МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Рубрика
«Развитие универсальных учебных действий учащихся в учреждениях дополнительного образования»
Тематический раздел рубрики
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: использование различных приёмов как возможности взаимодействия в коллективе, навыков поддержки диалога и вливания в социальную среду»
Составитель: педагог
дополнительного образования,
руководитель театра мод «Larichi»
Чинкенко Лариса Николаевна
г. Докучаевск
2024 г.
Обоснование актуальности и перспективности опыта коммуникативных универсальных учебных действий. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Важная задача педагога дополнительного образования - развивать в детях коммуникативные качества личности, т.к. главная особенность человека - это умение говорить. Если человека лишить общения, то он не может развиваться, а общество распадётся.
В современном обществе происходят перемены, увеличивается поток информации, а это значит, что ребёнку необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины, т. е. стать конкурентоспособным на рынке труда. Одна из задач педагога дополнительного образования – работать над формированием коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество - умение слушать и понимать друг друга, в совместной деятельности уметь договариваться, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга. Именно поэтому я работают над проблемой «Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся театра мод «Larichi»».
Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. В современном обществе мы часто наблюдаем дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры общения между людьми. А это значит, что актуальность формирования коммуникативных навыков у детей возрастает.
Теоретическая база опыта
Проблема эффективной организации процесса формирования и развития коммуникативных навыков в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в проектной деятельности по созданию сценической одежды.
Успешность и интенсивность развития коммуникативных навыков зависят от того, насколько они осознаются ребёнком, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Исследования, отражённые в творческой работе, внесли огромный вклад в формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий. В них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них видно, что коммуникация играет важную роль в учебном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом.
Технологическая система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Сущность моего педагогическая опыта заключается в формировании и развитии коммуникативного потенциала личности каждого учащегося театра мод, которая обеспечивается через внедрение профориентацию эффективных педагогических технологий и средств обучения.
Эффективным средством формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий является использование:
· групповая работа;
· беседы, дискуссии, диалоги;
· проектная деятельность;
· игра.
А также различные упражнения, взаимопроверка заданий, коллективные рисунки-эскизы, задания на моделирование и конструирование, способствующие тому, что учащийся становится равноправным участником творческого процесса.
Эффективные средства формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Игра. У детей по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на занятиях помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Происходит интенсивное установление дружеских контактов. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Когда дети играют, то не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В театре мод даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. С этой целью я наблюдаю за детьми, выявляю их любимые игры, анализирую, какие игры нравятся больше, какие меньше. Оказалось, что большее предпочтение дети отдают играм-предложениям, играм-загадкам, сюжетным играм, играм – путешествиям, играм делового (экологического) характера. На первом этапе я включаю в работу сюжетные игры, которые направлены на то, чтобы раскрепостить ребёнка. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность близка по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. В своей работе я применяю проектную деятельность, ориентированную групповую деятельность учащихся. Для этого использую: исследовательские проекты, творческие, игровые, информационные проекты. Включение детей в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют проектной деятельности. Во время работы строятся новые отношения между учащимися, расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес к творчеству. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают детям в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта по созданию новой коллекции сценической одежды.
Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет быть успешными. Сколько радости испытывает ребёнок, когда он находится в поиске вместе с другими учащимися и педагогом. Что может быть интереснее для меня, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания в области моделирования и конструирования одежды, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Диалог. Диалог в обучении, т.е. творческий диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между детьми, между учащимися и педагогом. В условиях учебной ситуации это осуществляется в форме речи. Моя задача на занятии - создать ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит творческий диалог - подача информации через различные виды бесед, дискуссии, диспуты, создание проблемной ситуации. Главным условием возникновения диалога на занятии считается наличие проблемной ситуации, именно она является «начальным моментом мыслительного процесса».
Анализ результативности
Применение новых технологий, различных форм, методов, используемые в работе, позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных учебных действий детей. В течении последних трёх лет было проведено мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на основе методик тестирования.
Таблица 1. Динамика развития уровня форсированности коммуникативных действий, направленных на учёт позиций собеседника.
На графике представлены показатели уровня развития ориентации учащихся на позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения. То есть умение детей договариваться, приходить к общему решению, убеждать. Исследуемые показатели выражены в процентах. Как показывает схема, наблюдается положительная динамика в развитии вышеуказанных качеств при переходе детей на следующие уровни обучения. На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен высокий и средний уровень форсированности действий, направленных на учет позиции собеседника.
Задание «Создание коллекции» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») направлена на выявления умения выделить и отобразить в творчестве существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) партнеру, планирующую и регулирующую функцию. То есть коммуникативно-творческие действия. В таблице 2 представлен сравнительный результат по данной методике.
Таблица 2. Динамика развития уровня коммуникации как условие передачи информации другим людям.
Из таблицы видно, что более низкий уровень коммуникативных навыков был на первом году обучения. Средний уровень в течение трёх лет держится на приблизительно одном уровне. Это говорит о том, что в процессе активного диалога о обсуждения дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией.
Итак, как мы видим из показателей диаграмм мониторинга развития форсированности коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся театра мод «Larichi» характеризуется следующими признаками:
- В ходе исследования провели серию методик для выявления динамики развития уровня коммуникативных универсальных учебных действий. Впоследствии выяснили, что у учащихся изменился уровень форсированности коммуникативных универсальных учебных действий – он повысился во всех случаях.
- Коммуникативный компонент, изменился у детей театра мод на протяжении трёх лет, от установления контактов до сложных видов взаимодействия (умения слушать, слышать и понимать партнера).
Используя данные методики, можно наблюдать и сравнивать уровень коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся театра мод.
Условия обеспечения успешной деятельности учащихся.
Свою работу строю, опираясь на следующую систему принципов:
Принцип адаптивности.
Каждый ребёнок должен чувствовать себя в
доме творчества «как дома». От
коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в коллективе.
Я стараюсь содействовать дружелюбной обстановке в коллективе, чтобы дети легко
находили общий язык с другими кружковцами и испытывали комфорт и
удовлетворенность ситуацией.
Принцип комфортности.
Ребёнку должно быть интересно и комфортно на занятии и тогда результаты творческой деятельности будут лучше, а ему самому захочется прибывать подольше в театре мод и быть полезным в творческой деятельности.
Принцип развития.
Его главная задача – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами дома творчества. Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
На мой взгляд, существует положительная связь между коммуникативными навыками и творческой успешностью детей, и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативной сферы учащихся в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успешность детей. Чем выше показатель коммуникативных навыков, тем выше показатель успешности в учебе.
Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся театра мод «Larichi» должно носить комплексный характер и являться результатом каждодневных усилий педагога.
Стараюсь не давать знания в готовом виде. Учу детей сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумываю систему заданий. Стараюсь не задавать прямых вопросов. Часто использую в своей работе свой профессиональный опыт.
Приложение.
Методики учебных занятий.
На занятиях в театре мод использую методики коллективных учебных занятий. Методики
названы коллективными не потому, что дети обучаются вместе, а потому, что
основаны на разнообразных видах учебных занятий:
• Методика взаимообмена заданиями. Учащиеся обучают друг друга выполнению различных заданий.
• Методика взаимотренажа. Выделяются две позиции: тренера и тренирующегося.
• Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. При работе различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Достоинства данной методики: в ходе объяснения ребёнок может обнаружить свои ошибки, т. к. проверка осуществляется «здесь и сейчас».
• Методика создания тестов в коллективной работе. Для раскрытия плана проекта учащийся выбирает себе напарника, с которым обсуждает возможное содержание.
Алгоритм оценивания работы в группе. После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Кто организовывал работу группы?
5. Кто предложил основную идею исследовательской деятельности и решение задачи?
6. Были ли спорные мнения?
7. Кому удалось отстоять свою точку зрения?
8.Кто не проявил себя в групповой
работе? С чем это связано?
Алгоритм работы в группе:
Этап групповой работы |
Действия учащихся в ходе групповой работы |
Формируемые коммуникативные умения |
Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания |
Организатор проговаривает задание, после чего задаёт вопрос: «Всем понятно задание?». Если кому-то из детей требуются пояснения, организатор должен сказать: «Анжелика, объясни Карине, что нужно сделать в этом задании» |
Донести свою позицию до других |
Анализ условия (определение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи) |
Организатор: «Каких знаний нам не хватает для решения задачи?» Дети высказывают свои мнения |
Донести свою позицию до других |
Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы) |
Организатор: «Как предлагаете действовать?» Учащиеся высказывают свои версии. Организатор: «Вы согласны с Юлей? Элина, как ты поняла мысль Юлии?» Критик: «Я думаю иначе. Юлия, ты не права, потому что... Я считаю, что верно будет поступить так, потому что...». Секретарь фиксирует высказывания ребят. |
– Высказывать свою точку зрения; – обосновать свою точку зрения, приводя аргументы; – слушать других; – принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения |
Обоснование версий, их проверка, исключение не подходящих для выполнения задания |
Организатор: «У нас две версии. Дадим обоснование каждой». Дети доказывают свои версии. Контролёр: «Правильно ли мы поняли, что...» |
–Уважительно относиться к позиции другого; – договариваться; – слушать других; – принимать другую точку зрения |
Совместное принятие решения |
Организатор: «Итак, версия нашей группы...» |
Договариваться |
Анализ решения задания, его оформление |
Организатор: «Задание было следующим: ..., наше решение...». Секретарь записывает и оформляет решение группы |
Осуществлять самоанализ |
Проговаривание в группе выступления спикера |
Организатор: «Спикер, проговори, пожалуйста, своё выступление». Контролёр: «Все согласны с такой формулировкой?» |
Строить монологическое высказывание, обобщая разные точки зрения |
Представление решения спикером |
Выступление спикера группы с презентацией решения задачи |
–Выступать публично; –отвечать на вопросы педагога, других учащихся. |
Упражнение на коллективное принятие решений.
Процедура принятия решений состоит из нескольких
этапов:
Педагог объясняет задание. Каждый учащийся придумывает варианты решения
проблемы. Дети обсуждают свои предложения. Выбирают из них наиболее удачные. Делегат
группы называет и обосновывает коллективные варианты. Педагог записывает их и
проводит общее голосование. Данное упражнение я использую при составлении
названия коллекции сценической одежды и плана создания данного проекта. В итоге
группа принимает единое решение. Мы заслушиваем мнения каждого учащегося и
составляем общий план, по которому начинаем проектную деятельность по изготовлению
сценической одежды.
Приведу пример учебного занятия по методике рисования эскиза орнамента.
Методика «Орнамент ткани –«мандала»»
Цель: изучение уровня сфорсированности навыков группового взаимодействия, учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой.
По окончанию работы организуется выставка, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
Методика «Орнамент ткани –«мандала»»
Этап групповой работы: повторение задания,
которое будет выполняться,
для более осознанного его понимания.
Формируемые коммуникативные умения: донести свою позицию до других.
По окончанию работы организация выставки орнаментов-«мандал», в ходе которой дети анализируют свою деятельность.
Этап групповой работы: обоснование версий, их проверка, исключение не
подходящих для выполнения задания, анализ решения задания, его оформление.
Формируемые коммуникативные умения: – уважительно относиться к позиции другого; – договариваться; – слушать
других; – принимать другую точку зрения.
Осуществлять самоанализ.
«Украсим платье узором орнамента, рисуем мандалу»
https://vk.com/video-193329610_456239576
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.