Рабочая программа по сопровождению учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Оценка 4.6

Рабочая программа по сопровождению учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
детская психология +1
1 кл—4 кл
24.05.2020
Рабочая программа  по сопровождению учащихся  1-4 класса с  задержкой психического развития (вариант 7.1)
Цель программы обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с ЗПР варианта 7.1 в общеобразовательных классах в условиях НОО ФГОС.
программа коррекции _зпр 7_1_Попкова.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  по сопровождению учащихся  1-4 класса

с  задержкой психического развития

(вариант 7.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск 2019г

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка............................................................................................................... 3

Цель программы .......................................................................................................................... 3

Задачи программы....................................................................................................................... 3 Психологические особенности детей с ЗПР............................................................................. 4 Основные образовательные потребности детей с ЗПР............................................................ 6

Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего

школьного возраста:.................................................................................................................... 7 Содержание программы.............................................................................................................. 8

Методы и приемы работы........................................................................................................... 9

Структура проведения занятий................................................................................................ 10

Программа для учащихся 1 классов........................................................................................ 11

Программа для учащихся 2 классов........................................................................................ 12

Программа для учащихся 3х классов...................................................................................... 14

Программа для учащихся 4х классов...................................................................................... 15 Ожидаемые результаты реализации программы.................................................................... 17 Средства контроля программы ................................................................................................ 17 Перечень средств, необходимых для реализации программы.............................................. 18

Список литературы.................................................................................................................... 19

Приложение 1............................................................................................................................. 20

 

 

 

Пояснительная записка

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР), в частности варианта 7.1, приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.  Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социальносредовых и психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития, в частности варианта 7.1, составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ЗПР 7.1 в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая  особые образовательные потребности детей данной категории. Все это обусловило создание программы сопровождения ребенка с задержкой психического развития варианта 7.1,  как части адаптированной образовательной программы.

Цель программы 

обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с ЗПР варианта 7.1 в общеобразовательных классах в условиях НОО ФГОС. 

Задачи программы:

1.           определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

2.           создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательные учреждения;

3.           осуществление          индивидуально    ориентированной         психолого-медико-

педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического, речевого развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

4.           разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых  занятий для детей с ЗПР;

5.           оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным и другим вопросам.

6.           содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся с ЗПР  в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.

7.           Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе   формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

8.           Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

 

Психологические особенности детей с ЗПР

ЗПР - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Согласно результатам исследований проблемы ЗПР в трудах ряда ученых: Т. А. Власовой, Т. Б. Глезерман, Ю. Г.Демьянова, В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, В. И.Лубовского, Н. Я. Семаго и М. М.Семаго, Г. Е. Сухаревой, У. В. Ульенковой и других можно выделить те особенности дефекта, которые значимы для психолого-педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия.

Для детей с ЗПР характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений. Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического развития. Для высшей нервной деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики. Исследования выявили разные варианты ЗПР. Все они характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Однако каждый из них имеет свою специфику и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным нарушением эмоциональных или интеллектуальных функций, степенью выраженности этих нарушений, сочетанностью их с другими неврологическими расстройствами.

Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация вариантов ЗПР К.С.Лебединской:

Первый вариант - ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.

Второй вариант - ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимания, создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.

Третий вариант - ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.

Четвертый вариант - ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен.

Характерные особенности детей с ЗПР.

Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.

Для восприятия детей с ЗПР характерны: низкая активность восприятия в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность ассоциативных процессов. Восприятие детей с ЗПР отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. 

Характеристики внимания детей с ЗПР: неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. 

Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. 

Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность мыслительных опреций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса, усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых.

К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. 

Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации.

Основные образовательные потребности детей с ЗПР

Основные образовательные потребности (ООП) учащихся с задержкой психического развития выражаются:

в побуждении познавательной активности

в расширении кругозора

в формировании общеинтеллектуальных умений

в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности

в формировании и развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности

в развитии личностной сферы (эмоции, воля, произвольность, самостоятельность, ответственность)

в развитии и отработке средств коммуникации

в усилении регулирующей функции слова

в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, перегрузок и срывов.

 К специальным образовательным условиям для данной категории учащихся относятся:  Специальные программы, Особые методы обучения, Учебники, пособия, Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, Обязательная коррекционная работа.

Общие подходы в работе с детьми с ЗПР

индивидуальный подход;

предотвращение наступления утомляемости; − активизация познавательной деятельности;

обогащение знаниями об окружающем мире;

особое внимание - коррекции всех видов деятельности; − проявление педагогического такта.

Организационно – педагогические условия по работе с детьми с ЗПР

Важно организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, что проявляется:

   в «пошаговом» предъявлении материала;

   в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;

   в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

   в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

   в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;

   в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;

   в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.

Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:

1.                       Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптикопространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2.                       Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

3.                       Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).

4.                       Формирование учебной мотивации.

5.                       Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

6.                       Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

7.                       Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

8.                       Коррекция индивидуальных отклонений.

9.                       Организация благоприятной социальной среды.

10.                  Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума

Содержание программы (направления и формы работы):

1.       Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем;

установление доверительных отношений со взрослыми;

2.       Укрепление нервной системы

Совместный контроль и наблюдение психолога, врача за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.

Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).

Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).

3.       Укрепление эмоционально - личностной сферы

Диагностика эмоционально - личностной сферы (2 раза в год). − Овладение учебными навыками.

Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

Система индивидуальных занятий со специалистами ОУ.

4.       Развитие познавательной сферы:

Коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).

Диагностика познавательной и эмоционально –волевой сферы.

5.       Формирование устойчивой адекватной самооценки:

Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).

Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.

Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.

Развитие коммуникативных навыков.

 

Таким образом, Программа психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК. 

При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности детей, опираясь на зону их ближайшего развития. 

Содержание программы работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям)          непрерывность    помощи      до      полного      решения         проблемы   или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

 

Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:

 В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Основные направления коррекционной работы:

1.               Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

2.               Коррекция отдельных сторон психической деятельности

-            развитие зрительного восприятия и узнавания;

-            развитие зрительной памяти и внимания;

-            формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-            развитие пространственных представлений и ориентации;

-            развитие представлений о времени;

-            развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа;

-   навыков группировки и классификации;

-   умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

-                   развитие наглядно-образного мышления;

-                   развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и   событиями).

5.        Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

6.        Развитие речи.

7.        Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8.        Развитие межполушарного взаимодействия.

 

Структура проведения занятий

Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагментального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние ребёнка.

Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:

-   стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;

-   направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации; 

-   работа с локальными мышечными движениями;

-   для повышения устойчивости;

-   работа с патологическими ригидными телесными установками.

Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:

o бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации; o обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка; o несформированность пространственных представлений. К ней относятся: o упражнения на развитие чувства ритма; o развитие перцептивных и мнемических возможностей; o формирование пространственных представлений; o упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта; o развитие ловкости, точности, одновременности движений; o развитие произвольного внимания.

Раздел 3 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию учащихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.

В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать.

В программе определен объем умений, которым должны овладеть учащиеся в конце каждого года обучения.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:  o целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; o ориентироваться на сенсорные эталоны; o узнавать предметы по заданным признакам; o анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам; o различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы; o классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;

o             составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; o             практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; o                давать полное описание объектов и явлений; o различать противоположно направленные действия и явления; o             видеть временные рамки своей деятельности; o     определять последовательность событий; o           выделять части суток и определять порядок дней недели; o           различать речевые и неречевые звуки; o                составлять предмет из частей; o          определять на ощупь величину предметов; o                зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов; o                распознавать эмоции; o                ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; o      целенаправленно выполнять действия по инструкции; o                самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; o         опосредовать свою деятельность речью.

 

Программа для учащихся 1 классов

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 1 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.

Определение первичного уровня развития.  (2 ч)

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.

Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов.

Эмоции.

РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 

1 МОДУЛЬ. Знакомство с приёмами правильного дыхания (1 ч)

 Знакомство с элементами приёмов правильного диафрагментального. Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации (2 ч)

 Знакомство с приёмами релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Этапы релаксации. Практическое освоение этапов Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (3 ч)

Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие слуховой и тактильной координации.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (2 ч)

 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.    

1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие (5 ч)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

2 МОДУЛЬ. Восприятие пространства (4 ч)

 Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени (4 ч)

Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже.

4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие (2 ч)

Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

5 МОДУЛЬ. Восприятие эмоций человека (6 ч)

Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль.

Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.

РАЗДЕЛ 4. Итоговая диагностика учащихся  (1 ч)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

ИТОГО: 33 ЧАСА Учащиеся должны уметь:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

правильно пользоваться письменными принадлежностями;

анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков;

различать основные цвета;

классифицировать фигуры по одному признаку;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

знать элементы 2-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;

распознавать основные эмоции;

выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей;

 

Программа для учащихся 2 классов 

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 2 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития.   (2 ч)

         Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.

         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания (3 ч)

 Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.  (2 ч)

 Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (3 ч)

Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (3 ч)

 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов.   

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов (4 ч)   Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. (2 ч)

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (2 ч)

 Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев.

Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро. 4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.  (2 ч)

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (4 ч)

 Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие.

Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное. (3 ч)

         Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации.

Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика учащихся (2 ч)

 Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

 

Программа для учащихся 3х классов

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 3 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (2 ч)

         Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.

         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков  1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.  (3 ч)

         Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек, постепенное увеличение до 5-6 сек.). Выполнение дыхательных упражнений. Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, бег). Тренировка дыхания во время движения.

Массаж и самомассаж. Знакомство с элементами массажа.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (2 ч)

         Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (3 ч)

         Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (4 ч)

         Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Повторяем штриховальные линии. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 3-класса в пределах 100). Развитие счётных навыков. Учимся составлять рассказ по картинке. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой"). Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов 

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (3 ч)          Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше на... Экономическая игра. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы Формирование сенсорных эталонов.

         Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из частей. Разрезные картинки. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказ по картинке. Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. (3 ч)

         Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Вышениже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол.

Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (2ч)

         Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния (3 ч)

         Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (3 ч)

         Эмоциональный мир человека. Радость "Цветик - семицветик". Страх/испуг Сказкотерапия "Лиса и петух". Грусть/печаль "По щучьему велению". Гнев "Лиса и заяц". Доброта "Волк и телёнок". Злость "Золушка".

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное (3 ч)

         Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации.

Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся (2 часа)

         Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

 

Программа для учащихся 4х классов

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 4 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития(2 ч)

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.

         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ  2. Развитие крупной и мелкой моторики,графомоторных навыков

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.  (3 ч)

Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 5-6 сек, постепенное увеличение до 7-8 сек.). Выполнение дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег).Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Повторяем элементы массажа.

2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(2 ч)

         Вспоминаем пройденные приёмы релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыков расслабления и напряжения. Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики  (4 ч)

Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  (5 ч)

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Штрихуем, используя различные виды штриховки. Рисование, обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 4-класса в пределах 150). Развитие счётных навыков. Составляем рассказы по картинкам. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой").Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов.)

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (4ч)  Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше в... Экономическая игра. Сложные настольные игры. Правила придумываем сами. Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных          эталонов.

         Классификация предметов. Цвета спектра. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из частей. Пазлы. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказы по картинкам. Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(3 ч)

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (2 ч)

Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев.

Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния  (2 ч) Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (3ч)

Повторяем изученные эмоции. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Доброта.

Злость.

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное.(2 ч)

Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации.

Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся(1 ч)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

Ожидаемые результаты реализации программы

Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития: 

—успешно  адаптируется  в образовательном учреждении;

—проявляет познавательную активность; 

—умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач; 

—имеет сформированную учебную мотивацию; 

—ориентируется на моральные нормы поведения и их выполнение; 

—осуществляет сотрудничество с участниками образовательного процесса. 

Коррекция негативных тенденций развития учащихся:

—дифференцирует информацию различной модальности; 

—соотносит  предметы в соответствии с их свойствами; 

—ориентируется в пространственных и временных представлениях; 

—владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации; 

— выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация); 

—адекватно относится к учебно-воспитательному процессу; 

— работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами; 

—контролирует  свою деятельность; 

—адекватно принимает оценку взрослого и сверстника; 

—понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей; 

—контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля; 

—владеет навыками партнерского и группового сотрудничества; 

—строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи; 

—использует навыки невербального взаимодействия;

—выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета; 

—использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 

Средства контроля программы

В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Результаты исследований отмечаются в «Карте индивидуальной коррекционноразвивающей работы специалиста» (Приложение 1) .

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.

Таким образом, цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

1.     Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

2.     Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

3.     Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Не аппаратные средства  (игры, специализированные приспособления)

1.     Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

2.     Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие,  шнуровки)

3.     Арсенал для техники АРТ-терапии 

4.     Игрушки разных материалов и размеров 

 

Список литературы

1.     Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.

2.     Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

3.     Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.

4.     Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.

5.     Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

6.     Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

7.     Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.

8.     Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.

9.     Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

10. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

11. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

12. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.

13. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

14. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.

15. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

16. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

17. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

18. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

19. Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары:

"КЛИО", 1994.

20. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997

21. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.

22. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

23. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000 24. Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989 25. Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.

26. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

27. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.:

КЛАСС, 2001 г.

28. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990

29. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.

 

 

 

Приложение 1

Карта индивидуальной коррекционно-развивающей работы специалиста ППк

 

Ф.И.О. ребёнка _____________

Специалист по коррекционной работе                 педагог-психолог                     

                                                                         (психолог, логопед)

                                                         Попкова И.Н.                                   

(Ф.И.О.)

Начало/Окончание занятий _______________уч.год

Направления коррекционной работы: _____________________       

Вид и график коррекционных занятий: ___________(индивидуальные/групповые) 

Динамика результативности обучения (графически): в-внимание, п-память, и-интеллект

Уровень развития

В

П

И

В

П

И

В

П

И

Высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выше среднего 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже среднего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

1.      ____________

2.      _________________

3.      _________________. 

 

Рекомендации по дальнейшей работе: ______________________.

 

Дата                                                                Подпись                                      Календарно-тематическое планирование 1 класс

занятия

Тема

Кол-

во  часов

Дата

1

Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития

2

 

2

Знакомство с приёмами правильного дыхания 

1

 

3

Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации

2

 

4

Коррекция крупной моторики

3

 

5

Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков 

2

 

6

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие 

5

 

7

Восприятие пространства 

4

 

8

Восприятие времени

4

 

9

Тактильно-двигательное восприятие

2

 

10

Восприятие эмоций человека

6

 

11

Итоговая диагностика учащихся   

1

 

 

всего

32

 

 

Календарно-тематическое планирование 2  класс

Календарно-тематическое планирование 3 класс

занятия

Тема

Колво  часов

Дата

1

Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития

2

 

2

Приёмы правильного диафрагмального дыхания. 

 

3

 

 

Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации

2

 

 

Коррекция крупной моторики 

3

 

 

Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков 

 

4

 

 

Конструирование предметов  

3

 

 

 Развитие зрительно-моторной координации.

3

 

 

Восприятие времени.  

2

 

 

Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния 

3

 

 

Эмоциональный мир

3

 

 

Повторяем пройденное 

3

 

 

Итоговая диагностика учащихся

2

 

 

всего

33

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 4  класс

занятия

Тема

Кол-

во  часов

Дата

1

Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития

2

 

2

Приёмы правильного диафрагментального дыхания.  

3

 

3

Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации

2

 

4

Коррекция крупной моторики  

4

 

5

Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  

 

5

 

6

Восприятие формы, цвета, звуков.  Конструирование предметов   

4

 

7

Развитие зрительно-моторной координации.

3

 

8

Восприятие времени

2

 

9

Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния  

2

 

10

Эмоциональный мир.  

3

 

11

Повторяем пройденное)

2

 

 

Итоговая диагностика учащихся

1

 

 

всего

33

 

 

 

Рабочая программа по сопровождению учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития (вариант 7

Рабочая программа по сопровождению учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития (вариант 7

Содержание программы.........

Содержание программы.........

Все это обусловило создание программы сопровождения ребенка с задержкой психического развития варианта 7

Все это обусловило создание программы сопровождения ребенка с задержкой психического развития варианта 7

Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического…

Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического…

В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик

В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик

Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с

Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с

ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения

ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения

Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции

Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка

К ней относятся: o упражнения на развитие чувства ритма; o развитие перцептивных и мнемических возможностей; o формирование пространственных представлений; o упражнения, связанные с динамической организацией…

К ней относятся: o упражнения на развитие чувства ритма; o развитие перцептивных и мнемических возможностей; o формирование пространственных представлений; o упражнения, связанные с динамической организацией…

МОДУЛЬ. Знакомство с приёмами правильного дыхания (1 ч)

МОДУЛЬ. Знакомство с приёмами правильного дыхания (1 ч)

МОДУЛЬ. Восприятие эмоций человека (6 ч)

МОДУЛЬ. Восприятие эмоций человека (6 ч)

Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации

Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации

Исследование сенсорных процессов

Исследование сенсорных процессов

Вышениже. Движение в заданном направлении

Вышениже. Движение в заданном направлении

Развитие выразительности движений

Развитие выразительности движений

Коррекция негативных тенденций развития учащихся: —дифференцирует информацию различной модальности; —соотносит предметы в соответствии с их свойствами; —ориентируется в пространственных и временных представлениях; —владеет приемами запоминания,…

Коррекция негативных тенденций развития учащихся: —дифференцирует информацию различной модальности; —соотносит предметы в соответствии с их свойствами; —ориентируется в пространственных и временных представлениях; —владеет приемами запоминания,…

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Козак О. Н. "Путешествие в страну игр"

Козак О. Н. "Путешествие в страну игр"

Рекомендации по дальнейшей работе: ______________________

Рекомендации по дальнейшей работе: ______________________

Календарно-тематическое планирование 3 класс № занятия

Календарно-тематическое планирование 3 класс № занятия

Тема Кол- во часов

Тема Кол- во часов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020