст людей;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, группировать и составлять сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- понимать проявление основных эмоций;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений; Обучающиеся получат возможность научиться:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою
деятельность речью;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектамит, их месте в окружающем мире;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем; пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определение времени по часам (одним способом), использование в речи временной терминологии.
Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года. Критерии оценки:
• субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире;
• объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ;
• устойчивость изменений. Формы оценки результатов:
• психологическая диагностика
• педагогическое наблюдение;
• анализ продуктивной и учебной деятельности;
• беседа с родителями и педагогами.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с 4.2, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
• развитие и коррекция пространственно-временных представлений;
• развитие учебно-познавательной мотивации; • помощь в адаптации к условиям школьной среды. Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с 4.2 типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; - развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Работа с детьми с 4.2 по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с 4.2 имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
• воспитание у детей интереса к окружающим людям;
• выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
• обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов. Развитие учебно-познавательной мотивации
Говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего, нужно отметить, что «сильные» и «слабые» ученики всё-таки отличаются друг от друга не только и не столько по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных характерна внутренняя мотивация. Что касается слабых, то их мотивы в основном внешние, ситуативные.
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебной деятельности. При этом подчёркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности ещё труднее, чем формировать действия и операции.
Очень часто, именно из – за несформированности мотивов учения дети испытывают трудности в школе. Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние нужды человека в чем – либо. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов поведения. Это побудительные силы мыслительной деятельности и поступков личности.
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием.
Для детей с ОВЗ в образовании наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок, — это сильные, реально действующие мотивы. На втором месте по степени выраженности у детей с ОВЗ находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех».
Это обусловлено отставанием в развитии такого ядерного личностного образования, как самооценка. Психолого-педагогическое обеспечение:
• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
• обеспечение специализированных условий (использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм) Программно-методическое обеспечение:
Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников. М.: Издательство РОСТ. 2011 год.
Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей:
Рабочие тетради в двух частях» М.: Издательство РОСТ. 2011 год.
Программа занятий в 1м классе рассчитана на 33 занятия, 1 час в неделю.
Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе
№ п\п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
1. |
Игры на знакомство, на доверие, установление контакта. |
0,5 |
2. |
Психологические игры на снятие эмоционального напряжения |
0,5 |
3. |
Психологические игры на релаксацию и эмоции. Психогимнастика. |
0,5 |
4. |
Психологические игры на восприятие. |
0,5 |
5. |
Комплекс упражнений по развитию эмоциональных состояний. |
0,5 |
6. |
Подвижные игры через проигрывание сюжетно-ролевых ситуаций |
0,5 |
7. |
Психологические игры на релаксацию |
0,5 |
8. |
Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-реброладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка», «замок»). |
0,5 |
9. |
Выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти. |
0,5 |
10. |
Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения). |
0,5 |
11. |
Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов). |
0,5 |
12. |
Психологические игры на развитие толерантности, вежливости. |
0,5 |
13. |
Комплекс упражнений по развитию мотивации. |
0,5 |
14. |
Психологические игры на развитие творческих навыков |
0,5 |
15. |
Развитие коммуникативности с использованием психотехник и арттерапевтических приемов. |
0,5 |
16. |
«Зарядка Буратино», «Силач», «Слон», «Лягушка». Упражнение «Соедини по точкам». Игра «Слушай команду», «Попади в цель», |
0,5 |
17. |
Итоговое занятие. |
0,5 |
Итого |
8,5 |
2. «Пространственная ориентировка» разделы:
• Ориентировка на своем теле и телах близких людей и в микропространстве.
• Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.
• Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.
• Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.
• Совместная ориентировка со зрячими.
Особенности организации занятий курса:
Блок рассчитан на 17 занятий (по 0,5 часов) – 8,5 часов.
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.
Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы.
Основной формой работы педагога с учащимися являются занятия. Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференциального подхода.
При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождения в контакт в процессе обучения, устойчивости внимания.
Дифференцированный подход к коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития.
Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.
Приобретаемые навыки коррекционной деятельности учащихся сводятся к результатам обученности.
По окончании обучения обучающиеся должны:
• Уметь ориентироваться на своем теле;
• Уметь ориентироваться в пространстве класса, школы;
• Знать правила безопасного передвижения.
№ п\п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. Составление диагностических карт |
0,5 |
2. |
Формирование представления о собственном теле. Коррекция координации движения. Коррекция координации движения. Игра «Будь внимателен». Упражнения на развитие точных координированных движений кисти рук и пальцев. |
0,5 |
3. |
«Чтение» рельефных рисунков. Упражнения прослеживающие функции руки. Развиваем захватывающие движения, прослеживающую функцию руки. |
0,5 |
4. |
Распознавание подошвами ног различных поверхностей земли. Дидактическая игра: «Что я чувствую?» |
0,5 |
5. |
Различаем и сопоставляем различные свойства предметов. Дидактическая игра: «Найди отличие и сходство». Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом пространстве. Колокольчик и бубен. |
0,5 |
6. |
Узнавание и различие по голосам окружающих людей. Дидактическая игра: «Угадай кто?» Определение по голосу эмоционального состояния людей. |
0,5 |
7. |
Узнавание и локализация звуков окружающего пространства. Дидактическая игра: «откуда звук?» |
0,5 |
8. |
Развитие зрительного восприятия пространства. Игра: «Опиши предмет». Формирование представлений о предметах, наполняющих знакомое пространство. Игра: «Куда пойдешь и что найдешь». Дидактическая игра «Расположение предметов в классе». |
0,5 |
9. |
Представления о предметах, находящихся на пришкольном участке. Игра: «Куда пойдешь и что найдешь» |
0,5 |
10. |
Обучение ориентировке на рабочем месте, за столом. Обучение ориентировке в учебнике, в тетради. |
0,5 |
11. |
Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий:- слева, справа, над, под- впереди, сзади, между, рядом. |
0,5 |
12. |
Обучение ориентировке в замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия:- класс- столовая- коридоры, учебные кабинеты. |
0,5 |
13. |
Изучение маршрутов в школе. Словесное проговаривание маршрута. Дидактические игры и упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве. |
0,5 |
14. |
Совместная ориентировка детей в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуации из жизни школьника. Ролевые игры. |
0,5 |
15. |
Игры и упражнения на свежем воздухе. Ролевые игры. |
0,5 |
16. |
Беседа: «Готовимся к самостоятельной жизни». Дидактическая игра: «Что я чувствую». |
0,5 |
17. |
Итоговое занятие «Что мы знаем и умеем?» |
0,5 |
Итого |
8,5 |
Литература:
1. Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.М.ГороД,1998 год.
2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999
3. Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школахинтернатах III-IV видов. . Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.
4. Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н. Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К. Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина.
5. Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников VIII вида образовательной деятельности.
3. «Развитие осязания и мелкой моторики» содержит главы:
1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.
2. Выделение сенсорных эталонов формы.
3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков.
4. Формирование представлений о величине предметов.
5. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.
6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.
7. Ориентирование на плоскости с помощью осязания.
8. Формирование представлений о человеке.
Блок рассчитан на 17 занятий (по 0,5 часов) – 8,5 часов.
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
А) Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
Б) Ознакомление обучающихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности. Содержание программы построено от простого к сложному материалу. Программа включает перечень дидактических игр, упражнений, предметно-практических игр.
Глава 1. Обследование исходного уровня развития кистей рук ребенка
1. Представления о строении и возможностях рук.
2. Представления о величине предметов.
3. Приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.
4. Ориентирование на плоскости с помощью осязания.
Глава 2. Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности
Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия. «Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений. Пальчиковые игры, конструирование, кубики, лепка, аппликация. Дидактические игры. Логические упражнения. Глава 3. Осязательное восприятие пространственных свойств предметов
3.1 Выделение сенсорных эталонов формы
Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме. Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Дидактические игры. Логические упражнения. Предметно-практические игры.
3.2 Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков
Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов понятий. Умение различать протяженность предметов. Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок. Развивающие игры. Предметно-практические игры. Дидактические игры.
3.3 Дифференцирование различных признаков и свойств предметов
Обследование различных предметов и анализ (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло и др.) с целью тренировки, дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений.
Дидактические игры и упражнения.
Глава 4. Ориентирование на плоскости с помощью осязания
Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро- и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.).
Глава 5. Формирование представлений о человеке
Упражнения, способствующие развитию умений обследовать себя, сверстников, взрослых. Сопряженное действие рук. Предметно-практические игры.
Глава 6. Использование осязания при общении
Развитие пластики и ритма ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук. Учить сопряженному действию рук. Дидактические игры и упражнения.
№ п\п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
1. |
Представления о строении и возможностях рук. Представления о величине предметов. |
0,5 |
2. |
Приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.Ориентирование на плоскости с помощью осязания. Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия. |
0,5 |
3. |
«Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений. |
0,5 |
4. |
Пальчиковые игры, конструирование, кубики, аппликация. Дидактические игры. |
0,5 |
5. |
Логические упражнения. Выделение сенсорных эталонов формы. |
0,5 |
6. |
Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме. |
0,5 |
7. |
Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Дидактические игры. |
0,5 |
8. |
Логические упражнения. Предметно-практические игры. |
0,5 |
9. |
Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов понятий. Умение различать протяженность предметов. |
0,5 |
10. |
Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием |
0,5 |
условных мерок. Развивающие игры.
11. Логические игры. Дидактические игры. 0,5 12. Обследование различных предметов и анализ (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло 0,5 и др) с целью тренировки.
Дифференцирование предметов ( величины, фактуры и температурных ощущений).
13. Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и 0,5 словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро- и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.).
14. Дидактические игры и упражнения. Упражнения, способствующие развитию умений 0,5 обследовать себя, сверстников, взрослых.
15. Сопряженное действие рук. Предметно-практические игры. 0,5 16. Развитие пластики и ритма ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других 0,5 видов действия рук. Учить сопряженному действию рук. Предметно-практические игры.
17. Дидактические игры и упражнения. Итоговое занятие. 0,5 Итого 8,5
Методические материалы:
1. Методические материалы по развитию осязания и мелкой моторики у школьников с тяжелой зрительной патологией.
2. Комплект дидактических игр, упражнений, коррекционных заданий для работы по овладению приемами осязания и развитию мелкой моторики у школьников с тяжелой зрительной патологией. Литература:
1. Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – («Лечебная педагогика и психология – приложение к журналу «Дефектология»», вып.6).
2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальиковая гимнастика и дыхательноголосовые упражнения. – М.: «Изательство ГНОМ и Д», 2001.
4. «Социально-бытовая ориентировка»
Обучение осуществляется на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся, с учетом не только зрительного дефекта, но и жизненного опыта, а также возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. Предусматривает изучение следующих разделов:
• Введение.
• Личная гигиена.
• Одежда и обувь.
Раздел «Введение» содержит определение целей и задач обучения.
Раздел «Личная гигиена» позволяет детям овладеть умениями и навыками гигиены, охраны зрения, ухода за кожей и волосами, сохранение и укрепление своего здоровья.
Раздел «Одежда и обувь», «Жилище» направлен на расширение навыков самообслуживания, повседневный уход за одеждой и обувью, жилищем.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Определение целей и задач каждого этапа обучения.
Правила ухода за ногтями и кожей рук (стрижка ногтей, средства ухода за руками и способы их применения).
Правила закаливания организма, правила обтирания; виды спорта, рекомендованные глазным врачом; личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов.
Оптические средства коррекции зрения. Соблюдение режима зрительной нагрузки (правильное сочетание умственной работы с практической деятельностью, занятиями физкультурой, спортом и отдыхом).
Гигиенические требования к организации учебных занятий. Возможности улучшения зрения. Охрана и развитие зрения. Значение правильного режима жизни, рационального питания для здоровья. Правила пользования ножницами, вилками, ножами, иголками, спичками.
Охрана здоровья и зрения. Порядок рабочего места и учебных пособий. Значение выполнения санитарно-гигиенических правил. Чтение книг. Физический труд.
Подбор оптических средств коррекции при чтении книг.
Чтение и письмо при соблюдении определенных гигиенических требований (освещение рабочего места, вред чтения лежа, в движущемся транспорте, за едой, на ходу, на ярком солнце). Недопустимо чтение старых книг с рваными, пожелтевшими страницами (это вредно для зрения). Бережное отношение к очкам. Гигиенические требования во время самообслуживания. Знание каждым учеником, каким физическим трудом и каким видом спорта он может заниматься, чтобы не причинить вред своему зрению. Соблюдение чистоты помещения (для охраны зрения). Практические занятия:
• Проведение занятий по обучению детей уходу за телом, выполнение процедур закаливания и др.
• Изучение приемов снятия зрительного утомления.
• Посещение кабинетов охраны зрения. Овладение упражнениями. Уход за очками.
Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков).
Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных и шелковых изделий.
Сушка, глажение небольших вещей (платков, воротничков, носков и др.). Складывание чистого белья.
Уход за различного вида обувью и головными уборами.
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей. Назначение прачечной, виды услуг, правила пользования, подготовка белья к стирке, пришивание меток, заполнение бланков, правила пользования прачечной самообслуживания.
Уход за кожаными изделиями. Уход за костюмом. Способы ухода за обувью. Уход за резиновой обувью. Практические занятия:
• Пришивание пуговиц, петель, вешалок на одежду, подшивание брюк, платья, зашивание по распоротому шву. Стирка и утюжка изделий из цветной хлопчатобумажной и шелковой ткани. Пользование утюгом.
• Стирка изделий, сдача белья в прачечную, заполнение бланка и получение белья из прачечной.
• Чистка обуви, одежды. Знакомство с чисткой пятен на одежде и практическое исполнение.
Название раздела |
Количество часов |
1. Введение |
0,5 |
2. Личная гигиена |
4 часа |
3. Одежда и обувь |
3часа |
ИТОГО: |
7,5часов |
На занятиях используются дидактические материалы, развивающие игры, иллюстративнографические пособия, информационно-коммуникационные средства обучения.
Технические средства
• персональный компьютер.
• наборы палочек (из различного материала);
• игрушки (мелкие и крупные);
• конструкторы (из различного материала);
• предметы (из различных материалов);
• пирамидки, стаканчики-вкладыши (различной формы и величины).
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к специалистам: профессионализм, квалификация, личностные качества. Специалисты должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии. Безотметочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий учеником, предложение необходимой помощи со стороны взрослого (в виде обеспечения самостоятельного решения задачи ребенком) — обязательные условия формирования положительного отношения и интереса обучающихся, воспитанников к коррекционным занятиям.
Коррекционная работа предъявляет ряд требований к личностным качествам ведущих. Они должны быть достаточно терпимы и заранее готовыми к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Должны уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от психолога креативности в общении с детьми, уважения к внутреннему миру ребенка.
Работая с программой, следует учитывать возрастные особенности детей. Необходимо уметь:
• во-первых, гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту,
• во-вторых адаптировать предлагаемые упражнения (по максимальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоятельности обучающихся в выполнении заданий и т.д.) соответственно возрасту и реальным возможностям детей,
• в-третьих, учитывать, что распределение времени на отдельные упражнения будет различным.
Требования к профессиональной подготовке ведущего вытекают из общих принципов коррекционной педагогики. Учет этих принципов в практической работе позволит специалистам обеспечить успех коррекционных занятий.
Требования к обучающимся, воспитанникам: регулярность посещений занятий, активность, повтор отдельных упражнений дома с родителями.
Материально-техническое оснащение (помещение, оборудование, инструментарий). Для успешной реализации программы - кабинет для занятий. Ккомната не должна быть пустой — мебель в данном случае используется как учебный материал, учебное пространство и должна обеспечить достаточную вариативность расположения предметов и самих участников учебных игр в пространстве.
Оборудование: Аппаратные средства
• Компьютер – универсальное средство обработки информации;
• Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимся или учителем.
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
• Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы и т.д .)
• Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон, т.д.)
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативные документы:
1. Закон РФ « Об образовании»
2. Конвенция о правах ребёнка
3. Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»
4. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, VIII вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ)
5. Специальных коррекционных программ для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-
Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на младших школьников с особыми возможностями здоровья (слепых и слабовидящих детей), осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из 4 взаимосвязанных блоков.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Блоки ведутся параллельно.
1. «Индивидуальные коррекционные занятия»:
Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.
Структура занятий:
Ритуал приветствия – позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Этому этапу следует уделить особое внимание. Это связано с тем, что у обучающихся с ОВЗ, как правило, низкий уровень сформированности коммуникативных и психоэмоциональных навыков. Создание ритуала приветствия является первым опытом совместной деятельности, и кроме того, позволяет педагогу оценить уровень сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка. Ритуал приветствия способствует сплочению детей, позволяет создать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность.
Основное содержание занятия – фронтальная работа с педагогом- психологом по развитию и коррекции познавательных процессов.
Для данного этапа использованы задания и упражнения на развитие и коррекцию познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление; развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, речевой сферы ребенка.
Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребенка к занятию.
Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу. Формы проведения занятий – групповая работа и индивидуальная работа.
2. «Пространственная ориентировка»:
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
В ходе практической работы осуществляется практическая направленность с промежуточными коррекционно – оценочными характеристиками, коррективами действий, с поэтапной последовательностью выполнения конкретного задания. Это:
1. Объяснение и показ учащимся необходимых действий по каждому этапу предложенной работы.
2. Самостоятельное выполнение учениками отдельного этапа задания, его осмысление.
3. Коррекция действий обучающихся на данном этапе.
4. Оценка коррекционных действий и их результатов.
5. Упражнение и совершенствование этапных действий, выработка коррекционных умений и навыков.
6. Самостоятельное выполнение практического задания.
7. Контроль и оценка всей системы действий при выполнении самостоятельной, лабораторной или практической работы.
3. «Развитие осязания и мелкой моторики»:
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
1. Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
2. Ознакомление обучающихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности. Содержание программы построено от простого к сложному материалу. Программа включает перечень дидактических игр, упражнений, предметно-практических игр.
4. «Социально-бытовая ориентировка»:
Овладение приёмами практической подготовки детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной ориентации и адаптации – повышают уровень общего развития обучающихся. Это позволяет им быть более активными, самостоятельными, коммуникабельными.
Одним из немаловажных компонентов коррекционно-развивающей работы является проведение бесед, семинаров, практикумов, лекториев с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) о необходимости и важности занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения.
Программа курса предусматривает диагностику готовности обучающегося к изучению коррекционно-развивающего курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.
1. «Индивидуальные коррекционные занятия»:
1. Проведение данного курса будет способствовать развитию познавательной деятельности, развитию самоконтроля деятельности, повышению учебной мотивации.
2. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
3. Разработка и проведение занятий будут способствовать повышению профессиональной компетентности педагога-психолога, классного руководителя.
4. Расширение диапазона коррекционно – развивающих программ для практической работы с обучающимися.
В ходе реализации программы осуществлялся промежуточный мониторинг развития и коррекции познавательной сферы личности по следующим показателям: внимание: объём, распределение, переключение; память: слуховая, зрительная, моторная; воспритяие: осязательное, зрительное, пространственные и временные представления; мышление: наглядно – действенное, наглядно- образное.
2. «Пространственная ориентировка»:
Приобретаемые навыки коррекционной деятельности обучающихся сводятся к результатам обученности:
По окончании обучения учащиеся должны:
• Уметь ориентироваться на своем теле.
• Уметь ориентироваться в пространстве класса, школы.
• Знать правила безопасного передвижения.
Степень сформированности практического навыка может быть определена по следующим параметрам,
1) насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);
2) насколько уверенно ведет себя обучающийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;
3) насколько точно выполняются все требования безопасности;
4) насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
3. «Развитие осязания и мелкой моторики»:
По окончании обучения учащиеся должны:
• Иметь представления:
o о строении и возможностях рук; o о сенсорных эталонах форм; o о сенсорных эталонах осязательных признаков; o о величине предметов; o об использовании осязания в процессе ориентировки в окружающем мире; o дифференцировать различные признаки и свойства предметов; o об ориентировке на плоскости с помощью осязания; o представление о человеке.
• Знать:
o приемы сцепления рук; o приемы сравнения предметов; o приемы самомассажа рук; o алгоритм осязательного обследования; o основные понятия выделения сенсорных форм предметов; o величину отдельных предметов; o приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире; o способы дифференцирования различных признаков и свойств предметов; o приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания; o формы, строения, характерные признаки и особенности человеческого тела.
• Уметь:
o владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.); o выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.); o владеть приемами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине; o владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур,
предметов быта, растений, чучел животных и др.); o выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
o дифференцировать предметы по температурным ощущениям; o сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие; o сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов
обследования; o сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-
практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию; o выполнять работы, пользуясь различными материалами и техниками выполнения работ (различные
виды вышивок, макраме, соленое тесто, аппликации, вязание спицами и крючком, флористика и т.п.).
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
4. «Социально-бытовая ориентировка»:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты:
• формирование уважительного отношения к иному мнению;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты: В результате освоения программы) дети с нарушениями зрения приобретают следующие навыки:
• соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды, обуви;
• уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;
• ориентироваться в помещениях школы, их назначение.
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль над реализацией программы осуществляют директор образовательного учреждения и заместитель директора по учебно - воспитательной работе. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Также контроль над реализацией данной программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у обучающихся, воспитанников в ходе всего курса коррекционноразвивающих занятий, а также по данным срезовой и итоговой диагностики. Данные эффективности и результативности коррекционно-развивающей работы в рамках реализуемой программы вводятся в общешкольный мониторинг специального (коррекционного) образования.
Родители также следят за изменением в личностном развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере у обучающихся.
Дальнейшее консультативное сопровождение после завершения коррекционно-реабилитационных занятий позволит и дальше наблюдать изменения у детей при помощи следующих методов: наблюдения, опроса.
По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с обучающимися, исходя из особенностей классного коллектива.
Качественные:
• применение на практике коррекционно-развивающей программы;
• увеличение информационного поля;
• создание условий для развития положительной мотивации к обучению, положительных личностных качеств, улучшению эмоционально-волевого фона обучающихся, их успешной социализации;
• создание условий для интеграции обучающихся в социум и школу;
• повышение квалификации педагогических работников;
• повышение уровня родительской компетентности. Количественные:
• проведение коррекционно - развивающих занятий;
• составление методических рекомендаций по проведению занятий;
• проведение родительского собрания по итоговым результатам психологического сопровождения данной программой;
• составление методических рекомендаций для классного руководителя по дальнейшему сопровождению обучающихся данного класса;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.