Рабочая программа коррекционных занятий с педагогом-психологом для учащихся с НОДА

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 07.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа
Иконка файла материала РП для учащихся с НОДА.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 22 города Южно-Сахалинска

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа педагога – психолога по сопровождению обучающихся 5-9 классов с  нарушениями опорнодвигательного аппарата

«Уроки психологического развития»

(срок реализации 5 лет)

 

 

 

 

 

 

Составил:

  педагог-психолог         С.П. Коренева 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с нарушением опорнодвигательного аппарата

1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса

1.4 Цели, задачи программы курса

1.5 Ожидаемые результаты реализации программы

1.6 Условия реализации программы

1.7. Календарно-тематическое планирование по курсу «Уроки  психологического развития»

-  календарно-тематическое планирование в 5 классе

-  календарно-тематическое планирование в 6 классе

-  календарно-тематическое планирование в 7 классе

-  календарно-тематическое планирование в 8 классе

-  календарно-тематическое планирование в 9 классе

II. Механизм реализации программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.   Пояснительная записка

 

1.1. Общие положения

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. 

Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. Специальные исследования показали, что у обучающихся с НОДА на данном возрастном этапе при целенаправленных диагностических исследованиях выявляется парциальная недостаточность таких высших психических функций как зрительно-моторное восприятие, конструктивный праксис, стереогноз, повышенная истощаемость психических процессов и др., что указывает на трудности компенсации этих нарушений в ходе начального образования и негативно влияет на дальнейшее обучение. Личность школьников с НОДА характеризуется высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни. У большинства обучающихся этой группы ориентация на будущую профессию происходит без учета тех ограничений, которые накладывает хроническое инвалидизирующее заболевание. Они демонстрируют профессиональные намерения, свойственные более младшему возрасту, не учитывающие реальных возможностей. Эти особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей. 

Наличие двигательной патологии, изнеживающее воспитание, социальная депривация способствуют закреплению или выявлению конституционально обусловленных черт астеноневротического, сенситивного и психастенического типов акцентуаций характера, что позволяет рассматривать подростков с ДЦП как «группу риска» в отношении дезаптационных срывов.

Данная программа разработана на основе: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598); 3. Приказа Миобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №15785). 4. Приказа Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 5. Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 6. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 7. Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрированного Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847). 8. Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН 2.4.2.3286-15).

 

1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это широкий спектр ограничений в здоровье детей. Внешне они могут проявляться по-разному: деформация рук и/или ног, мышечная слабость, искривление конечностей, отставание в росте конечностей и многое другое. Такие ограничения появляются вследствие разнообразных причин. Это могут быть заболевания (полиомиелит, детский церебральный паралич, генетические заболевания, поражения головного и/или спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития, родов и др.), травмы, врожденные деформации опорно-двигательного аппарата. 

Основное ограничение детей с НОДА – это ограничение в движении. Ограничения движений бывают различной степени: от легких – например, едва заметного прихрамывания – до тяжелых, ведущих к лежачему образу жизни. В зависимости от тяжести ограничения и от оказанной медицинской и психолого- педагогической помощи дети неодинаково адаптируются в социуме. Соответственно, они нуждаются и в разной степени поддержки со стороны педагога как в обучении, так и в организации досуга и отдыха. У некоторых детей появляется физическая и психологическая зависимость от взрослых. Без помощника им порой трудно себя обслуживать и передвигаться: сесть, встать, собрать свои вещи, выйти на улицу и т.д.

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра). 

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью.

             

1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса           Необходимость создания коррекционного курса для обучающихся с НОДА обусловлена требованиями Российского законодательства, в части создания специальных условий обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательными стандартами (ФГОС) и рекомендациями специальной литературы. Основной принцип организации коррекционно-развивающего образовательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение коррекционных занятий общей и предметной направленности. Большое значение коррекционные занятия имеют для повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования. Содержание занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Коррекционно-развивающая программа способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. 

Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данная программа способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционноразвивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что исследования ребенка с помощью различных методик проводится только на основании письменного разрешения законного представителя ребенка.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 

-                     принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах;

-                     принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности;

-                     принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

-                     принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

-                     принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). 

 

1.4 Цели, задачи программы курса

Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающихся. 

Задачи курса: 

-                     формировать,          развивать,    совершенствовать и         корректировать

познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления); 

-                     формировать позитивную учебную мотивацию; 

-                     развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей); 

-                     реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК); 

-                     осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) обучающихся с НОДА.

 

1.5 Ожидаемые результаты реализации программы

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с НОДА. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). 

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

-                     положительное отношение к школе; 

-                     принятие социальной роли ученика;

-                     учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-                     способность к оценке своей учебной деятельности; 

-                     знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-                     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-                     адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

-                     готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья. 

Регулятивные УУД: 

-                     сознательно планировать и         организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-                     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 

-                     начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; 

-                     вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

-                     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-                     контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД: 

-                     выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике;

-                     использовать элементы причинно-следственного анализа; 

-                     исследование несложных реальных связей и зависимостей; 

-                     определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 

-                     поиск             и         извлечение   нужной          информации            по        заданной             теме в

адаптированных источниках различного типа; 

-                     перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. 

Коммуникативные УУД: 

-                     оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 

-                     определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения; 

-                     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 

-                     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. 

 

 

1.6 Условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ с НОДА.

Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ. Курс программы рассчитан:

-                     5-9 классы –  34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет один час.

Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с НОДА можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.

 

                1.7.       Календарно-тематическое       планирование       по       курсу       «Уроки

психологического развития»

 

-                     календарно-тематическое планирование в 5 классе:

Содержание (разделы)

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

Психика и мозг человека

Что изучает психология и для чего она нужна

1

2

 

2

Общение

Что такое общение

Общение как взаимодействие

Вербальное и невербальное общение

2

2

2

3

Развитие речи

Речь, мимика, жесты

Предложение, красноречие, добрые слова, вежливость

2

 

2

4

Внимание

Что такое внимание?

Внимательный и невнимательный человек

2

2

 

-                     календарно-тематическое планирование в 6 классе:

 

-                     календарно-тематическое планирование в 7 классе:

Содержание (разделы)

Тема

Количество часов

 

-                     календарно-тематическое планирование в 8 классе:

Содержание (разделы)

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

Организация процесса

 

1

2

Мотивация

Что такое мотивация

Формирование учебной и познавательной мотивации

Снятие тревожности

Развитие чувства ответственности за

принятое решение

1

2

 

2

2

3

Самоконтроль и саморегуляция

Что такое самоконтроль и саморегуляция Формирование навыков построения внутреннего плана действий

2

2

 

4

Внимание

Развитие устойчивости и концентрации внимания

Развитие распределения, переключения внимания

2

 

2

5

Память

Развитие слуховой, зрительной памяти Развитие вербальной памяти

1

1

6

Мышление

Развитие логического мышления Установление закономерностей

1

1

7

Личность

Понятие «Личность»

Индивидуальность и неповторимость

2

2

 

 

личности

 

8

Самооценка

Что такое «Самооценка»

Формирование адекватной самооценки

2

3

 

9

Мир Профессий

Знакомство с миром профессий, их видами, типами

Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий

3

 

 

2

Всего:

 

34

 

-                     календарно-тематическое планирование в 9 классе:

Содержание (разделы)

Тема

Количество часов

1

Общение

Я и другие

Чувства. Функции чувств

Выражение чувств

Вербальное и невербальное общение

2

1

1

1

2

Речь

Составление рассказа по картине

Работа с деформированными предложениями

Работа с деформированным текстом

Тренировка техника чтения, пересказ

1

1

2

2

3

Внимание

Переключение внимания

Распределение внимания Объем внимания

1

1

1

4

Память

Развитие зрительной и слуховой памяти Опосредованное запоминание

2

2

5

Мышление

Развитие мыслительных процессов Решение логических задач

2

2

6

Мир профессий

Многообразие мира профессий

Интересы и выбор профессии, склонности

Способности и выбор профессии Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу Профессии «человек-человек», «человекзнаковая система», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человекприрода»

2

2

2

2

 

4

Всего:

 

34

 

 

II.  Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

-                     комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

-                     многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

-                     комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоциональноволевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. 

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает: 

-                     сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,

здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; - сотрудничество с родительской общественностью;

-                     сотрудничество с ПМП комиссиями.

 

 

Посмотрите также