Санина Е.С.
lena.sanina.14@mail.ru
Предисловие
Понятие пространственного представления в Большом психологическом словаре интерпретируется как «представление пространственных и пространственно-временных свойств и отношений: форма, величина, относительное расположение объектов, их поступательное и вращательное движение и т. д.»
Исследователи выделяют, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР знания и пространственные термины не сформированы или не обобщены в той степени, в которой дети могли бы применять их независимо в различных видах повседневной и образовательной работы. У детей дошкольного возраста с ОНР возникают трудности в ориентировке в пространстве, трудности в определении понятий право и лево, верх и низ. Замечается неточность в установлении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений выражается в рисовании, при построении ребенком целого из частей с помощью конструирования, в невозможности воспроизведения определенной формы. Выявляется запаздывание в различении правой и левой частей тела.
Проблема развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с общими нарушениями речи не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий. По этой причине, возрастает необходимость коррекционной работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. А основными средствами формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР являются занимательные дидактические игры и упражнения; в процессе игровой деятельности у детей происходит накапливание практического различения пространственных представлений, также их вербального выражения и мыслительных операций. Дидактическая игра считается особенным видом игровой деятельности. Она организовывается взрослыми для обучающих целей, когда обучение проходит в игровой форме. В ходе дидактической игры ребенок получает новые знания, а также может обобщать и закреплять их. Через игру у дошкольников формируются познавательные процессы и способности.
Во время проведения дидактических игр педагогу необходимо: отчётливо, с эмоциями и выразительностью объяснить детям задачу и правила игры; занимать в игре позицию равноправного напарника, переживать ход игры вместе с играющими, живо и чувственно откликаться на ход игры, сохранять интерес к действиям каждого ребёнка; внедрять в игру элементы соревнования, поощрять детей, которые эмоционально поддерживают играющих; предоставлять возможность каждому ребёнку быть в разных ролях; предоставить постоянную смену игровых ролей; менять задания и правила игры, развивая способность подстраиваться к изменениям игрового содержания; индивидуально - дифференцированный подход к детям через вариабельность игровых заданий и правил; использование всех возможных средств и способов, которые повышают эмоциональное отношение детей к игре; доступный дидактический материал ,который используется в игре.
Мы создали картотеку дидактических игр и упражнений, она предназначена для воспитателей, и специалистов детского сада в рамках групповой, а также индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Для детей старшего дошкольного возраста продолжительность занятия составляет 25-30 минут.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
I. Дидактические игры и упражнения на усвоение словесных обозначений пространства и пространственных отношений (по отношению к плоскости, другим изображениям).
1. Дидактическая игра «Кто куда плывет?».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: картинка с изображением рыбок, плывущих в разные стороны.
Задание: Показать, какая рыбка плывет направо? Назвать, в какую сторону плывет рыбка и т.д.
2. Дидактическая игра «Составь картинку».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: разрезные картинки.
Описание игры: дети выкладывают сюжетную картинку, разрезанную на различное количество частей (с усложнением).
3. Дидактическая игра «Волшебный коврик».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: разрезные картинки.
Описание игры: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева); Выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).
4. Дидактическая игра «Назови соседей».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Описание игры: Вариант 1. Педагог просит обнаружить изображение предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху слева от определенного предмета, и т.п. Вариант 2. Педагог просит назвать или указать на предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и т.п.
5.Дидактическая игра «Укрась ёлку».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: Рисунок с изображением ёлки с шариками.
Описание игры: Вариант 1. У каждого ребёнка на листе изображена ёлка, но все шарики на ней белые. Детям предлагается раскрасить шарики по инструкции педагога. Вариант 2. У детей заготовлены ёлочки из бумаги и уже вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Детям по очереди необходимо назвать ориентиры - куда наклеят каждую фигуру.
6. Дидактическая игра «Магазин»
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: карточки лото.
Описание игры: В данной игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они садятся друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого ребенка набор с одинаковыми картинками (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, изображающая подобие магазинной полки. Один из детей выкладывает картинки на своей карточке и называет место местоположение каждой из них. Другой ребёнок пытается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети сравнивают оба «магазина».
7. Дидактическая игра «Назови соседей»
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: лист бумаги с изображенными в хаотичном порядке предметами.
Описание игры:
Вариант 1: Педагог предлагает найти изображение какого-либо предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от определенного предмета, и т.п.
Вариант 2: Педагог предлагает найти или показать предмет(ы), который(е) находятся:
- в левом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
8. Дидактическая игра «Лабиринт».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: лист бумаги с изображением лабиринта.
Описание игры: Педагог выдает лист каждому ребёнку, на котором изображен лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Потом детям предлагают помощь в нахождении дороги к кубку, для этого необходимо выполнение инструкции, а затем следует проверка правильности выполнения. Сначала лист с лабиринтом необходимо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем следовать по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. После того, как ребенок дойдет до конца, он может себя проверить: педагог этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, путём накладывания её на свой лист, ребёнок увидит – весь ли путь он проделал верно.
9. Дидактическая игра «Геометрический диктант».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: лист бумаги, набор геометрических фигур.
Описание игры: Перед детьми находится лист бумаги с набором геометрических фигур. Педагог даёт инструкции, а детям необходимо реализовывать их в быстром темпе. Например, синий круг положить в правый нижний угол, жёлтый квадрат– в центр листа, и т.д. после выполнения задания у детей есть возможность проверить правильность выполнения. Вариант 1: У педагога заранее приготовлен лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту; Вариант 2: Кто-то из детей (под контролем педагога) проделывает работу на магнитной доске, которую потом можно повернуть ко всем детям.
10. Дидактическая игра «Разноцветная рамка».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: предварительно нарисованная или наклеенная разноцветная рамка по краям листа белой бумаги.
Описание игры: К примеру, пускай верхняя сторона рамки будет синяя, нижняя - красная, правая сторона - зеленая, а левая - желтая. Во время называния местоположения края листа попросите ребенка проводить по нему пальчиком. Потом поменяйте пособие на лист белой бумаги (возможен вариант переворачивания пособия обратной стороной).
Вариант 1: «Нарисуй, пожалуйста, на верхней части листа треугольник, а на нижней - круг». Вариант 2: «Нарисуй, пожалуйста, на правой части листа квадрат, а на правой - прямоугольник» и т.д.
II. Представления о микроплоскости и микропространстве и умение практически ориентироваться на основе этих представлений, использовать схему.
1. Дидактическая игра «Бабочка».
Цель: развивать умение ориентироваться на микроплоскости у детей старшего дошкольного возраста и умение практически ориентироваться на основе этих представлений, пользоваться схемой.
Задача: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.
Оборудование: поле с буквами.
Описание игры: детям предлагается поле с буквами. По центру данного поля находится бабочка. Педагог рассказывает ребёнку: Перелетая с цветочка на цветочек, бабочка обожает кушать сладкий нектар. Сейчас бабочка приглашает тебя поиграть с ней. У неё есть своя любимая полянка, на которой растут необычные цветы. На каждом цветочке своя буква. Она загадала слово для тебя, а для того чтобы загаданное слово, необходимо следить за её полетом и вместе с ней собирать буквы с цветов. Педагогу необходимо задать направление движения бабочки, а в это время ребёнку нужно собирать буквы с цветов и выкладывать их на столе и пытаться прочитать получившееся слово. После педагог и ребенок могут поменяться местами, где уже ребенок задает направление движения, а педагогу необходимо выполнять это задание. Буквы могут меняться в зависимости от загаданного слова.
2. Дидактическая игра «Астрономы».
Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).
Задача: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.
Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.
Описание игры: педагог рассказывает детям: Сегодняшней ночью дул сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луна на небе заскучала одна и попросила нас о помощи. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и превратимся в астрономов. До того как ветер сдул звезды, Луна передала мне фотографию неба, а так же фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам необходимо по фотографиям сформировать созвездия и вернуть их на наше небо. В ходе деятельности детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
3. Дидактическая игра «Путешествие по азбуке»
Цель: закреплять умение, ориентироваться на микроплоскости.
Задача: научиться ориентироваться по схеме.
Оборудование: игровое поле с буквами.
Описание игры: Педагог рассказывает ребенку: Сегодня у нас с тобой есть возможность отправиться в путешествие по стране волшебства, в которой живут загадки, а азбука поможет нам их разгадать. Для того чтобы узнать отгадку, необходимо собрать все буквы. Педагогу нужно загадать загадку, а потом предоставить направление движения по игровому полю. Если ребенок действует в соответствии с инструкцией, то должно получиться слово - отгадка.
4. Дидактическая игра «Сказочный сундучок»
Цель: развивать навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева». Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Описание игры: Педагог предлагает ребенку осмотреть и ребенку некоторое количество игрушек. Потом дошкольник закрывает глаза, а в это время педагогу необходимо разложить эти игрушки на полочки сундучка. После чего педагог предлагает ребенку вставить руки в «рукава» и, щупая те же предметы уже внутри сундучка, говорит, где они находятся.
5. Дидактическая игра «Где Машенька?».
Цель: развивать умение соотносить реальное пространство с планом, развивать навык ориентировки в микропространстве.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: план
Описание игры: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. У нас есть карта пути, по которому она шла. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.
6. Дидактическая игра «Найди место»
Цель: развивать навык ориентировки в микропространстве.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: цветные ленты, игрушки.
Описание игры: с помощью разноцветных ленточек на полу (ковре) очерчивается прямоугольник такого размера, чтобы ребёнку комфортно было передвигаться. Детям предлагается упражнение: разместить игрушки в соответствии с инструкцией педагога. Например, мишку положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мяч- в ближнем правом углу и т.п.
7.Дидактическая игра «Муха»
Цель: развивать навык ориентировки в микропространстве. Обучать детей ориентироваться на плоскости, помогать детям закреплять понятия «право», «лево».
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: игровое пособие «Муха».
Описание игры: ребята необходимо проследить глазами направление пути мухи, пытаются, объясняют её местонахождение на данный момент.
8. Дидактическая игра «Художник»
Цель: развивать навык ориентировки в микропространстве, понимания пространственной терминологии.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.
Описание игры: Педагог рассказывает ребенку: Давай представим, что ты - художник, а я - твой помощник. И нам нужно будет создать с тобой картину. Я как помощник буду называть место и изображение, а ты должен будешь изобразить, то о чем я тебя попрошу на этом месте. Ребенок пытается выполнить задание педагога, после они меняется ролями.
9. Дидактическая игра «У кого что получилось»
Цель: развивать навык ориентировки в микропространстве.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: листы, линованные в клеточку, карандаш.
Описание игры: на листах в клетку дети, соблюдая указания педагога, под диктовку ведут линию. Если дошкольник выполнял указания направления, четко считал каждую клеточку, у него получился рисунок или картинка. Это и считается, что ребенок выиграл.
III. Дидактические игры и упражнения на усвоение понятий «справа – слева», «сзади – спереди», «вверху – внизу»
1. Дидактичная игра «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: коврик с узором.
Описание игры: Перед каждым ребенком картинка, на которой изображен коврик с узором. Главная задача детей – это рассказать, точное расположение элементов узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В правом нижнем углу - прямоугольник, в левом нижнем углу - овал, в середине - круг. Педагог может дать задание в виде рассказа об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. К примеру, посередине нарисован большой круг - от него отходят лучи, а цветы расположены в каждом углу. Волнистые линии находятся вверху и внизу, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
2. Дидактическая игра «Где фигура»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, запоминать расположение фигур.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: фигуры и фланелеграф.
Описание игры: Педагог рассказывает ребенку: «Ты видишь перед собой фигуры, нам с тобой необходимо запомнить, как они расположены. Сначала их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, которая расположена в центре (посередине), потом вверху, внизу, слева, справа». Кто-то из детей по порядку показывает и называет фигуры и их местоположение. Другому ребенку предлагают выложить фигуры, как ему хочется, назвать их местоположение. После этого ребенок поворачивается спиной к фланелеграфу, а педагог это время меняет местами фигуры, которые расположены слева и справа. Ребенку необходимо повернуться и отгадать, что поменялось. Затем всем детям необходимо назвать фигуры и закрыть глаза. В это педагогу необходимо поменять местами фигуры. После дети открывают глаза и угадывают, что изменилось.
3. Дидактическая игра «Что справа».
Цель: развивать навык ориентировки в микропространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Задачи: формировать пространственное представление «справа».
Оборудование: ковер, игрушки.
Описание игры: Дети садятся вдоль края ковра. Игрушки находятся точно по всем краям ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Педагог просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из ребят предлагают встать в центр ковра и назвать все игрушки, которые по правую сторону от него. А ребенок, который следующий в очереди повёрнут в ином направлении по сравнению с предыдущим. Вариант 2. Педагог или один из детей называет игрушки, которые находятся в одном ряду и просят ребёнка, оказавшегося в центре ковра сказать– с какой они стороны. Вариант 3. Педагог просит кого-то из ребят встать так, чтобы игрушки, которые находятся по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.
Дидактическая игра «На плоту»
Цель: развивать навык ориентировки в микропространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: научиться ориентироваться в микропространстве.
Описание игры: Детям необходимо встать на ковёр с одинаковым расстоянием друг от друга. Каждый стоит на вымышленном плоту. Педагог в индивидуальном порядке задаёт вопросы детям, во время этого каждый раз просит их поменять направление. Например, Сережа, кто стоит у тебя справа; Аня, кто стоит сзади тебя; Степа, кто стоит слева от тебя; все повернулись направо; Таня, кто стоит прямо перед тобой и т.д.
4. Дидактическая игра «Колокольчик»
Цель: развивать навык ориентировки в микропространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди.
Оборудование: колокольчик.
Описание игры: Педагог детям предлагает сесть на ковре, вместе выбирают водящего, он закрывает глаза. Ведущий (педагог) уходит в какую-нибудь сторону и подает сигнал колокольчиком. Задача того, кто водит назвать, – откуда издается звук. Тот, кто называет правильно, то становится ведущим.
5. Дидактическая игра «Добавь слово»
Цель: развивать навык ориентировки в пространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди.
Описание игры: Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая рука, а затем поднять её. После обращает внимание на предметы, которые находятся по правую руку, то есть справа. Педагог задаёт вопросы: «Дети, расскажите мне, пожалуйста, как можно сказать про предметы, которые расположены по левую руку?»; Известно ли вам, что значит «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточнить эти понятия, если необходимо). А сейчас мы начнём игру. (Педагог предлагает детям сесть за стол). Буду называть всевозможные объекты, какие имеются в данном помещении, а вам нужно постараться отвечать таковыми словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».
Педагог произносит:
- Стул стоит… (называет имя ребенка).
-Впереди.
- Окно находится…
- Слева.
- Шкаф от нас…
- Справа.
Если дошкольник допускает ошибку, то педагог предлагает поднять руку и указать этой рукой на предмет.
- Которая рука у тебя ближе к окну?
-Левая.
6. Дидактическая игра «Внизу – вверху»
Цель: развивать навык ориентировки в пространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди, вверху, внизу.
Описание игры: Вариант 1. Педагог называет различные предметы, какие стоят только на земле, на что дети отвечают: «Внизу», какие в воздухе, на что дети должны ответить: «Вверху».
К примеру:
Педагог: Синица.
Дети. Вверху.
Педагог: Слон.
Дети: Внизу и т. д.
Вариант 2. Педагог называет предметы или игрушки, которые окружают детей, а ребятам необходимо выполнить определенные действия. Если предмет, который назвал педагог, расположен вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.
К примеру, педагог говорит: «Медведь бежит!», детям в это время приседают и т. д.
7. Дидактическая игра «Сделай так, как я скажу»
Цель: развивать навык ориентировки в пространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди, вверху, внизу.
Оборудование: конверты с набором геометрических фигур; чистый лист А4; у педагога набор геометрических фигур, но большего размера.
Описание игры: Дети кладут перед собой чистый лист А4 и настроиться на игру. Круг (Педагог показывает его) кладём в середину. Справа от круга – прямоугольник, слева – треугольник, вверху – овал, внизу – ромб. Кто правильно разложил фигуры, тот победитель.
8. Дидактическая игра «Кто правильно назовет»
Цель: развивать навык ориентировки в пространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди, вверху, внизу.
Описание игры: Во время игры ребенку необходимо поднять правую руку и назвать предметы, которые находятся справа. После этого педагог просит его закрыть глаза, повернуться вокруг себя некоторое количество раз. Потом открыв глаза, вновь поднять правую руку и рассказать какие предметы находятся справа от него. Подобным образом, играем и с левой рукой.
9. Дидактическая игра «Вверху – внизу. Кто выше?»
Цель: развивать навык ориентировки в пространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: формировать пространственные представления: вверху, внизу.
Оборудование: декоративная таблица, с изображением голубого неба, зеленого луга и реки, фигурки из картона.
Описание игры: Во всевозможных местах декоративной таблицы пришиты крючки. На столике лежат вырезанные из картона фигурки машинок, самолетиков, птичек, фигурок, рыбок, зверюшек и т. д.
Педагог предлагает ребенку подойти к столу и взять какую-нибудь фигурку. Дошкольник называет тот предмет, который взял и прикрепляет его на декоративную таблицу таким образом, чтобы отражалось действительное положение этого предмета в пространстве. Например, если ребенок берет вертолет, то он должен прикрепить его вверху, а если он берет червячка, то внизу. При этом он говорит: «Вертолет летает вверху. Червячок ползает внизу».
10. Дидактическое упражнение «Флажок»
Цель: развивать навык ориентировки в пространстве, понимание пространственной терминологии.
Задача: формировать пространственные представления: вверху, внизу.
Оборудование: флажок.
Ход упражнения: Детям необходимо встать в одну линию, педагог держит флажок и показывает направление флажком: вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
IV. Дидактические игры и упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме пути.
1. Дидактическая игра «Адресное бюро»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве по схеме пути.
Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.
Описание игры: Педагог предлагает детям по памяти поместить фотографии достопримечательностей на карте города.
2. Упражнение «Где Маша?»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве по схеме пути.
Оборудование: план
Описание игры: Педагог рассказывает детям, что кукла Маша потерялась. Но к счастью, у нас есть карта пути, по которому она шла. Давайте попробуем найти куклу Машу и поможем ей вернуться домой.
3. Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве по схеме пути.
Оборудование: схема и игрушка.
Описание игры: Педагог предлагает детям отыскать в данном помещении заданную игрушку, а затем обозначить на схеме и ответить на вопрос, где обнаружили эту игрушку.
4. Дидактическая игра «Рисуем Дорожку к участку»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.
Оборудование: изображение плана территории. (здание и участок д/сада).
Описание игры: Педагог предлагает ребятам прийти на помощь к Петрушке и отыскать дорогу, которая ведет к участку и дает инструкции:
- подумайте, как можно обозначать направления движения (Прямой линией со стрелкой);
- расположите треугольник в центре листа;
- начертите ровную линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника;
- разместите круг посередине одной из боковых сторон листа (обозначение другого участка группы);
- начертите ровную линию со стрелкой от треугольника до круга;
- уточните последующий курс движения до участка;
- начертите ровную линию со стрелкой от круга к участку.
Затем детям согласно очерёдности расскажут о направлении движения от д/сада до участка, применяя пространственные понятия.
5. Дидактическая игра «Поможем Элли вернуться домой»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.
Оборудование: план, конверты.
Описание игры: Педагог помогает детям вспомнить фрагмент из сказки, в котором маленькая девочка Элли и её друг Тотошка после того как случился урагана очутились в другой стране. Педагог предлагает детям помочь Элии с Тотошкой возвратиться домой. Они разрабатывают план по возращению домой:
3 4
5
1 2
Педагог акцентирует внимание детей на то, что путь Элли отмечается на плане цифрами, а в группе – конвертами, в которых задания. Дети замечают на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1, с размещенным в нём текстом с заданием на счёт. После педагог предлагает отыскать на плане цифру 2 и определить, в каком направлении необходимо изобразить стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Ребята обнаруживают в группе конверт с цифрой 2,в котором написано задание. Подобным образом дети находят остальные конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания поочередно.
6. Дидактическая игра «Разноцветное путешествие»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.
Оборудование: игровое поле с разноцветными клетками.
Описание игры: Ребенку предоставляется игровое поле с разноцветными клетками.
На первой клетке ставят игрушку, что сейчас же отправится в путешествие. Педагог надиктовывает направление передвижения игрушки инструкциями: 1 клетка вниз, две влево, стоп! Где очутился твой герой? Ребенок определяет, каким цветом клетка, на которой оказалась его игрушка и согласно цвету фантазирует место пребывания его героя. (К примеру: голубая клетка может быть морём, зеленая – полянка, желтая - пляж и т.д.).
7. Дидактическая игра «Веселые человечки» Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем. Оборудование: Иллюстрации с изображением детей в различных позах, карточки со схематическим образом детей, счетные палочки.
Описание игры: Вариант 1: Педагог предлагает детям к каждому изображению найти подобающую схему. Вариант 2: Педагог предлагает детям к каждому изображению разложить схему из палочек.
8. Дидактическая игра «Расскажи, где, что (кто) находится?»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.
Оборудование: Изображение детской комнаты с игрушками.
Описание игры: Педагог оповещает: На данной картинке изображена детская комната Пети. В ней большое количество различных объектов и игрушек. Я предлагаю тебе рассказать о том, в каком месте располагается каждый объект. Тебе необходимо пользоваться словами – на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. При затрудни педагог помогает детям, наводящими вопросами.
9. Дидактическая игра «Сравни два плана комнаты»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.
Оборудование: Рисунок с изображением комнаты, два плана комнаты.
Описание игры: Перед тобой рисунок комнаты, рассмотри его. А теперь я предлагаю тебе сравнить два плана комнаты. Какой из них правильный? Почему? Старайся в своих ответах использовать слова на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа.
10. Дидактическая игра «Секреты»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.
Оборудование: схема-план участка детского сада. На данном плане схематически изображены предметы: песочница, горка, веранда, качели, дом, стол, клумба с цветами и т. д., игрушки секреты, кружки красного цвета, они обозначают на плане расположение секретов.
Описание игры: Педагог выходит с ребятами на участок. Вместе с детьми рассматривают схему-план участка, соотносят изображения на плане с настоящими предметами. Педагог сообщает детям, что на плане красными кружками обозначены местонахождения спрятанных секретов. Дети начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет, который изображен на его схеме. Победителем считается тот, кто раньше отыщет свой секрет.
V. Дидактические игры и упражнения на развитие умения узнавать повернутые и перевернутые в пространстве геометрические фигуры, группы фигур и буквы.
1. Дидактическая игра «Калейдоскоп»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению узнавать повернутые и перевернутые в пространстве геометрические фигуры, группы фигур и буквы.
Оборудование: вырезанные заранее геометрические фигуры, готовый образец узора, клей, цветные карандаши.
Описание игры: Педагог обозначает тему занятия (К примеру: «Яичко к Пасхе », «Подушка из лоскутков»), или показать детям образец узора. Педагог предлагает детям нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать всем про свою работу.
2. Дидактическая игра «Укрась ёлку»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению узнавать повернутые и перевернутые в пространстве геометрические фигуры, группы фигур и буквы.
Оборудование: приготовленный заранее трафарет из картона ёлки, вырезанные геометрические фигуры, лист А4, карандаши.
Описание игры: Педагог предлагает детям вначале обвести елку используя трафарет, после наклеить на ёлку геометрические фигуры будто пазлы, для того чтобы она стала зелёной. После этого нам нужно украсить ёлку игрушками, т.е. геометрическими фигурами разных цветов. Детям по очереди предлагается назвать ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.
3. Дидактическая игра «Танки»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению узнавать повернутые и перевернутые в пространстве геометрические фигуры, группы фигур и буквы.
Оборудование: лист А4, ручки разного цвета.
Описание игры: Педагог предлагает детям согнуть лист напополам и провести границу согласно линии сгиба. Получаются два поля. Каждый ребенок изображает у себя на поле по 4 или по 6 танков, которые размеренно расставляют по всей территории листа. Главной задачей перед игроками является, то, что необходимо сбивать танки противника. Для того чтобы сбить танк, ребенок изображает на своем поле «снаряд» (крупная точка). Далее складывает лист согласно направлению линии сгиба. Складывает так, чтобы рисунок был внутри и закрашивает эту же точку с противоположной стороны листа, делая отпечаток. Если развернуть лист, то мы увидим, местоположение отпечатавшейся точки, другими словами т.е. в какое место упал снаряд на поле противника. Танк будет считаться сбитым, если происходит попадание, иначе говоря, снаряд отпечатывается на танке другого игрока. В таком случае он зачеркивается. Игроки «стреляют» по очереди. Одерживает победу тот, кто «стрелял» подбил все танки противника.
4. Дидактическая игра «Рисунки из Зазеркалья»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению узнавать повернутые и перевернутые в пространстве геометрические фигуры, группы фигур и буквы.
Оборудование: лист А4, карандаш.
Описание игры: на одной части листа бумаги делается несложный рисунок (например: домик, забор, дерево и схематично изображенный человечек). Перед ребёнком кладут лист чистой частью к нему, а с другой стороны сидит педагог. Со стороны, изображенного рисунка позволительно разместить в центре листка какую-нибудь игрушку лицом к рисунку и в ее правую лапку поместить карандаш, так ребенку будет проще ориентироваться, где правая сторона.
Ребенок должен рисовать на чистой части листа следующим образом:
- что у игрушки прорисовано по левую сторону, то и аналогично дошкольник рисует слева;
- что у игрушки прорисовано по правую сторону, то и аналогично дошкольник рисует справа;
- что у игрушки прорисовано в верхней части, то и аналогично дошкольник рисует сверху;
- все, что у игрушки прорисовано в нижней части от неё, то и аналогично дошкольник рисует снизу и у ребенка.
К примеру: «Можешь представить, будто ты, как Алиса, очутилась в Зазеркалье. Для того чтобы выбраться оттуда, тебе нужно нарисовать перевернутую картинку. Правильно нарисованная картинка будет твоим билетом из страны Зазеркалья».
VI. Дидактические игры и упражнения на развитие умения действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
1. Дидактическая игра «Маленькая собачка»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание
игры: Начальная точка – отступить
2 клеточки вниз также 1 клеточку в правую сторону. 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в
правую сторону, 2 клеточки вниз,
2 клеточки в правую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в правую
сторону, 3 клеточки вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх,
2 клеточки в левую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 2 клеточки наверх,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх.
2. Дидактическая игра «Собака»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание игры: Начальная точка – 2 клеточки вниз, 1 клеточка в правую сторону. 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 4 клеточки вниз, 2 клеточки в правую сторону, 2 клеточки наверх, 2 клеточки в правую сторону, 1 клеточки вниз, 1 клеточка в левую сторону, 5 клеток вниз, 2 клеточки в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх, 2 клеточки в левую сторону, 2 клеточки вниз, 2 клеточки в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в правую сторону, 4 клеточки наверх, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки наверх.
3. Дидактическая игра «Змея»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание игры: Начальная точка – 2 клеточки вниз, 8 клеток в правую сторону. 2 клеточки в правую сторону, 2 клеточки вниз, 1 клеточка в левую сторону, 5 клеток вниз, 3 клеточки в левую сторону, 4 клеточки наверх, 1 клеточка в левую сторону, 4 клеточки вниз, 3 клеточки в левую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в правую сторону, 4 клеточки наверх, 3 клеточки в правую сторону, 4 клеточки вниз, 1 клеточка в правую сторону, 7 клеток наверх.
4. Дидактическая игра «Слон»
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание игры: Начальная точка – 2 клеточки вниз, 3 клеточки в правую сторону. 4 клеточки в правую сторону, 1 клеточка вниз, 3 клеточки в правую сторону, 7 клеток вниз, 2 клеточки в левую сторону, 3 клеточки наверх, 1 клеточка в левую сторону, 3 клеточки вниз, 2 клеточки в левую сторону, 4 клеточки наверх, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в правую сторону, 5 клеток наверх.
5. Дидактическая игра «Игрушечный заяц».
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание игры: Начальная точка – 2 клеточки вниз, 4 клеточки в правую сторону. 1 клеточка в правую сторону, 2 клеточки вниз, 1 клеточка в правую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в правую сторону, 5 клеток вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 3 клеточки в правую сторону, 1 клеточка вниз, 2 клеточки в левую сторону, 2 клеточки вниз, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка вниз, 2 клеточки в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 2 клеточки в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в правую сторону, 2 клеточки наверх, 2 клеточки в левую сторону, 1 клеточка наверх, 3 клеточки в правую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 5 клеток наверх.
6. Дидактическая игра «Робот».
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание игры: Начальная точка – 2 клеточки вниз, 4 клеточки в правую сторону. 3 клеточки в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 3 клеточки в правую сторону, 1 клеточка вниз, 2 клеточки в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка вниз, 3 клеточки в левую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки вниз, 3 клеточки в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх, 2 клеточки в левую сторону, 1 клеточка наверх, 3 клеточки в правую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх.
7. Дидактическая игра «Ёжик».
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание игры:. Начальная точка – 5 клеток вниз, 2 клеточки в правую сторону. 3 клеточки вниз, 2 клеточки в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточки в правую сторону, 1 клеточка наверх, 4 клеточки в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх, 2 клеточки в правую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 3 клеточки в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону.
8. Дидактическая игра «Индюк».
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание
игры: Начальная точка –
4 клеточки вниз, 2 клеточки в правую сторону. 1 клеточка в
правую сторону, 2 клеточки вниз,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка наверх,
2 клеточки в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в правую
сторону, 4 клеточки наверх,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 5 клеток вниз, 1 клеточка в
левую сторону, 1 клеточка вниз, 5
клеток в левую сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в левую
сторону, 4 клеточки наверх.
9. Дидактическая игра «Большой цветок».
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание игры: Начальная точка – 2 клеточки вниз, 3 клеточки в правую сторону. 3 клеточки в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в правую сторону, 2 клеточки вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки вниз, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в правую сторону, 2 клеточки вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка вниз, 1 клеточка в правую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в левую сторону, 1 клеточка наверх, 1 клеточка в левую сторону, 2 клеточки наверх, 1 клеточка в правую сторону, 1 клеточка наверх.
10. Дидактическая игра «Цветок».
Цель: Учить детей старшего дошкольного возраста умению действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, карандаш.
Описание
игры: Начальная точка –
4 клеточки вниз, 2 клеточки в правую сторону. 1 клеточка в
правую сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка вниз,
2 клеточки в правую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка вниз,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх,
2 клеточки в правую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх,
1 клеточка в левую
сторону, 1 клеточка наверх.
VII. Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных представлений и взаимоотношений «частей» собственного тела.
1. Упражнение «У зеркала»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Педагог и ребёнок стоят плечом к плечу перед зеркалом, проговаривая (если это необходимо) выполняют одинаковые действия: «над головой», «под носиком», «перед », «под подбородком», «на груди», «за ухом», «между ногами» и т.д.
2. Упражнение «Выше — ниже»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Встав перед зеркалом, ребенок и педагог совместно рассматривают, как расположены отдельные части тела. По вертикальной оси. Определяют, показывая и называя то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». Потом дошкольник воспроизводит все это без зеркала и в конечном итоге с закрытыми глазами.
Подобным образом и изучаем расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) также остальных частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно, тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
3. Упражнение «Спереди – сзади»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Смотря на себя зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). После чего ребёнок закрывает глаза и согласно инструкции поочерёдно прикасается до передней (задней) поверхности собственного тела и даёт соответствующие названия частям тела.
4. Упражнение «Дальше – ближе»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Педагог предлагает ребенку назвать собственные (относительно, например, живота) части тела, находящиеся «ближе, чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
5. Упражнение «Путаница»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Педагог специально путает детей, показывая не те движения или части тела, которые называет. Ребёнку необходимо заметить ошибки, которые совершает взрослый и исправить. После педагог и ребёнок меняются ролями.
6. Упражнение «Части тела»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Одному из игроков нужно дотронуться до какой-нибудь части тела соседа находившегося рядом, к примеру, до левого бедра. Сосед сообщает: «Это моё правое бедро». Игрок, который начал игру Начавший игру даёт согласие или не соглашается с ответом соседа и т.д.
7. Упражнение « На внимание»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Педагог просит детей встать, опустить руки, показать свои правую и левую руки; левой – вниз, вперед двумя руками, поверните и покажите правой рукой назад, затем левой рукой назад, правой рукой - вправо, левой - налево.
8. Упражнение «Говорящая скульптура»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Ребенок закрывает глаза и расслабляет все части тела, в это время педагог (или другой ребёнок) дотрагивается до какой нибудь части тела, а ребенок, который стоит с закрытыми глазами называет части тела, затрагиваемые педагогом. Меняются ролями.
9. Упражнение «Противоположно»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Педагог просит детей встать, опустить руки вниз. Правой рукой коснитесь правого уха, левой рукой коснитесь левого уха; правой рукой коснитесь левого колена и т. д.
10. Упражнение « Затронь»
Цель: выявить умение ребенка формировать представления о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела.
Оборудование: большое зеркало.
Описание упражнения: Педагог просит ребенка левой рукой закрыть правый глаз; правой рукой показать правое ухо и левую ногу; дотронуться левой рукой до правой брови, а правой рукой - до левой пятки и т.д.
VIII. Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
1. Дидактическая игра «Расскажи, где, что (кто) находится?»
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: Изображения детской комнаты с игрушками.
Описание упражнения: На этой фотографии показана детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек. Расскажи мне о местоположении всех предметов. Пользуясь предлогами и наречиями на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. Если вашему ребенку трудно определить местоположение объекта, помогите ему наводящими вопросами.
2. Дидактическая игра «Посмотри и назови»
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: банка с клеем, кассета, ножницы.
Описание упражнения: Педагог ставит перед ребенком различные мелкие предметы (банку с клеем, кассету, ножницы и т. д..) И просит ребенка назвать только те предметы, по которым можно составить предложение с предлогами на, под, за.
3. Упражнение «Сделай, не ошибись»
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: Мяч, кукла, бумага, карандаши.
Описание упражнения: Педагог предлагает детям сделать задание также дать ответ на вопросы. Применяя предлоги, которые обозначают пространственные отношения (справа, слева, выше, ниже, между, сзади, перед и др.) - Положи мяч с левой стороны от куклы. Куда ты положил мяч? – Пирамидку необходимо поставить перед куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? - Нарисуй кружок, справа от него нарисуй треугольник. Где нарисован треугольник? И т.д.
4. Упражнение «Различай предлоги».
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: картинка.
Описание упражнения: Перед детьми иллюстрация, на ней изображены два предмета с различным пространственным расположением. Детям необходимо назвать расположение предметов, помещая свою картинку под подходящей схемой предлога.
5. Упражнение «Маленькое слово»
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: пирамидка
Описание упражнения: Педагог предлагает ребенку: «Положи пирамидку на стол. (Педагог ждёт пока ребенок выполнит задание). Положи пирамидку... стул. (Ребёнок затрудняется выполнить задание). Почему ты не положил кубик? Тебе сложно его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Подумай, какое маленькое слово я потеряла». – «НА». Подобным образом даются определения и о значении прочих предлогов.
6. Упражнение «В поезде»
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: Макет поезда
Описание упражнения: Педагог говорит: - Пассажиры везут в поезде различные предметы. В 1-ом вагоне везут багаж, про который возможно составить предложение с предлогом В. Во 2-ом вагоне - багаж, про который нужно придумать предложение с предлогом НА, а в 3-ем – с предлогом ПОД. Педагог показывает иллюстрации. Дети придумывают предложение и помещают иллюстрации в надлежащие «вагоны». К примеру, иллюстрация «Мяч лежит под стулом» помещается 3-ий вагон, а изображение на котором «Туфли стоят на стуле» – во 2-ой вагон. И т.д.
7. Упражнение «Скажи, куда мы положили?»
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: комната, игрушки.
Описание упражнения: Кто-то один из детей удаляется из комнаты. Все остальные дети должны спрятать игрушки (мелкие предметы). После сигнала ребенок должен вернуться в комнату и искать предметы и игрушки. Во тот момент когда ребёнок обнаруживает предмет или игрушку, он должен произнести где тот находился.
8. Упражнение «Подскажи словечко».
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование: мячик
Описание упражнения: Дети стоят по кругу. Педагог бросает мячик и называет предмет и предлог. Ребенок, кинув мячик обратно, называет предложение. К примеру: - Девочка, на…- Девочка сидит на стуле. Машина, под … . Стол, под … и т.д.
9. Упражнение «Составь предложение».
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование:
Описание упражнения: Педагог говорит набор слов в начальной форме и предлагает детям составить предложение. Например: - Клубника, расти, огород, в. - Клубника, тарелка, лежать, на. – Ромашка, расти, луг, под.
10. Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: развитие пространственных представлений на уровне понимания и показа ребенком; взаимоотношений объектов в пространстве.
Оборудование:
Описание упражнения: Педагог, называя предложения, предлагает детям сказать наоборот. К примеру: - «Девочка положила мяч в ящик» – «Девочка вынула мячик из ящика». – «Мальчик налил воду в графин»; «Бабушка положила яблоки на стол»; «Дедушка подошел к забору» и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.