МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
КАРТОТЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВОДЕ
для детей старшего дошкольного возраста
|
составила: старший воспитатель Абаимова Ольга Андреевна
|
Август 2023 г.
Одно из направлений экологического воспитания в дошкольном учреждении строится на ознакомлении дошкольников с художественной литературой, так как, в системе непрерывности образования, оно является важнейшим средством развития личности детей.
Воспитатель, в своей работе по ознакомлению детей с природой, не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, сказку проникшись их теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них. Дети охотно воспринимают от взрослых не только справочную информацию об окружающем мире, но и сказки, легенды, песни, стихи о природе.
При ознакомлении детей с художественными произведениями необходимо предлагать детям разнообразные задания. Важно, чтобы дети фантазировали, пробовали сами составлять небольшие рассказы, сказки, загадки, что способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности. В содержание бесед о литературных произведениях следует включать вопросы, с помощью которых предсказывается возможное поведение ребенка в подобных ситуациях: «Как бы ты поступил?», «Как можно помочь?» Дети, хоть мысленно, но способны противостоять плохому, и в этом ценность их рассуждений.
В представленной картотеке собраны художественные произведения, которые могут быть полезны педагогам в образовательно-воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель данных произведений – научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности к воде – источнику всего живого.
Экологические сказки о воде
Рассказ «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжова
«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди - посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости»
Н. А. Рыжова «Жила-была река»
Экологическая сказка
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращение отмечают как самый главный праздник.
Н.А.Рыжова
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРУДА
экологическая сказка
Весеннее утро не предвещало ничего особенного. Слабые лучи солнца едва пробивались сквозь облачное покрывало. Легкий ветерок дул, но не освежал: из заводских труб выползали кольца едкого дыма, от чего небо приобретало сероватый оттенок унылости. Деревья покачивали молодой, но уже запыленной листвой. Казалось, они пытались дать понять всему миру, что устали поддерживать чистоту воздуха. Люди же, по обыкновению, просыпались, завтракали и шли на работу, в школу, по своим делам. Вот и Маша в тот день вышла из дому пораньше. В последнее время, перед школьными экзаменами, учиться совсем не хотелось. «Если бы сейчас произошло что-нибудь невероятное!» — мечтала она. Но все было обычным, как всегда. Девочка грустно вздохнула и направилась к маленькому пруду, который находился в трех минутах ходьбы от школы. Время от времени она проверяла, не появились ли там новые жители — лягушки или водомерки.
Пруд уже давно выглядел как грязная лужа: по воде, словно кораблики, плавали конфетные фантики и пакеты из-под сока. Вряд ли даже самая отчаянная лягушка решится посетить такой водоем. Маша снова вздохнула и попыталась увидеть свое отражение в воде, что было непросто из-за больших расплывавшихся мазутных пятен. Вдруг по глади воды пошли круги, и на один из ярких фантиков взобралось маленькое странное существо. Таких Маша прежде никогда не встречала. «Вот оно, невероятное!» — промелькнуло в голове у девочки, и она склонилась над водой. А существо тем временем негромко заговорило: — Привет! Я за тобой давно наблюдаю. Почему ты сегодня такая грустная?" Девочка не верила своим глазам. — Кто ты? — наконец спросила она. — У меня не совсем обычное имя — Испруд, — ответило существо, — потому что я — история этого пруда. — История? — удивилась Маша. — Разве у прудов бывают истории? — Еще какие! Короткие и длинные, веселые и печальные. Хочешь, расскажу? — Конечно, — обрадовалась девочка. — Только разве это пруд, это же просто грязная лужа! — Да... — теперь вздохнул уже Испруд. — На озеро он сейчас действительно не похож.
А ведь всего несколько лет назад все было по-другому, — необычный собеседник на минуту о чем-то задумался. — Пруд этот существует здесь так давно, что никто уже и не помнит, когда он появился. Тогда его история была еще веселой, а вода прозрачной. Но вот однажды сюда приехали люди, чтобы создать новый район города. Они вырубили деревья, расчистили места для постройки дорог и многоэтажных домов. Конечно, не забыли и о школе, выбрали для нее хорошую светлую поляну рядом с водоемом. Ребята из новой школы на перемене часто выбегали на его берег и наблюдали за жизнью водных обитателей.
Пруд был очень красивым и уютным. На его поверхности плавали листья - «сердечки» и белоснежные цветки кувшинок, у берега над водой возвышались изящные листья стрелолиста, желтые цветки водяного ириса, коричневые початки рогоза, или камыша, как его все называли. Местами водная гладь сплошь была покрыта кожистыми овальными листьями рдестов, среди которых резвились водомерки. В свободной от растений части пруда важно плавала пара уток, время от времени ныряя в поисках пищи. Повсюду мелькали стрекозы, совершая виртуозные полеты. А под водой существовал другой, маленький, но тоже настоящий, живой мир. Его не так-то просто было разглядеть с берега. Разнообразные водоросли и подводные растения с рассеченными листьями выглядели как ажурный подводный лес, в котором, как и положено, обитали жители. Среди них были медлительные улитки, резвые лягушки и тритоны, в мягком иле извивались личинки комаров и стрекоз, весело вытанцовывали пиявки. Мелкие рыбки носились подобно торпедам; гребли лапками, как катамараны, жуки-плавунцы; усердные пауки-серебрянки ловили пузырьки воздуха, поднимаясь к поверхности воды, и строили из них домики. Незаметные человеческому глазу дафнии и циклопы пропускали через себя, как через маленькие фильтры, воду, и она становилась чище. Всех обитателей было просто невозможно пересчитать.
Нельзя утверждать, что все они жили в дружбе и согласии. Были и драки, и погони, и ссоры. Одни охотились, чтобы пообедать, другие боролись между собой за пищу и кров. В общем, жизнь была непростой, но все как-то сосуществовали в этом маленьком пруду и зависели друг от друга. Некоторых обитателей было много: тут и там шныряли головастики, устраивая соревнования по скорости плавания. Наиболее редкие жители пользовались особым уважением соседей. Все имели свои обязанности: одни занимались уборкой пруда, поддерживая чистоту и порядок, другие следили за состоянием и ростом растений, третьи улаживали отношения с соперниками, защищали своих детишек. Одним словом, пруд существовал, расцветая жизнью весной и летом и замирая зимой. Все было замечательно, но вот как-то в школе решили, что пруд должен приносить пользу. Ученики стали вылавливать сачками из воды то элодею для микроскопических препаратов по ботанике, то не успевшего увернуться жука-плавунца для школьного аквариума. Классов в школе было много, и каждый ученик хотел отличиться и выловить самое интересное растение или животное. За несколько лет ребята вытащили из воды множество красивых растений, которые могли бы еще не один год зеленеть, расти и служить домом для подводных обитателей, но были обречены высыхать в жестких оковах гербария. Наверное, эти растения хотели бы во весь голос прокричать о своем сильном желании жить, но не умели этого делать.
Со временем ученики собрали и раковины доверчивых и беспомощных перед человеком моллюсков. Даже у маленького юркого паука-серебрянки разломали нежный воздушный домик, а его самого насадили на острую иголочку и засушили для коллекции. Особо старательные ученики получали хорошие оценки... Через несколько лет утки улетели, все кувшинки были сорваны мальчиками и подарены девочкам. Прежние обитатели водоема грустили о доме и родственниках, доживая свой век в «живом уголке» школы. Для пруда наступили тяжелые времена. — Наверное, это был печальный период его истории, — добавила Маша. — А что случилось потом? — Исчезновение многих водных обитателей привело к тому, что оставшимся не стало хватать пищи. Немногочисленные «санитары» водоема с трудом справлялись со своими нелегкими обязанностями, в пруду стало трудно дышать, распространились болезни.
Оказалось, что самые, казалось бы, обыкновенные и неприметные обитатели пруда приносили пользу своим соседям. Не было бесполезных или лишних жителей. Теперь же пруд выглядел совсем уныло. Он нуждался в помощи и не мог больше радовать разнообразием цветущих растений и плеском рыбы. А ведь ты, Маша, знаешь, что люди любят только красивое и привлекательное. Поэтому пруд все меньше и меньше интересовал школьников и жителей окрестных домов. И что удивительно: никому и в голову не пришло пожалеть и защитить его. Проходя мимо, люди бросали в него бутылки из-под воды, одним словом, разный мусор. Ненужные бумажки и окурки монотонно качались на воде, на дне угрожающе залегли старые батарейки. Пруд помутнел, потемнел от печали. Ребята решили, что - здесь уже никто не живет, и стали мыть в его воде велосипеды. Своих собак заботливые хозяева к пруду не подпускали — боялись, что те чем-нибудь заболеют. При этом люди не переставали искренне удивляться, как и почему их прекрасный пруд превратился в такую грязную лужу... — Маша! Ты ведь тоже удивлена? — неожиданно прервал свой рассказ Испруд. Девочка задумчиво смотрела на воду. — Как жаль, что я никогда не видела здесь лилий и рыбок. И еще мне очень жалко паука- серебрянку. Наверное, его домик выглядел волшебно... Испруд в ответ только вздохнул: — Эта история может скоро печально закончиться, а значит, исчезну и я. Мой пруд теперь никому не нужен. — Послушай! — оживилась Маша. — Неужели нельзя ничего сделать? Может, можно вернуть все назад? Надо обязательно помочь пруду, ведь здесь было так здорово! Испруд не знал, что посоветовать Маше. Он был всего лишь историей пруда. А творили эту историю люди, взрослые и не очень. — Маша! Я и вправду не знаю, как помочь пруду, — опечалился Испруд. — Зато я знаю! — радостно воскликнула девочка. — Я немедленно пойду в школу и расскажу своим одноклассникам твою историю. Они должны узнать, каким наш пруд был раньше, и что-нибудь придумать. И Маша побежала в школу, а Испруд, сделав глубокий вдох, нырнул вглубь пруда ожидать своего продолжения.
Стихи о воде
Б.Заходер
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РЕКОЙ?
Течёт река
Издалека...
Течёт река...
Течёт река...
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней,
И луг прибрежный - зеленей!..
Течёт река...
Течёт река...
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Ты хороша, река, весной
И осенью...
И в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому - попробуй угадать! -
Приятней плыть в живой волне:
Ребятам
Или
Ребятне?..
Вся живность счастлива
Вполне!
Но что такое?
Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель
Садится
Пароход
Средь бела дня.
Какой скандал!
Наверно, лоцман
Маху дал?
Да нет!
Далёко до буйка…
Тут глубока
Была река.
Была. Вот именно - б ы л а.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы
Не узнаём:
Река
Становится
Ручьём!
…Уже и лодки
На мели…
…Пловцы
Вдруг
Посуху пошли…
А рыбы?
В горе и тоске
Бедняжки
Бьются
На песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: "Какой пустяк!"
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает ...
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей ...
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.
Вода – это радость земли
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Воду ты всегда береги.
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Автор:
Тамара Маршалова
Загадки о воде
Вода
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Мы говорим: она течет;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Водопад
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает.
Море
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьем беда.
Кто знает, где это бывает?
Снег
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лег.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Волна, волны
По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет.
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
Река
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Берега
Два братца через мать
Друг на друга глядят.
Два братца друг на друга глядят,
А сойтись не могут.
Болото
Не вода, не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
Не море, не земля,
А кораблям плавать нельзя.
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.
Снежинки
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Снеговик
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Град
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.
Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберет.
Лёд
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
Пруд
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зеленая.
Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды -
В нем все отражается...
Как это зеркало называется?
Родник
Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Там, где корни вьются,
На лесной тропе,
Маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдет - нагнется
И опять в дорогу
Силы наберется.
Ручей
Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит - да не поднять,
И бежит - да не поймать.
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился - весной.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?
Роса
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах.
Прорубь
В новой стенке,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
А за ночь вставлено.
Сосулька
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слезы прячет,
А на солнце плачет.
Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
Пословицы и поговорки о воде
ü Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
ü Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.
ü С водой и огнем не поспоришь.
ü Воду в ступе толочь.
ü В решете воду не носят.
ü Вода с водой – не гора с горой: сольются.
ü Вода – сама себе царь.
ü Вода себе путь найдет.
ü Жди большой беды от лихой воды.
ü Пришла беда, разозлилась вода.
ü Хлеб да вода — молодецкая еда.
Художественная литература для чтения с детьми
по теме «Волшебница-вода»
Для расширения представлений детей о воде, разнообразии водных источников и ее обитателях рекомендуем для домашнего чтения следующие художественные произведения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.