РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологии «Психологическое воспитание: Мы в 4-ом классе» для обучающихся 4-х классов
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологии «Психологическое воспитание: Мы в 4-ом классе» для обучающихся 4-х классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
детская психология
4 кл
19.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологии «Психологическое воспитание: Мы в 4-ом классе» для обучающихся 4-х классов
Рабочая программа по психологии для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе психологического практикума по детской психокоррекции для младших школьников «Игры, упражнения, техники», автор: О.Н. Истратова Р.-на-Д. Феникс, 2019г
Рабочая программа 4 класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌ Министерство образования Магаданской области ‌‌

‌Департамент образования мэрии города Магадана‌

МАОУ «СОШ №18»

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

______________________________

Орлова Н.В.

от «28» августа 2023 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 18

_____________________________

Приходько Е.В.

от «30» августа 2023 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологии

«Психологическое воспитание: Мы в 4-ом классе»

для обучающихся 4-х классов

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по психологии для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе психологического практикума по детской психокоррекции для младших школьников «Игры, упражнения, техники», автор: О.Н. Истратова Р.-на-Д. Феникс, 2019г

 

 

 

 

Разработчик программы:

Богомолова Юлия Агзамовна

(Ф.И.О. педагога-психолога)

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

(занимаемая должность, квалификационная категория)

 

 

 

 

Магадан 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

-      внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе, понимание необходимости самопознания и саморазвития и т.д.);

-      самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я - концепции социальной роли ученика и т.д.);

-      смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Регулятивные УУД:

-        учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников;

-        учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их;

-        прогнозировать последствия своих поступков;

-        определять и формулировать цели в совместной, коллективной  работе;

-        учиться высказывать своё предположение хода работы с различными источниками информации;

-        строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

-        находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);

-        анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе;

-        моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи;

-        усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

-        учиться позитивно проявлять себя в общении;

-        учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению;

-        учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его;

-        учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей;

-        овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;

-        развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми;

 

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Обучающийся должен научиться:

-        преодолевать возникающие в учебе трудности;

-        планировать свою деятельность;

-        контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;

-        проявлять собственную активность в получение знаний;

-        повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития;

-        позитивно относиться  к своему «Я», адекватно воспринимать окружающий мир;

-        отстаивать свою позицию в коллективе, дружески относиться к одноклассникам;

-        адекватно вести себя в различных ситуациях;

-        различать и описывать различные эмоциональные состояния;

-        справляться со страхами, обидами, гневом;

-        уметь справляться с негативными эмоциями;

-        стремиться к изучению своих возможностей и способностей.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Цель: Создание педагогических и социально – психологических условий, способствующих интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию четвероклассника; содействие социально-культурной адаптации обучающегося в современном социуме.

Задачи:

  1. Оказание помощи четверокласснику в осознании и принятии себя в роли ученика 4-го класса.
  2. Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей четвероклассника.
  3. Содействие в развитии коммуникативных умений и навыков обучающегося 4-го класса.
  4. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в школе.
  5. Создание доброжелательной атмосферы как необходимого условия для развития у уверенности в себе.
  6. Создание условий для принятия себя как ученика 4-го класса.
  7. Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития обучающихся.

Программа рассчитана на 34 занятия. Универсальность программы позволяет проводить занятия индивидуально и в группе. Занятия проводятся периодичностью один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 40 минут. Возраст: 10 – 12 лет.

Структура занятий:

1-й этап. Ориентация. Установление контакта. Создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, активизация мыслительной деятельности, формирование познавательного  интереса и позитивного настроя на занятие.

2-й этап. Основная часть. Формирование нового опыта, овладение практическими умениями и навыками, связанными с темой занятия. Включает в себя упражнения на развитие познавательных процессов, интеллекта; упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы (знание о себе, своей индивидуальности и индивидуальности других детей, о нормах поведения в обществе, развитие коммуникативных навыков). В середине основной части проводится разминка, направленная на снятие мышечного и эмоционального напряжения.

3-й этап. Резюмирование. Рефлексия опыта. Отработка личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, чувств испытанных в процессе работы, выявление эмоционального отношения к проведенному занятию. Закрепление полученных знаний, умений и навыков, перенос их в реальность.

Данная структура занятия позволяет создать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревогу, агрессию, способствует формированию адекватной самооценки ребенка, усовершенствованию навыков общения и взаимодействия детей друг с другом. Ребенок имеет возможность реализовать себя, показать свой индивидуальный уровень умений, ощутить собственную значимость.

Психолого-педагогические приемы, используемые на занятиях:

-          элементы анималотерапии: упражнения с использованием фотоизображений природы, животных; звуки живой природы (звуки леса, моря, горного ручья, пения птиц, звуки животных).

-          элементы релаксации (упражнения на снятие стресса, саморасслабление с помощью музыки, техника фантазирования).

-          элементы психогимнастики (упражнения на овладение навыками саморегуляции и сохранения благополучного эмоционального состояния).

-          самовыражение в рисунках (выражение эмоционального состояния, отношения к себе, семье, к другим людям, событиям, к окружающему миру).

-          элементы сказкотерапии, ролевой игры (обыгрывание эмоционального состояния, различных жизненных ситуаций, в том числе и конфликтных).

-          упражнения на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие).

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

34ч

Дата

1

Знакомство «Я – четвероклассник»

Уметь: навыки взаимодействия в общении, открытость в общении. Знать: правила работы. Развитие познавательной сферы.

 

2

Мир вокруг

Знать: представление о себе. Уметь: позитивное отношение к себе; адекватное восприятие себя в общении с другими. Развитие эмпатии.

 

3

Мои школьные друзья

Уметь: анализировать свой режим дня, его соответствие здоровому образу жизни, правильное распределение времени при выполнении домашних задний и свободного досуга.

 

4

Я и мои одноклассники

Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия со сверстниками. Формирование чувства собственного достоинства и значимости. Развитие коммуникативности. Развитие познавательной сферы.

 

5

Я ученик: правила поведения в школе

Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия в группе. Формирование чувства собственного достоинства и значимости. Коррекция внутреннего напряжения, скованности. Развитие коммуникативности.

 

6

Мой класс – моя крепость

Уметь: формирование чувства группового единства. Развитие дружеских отношений. Уметь: навыки свободного и открытого взаимодействия. Профилактика социальной дезадаптации.

 

7

Одна команда

Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия со сверстниками. Формирование чувства собственного достоинства и значимости. Развитие коммуникативности.

 

8

Я и школа

Знать: повторение правил общения. Развитие позитивного настроения, внутренней свободы. Коррекция эмоциональных барьеров.

 

9

Домашние задания

Уметь: навыки самоконтроля. Развитие познавательного интереса, раскрытие понятия «прилежание», формирование школьных интересов. Уметь: конструктивно распределять рабочее время.

 

10

Мои новые старые друзья

Уметь: анализировать свой режим дня, его соответствие здоровому образу жизни. Знать: правильное распределение времени при выполнении домашних заданий и свободного досуга.

 

11

Тайна моего Я

Знать: представление о себе. Развитие позитивного отношения к себе. Коррекция тревожности и агрессивных состояний.

 

12

Мои чувства и эмоции

Знать: представление о чувствах человека. Уметь: анализировать свои чувства и чувства других людей. Формирование способности осознавать и принимать свои эмоции, снятие эмоционального напряжения, нейтрализация эмоционально отрицательных переживаний.

 

13

Я сам: учимся самостоятельности

Знать: раскрытие возможностей личности. Уметь: развитие рефлексии (самоанализа). Развитие произвольности и самоконтроля.

 

14

Я и мои поступки

Знать: понятие о положительных и отрицательных (о хороших и плохих) поступках. Уметь: прогнозировать последствия своих действий в той или иной ситуации, развитие личной ответственности.

 

15

Мир моих ощущений

Уметь: развитие психомоторных функций. Знать: ценности чувств, эмоций. Коррекция сенсорной чувствительности.

 

16

Учимся владеть собой

Уметь: развитие самообладания и самоконтроля. Развитие моральных и нравственных форм взаимодействия. Коррекция необдуманности, импульсивности.

 

17

Я и другие люди: правила общения

Уметь: развитие адекватной самооценки, внутреннего мира ребёнка. Развитие искреннего отношения в чувствах к себе и другим людям. Коррекция эмоциональной неустойчивости.

 

18

Правила поведения в школе и дома

Уметь: оценка особенностей своего поведения в различных ситуациях. Осмысление поведения.

 

19

По лестнице знаний и интересов

Уметь: развитие познавательного интереса. Знать: раскрытие понятия «прилежание», формирование школьных интересов. Уметь: конструктивно распределять рабочее время и свободный досуг.

 

20

Думаем, мыслим, размышляем

Уметь: активизация мыслительной деятельности. Диагностика логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Коррекция ригидности. Воспитание самостоятельности в мышлении.

 

21

Как мы думаем: возможности моего мышления

Уметь: активизация мыслительной деятельности. Развитие логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Коррекция ригидности. Воспитание самостоятельности в мышлении.

 

22

Возможности моей памяти

Уметь: обучение приёмам активизации различных видов памяти. Развитие продолжительности и объёма запоминаемой информации. Воспитание познавательной активности, произвольности. Коррекция механического заучивания.

 

23

Восприятие и его возможности

Уметь: активизация восприятия. Диагностика восприятия пространства, времени, движений. Развитие зрительного анализа, синтеза. Коррекция неорганизованности, обучение грамотно распределять время.

 

24

Насколько я внимательный

Уметь: организация внимания. Диагностика устойчивости, переключаемости, объёма, концентрации. Развитие самоконтроля и произвольной регуляции. Воспитание выдержки. Коррекция неусидчивости, рассеянности.

 

25

Что я могу

Уметь: содействие раскрытию творческих возможностей личности. Развитие рефлексии (самоанализа). Развитие произвольности и самоконтроля.

 

26

Семейные ценности

Уметь: формирование чувства общности, принадлежности к семье, развитие чувства уважения к другим членам семьи, поддержка внутрисемейных ценностей, гармонизация детско-родительских отношений.

 

27

Восприятие и его возможности

Уметь: активизация восприятия. Диагностика восприятия пространства, времени, движений. Развитие зрительного анализа, синтеза. Коррекция неорганизованности, обучение грамотно распределять время.

 

28

Здоровый образ жизни: мои полезные привычки

Умение: формирование чувства ценности собственного здоровья, приобщение к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек.

 

29

Школа вежливости

Знать: формирование норм поведения в обществе, правила общения, развитие навыков саморегуляции.

 

30

Радуга настроения

Уметь: активизация позитивного настроя. Формирование познавательного интереса и произвольности. Развитие самостоятельности. Развитие чувства уверенности, активности. Коррекция настроения.

 

31

Душевный разговор

Уметь: обучение здоровье сберегающим приёмам, элементам саморегуляции. Развитие самоконтроля. Усвоение навыков саморегуляции. Профилактика стресса.

 

32

Уроки доброты

Уметь: формирование чувства поддержки, сочувствия. Развитие чувства доброты, ответственности. Развитие нравственных качеств. Коррекция неадекватных форм поведения.

 

33

Мое воображение: верим в мечты

Уметь: активизация творческих способностей, развитие  воображения и творческого потенциала. Профилактика стресса.

 

34

Мои успехи.

Уметь: закрепление навыков и приёмов перцептивной, интеллектуальной деятельности, их эффективного использования в жизни. Развитие творческих способностей. Эмоциональная рефлексия прошедших занятий.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Я», адекватно воспринимать окружающий мир; - отстаивать свою позицию в коллективе, дружески относиться к одноклассникам; - адекватно вести себя в различных ситуациях; - различать и…

Я», адекватно воспринимать окружающий мир; - отстаивать свою позицию в коллективе, дружески относиться к одноклассникам; - адекватно вести себя в различных ситуациях; - различать и…

Данная структура занятия позволяет создать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревогу, агрессию, способствует формированию адекватной самооценки ребенка, усовершенствованию навыков общения и взаимодействия…

Данная структура занятия позволяет создать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревогу, агрессию, способствует формированию адекватной самооценки ребенка, усовершенствованию навыков общения и взаимодействия…

Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия в группе

Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия в группе

Знать: раскрытие возможностей личности

Знать: раскрытие возможностей личности

Возможности моей памятиУметь: обучение приёмам активизации различных видов памяти

Возможности моей памятиУметь: обучение приёмам активизации различных видов памяти

Школа вежливости Знать: формирование норм поведения в обществе, правила общения, развитие навыков саморегуляции

Школа вежливости Знать: формирование норм поведения в обществе, правила общения, развитие навыков саморегуляции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024