Картотека игр с мандолами для дошкольников
У моих ребят и родителей мандолы вызывают неподдельный интерес, чтобы поддержать его мы создали ряд игр.
Игра «Запомни и раскрась»
(мандолы для тренировки мгновенной памяти)
Игра предназначена детям 2-7 лет
В неё входит:
-Карточки с разноцветными мандолами
-Чёрно-белые карточки с мандолами
Правила игры
Покажите карточку с цветной мандолой ребенку. Показывайте ее в течении нескольких секунд. Затем время показа необходимо сокращать. Уберите карточку с мандолой. Задача ребенка раскрасить черно-белую мандолу точно так же, как была раскрашена та, которую демонстрировали ему.
С помощью этой игры вы научите ребенка обращать внимание на узор, на его цвета — это развивает внимание к деталям, учит обращать внимания на особенности, находить их.
Если ребёнок забыл цвет, можно ему подсказать с помощью наводящих вопросов. Например: круг был цветом солнышка или травки; звездочка была раскрашена в небесный цвет или апельсиновый.
Можно показать карточку с мандолой второй раз. Когда такие занятия с ребенком проводятся систематически, такая надобность отпадает.
Дети 2-3 лет могут закрашивать узор не полностью. Достаточно отметить соответствующим цветом сектора мандолы. Ребенку двух лет будет сложно закрасить узор, соблюдая контуры. Дети в средней группе справляются полностью.
Замените цветные карандаши пластилином. Это разнообразит задание и придаст определенную нагрузку пальчикам. Получится мандола в виде пластилиновой картины.
Домино «Мандола»
Домино, лото самые популярные игры у детей в детском саду. Зная правила, дети средней группы играют самостоятельно.
Игра помогает развивать внимание, память, пространственные представления, мелкую моторику у детей. И кроме того способствует сплочению детского коллектива.
Правила игры просты: карточки раздать поровну всем игрокам. По очереди подставлять карточки с совпадающим рисунком. Если подходящей карточки нет, игрок пропускает свой ход. Выигрывает тот, кто первый поставит все свои карточки.
Игра «Цветочные мандолы»
Красочные мандолы в виде цветов — тренируют внимательность, память, мышление. Развивающие картинки цветочных мандол — завораживают ребенка своей оригинальностью, необычностью.
Игра подойдёт детям 2-7 лет.
Варианты игры:
1. Перед ребенком лежат картинки цветочных мандол, задача ребенка собрать их по парам.
2. Показываем ребенку картинку с цветочной мандолой и просим его отыскать точно такую же среди картинок, что лежат перед ним.
3. Играем в «Собери, как у меня». Разложите картинки в ряд, пусть ребенок разложит так же.
4. Играем по принципу настольной игры «Мемори». Картинки лежат на столе рубашками вверх, задача ребенка найти пару.
5. Перед ребенком лежат несколько картинок с мандолами, просим отвернуться, убираем одну или несколько, учитывая его способности. Задача ребенка, определить какая мандола пропала, пусть попробует описать — занятие детям с 4-х лет.
Игра «Половинки» подходит детям с 2-7 лет
Игра состоит из парных карточек с половинками одной и той же мандолы.
Игра направлена на развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Правила:
Необходимо собрать из двух половинок мандолу.
Варианты игры:
1. Даём ребенку картинку с половинкой цветочной мандолы и просим его отыскать вторую половинку среди картинок, что лежат перед ним.
2. Необходимо собрать мандолы из всех разложенных карточек.
Игра простая, могут играть дети 2 лет. Поэтому я придумала разные варианты.
3. Для нескольких участников: кто быстрее отыщет половинку своей мандолы.
4. Для 2-3 участников: кто больше соберёт мандол.
5. Для большого количества участников: раздать парные половинки игрокам. По команде каждый должен найти свою пару.
6. Играем в «Собери, как у меня». Разложите картинки в ряд, пусть ребенок разложит так же.
Игра «Весёлые тарелочки»
Работа с мандолой очень хороший, радостный способ улучшить эмоциональное состояние. Игра научит детей сосредоточиваться, успокаиваться. Данный вид деятельности способствует развитию творчества, воображения, мелкой моторики.
Тренируется усидчивость и аккуратность, чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
Использовать игру с детьми можно, начиная с младших групп.
Для создания мандол детям предлагается самый разнообразный материал: камешки, ракушки, фетр, резина для творческих работ, засушенные цветы и листья, шишки, стеклярусы, разные крупы, разноцветные помпоны и др.
В набор входят трафареты-помощники для создания узора, картонные и пластиковые тарелочки.
Как научить ребёнка складывать красивые мандолы?
Возьмите круг из картона или картонную (пластиковую) тарелочку. Но не слишком маленькую, а то играть будет не интересно.
Возьмите несколько разных повторяющихся элементов. Пусть это будут одинаковые пуговицы, счетные палочки, или любую другую игру, где есть повторяющиеся элементы, из которых можно делать орнамент.
Положите в центр тарелочки некий центральный элемент. И задайте “ритм” – покажите, какие элементы должны окружать центр тарелочки, выложив 2-3 элемента. Хорошо, когда в центре лежит любой правильный многоугольник – от квадрата до восьмиугольника, можно звездочку. Тогда удобнее будет соблюдать ритм, будет ясно, сколько повторяющихся элементов должно быть.
Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть задания. Во-первых, орнамент, как вы, наверняка, заметили, может расти не только в стороны, но и вверху – мы накладываем одни элементы на другие.
Ребенку 5-6 лет можно дать сразу сектор готового орнамента, выложив сразу элементы всех уровней. А он пусть сам выкладывает всё остальное, сам решает, в каком порядке ему это делать.
Игра «Собери мандолу»
Игра подходит детям 2-7 лет.
В игру входит: набор разноцветных картонок-трафаретов от 30 шт. и более, картонки-подложки разных цветов. (чем больше, тем интересней)
Игра способствует:
Развитию мелкой моторики, тактильных ощущений.
Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления.
Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
Через игру закрепляются понятия формы, цвета, размера, геометрические фигуры, счёт. Варианты игры:
1. «Калейдоскоп». Подбираем цвет и форму, собираем мандолу путем наложения картонок друг на друга. Это упражнение помогает тренировать навык сочетать цвета и формы так, чтобы получался гармоничный рисунок. Вариантов комбинаций картонных мандол очень много.
Достаточно убрать, добавить, поменять одну картонку и получается уже другой узор. Так же, как если бы вы крутили калейдоскоп и стёклышки сложились в другой узор. Ребятам нравится играть в калейдоскоп. Мои дети любят играть так: высыпают все картонки в общую кучу, садятся вокруг человек шесть и собирают каждый свою мандолу. Затем, рассматривают, какие изображения получились. Узоры получаются яркие, красивые, разные.
Задание можно усложнить. Попросить построить мандолу из большего количества картонок. Их может быть, например, 10-15. (у кого больше, тот победил)
Можно задать параметры для будущей мандолы. Например, построить мандолу из пяти картонок, чтобы присутствовал синий, жёлтый цвет…
Можно сделать схемы к вашему набору картонок и попросить собрать узор по схеме. Схемы лучше создавать, когда детали игры ещё не заламинированы.
Для детей 2-3 лет сделайте картонки с квадратами, кругами, треугольниками, основных цветов. Для малышей детали можно не ламинировать, а сделать из картона разной текстуры, фоамирана, фетра, наждачной бумаги. Получится тактильная мандола. Тактильные ощущения очень важны, они позволяют ребёнку мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Этот вариант игры позволяет закрепить с дошкольниками разные математические понятия: цвета, формы, размер, противоположности (яркий-бледный, верхний-нижний, большой-маленький), рассмотреть геометрические фигуры, посчитать их количество….
2.Неторопливое упражнение: использование картонки как трафарета для рисования манкой (можно песком).
Самое сложное - это поднимать картонку, чтобы не смазался рисунок.
3. Выбрать трафареты и обвести их.
Это упражнение достаточно сложное.
Нужно и лист держать, чтоб не крутился, и картонку, чтоб не смещалась, еще и стараться ровные линии выводить.
4. Игра «А теперь ты»
Диалог через рисунок. (Участников может быть и больше двух)
Суть игры простая: отправная точка - это рисунок, который мы нарисовали с помощью трафарета.
Участники дорисовывают по очереди один элемент на свой выбор. Важное условие соблюдать ритм и симметрию.
Если раскрасил один лепесток, то и остальные нужно раскрасить таким же цветом или чередуя цвета, следуя ритму...
Способ рисования мандол "в диалоге" очень простой: с помощью трафарета мы рисуем середину мандолы, а потом каждый новый элемент рисуем по очереди, пока не закончится место на листе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.