Рабочая программа
по сопровождению учащихся 1-4 класса
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
Новосибирск 2017г.
1.1. Пояснительная записка
Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата вида 6.2 и разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-Ф3;
2. Указа Президента РФ «десятилетия детства (июль 2018)
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России от19.12.2014г. №1598);
4. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. №26;
6. Устава школы № 105
Коррекционно-развивающая программа разработана по учебному пособию Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата. М., 2001 год.
Цель реализации: применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи:
• удовлетворение потребностей в получении обучающимися с НОДА качественного начального общего образования;
• достижение планируемых результатов освоения АООП обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
• предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
• исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
• формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
• формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
В основу АООП образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип(главные закономерности психического развития остаются принципиально общими как для случаев нормы, так и патологии);
• принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с НОДА на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
• принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей.
Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под контролем руководителя физического воспитания, учителями АФК и инструкторами ЛФК. Индивидуальные занятия по АФК и ЛФК обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач; - работать в группе.
Виды УУД |
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность для формирования |
Личностные индивидуально |
1) развитие адекватных представлений о собственных |
• самоопределение — сформированность внутренней |
-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающе й готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированно сть основ гражданской идентичности. |
возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий; 4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; • способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные |
1) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; |
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; • умение контролировать и |
|
определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; |
оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; |
Познавательные |
1) использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 2) формирование умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся; 3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 4) овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с |
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; • умение использовать знаковосимволические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. |
|
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 6) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 7) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 8) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; |
|
Коммуникативн ые (приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, |
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; |
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и |
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты |
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется: - сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий; - поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности); - отзывы учителей, родителей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА (нарушение опорнодвигательного аппарата)
Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.
Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.
2.1. Диагностическое направление
Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года. Критерии оценки:
• субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире;
• объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ;
• устойчивость изменений.
Формы оценки результатов:
• психологическая диагностика
• педагогическое наблюдение;
• анализ продуктивной и учебной деятельности;
• беседа с родителями и педагогами.
Данные исследования заносятся в таблицу (см. в приложении).
Описание места курса в учебном плане
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп – 2-4 учащихся.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-40 минут.
Структура занятия
1. Приветствие (сплочение; создание атмосферы доверия и принятия);
2. Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень активности);
3. Основное содержание (включает психотехнические упражнения и приёмы; чередование деятельности);
4. Рефлексия занятия.
Программа для учащихся1 го класса рассчитана на 33 часа в год (1 занятие в неделю), при дополнительных рекомендациях занятия проводятся 2 раз в неделю и каждый раздел увеличивается по времени в двое.
Программа для учащихся 2-4 класса рассчитана на 34 часа в год (1 занятие в неделю), при дополнительных рекомендациях занятия проводятся 2 раз в неделю и каждый раздел увеличивается по времени в двое.
Тематическое планирование
№ |
Тема раздела, количество часов |
Цели |
Кол-во часов |
Отметка о выполнении |
1 класс |
|
|
|
|
1. |
Диагностика ВПФ |
Первичное исследование |
1 |
|
2.
|
Диагностика сенсорных и моторных |
Первичное исследование сенсорных и моторных функций |
1 |
|
|
функций |
|
|
|
3. |
«Вводное занятие» |
Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя |
2 |
|
4. |
«Мир эмоций и чувств» |
Тренировка умения владеть своими эмоциями, закрепление умения определять эмоциональное состояние других людей |
4 |
|
5. |
«Ориентировани е в схеме тела» |
Создание позитивного отношения к собственному телу и развитие способности осознанно управлять ими |
5 |
|
6. |
«Я чувствую» |
Дифференциация собственных чувств и эмоций, чувств окружающих |
2 |
|
7. |
«Развиваем тактильную память» |
Развитие тактильной памяти |
3 |
|
8. |
«Продолжи рисунок» |
Развитие наглядно – образного мышления |
2 |
|
9. |
«Будь внимателен» |
Развитие переключения внимания |
2 |
|
10. |
«Штриховка» |
Развитие зрительно – моторной координации |
1 |
|
11. |
«Кто самый внимательный?» |
Развитие устойчивости внимания |
2 |
|
12. |
«Активный словарь» |
Развитие речи |
2 |
|
13.
|
«Зрительно – моторная координация» |
Развитие зрительно – моторной координации |
4 |
|
14. |
Диагностика ВПФ |
Вторичная диагностика |
1 |
|
15.
|
Диагностика сенсорных и моторных функций |
Вторичное исследование |
1 |
|
2 класс |
|
|
||
1. |
Диагностика ВПФ |
Первичное исследование ВПФ |
1 |
|
2. |
Диагностика сенсорных и моторных функций |
Первичное исследование сенсорных и моторных функций |
1 |
|
3. |
Развитие нагладно - образного мышления, 2 час |
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. · Развитие наглядно-образного мышления. |
2 |
|
4. |
«Мир эмоций и чувств», 4 час |
Развитие наглядно-образного мышления |
4 |
|
5. |
«Ориентировани е в схеме тела», 5 час |
Начало формирования словесно-логического мышления |
5 |
|
6. |
«Я чувствую», 6 час |
Формирование внутреннего плана действий |
2 |
|
7. |
«Развиваем тактильную память», 7 час |
Развитие тактильной памяти |
3 |
|
8. |
«Продолжи рисунок», 3 час |
Развитие наглядно – образного мышления |
2 |
|
9. |
«Будь внимателен», 2 час |
Развитие переключения внимания |
2 |
|
10. |
«Штриховка», 1 час |
Развитие зрительно – моторной координации |
1 |
|
11. |
«Кто самый внимательный?» , 2 час |
Развитие устойчивости внимания |
2 |
|
12. |
«Активный словарь», 4 час |
Развитие речи |
2 |
|
13. |
«Зрительно – моторная координация», 7 час |
Развитие зрительно – моторной координации |
4 |
|
14. |
Диагностика ВПФ |
Вторичная диагностика ВПФ |
1 |
|
15. |
Диагностика сенсорных и моторных функций |
Вторичное исследование |
1 |
|
3 класс |
|
|
||
1. |
Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов |
выявление уровня развития познавательных процессов, - анализ психологических причин трудностей в обучении. |
1 |
|
2. |
Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений |
- развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза), - развитие пространственных представлений. |
1 |
|
3. |
Упражнения на развитие зрительной памяти |
- развитие зрительной памяти. |
2 |
|
4. |
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти |
- развитие внимания, ассоциативной памяти |
4 |
|
5. |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления |
- развитие вербально - логического мышления. |
5 |
|
6. |
Упражнения на развитие внимания |
- развитие внимания. |
2 |
|
7. |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагировани ю |
- развитие способности к классификации и абстрагированию. |
3 |
|
8. |
Упражнения на установление связи между понятиями - |
- развитие способности установливать связи между понятиями. |
2 |
|
9. |
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания |
Цель: - развитие концентрации и избирательности внимания. |
2 |
|
10. |
Упражнения на развитие логического мышления |
Цель: - развитие логического мышления. |
1 |
|
11. |
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления |
Цель: - развитие памяти, внимания, мышления. |
2 |
|
12. |
Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления |
Цель: - развитие ассоциативного мышления. |
2 |
|
13. |
Исследование динамики развития психических процессов |
Цель: - исследование динамики развития психических процессов. |
4 |
|
4 класс |
|
|
||
1.
|
Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов |
Цель: - выявление уровня развитияпознавательных процессов, - анализ психологических причин трудностей в обучении. |
1 |
|
2. |
Упражнения на развитие вербально – логического мышления |
Цель: - развитие вербально – логического мышления. |
1 |
|
3. |
Упражнения на |
Цель: |
2 |
|
|
развитие аналитических познавательных способностей |
- развитие аналитических познавательных способностей. |
|
|
4. |
Упражнения на классификацию различным способом |
Цель: - развитие способности классифицировать предметы различным способом. |
4 |
|
5. |
Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему |
Цель: - развитие способности к объединению частей в систему. |
5 |
|
6. |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагировани ю |
Цель: - развитие способности к классификации и абстрагированию. |
2 |
|
7. |
Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти |
Цель: - развитие внимания и ассоциативной памяти. |
3 |
|
8. |
Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей , пространственн ых представлений – |
Цель: - развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. |
2 |
|
9. |
Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации |
Цель: - развитие способности к анализу, синтезу, классификации. |
2 |
|
10. |
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания |
Цель: - развитие концентрации и избирательности внимания. |
1 |
|
11. |
Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания |
Цель: - развитие распределения и избирательности внимания. |
2 |
|
12. |
Упражнения на развитие ассоциативного мышления |
Цель: - развитие ассоциативного мышления. |
2 |
|
13. |
Упражнения на развитие межпонятийных связей |
Цель: - развитие межпонятийных связей. |
4 |
|
14. |
Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей |
Цель: - развитие произвольного внимания, установление закономерностей. |
1 |
|
15. |
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления |
Цель: - развитие памяти, внимания, мышления. |
1 |
|
16. |
Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственн ых представлений, установление связей |
Цель: - развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей. |
1 |
|
17. |
Исследование динамики развития психических процессов |
Цель: - исследование динамики развития психических процессов. |
1 |
|
3. 1.Описание места предмета
Данная коррекционно-развивающая программа реализуется через внеурочную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Часы психокоррекционной программы представлены групповыми и индивидуальными психокоррекционными занятиями, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. Часы коррекционно-развивающей программы, которые проводятся в течение учебного дня, не входят в максимальную нагрузку.
3.2. Система условий реализации коррекционно-развивающей программы обучающихся с НОДА
С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с НОДА, представляют собой систему требований к кадровым, материально-техническим и иным условиям реализации адаптированной основной образовательной программы и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.
С учетом необходимости реализации комплексного междисциплинарного подхода при коррекции нарушений развития у детей с двигательной, особенно тяжелой двигательной, патологией психолого-педагогическую работу следует проводить на фоне восстановительного лечения (медикаментозных средств, массажа, ЛФК, физиотерапии). Целесообразно проводить психолого-медико-педагогические консилиумы, на которых процесс реабилитации наиболее сложных детей докладывается и обсуждается всеми специалистами (неврологом, врачом ЛФК, ортопедом, учителем-логопедом, учителем дефектологом, педагогом-психологом, воспитателем); при этом желательно участие родителей ребенка.
Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с двигательной патологией на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации. Для этого требуется:
• предусмотреть наличие в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с НОДА;
• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку индивидуального образовательной программы;
• организовать в соответствии с разработанной программой сопровождения указанной категории детей;
• привлечь специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
Особое внимание следует уделять предметно-развивающей среде для детей с НОДА, которая, призвана обеспечить медико-психолого-медико-педагогическое сопровождение. В данном сопровождении должны принимать участие не только специалисты образовательного организации, но и родители воспитанников, а также специалисты учреждений здравоохранения и социальной защиты.
Приложение 1
Карта индивидуальной коррекционно-развивающей работы специалиста ППк
Ф.И.О. ребёнка _____________
Специалист по коррекционной работе педагог-психолог
(психолог, логопед)
Попкова И.Н.
(Ф.И.О.)
Начало/Окончание занятий _______________уч.год
Направления коррекционной работы: _____________________ Вид и график коррекционных занятий:
___________(индивидуальные/групповые)
Динамика результативности обучения (графически): в-внимание, п-память, иинтеллект
Уровень развития |
В |
П |
И |
В |
П |
И |
В |
П |
И |
Высокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выше среднего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ниже среднего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
1. ____________
2. _________________
3. _________________.
Рекомендации по дальнейшей работе: ______________________.
Дата Подпись
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.