МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
Департамент образования мэрии города Магадана
МАОУ «СОШ №18»
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______________________________ Орлова Н.В. от «28» августа 2023 г.
|
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 18 _____________________________ Приходько Е.В. от «30» августа 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психологии
«Психологическое воспитание: Мы в 4-ом классе»
для обучающихся 4-х классов
Рабочая программа по психологии для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе психологического практикума по детской психокоррекции для младших школьников «Игры, упражнения, техники», автор: О.Н. Истратова Р.-на-Д. Феникс, 2019г
Разработчик программы:
Богомолова Юлия Агзамовна
(Ф.И.О. педагога-психолога)
педагог-психолог, высшая квалификационная категория
(занимаемая должность, квалификационная категория)
Магадан 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе, понимание необходимости самопознания и саморазвития и т.д.);
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я - концепции социальной роли ученика и т.д.);
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Регулятивные УУД:
- учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников;
- учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их;
- прогнозировать последствия своих поступков;
- определять и формулировать цели в совместной, коллективной работе;
- учиться высказывать своё предположение хода работы с различными источниками информации;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
- анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе;
- моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи;
- усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении;
- учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению;
- учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его;
- учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей;
- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;
- развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми;
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Обучающийся должен научиться:
- преодолевать возникающие в учебе трудности;
- планировать свою деятельность;
- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;
- проявлять собственную активность в получение знаний;
- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития;
- позитивно относиться к своему «Я», адекватно воспринимать окружающий мир;
- отстаивать свою позицию в коллективе, дружески относиться к одноклассникам;
- адекватно вести себя в различных ситуациях;
- различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- справляться со страхами, обидами, гневом;
- уметь справляться с негативными эмоциями;
- стремиться к изучению своих возможностей и способностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Цель: Создание педагогических и социально – психологических условий, способствующих интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию четвероклассника; содействие социально-культурной адаптации обучающегося в современном социуме.
Задачи:
Программа рассчитана на 34 занятия. Универсальность программы позволяет проводить занятия индивидуально и в группе. Занятия проводятся периодичностью один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 40 минут. Возраст: 10 – 12 лет.
Структура занятий:
1-й этап. Ориентация. Установление контакта. Создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, активизация мыслительной деятельности, формирование познавательного интереса и позитивного настроя на занятие.
2-й этап. Основная часть. Формирование нового опыта, овладение практическими умениями и навыками, связанными с темой занятия. Включает в себя упражнения на развитие познавательных процессов, интеллекта; упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы (знание о себе, своей индивидуальности и индивидуальности других детей, о нормах поведения в обществе, развитие коммуникативных навыков). В середине основной части проводится разминка, направленная на снятие мышечного и эмоционального напряжения.
3-й этап. Резюмирование. Рефлексия опыта. Отработка личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, чувств испытанных в процессе работы, выявление эмоционального отношения к проведенному занятию. Закрепление полученных знаний, умений и навыков, перенос их в реальность.
Данная структура занятия позволяет создать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревогу, агрессию, способствует формированию адекватной самооценки ребенка, усовершенствованию навыков общения и взаимодействия детей друг с другом. Ребенок имеет возможность реализовать себя, показать свой индивидуальный уровень умений, ощутить собственную значимость.
Психолого-педагогические приемы, используемые на занятиях:
- элементы анималотерапии: упражнения с использованием фотоизображений природы, животных; звуки живой природы (звуки леса, моря, горного ручья, пения птиц, звуки животных).
- элементы релаксации (упражнения на снятие стресса, саморасслабление с помощью музыки, техника фантазирования).
- элементы психогимнастики (упражнения на овладение навыками саморегуляции и сохранения благополучного эмоционального состояния).
- самовыражение в рисунках (выражение эмоционального состояния, отношения к себе, семье, к другим людям, событиям, к окружающему миру).
- элементы сказкотерапии, ролевой игры (обыгрывание эмоционального состояния, различных жизненных ситуаций, в том числе и конфликтных).
- упражнения на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности |
34ч |
Дата |
1 |
Знакомство «Я – четвероклассник» |
Уметь: навыки взаимодействия в общении, открытость в общении. Знать: правила работы. Развитие познавательной сферы. |
1ч |
|
2 |
Мир вокруг |
Знать: представление о себе. Уметь: позитивное отношение к себе; адекватное восприятие себя в общении с другими. Развитие эмпатии. |
1ч |
|
3 |
Мои школьные друзья |
Уметь: анализировать свой режим дня, его соответствие здоровому образу жизни, правильное распределение времени при выполнении домашних задний и свободного досуга. |
1ч |
|
4 |
Я и мои одноклассники |
Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия со сверстниками. Формирование чувства собственного достоинства и значимости. Развитие коммуникативности. Развитие познавательной сферы. |
1ч |
|
5 |
Я ученик: правила поведения в школе |
Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия в группе. Формирование чувства собственного достоинства и значимости. Коррекция внутреннего напряжения, скованности. Развитие коммуникативности. |
1ч |
|
6 |
Мой класс – моя крепость |
Уметь: формирование чувства группового единства. Развитие дружеских отношений. Уметь: навыки свободного и открытого взаимодействия. Профилактика социальной дезадаптации. |
1ч |
|
7 |
Одна команда |
Уметь: активный стиль общения, навыки взаимодействия со сверстниками. Формирование чувства собственного достоинства и значимости. Развитие коммуникативности. |
1ч |
|
8 |
Я и школа |
Знать: повторение правил общения. Развитие позитивного настроения, внутренней свободы. Коррекция эмоциональных барьеров. |
1ч |
|
9 |
Домашние задания |
Уметь: навыки самоконтроля. Развитие познавательного интереса, раскрытие понятия «прилежание», формирование школьных интересов. Уметь: конструктивно распределять рабочее время. |
1ч |
|
10 |
Мои новые старые друзья |
Уметь: анализировать свой режим дня, его соответствие здоровому образу жизни. Знать: правильное распределение времени при выполнении домашних заданий и свободного досуга. |
1ч |
|
11 |
Тайна моего Я |
Знать: представление о себе. Развитие позитивного отношения к себе. Коррекция тревожности и агрессивных состояний. |
1ч |
|
12 |
Мои чувства и эмоции |
Знать: представление о чувствах человека. Уметь: анализировать свои чувства и чувства других людей. Формирование способности осознавать и принимать свои эмоции, снятие эмоционального напряжения, нейтрализация эмоционально отрицательных переживаний. |
1ч |
|
13 |
Я сам: учимся самостоятельности |
Знать: раскрытие возможностей личности. Уметь: развитие рефлексии (самоанализа). Развитие произвольности и самоконтроля. |
1ч |
|
14 |
Я и мои поступки |
Знать: понятие о положительных и отрицательных (о хороших и плохих) поступках. Уметь: прогнозировать последствия своих действий в той или иной ситуации, развитие личной ответственности. |
1ч |
|
15 |
Мир моих ощущений |
Уметь: развитие психомоторных функций. Знать: ценности чувств, эмоций. Коррекция сенсорной чувствительности. |
1ч |
|
16 |
Учимся владеть собой |
Уметь: развитие самообладания и самоконтроля. Развитие моральных и нравственных форм взаимодействия. Коррекция необдуманности, импульсивности. |
1ч |
|
17 |
Я и другие люди: правила общения |
Уметь: развитие адекватной самооценки, внутреннего мира ребёнка. Развитие искреннего отношения в чувствах к себе и другим людям. Коррекция эмоциональной неустойчивости. |
1ч |
|
18 |
Правила поведения в школе и дома |
Уметь: оценка особенностей своего поведения в различных ситуациях. Осмысление поведения. |
1ч |
|
19 |
По лестнице знаний и интересов |
Уметь: развитие познавательного интереса. Знать: раскрытие понятия «прилежание», формирование школьных интересов. Уметь: конструктивно распределять рабочее время и свободный досуг. |
1ч |
|
20 |
Думаем, мыслим, размышляем |
Уметь: активизация мыслительной деятельности. Диагностика логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Коррекция ригидности. Воспитание самостоятельности в мышлении. |
1ч |
|
21 |
Как мы думаем: возможности моего мышления |
Уметь: активизация мыслительной деятельности. Развитие логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Коррекция ригидности. Воспитание самостоятельности в мышлении. |
1ч |
|
22 |
Возможности моей памяти |
Уметь: обучение приёмам активизации различных видов памяти. Развитие продолжительности и объёма запоминаемой информации. Воспитание познавательной активности, произвольности. Коррекция механического заучивания. |
1ч |
|
23 |
Восприятие и его возможности |
Уметь: активизация восприятия. Диагностика восприятия пространства, времени, движений. Развитие зрительного анализа, синтеза. Коррекция неорганизованности, обучение грамотно распределять время. |
1ч |
|
24 |
Насколько я внимательный |
Уметь: организация внимания. Диагностика устойчивости, переключаемости, объёма, концентрации. Развитие самоконтроля и произвольной регуляции. Воспитание выдержки. Коррекция неусидчивости, рассеянности. |
1ч |
|
25 |
Что я могу |
Уметь: содействие раскрытию творческих возможностей личности. Развитие рефлексии (самоанализа). Развитие произвольности и самоконтроля. |
1ч |
|
26 |
Семейные ценности |
Уметь: формирование чувства общности, принадлежности к семье, развитие чувства уважения к другим членам семьи, поддержка внутрисемейных ценностей, гармонизация детско-родительских отношений. |
1ч |
|
27 |
Восприятие и его возможности |
Уметь: активизация восприятия. Диагностика восприятия пространства, времени, движений. Развитие зрительного анализа, синтеза. Коррекция неорганизованности, обучение грамотно распределять время. |
1ч |
|
28 |
Здоровый образ жизни: мои полезные привычки |
Умение: формирование чувства ценности собственного здоровья, приобщение к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. |
1ч |
|
29 |
Школа вежливости |
Знать: формирование норм поведения в обществе, правила общения, развитие навыков саморегуляции. |
1ч |
|
30 |
Радуга настроения |
Уметь: активизация позитивного настроя. Формирование познавательного интереса и произвольности. Развитие самостоятельности. Развитие чувства уверенности, активности. Коррекция настроения. |
1ч |
|
31 |
Душевный разговор |
Уметь: обучение здоровье сберегающим приёмам, элементам саморегуляции. Развитие самоконтроля. Усвоение навыков саморегуляции. Профилактика стресса. |
1ч |
|
32 |
Уроки доброты |
Уметь: формирование чувства поддержки, сочувствия. Развитие чувства доброты, ответственности. Развитие нравственных качеств. Коррекция неадекватных форм поведения. |
1ч |
|
33 |
Мое воображение: верим в мечты |
Уметь: активизация творческих способностей, развитие воображения и творческого потенциала. Профилактика стресса. |
1ч |
|
34 |
Мои успехи. |
Уметь: закрепление навыков и приёмов перцептивной, интеллектуальной деятельности, их эффективного использования в жизни. Развитие творческих способностей. Эмоциональная рефлексия прошедших занятий. |
1ч |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.