Картотека игр и упражнений, способствующих формированию правильных дыхательных кинестезий, темпо-ритмических и интонационных конструкций речи
у детей дошкольного возраста
Игра «Лестница»
Цель: тренировка речевого дыхания, длительности выдоха, умения на выдохе произносить звуки с одинаковой и разной силой громкости.
Вариант 1. Описание: вдох носом, на выдохе – плавное протягивание гласного звука тихо (а-а-а-а-а-а) или громко (А-А-А-А-А).
Вариант 2. Описание: вдох носом, на выдохе – плавное протягивание гласного звука с разной громкостью.
Вот иду я вверх: а-а-А-А-А;
Вот иду я вниз: А-А-А-а-а-а.
Игра-соревнование «Кто дольше?»
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса.
Описание. Дети одновременно делают вдох носом и на выдохе протягивают заданный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто не сделал дополнительного вдоха, тот победил.
Игра «Вьюга воет»
Цель: развитие речевого выдоха, силы голоса, умения чередовать силу голоса по сигналу.
Описание. Дети по сигналу «Вьюга начинается» тихо протягивают звук: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» - увеличивают силу голоса до громкого (У-У-У-У-У), «Вьюга стихает» - уменьшают силу голоса до тихого (у-у-у-у-у); по сигналу «Вьюга прошла» - затихают и молчат.
Стараться все задание выполнить на одном выдохе.
Игра «Надуем шар!»
Цель: развитие длительного плавного выдоха на материале дифференциации звуков [с], [ш].
Описание. Дети образуют большой круг, приговаривая:
Дуем, дуем шар большой, ой, лопнул!
Дети стоят в маленьком кругу. По сигналу «Надуем шар» дети образуют большой круг, имитируя звук насоса [с-с-с-с-с]. По сигналу «Шар лопнул» дети сужают круг и произносят звук [ш-ш-ш-ш-ш], имитируя выходящий воздух.
Игра «Надуй воздушный шарик»
Цель: развитие сильного, длительного, непрерывного выдоха.
Оборудование: воздушные шарики.
Описание. Ребенок надувает шарик, плавно выдыхая воздух в отверстие.
Игра «Буря»
Цель: формирование тонкой воздушной струи; учить дуть через трубочку с силой.
Описание. Сделать вдох носом, задержать дыхание, выдыхать воздух через трубочку в стакан с водой. Вода начинает бурлить.
оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки.
Игра «Маленькие художники»
Цель: учить задерживать дыхание, делать полный выдох через широко открытый рот.
Описание. Сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть весь воздух на окно (около 1 мин.). Затем нарисовать на этом пятнышке любой рисунок.
Игра «Бабочки-листья-снежинки»
Цель: тренировать направленную воздушную струю выдыхаемого воздуха.
Описание. Сделать вдох, выдыхать воздух через собранные в трубочку губы на предмет (бабочки/листья/снежинки).
Игра «Футболисты»
Цель: учить направлять воздушную струю на объект.
Описание. Дуть на ватные шарики, «забивая» их в ворота.
Игра «Часы и часики»
Цель: воспроизводить ритмические ряды с чередованием сильных и слабых долей.
Описание. Ребенок воспроизводит звукоподражания больших и маленьких часов: ТИК-ТАК (громко), тик-так (тихо).
Игра предполагает два варианта.
Вариант 1: ребенок на основе восприятия ритма педагога подбирает картинки, чередуя большие или маленькие часы.
Вариант 2. Самостоятельно озвучивает ряд картинок.
Игра «Концерт в лесу»
Цель: учить воспроизводить ритмический рисунок с опорой на схему.
Оборудование: схемы ритмического рисунка, маски зверей.
Описание. Педагог соотносит движение с каждым животным (напр., зайчик барабанит – бам-бам-бам, мишка топает – топ-топ, волк щелкает – щелк-щелк-щелк). Педагог рассказывает сказку и показывает схему ритмического рисунка, дети исполняют роль животного.
Сказка «Звери организовали в лесу лесной концерт. Зайчишка барабанит лапками бам-бам. Мишка топает: топ-топ-топ. Волк щелкает: щелк-щелк-щелк.
Игра «Дудочка»
Цель: формировать понятие акцента (ударения), учить выделять сильные доли.
Описание: педагог дает образец ритмической цепочки, ребенок ее воспроизводит, имитируя игру на дудочке. Напр., педагог ТА-та-та, ребенок Ду-ду-ду.
Можно имитировать любые музыкальные инструменты (барабан, свисток и т.д).
Игра «Забияки-петушки»
Цель: закрепление навыка выделения неожиданного акцента на слух в сопровождении с движениями.
Описание. Ребенок имитирует действия петуха: шагает, высоко подняв ноги. Педагог произносит ритмическую цепочку слогов. Услышав акцентируемый слог, ребенок поднимают руки вверх, изображая гребешок петушка.
Игра «Молоток и молоточек»
Цель: учить различать и воспроизводить сильные и слабые удары по наглядной схеме.
Описание. Педагог выкладывает ряд из молотков, чередуя в любой последовательности большой и маленький молоток. Ребенок отхлопывает заданный ритм (большой молоток – сильный удар, маленький – слабый удар).
Игра «Выбери ритмический рисунок»
Цель: различать по образцу (двигательному, слуховому, речевому) ритмический рисунок.
Описание. Педагог воспроизводит двигательный ритмический рисунок (один раз хлопает – пауза – два раза хлопает – пауза). Ребенок выбирает соответствующую схему.
Схемы:
!! ! !! ! !! ! !! ! !!
! !!! ! !!! ! !!! !
! !! ! !! ! !! ! !!
!! !! !! !! !! !!
!!! !! ! !!! !! ! !!!
!! !!! !! ! !! !!! !
Игра «Громко-тихо»
Цель: учить передавать мелодику вопросительной и повествовательной фразы.
Описание. Прочитать стихотворение, правильно модулируя голос.
Почему смеётся лето?
Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.
(Д. Кожевников)
Упражнение «Муха-Цокотуха»
Цель: формирование понятия темп речи, учить наблюдать за изменением темпа речи и происходящих событий.
Описание. Повторить отрывок произведения «Муха-Цокотуха» за педагогом, передавая заданный темп речи.
Но жуки-червяки испугалися, (в среднем темпе)
По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)
Тараканы под диваны, (в быстром темпе)
А козявочки под лавочки, (в быстром темпе)
А букашки под кровать – (в быстром темпе)
Не желают воевать! (в среднем темпе)
И никто даже с места не сдвинется… (в медленном темпе)
(К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Игра «Осенние листочки»
Цель: формирование представлений о темпе (быстрый, медленный, умеренный).
Оборудование. Фишки разного цвета.
Описание. Педагог читает стихотворение, дети выкладывают фишки, соответствующие ритму (быстрый – красная фишка, умеренный – синяя фишка, медленный – зеленая фишка).
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Упражнение «Слушаем и узнаем»
Цель: учить различать окраску (тембр) голоса.
Оборудование. Картинки-символы, изображающие эмоции: страх, грусть, удивление, гнев, радость.
Описание. Логопед произносит отдельные междометия с разным выражением голоса.
Ах! – радость, восхищение.
Ой! – испуг, страх.
Ух! – гнев, недовольство.
О! – удивление.
Эх, - грусть, сожаление.
Упражнение «Главное слово»
Цель. Формирование понимания логического ударения, выделение его голосом.
Оборудование. Сюжетная картинка «Синичка сидит внутри кормушки.»
Описание. Взрослый задает вопросы, голосом изменяя положение логического ударения.
Синичка сидит на ветке? – Нет, синичка сидит внутри кормушки.
Снегирь сидит внутри кормушки? – Нет, синичка сидит внутри кормушки.
Синичка сидит внутри кормушки? – Да, синичка сидит внутри кормушки.
Упражнение «Прочти с выражением»
Цель. Закрепление навыков выразительно окрашенной речи.
Описание. Педагог дает образец выразительного чтения диалога. Предлагает прочитать его по ролям.
Диалог Зимы и Весны
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
А. Лойко
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.