Ярина Татьяна Ивановна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»
Картотека игр-экспериментов
для детей 2 младшей группы
2018
Карточка №1
«Познакомимся
с водой».
Побеседуйте с детьми о свойствах воды.
- Вода разливается по поверхности стола.
- Воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью
губки: положите губку в лужу, отожмите воду из губки в ванную.
- Вода бывает теплая и холодная. Принесите холодной и горячей воды (проверьте с
детьми температуру горячей воды через стенки ведерка, а холодной – в ведерке).
Смешайте и сделайте теплую воду.
- Вода наливается в разные сосуды. Разлейте с детьми воду из большого сосуда в
несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно наливать воду.
Карточка №2
«Ну-ка,
вылови!»
Поставьте на крышку стола (если стол для игр имеет две чаши,
крышка на закрытой ванне используется как стол) тарелку или ведерко. В ванне с
водой плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному
ложкой и переложить в ведерко. Вначале помогите ребенку, слегка направляя его
руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до
конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для
повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия в следующий раз
предложите ему ситечко или сачок вместо ложки.
Карточка №3
«Кто
быстрее нальет и выльет?»
Предложите детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки,
баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду. Расскажите
детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через
воронку в сосуды разного размера.
Карточка №4
«Жур-жур,
кап-кап…».
Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как
журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяет о
поверхность стола или железный поднос.
Какие разные бутылочки!
Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют
бутылочки одновременно. Так же одновременно пусть дети выливают воду. Подведите
детей к пониманию того, что скорость наполнения бутылочки и выливания воды из
нее зависит от размера горлышка.
Карточка №5
«Разноцветная вода».
В присутствии детей окрасьте воду в ванне пищевым красителем.
Пусть дети наливают «волшебную» воду в прозрачные емкости, вместе с ними
выразите восхищение от увиденного. Доставьте детям радость, позволив им пускать
в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких
орехов. Покажите, как палочкой можно направить кораблик в нужную сторону.
Карточка №6
«Волшебный
камешек»
Рассмотрите с детьми сухие камешки. Опустите их в ванну с водой.
Поговорите с детьми о том, что камешки тяжелые, и они упали на дно. Достаньте
камешки и сравните их с сухими. Вместе с детьми сделайте вывод о том, что
мокрые камешки изменили свой цвет.
Карточка №7
«Надо,
надо помогать!»
Время от времени давайте детям поручения: умыть кукол, помочь
вымыть кукольную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду, помочь полить
цветы.
Детям четвертого года жизни доступны простейшие опыты с водой.
Карточка №8
«Что
такое снег?»
Принесите в группу снег и опустите в ванну. Понаблюдайте с
детьми за таянием снега. Сделайте вывод: снег – это замерзшая вода.
Карточка №9
«Почему
нельзя есть снег?»
Рассмотрите воду, появившуюся в ванне. Обратите внимание детей
на грязь на дне ванны. Помогите детям сделать вывод о том, почему нельзя брать
снег в рот.
Карточка №10
«Что
такое лед?»
Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну.
Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в
ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте вывод:
лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на
улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятие, что лед – это замерзшая
вода.
Карточка №11
«Почему
плачет сосулька?»
Прикрепите над ванной ситечко и положите в него сосульку.
Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну
станет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька растаёт. А на
улице сосульку согреет солнышко, и она начнет капать, «плакать».
Карточка №12
«Тонет
– не тонет»
Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические,
пластмассовые, резиновые, камешки). Предложите бросить их в воду ванны.
Посмотрите, какие из них утонули, а какие плавают.
Карточка №13
«Праздник
мыльных пузырей».
Взбейте в ванне мыльную пену, с помощью
соломки пускайте пузыри, вместе с детьми полюбуйтесь переливающимся
великолепием. Пусть попробуют поймать на ладошку разноцветный мыльный пузырь.
Прочитайте стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри».
«Осторожно – пузыри…
– Ой, какие!
– Ой, смотри!
– Раздуваются!
– Блестят!
– Отрываются!
– Летят!
– Мой со сливу.
– Мой – с орех.
– Мой не лопнул дольше всех!»
Карточка №14
«Волшебная
бутылочка».
Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой может превратиться в забавную игрушку. Для этого в бутылку наливают воду и помещают пуговицы, бусинки, мелко нарезанную фольгу. При переворачивании бутылки предметы медленно опускаются вниз.
Карточка №15
«Рисовальнички».
«Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы.
В синем море плещет рыбка,
Нарисуй всё это ты».
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Карточка №16
«Кто живёт в воде?»
«Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик».
В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте детям синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите ихсамостоятельно нарисовать своих водяных человечков.
Карточка №17
«Пейте куклы
вкусный сок».
Однажды зайка решил показать маме фокус.
Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль
потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая,
а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай
пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Предложите детям приготовить для кукол
разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства:
«А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что
получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками.
Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в
ананасовый, синяя - в ежевичный.
Карточка №18
«Сказка о том, как радуга в воде купалась».
Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.
Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.
Карточка №19
«Тает льдинка».
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положим кусочек льда на ложку и
подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на
огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно
подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно
взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной
температуры.
Карточка №20
«Времена года»
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.
Карточка №21
«Считалочка-купалочка»
«Варим кашу для малышек, (крутим ручкой в воде, как бы
«размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек, (месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!»
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
Карточка №22
«Как вода гулять отправилась».
Налили водичку в тазик и забыли про неё.
Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а
вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не
получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у
водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала:
«Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по
трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла
наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных
садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём
тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и
пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте
несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить
губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду
резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью. То же самое проделайте и со
шприцом.
Карточка №23
«Пенный замок».
У нас из пены на глазах
Замок вырастет сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку.
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного
средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую
коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким
бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем
самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это
«принц, который живёт в пенном замке».
Карточка №24
«Рыбалка».
Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.
Карточка №25
«Почему кораблики не плывут?»
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Карточка №26
«Мыльные пузырьки».
«Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается:
«Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится».
Намыльте руки так, чтобы получилась
пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась
тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный
пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему
сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать
мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька,
разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с
отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы
получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или
перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную
пластмассовую трубочку.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость
для мытья посуды.
Карточка №27
«Водопад».
«Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад».
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
Карточка №28
«Сказка о камешке».
На берегу озера лежал
маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на
воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу
поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду.
Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось,
что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно
озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых
рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и
подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде
(например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько
тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик,
монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и
попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает!
А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».
Карточка №29
«Ледяные фигуры».
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
Карточка №30
«Кто разбудил китёнка?»
Ветер дует-задувает,
- Ну, на что это похоже!
Волны в море поднимает. Мой китёнок спать не может!
Море синее бурлит, Ветер очень громко
воет –
Недоволен папа-кит: Не даёт нам всем покоя!
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»
Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».
Карточка №31
«Ветка в вазе».
«Проехал мощный грузовик и веточка
сломалась,
Упала веточка на снег и там бы пролежала,
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться
снежной.
Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
Из них появятся на свет зелёные листочки».
Срежьте или подберите сломанную веточку,
быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая
вода».
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в
воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему
живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет,
развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время,
почки лопнут и появятся зелёные листочки.
Карточка №32
«Моем трубочиста»
Необходимый инвентарь:
небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла.
Игра способствует развитию моторики, речи.
Карточка №33
«Капли».
Необходимый инвентарь:
контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д.
Карточка №34
«Поливаем цветы».
Необходимый инвентарь:
детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
«Лейку, леечку возьмём
и воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка».
Карточка №35
«Выжми мочалку».
Необходимый инвентарь:
две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Игра развивает мелкую моторику.
Карточка №36
«В час по чайной ложке».
Необходимый инвентарь:
2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.
Карточка №37
«Налил – вылил».
Необходимый инвентарь:
ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
Карточка №38
«Шарики в воде».
Необходимый инвентарь:
две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.
Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.
В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.
Карточка №39
«Дождик».
Необходимый инвентарь:
лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
«Дождик, дождик! Лейся пуще!
Пусть растёт. Пшеница гуще!
Лейся, лейся, Как река!Будет белая мука!»
Г. Лагздынь
Карточка №40
«Тонет – не тонет».
Необходимый материал:
тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.
В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
· Тонет сразу.
· Тонет после намокания.
· Не тонет.
Карточка №41
«Прыгающий шарик».
Необходимый инвентарь:
пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.
Карточка №42
«Волшебное свойство воды».
Необходимый инвентарь:
резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
Карточка №43
«Разлить поровну».
Необходимый инвентарь:
три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.
Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
Карточка №44
«Взбивание пены».
Необходимый инвентарь:
тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.
Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.
Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.
Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.
Карточка №45
«Сквозь сито».
Необходимый инвентарь:
стакан, сито.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.
Карточка №46
«Поплывёт или утонет?»
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Карточка №47
«Топчем дорожки».
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание:
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать:
«Большие ноги шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!»
Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Карточка №48
«Я пеку, пеку, пеку…»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание:
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Карточка №49
При игре с песком можно выполнять такие упражнения:
- пройтись ладошками, оставляя следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, рёбрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
- поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх – вниз;
- сделать кулич с помощью формочки и совка.
«В любое время года
Играем мы с песком.
Печём пироги и торты,
Потом всё сами уберём».
Карточка №50
«Песочные узоры».
Необходимый инвентарь:
сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям верёвочками, поднос.
воспитатель показывает детям, как заполнить конус песком, заткнув пальцем отверстие, как, слегка раскачивая конус над подносом, делать песочные узоры.
Затем воспитатель предлагает ребёнку попробовать порисовать песком. В любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку.
Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры.
«Конус с дыркой мы возьмём,
Песок сыпать начнём.
Кулёк на верёвочках качается,
На подносе узор получается».
Карточка №51
«Что-то в коробке?»
Цель: познакомить со значением света и его источниками
(солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные
предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик,
лампа.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Папа подарил зайке маленький фонарик,
зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под
диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Карточка №52
«Солнечный зайчик».
Ход игры – эксперимента:
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Карточка №53
«Тени на стене».
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
Карточка №54
«Кто нагрел предметы?!
На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.
Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».
Карточка №55
«Кто играет ленточками?»
На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.
Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?
После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.
Карточка №56
«Игры с соломинкой».
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Оборудование: Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.
Ход: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
Карточка №57
«Игры с воздушным шариком и соломинкой».
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Оборудование: Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).
Ход: Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой — мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).
Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).
Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.
Карточка №58
«Что в пакете?»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты.
Ход: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Карточка №59
«Надувание мыльных пузырей».
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).
Ход: Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Карточка №60
«Ветер по морю гуляет».
Цель: Обнаружить воздух.
Оборудование: Таз с водой, модель парусника.
Ход: Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).
Карточка №61
«Легкий — тяжелый».
Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).
Оборудование: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).
Ход: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек: игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках; игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему; игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.
Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.
Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий — тяжелый» с учетом размера и материала.
Карточка №62
«Что звучит?»
Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).
Карточка №63
«Нарисуем свой портрет»
Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.
Оборудование: Маркеры, губки, зеркала (одно большое, например в зале хореографии, и маленькие), салфетки, кисти, клей.
Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть себя в зеркале, запомнить цвет глаз, волос, обвести маркером контуры своего тела и его частей, лица и его частей, т.е. нарисовать свой портрет на зеркале.
Карточка №64
«Музыка или шум?»
Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).
Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
Карточка №65
«Веселые человечки играют».
Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами.
Оборудование: Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).
Ход: Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.).
Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру«Где же, где же наши...» (название частей тела) и «Измерялки», когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру «Покажи (сделай) то, что я скажу» (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т.п.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.