МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 449 «ОЛИМПИЕЦ» г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МАДОУ «ДС № 449 «Олимпиец» г. Челябинска»)
454038, ул. Краснооктябрьская 18, ИНН 7450027598/КПП 746001001 ОГРН 1027402818475
тел.: 721-55-98 Email: dc449@rambler.ru
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
Взаимодействие «Библиотека – детский сад – семья»
Разработала: Воспитатель подготовительной группы
Олейникова Ю.В.
Челябинск, 2021 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные технологии, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника.
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.
Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.
Проблема
Проведя опрос родителей и воспитанников, мы убедились в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых. Именно это побудило нас к созданию социально-значимого проекта: Взаимодействие «Библиотека – детский сад - семья».
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, библиотекарь.
Цель: формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
-повысить интерес детей и родителей к художественной литературе;
-обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;
-помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;
-формирование круга семейного чтения;
-создание пространства для диалога ребенка и взрослого;
-воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;
-формирование репертуара материнского чтения для детей дошкольного возраста;
-интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка;
-дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.
-увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
-чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
-увеличение количества книг в домашней библиотеке;
-повышение уровня мотивации семейного чтения;
-у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи,
воссоздающего и творческого воображения;
-повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя; --повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2021 – май 2022 года.
Планируемый результат
В семье |
В детском саду |
Ежедневное чтение детям художественных произведений. |
Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение, о прочитанном. |
Ввести в круг чтения детские комиксы. |
Ввести в круг чтения детские комиксы. |
Следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения. |
Контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения. |
Заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного. |
Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. |
Создание собственных рукописных книг журналов и комиксов. |
Привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения. |
Учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал. |
Активизировать работу мобильной библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению). |
Создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки. |
Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни. |
Содержание проекта
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основе познавательной активности.
Для успешной реализации проекта ставятся задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
Реализация проекта предполагает:
-совместную деятельность родителей и детей;
-взаимодействия воспитателя с родителями;
-взаимодействие воспитателя с детьми;
-взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Этапы реализации проекта
Этап 1.Организационно – подготовительный |
|
1. Разработка социально-значимого проекта: Взаимодействие «Библиотека –детский сад – семья» в ДОУ по приобщению детей и родителей к совместному чтению книг. 2. Проведение вводного мониторинга «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и детей). 3.Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (мобильная библиотека). 4.Подборка книг для создания мобильной библиотеки. 5.Изучение методической и практической литературы. 6.Сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей. |
|
Этап 2. Практический. Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий в рамках работы мобильной библиотеки детского сада, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа мобильной библиотеки на данном этапе состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме. |
|
Блок - литературная мастерская «Мобильная библиотека» Освоение культурных практик совместного-детского-родительского чтения: 1. Знакомство с творчеством детских писателей; 2. Прослушивание аудиозаписей художественных произведений; 3. Создание мобильной библиотеки в группе; 4. Консультирование родителей по организации библиотеки; 5. Консультирование «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»; «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника»; 6. Цикл бесед о культуре чтения; 7. Круглый стол «Поделитесь опытом: «Вечернее чтение в семье»; 8. Экскурсии и знакомство родителей с работой «Детской библиотекой № 1» ее требованиями и правилами; 9. Изготовление книжек-малышек. Блок - «Массовые мероприятия» 1. Выставка рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой».
Блок - «Родительские собрания» Задачи
1. Темы родительских собраний:
2. Цикл психолого-педагогического обучения родителей «Школа родительской грамотности». 3. Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми.
Блок - «Рекомендательная библиография» Цель 1.Развитие и углубление читательских интересов. 2.Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка. Проводится 1. Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм. 2. Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей. 3. Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка. 4. Продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок. 5. Фотографии «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами. 6. Проведение бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей. Формы работы с детьми 1.Интервью детей «Моя любимая книжка» 2.Цикл бесед «Бережное хранение книг» 3.Проведение игр «Книжкина больница» 4.Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка» 5.Фотовыставка «Взрослые и я – читающая семья» 6.Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома» 7.Неделя любимой книги 8.Выставка книг «Книга, которую мне читают дома» 9.Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка» |
|
Этап 3. Заключительный Арт-выставка семейных конкурсных работ «Вместе с книгой я расту» (подведение итогов). |
Результаты проекта
1. Методические продукты
- создание на базе мобильной библиотеки детско-родительского клуба «Читайка», ориентированного на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
- оформление методических рекомендаций: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Вечернее чтение в семье».
- обобщение опыта работы «Библиотеки для детей и родителей
в дошкольной организации» по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- создание мобильной библиотеки в группе;
3. Социальный эффект
Родители:
- ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- расширяют круг детского чтения;
- проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- сформированы нравственные качества ребенка;
- выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
Заключение
Предполагается что, у родителей появится интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром. Планируется продолжение работы детско-родительского клуба «Читайка» в детском саду с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.
С момента открытия детско-родительского клуба «Читайка» и мобильной библиотеки в группе дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.
Дальнейшее развитие проекта найдет свое продолжение после реализации в силу следующих обстоятельств: актуальности проекта для следующих поколений юных читателей, заинтересованности педагогической, библиотечной и родительской общественности. Отзывы участников данного проекта дадут возможность разработать новые направления по формированию читательского интереса к произведениям детской литературы, способствующей развитию и поддержанию интереса к детской литературе и чтению, духовно-нравственного и нравственно-патриотическго развития.
Приложение 1
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное
приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и
утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения
втроем: взрослый, ребенок и книга.
Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в
начальном приобщении детей к чтению, первым и основным
руководителем чтения является семья.
учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
буквы.
говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят
песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять
напряжение.
еще интереснее, чем маленьким.
проводят не только у телевизора.
споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по
поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
ответы в книгах самостоятельно.
энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку
обращаться к словарям и работать с ними.
надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.
были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия,
слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат
смысловой переработки информации.
ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с
плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
так, как хотелось маме или папе или учителю.
«книга- лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и популярна
сейчас.
ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или
сказки.
него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения, комиксы. Просите
рассказать, что интересного прочитал.
родственникам.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Чтение художественной литературы дома»
познавательные книги, сказки, стихи, рассказы.
· смотрю содержание;
· учитываю возраст;
· отбираю по иллюстрациям;
· покупаю случайно.
· Ежедневно;
· 2-3 раза в неделю;
· раз в месяц.
· по просьбе ребенка;
· по своей инициативе;
· ребенок читает самостоятельно.
· спрашиваю, что нового узнал из книги;
· обсуждаю поступки героев, их поведение;
· предлагаю просто пересказать,
(ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)
Приложение 3
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
«Мой любимый сказочный герой»
Программное содержание: формировать и расширять
представления детей о мире сказок при помощи и средств
изобразительной деятельности. Учить детей передавать в
рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько
персонажей сказки в определённой обстановке). Развивать
воображение, творчество.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание
иллюстраций, экскурсия в библиотеку.
Материалы к занятию: загадки о сказочных героях,
картинки сказочных героев, простые карандаши, акварель,
цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Сказка в гости к нам стучится
Скажем сказке: «Заходи»
В сказке может всё случится
Что же будет впереди?
Сказка по свету идёт,
Всех нас за руку ведёт
Сказка - умница и прелесть -
С нами рядышком живёт.
Ребята, как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие?
Дети:
О сказках!
Воспитатель: Правильно! О сказках и о героях, которые в них
живут! Как называются эти герои?
Дети: Сказочные герои!
Воспитатель: Назовите кого из них вы знаете.
Дети называют героев сказок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки любите
отгадывать?
Дети: Любим!
Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, и если вы
правильно отгадаете, на доске будет появляться картинка -
отгадка.
Воспитатель загадывает детям загадки про героев сказок и
при правильном ответе на доске появляется картинка
этого героя.
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? Ответ…
2. Была она артисткой Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса сбежала навсегда. Ответ…
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. Ответ…
4. Сладкий яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. Ответ…
5. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. Ответ…
6. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. Ответ…
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А теперь
для вас другое задание: я буду описывать героя, а в должны
угадать. Воспитатель читает описание сказочного героя, дети
угадывают.
Воспитатель: Молодцы! Всех угадали. А сейчас каждый из вас
нарисует своего любимого сказочного героя. Только вы не
говорите кого вы будете рисовать. По окончании работы все
ваши рисунки мы поместим на доске и будем угадывать кто
кого нарисовал.
Дети готовят себе рабочее место и начинают рисовать.
Воспитатель наблюдает за работой детей, советуя, помогая
методом пассивных действий.
По мере того, как дети заканчивают свою работу, они убирают
своё рабочее место и выставляют рисунки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все нарисовали своего
любимого героя! Дети угадывают сказочных героев и
оформляют выставку "Мой любимый сказочный герой!
Приложение 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.