Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры.
Методические рекомендации.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги; главные ценности- отношения, окружающий мир, моральные ценности, радость и любовь близких людей – за деньги не купишь. Материалы: цветные карточки размером 15 на 20 см. на которых изображены: продукты, одежда, мебель, транспорт, бытовая химия, игрушки, книги, дождь, любовь, дружба, сон, здоровье, время, талант.
Ход игры.
1 вариант.
Воспитатель показывает детям карточку, а дети говорят, можно или нельзя это купить и объясняют свой ответ.
2 вариант.
Воспитатель раздает ребенку карточки, а ребенок отбирает в одну сторону, что можно купить, а в другую сторону, что нельзя купить за деньги. При этом объясняя свой выбор.
В конце игры воспитатель делает вывод, что есть вещи которые можно купить за деньги и их надо беречь. Но есть в жизни главные ценности: здоровье, любовь, жизнь, природа, которые важнее вещей и их за деньги не купишь.
Не зря говорится в пословице: «Не всё продаётся и не всё покупается…».
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
Цель: дать представление о понятии «список покупок», расширять представление детей о магазине продуктов, закреплять счёт в пределах 5.
Ход игры
Игра состоит из игрового поля - корзина, карточек с заданиями и карточек с изображением продуктов.
Инструкция: даём карточку с заданием ребёнку и просим его положить только те продукты, которые указаны в списке.
Цель: формировать умение соотносить количество имеющих «денег» со стоимостью «товара»
Задачи: учить делать первичные экономические расчеты, определять общую стоимость покупки.
Формировать умение давать сдачу.
Закреплять представление детей о деньгах.
Ход игры.
1 вариант.
Кладём товар в поле «покупка» и просим ребёнка положить в поле «оплата» нужное количество денег.
2 вариант. Даём ребёнку деньги и просим его выбрать из предложенных товаров, те, на которые у него есть деньги.
3 вариант.кладём в поле «покупка» товар, в поле «оплата» деньги и просим ребёнка посчитать, сколько нужно дать сдачи и положить нужное количество монет в поле "сдача".
4 вариант: разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т.п.
Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, на которых изображены пред- ставители различных профессий с предметами, не принадлежащими данной професс:
художник, стоящий у мольберта с половником (кисти для рисования); повар с кистями для рисования (половник); врач с автомобилем такси (градусник); портной со скрипкой в руке (швейная машинка); водолаз с градусником (акваланг); парикмахер с пилой (фен); строитель с тортом (молоток); водитель с лейкой (автомобиль); садовник с феном (лейка); музыкант с парикмахерскими ножницами (скрипка).
Просим детей ответить на вопрос «В чем ошибся художник?» и вернуть каждому представителю профессии его инструменты и предметы.
1.Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар. (Муха-цокотуха, К.И.
Чуков- ский, «Муха-цокотуха»)
2.Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав: «Такая корова нужна самому». (Старик, сказка С.В. Михалкова «Как старик корову прода - вал»)
3.Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет есть его будущая жена? (Крот, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)
4.Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева. (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
5.Какое ювелирное изделие украшает дерево, выросшее, по словам А.С. Пушкина, на границе сказочной страны Лукоморье и приютившее в своих ветвях говорящего кота и русалку? (Золотая цепь, А.С. Пушкин «Руслан и Людмила») 6.Герой в этой сказке случайно узнал волшебные слова, благодаря которым смог открывать вход в гору с сокровищами. (Али-баба, арабская сказка «Али- баба и сорок разбойников)
7.Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (Дядя
Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
8.Героиня этой сказки могла производить золотые монеты ударом копытца о землю.
(Золотая антилопа, индийская сказка «Золотая антилопа)
9.Из чего были сделаны орехи, которые грызла музыкальная белка, удивляя всех гостей? (Золото и изумруды, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота». Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические, научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека.
Ход игры.
1 вариант: просим ребёнка посветить под кошелек и назвать монеты.
2 вариант: ребёнок светит под кошелёчки и затем по памяти выкладывает на них монеты.
3 вариант. Просим ребёнка разложить банкноты по образцу (карточки- задании) 4 вариант: ребёнок выкладывает банкноты или монеты по речевой инструкции педагога, можно по памяти.
5 вариант: то же задание ,что и 4, только можно усложнить. Например: попросить в
красный кошелек положить на 2 монеты больше или меньше, чем в зелёный и т.д
Цель: способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
Ход игры. Кладём карточку с заданием на игровое поле и просим ребёнка положить в копилку столько монет, сколько указано в задании.
Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи.
Задачи: познакомить детей с многообразием потребностей человека, научить определять разницу между «хочу» и «надо»; развивать у детей кругозор и познавательный интерес; воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие.
Атрибуты: 4 большие карточки и 12 маленьких карточек.
Ход игры.
1 вариант:Играют от 3-4 игроков. Выбирают ведущего. Ведущий раздает карточки с названием расходов, а карточки с изображением расходов кладет перед собой лицевой стороной вниз.
Дисциплинарные правила:
- не кричать, слушать ведущего.
Игровые действия:
- ведущий берет любую карточку с изображением расходов и показывает ее. Если она подходит к карточке с названием расхода игрока, игрок забирает ее себе. И так до тех пор, пока не соберутся карточки игроков. - выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свои карточки.
2 вариант: играют от 2-4 игроков. Все карточки с изображением расходов кладут перед собой лицевой стороной вниз в центре стола. Остальные карточки с изображением названием расхода забирают себе.
Дисциплинарные правила:
- не кричать, соблюдать очередность хода.
Игровые действия:
- участники игры определяют очередность хода. Первый игрок берет любую карточку с изображением расхода и переворачивает ее. Если она подходит к его карточке, игрок забирает ее себе. Если маленькая карточка не подходит, игрок кладет ее на место лицевой стороной вниз. В игру вступает следующий игрок. - выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свою карточку.
Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.
Атрибуты: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Ход игры.
Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.
Атрибуты: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Ход игры.
Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в
«зимний».
Цель: Формирование знаний детей о видах товаров, их классификации; развитие наблюдательности; научение использовать жизненные опыт в анализе стоимости товаров применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешевому и наоборот; Ход игры:
1 вариант: Разложить карточки-товары на две группы: 1) товары дорогие 2) товары недорогие;
2 вариант:Разложить карточки-товары в порядке возрастания цены;
3 вариант:Разложить карточки-товары в порядке убывания цены;
4 вариант: Используя знаки неравенства, дети раскладывают по две карточки и определяют, какой
Атрибуты: две карточки для классификации товаров на две группы "Дороже" и "Дешевле"; пятнадцать карточек-товаров, среди которых товары следующих категорий: товары для творчества, овощи, фрукты, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт.
Игра «Надо» и «хочу».
Цель:формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи: закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры:
Ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.