Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "В мире финансов"
Оценка 4.9

Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "В мире финансов"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
pdf
23.03.2022
Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  "В мире финансов"
дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
картотека дидактических игр по финансовой грамотности.pdf



Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры.

Методические рекомендации.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Что можно купить за деньги»

Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги; главные ценности- отношения, окружающий мир, моральные ценности, радость и любовь близких людей – за деньги не купишь. Материалы: цветные карточки размером 15 на 20 см. на которых изображены: продукты, одежда, мебель, транспорт, бытовая химия, игрушки, книги, дождь, любовь, дружба, сон, здоровье, время, талант.

 

Ход игры.

1   вариант.

Воспитатель показывает детям карточку, а дети говорят, можно или нельзя это купить и объясняют свой ответ.

2   вариант.

Воспитатель раздает ребенку карточки, а ребенок отбирает в одну сторону, что можно купить, а в другую сторону, что нельзя купить за деньги. При этом объясняя свой выбор.

В конце игры воспитатель делает вывод, что есть вещи которые можно купить за деньги и их надо беречь. Но есть в жизни главные ценности: здоровье, любовь, жизнь, природа, которые важнее вещей и их за деньги не купишь.

Не зря говорится в пословице: «Не всё продаётся и не всё покупается…».

 

 

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам;  закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.  

 

Ход игры

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.  

Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены  по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для  продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда»  и тому подобное.  

Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы  по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания,  руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский  мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.  

 

 

Игра «Список покупок»

Цель: дать представление о понятии «список покупок», расширять представление детей о магазине продуктов, закреплять счёт в пределах 5.

Ход игры

Игра состоит из игрового поля - корзина, карточек с заданиями и карточек с изображением продуктов.

Инструкция: даём карточку с заданием ребёнку и просим его положить только те продукты, которые указаны в списке.

 

Игра «В магазине»

Цель: формировать умение соотносить количество имеющих «денег» со стоимостью «товара»

Задачи: учить делать первичные экономические расчеты, определять общую стоимость покупки.

Формировать умение давать сдачу.

Закреплять представление детей о деньгах.

Ход игры.

1   вариант.

Кладём товар в поле «покупка» и просим ребёнка положить в поле «оплата» нужное количество денег. 

2   вариант. Даём ребёнку деньги и просим его выбрать из предложенных товаров, те, на которые у него есть деньги.

3   вариант.кладём в поле «покупка» товар, в поле «оплата» деньги и просим ребёнка посчитать, сколько нужно дать сдачи и положить нужное количество монет в поле "сдача".  

4   вариант: разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…  

-   продукты для завтрака,  

-   подарок на день рождения другу,  - продукты для супа и т.п.

  

Игра «Что перепутал художник?»

Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, на которых изображены пред- ставители различных профессий с предметами, не принадлежащими данной професс: 

художник, стоящий у мольберта с половником (кисти для рисования);  повар с кистями для рисования (половник);  врач с автомобилем такси (градусник);  портной со скрипкой в руке (швейная машинка);  водолаз с градусником (акваланг);  парикмахер с пилой (фен);  строитель с тортом (молоток);  водитель с лейкой (автомобиль);  садовник с феном (лейка);  музыкант с парикмахерскими ножницами (скрипка). 

Просим детей ответить на вопрос «В чем ошибся художник?» и вернуть каждому представителю профессии его инструменты и предметы.

 

Игра «Угадай сказку»

1.Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар. (Муха-цокотуха, К.И.

Чуков- ский, «Муха-цокотуха»)  

2.Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав: «Такая корова нужна самому». (Старик, сказка С.В. Михалкова «Как старик корову прода - вал»)  

3.Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет есть его будущая жена? (Крот, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)  

4.Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева. (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).  

5.Какое ювелирное изделие украшает дерево, выросшее, по словам А.С. Пушкина, на границе сказочной страны Лукоморье и приютившее в своих ветвях говорящего кота и русалку? (Золотая цепь, А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)  6.Герой в этой сказке случайно узнал волшебные слова, благодаря которым смог открывать вход в гору с сокровищами. (Али-баба, арабская сказка «Али- баба и сорок разбойников)

7.Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (Дядя

Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»  

8.Героиня этой сказки могла производить золотые монеты ударом копытца о землю.  

(Золотая антилопа, индийская сказка «Золотая антилопа)  

9.Из чего были сделаны орехи, которые грызла музыкальная белка, удивляя всех гостей? (Золото и изумруды, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

 

Игра «Кошелёчки»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота». Закрепить  знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и  металлические, научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни  человека. 

Ход игры.

1   вариант: просим ребёнка посветить под кошелек и назвать монеты.  

2   вариант: ребёнок светит под кошелёчки и затем по памяти выкладывает на них  монеты.  

3   вариант. Просим ребёнка разложить банкноты по образцу (карточки- задании)  4 вариант: ребёнок выкладывает банкноты или монеты по речевой инструкции  педагога, можно по памяти.  

5 вариант: то же задание ,что и 4, только можно усложнить. Например: попросить в  

красный кошелек положить на 2 монеты больше или меньше, чем в зелёный и т.д

 

 

Игра «Копилка»

Цель: способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам. 

Ход игры. Кладём карточку с заданием на игровое поле и просим  ребёнка положить в копилку столько монет, сколько указано в задании.

 

 

Игра «Семейный бюджет»

Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи.

Задачи: познакомить детей с многообразием потребностей человека,  научить определять разницу между «хочу» и «надо»; развивать у детей кругозор и познавательный интерес; воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие.

Атрибуты: 4 большие карточки и 12 маленьких карточек.

Ход игры.

 

1 вариант:Играют от 3-4 игроков. Выбирают ведущего. Ведущий раздает   карточки с названием расходов, а   карточки с изображением расходов кладет перед собой лицевой стороной вниз.

Дисциплинарные правила:

-   не кричать, слушать ведущего.

Игровые действия:

-   ведущий берет любую   карточку с изображением расходов и показывает ее. Если она подходит к  карточке с названием расхода игрока, игрок забирает ее себе. И так до тех пор, пока не соберутся карточки игроков. - выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свои карточки.

 

 2 вариант: играют от 2-4 игроков. Все   карточки с изображением расходов кладут перед собой лицевой стороной вниз в центре стола.  Остальные  карточки с изображением названием расхода забирают себе.

Дисциплинарные правила:

-   не кричать, соблюдать очередность хода.

Игровые действия:

-   участники игры определяют очередность хода. Первый игрок берет любую   карточку с изображением расхода и переворачивает ее. Если она подходит к его  карточке, игрок забирает ее себе.  Если маленькая карточка не подходит, игрок кладет ее на место лицевой стороной вниз. В игру вступает следующий игрок. - выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свою карточку.

 

 

 

Игра «Какие бывают доходы»

 

Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.

Атрибуты:  карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход игры.

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

 

 

Игра «Что и когда лучше продать?»

 

Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.

Атрибуты: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Ход игры.

Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в

«зимний».

 

 

Игра«Дешевле — дороже»

Цель: Формирование знаний детей о видах товаров, их классификации; развитие наблюдательности; научение использовать жизненные опыт в анализе стоимости товаров      применять при    этом арифметические действия,    раскладывая        в последовательности от дорогого к дешевому и наоборот; Ход игры:

1         вариант: Разложить карточки-товары на две группы: 1) товары дорогие 2) товары недорогие;

2         вариант:Разложить карточки-товары в порядке возрастания цены;

3         вариант:Разложить карточки-товары в порядке убывания цены;

4         вариант: Используя знаки неравенства, дети раскладывают по две карточки и определяют, какой  

Атрибуты: две карточки для классификации товаров на две группы "Дороже" и "Дешевле";  пятнадцать карточек-товаров, среди которых товары следующих категорий: товары для творчества, овощи, фрукты, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт.

 

Игра «Надо» и «хочу».

Цель:формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи: закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.

Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.

Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

 

Ход игры:

Ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии)


 

Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "В мире финансов"

Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  "В мире финансов"

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры

Речевое общение протекает в форме диалога

Речевое общение протекает в форме диалога

Воспитатель раздает ребенку карточки, а ребенок отбирает в одну сторону, что можно купить , а в другую сторону, что нельзя купить за деньги

Воспитатель раздает ребенку карточки, а ребенок отбирает в одну сторону, что можно купить , а в другую сторону, что нельзя купить за деньги

Ход игры Игра состоит из игрового поля - корзина, карточек с заданиями и карточек с изображением продуктов

Ход игры Игра состоит из игрового поля - корзина, карточек с заданиями и карточек с изображением продуктов

Игра «Что перепутал художник?»

Игра «Что перепутал художник?»

Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову

Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову

Ход игры. Кладём карточку с заданием на игровое поле и просим ребёнка положить в копилку столько монет, сколько указано в задании

Ход игры. Кладём карточку с заданием на игровое поле и просим ребёнка положить в копилку столько монет, сколько указано в задании

Игровые действия: - участники игры определяют очередность хода

Игровые действия: - участники игры определяют очередность хода

Цель : закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос

Цель : закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос

Атрибуты : две карточки для классификации товаров на две группы "

Атрибуты : две карточки для классификации товаров на две группы "

Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "В мире финансов"

Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  "В мире финансов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022