Картотека игр по математике

Картотека игр по математике

Медиа
docx
01.12.2019
ФЭМП (1).docx

 

РАЗВИТИЕ

 

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

 

МАТЕМАТИЧЕСКИХ

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №1

Название дидактической игры: «Кому сколько?»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП

Цель: закреплять счет в пределах десяти.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: карточки с изображением девочек или мальчиков (от 1 до 10), карточки с изображением предметов одежды (от 1 до 10).

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель раздает карточки с изображением разного количества предметов одежды для девочек и мальчиков и предлагает одеть детей на прогулку. Выставляет карточку, где одна девочка, тот, у кого изображение одного предмета одежды выставляет свою карточку рядом. Воспитатель выставляет карточки с разным количеством изображений девочек (не по порядку).

Варианты игры:

1.Воспитатель карточки с изображением разного количества животных и предлагает накормить животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт № 2

Название дидактической игры: «Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП

Цель: закрепить знания детей об образовании чисел от 1 до10, счет до 10.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: изображение птиц.

Методические указания к проведению дидактической игры:

Педагог раскладывает перед ребенком изображения птиц. Спрашивает: «Сколько всего?». Ребенок считает птиц. Затем убирает (добавляет одну). Снова задает вопросы: «Сколько прилетело (улетело птиц)? Сколько было? Сколько стало?». Ребенок отвечает на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №3

Название дидактической игры: «Разложи по порядку, в пределах 5»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине. Учить действовать последовательно: выбирать сначала самую короткую полоску, затем самую короткую из оставшихся.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: полоски разной длины

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель предлагает детям разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №4

Название дидактической игры: «Что, где находится?»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (ориентировка в пространстве)

Цель: учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, впереди, сзади.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: картинки сюжетные, картинки предметные из сюжета картинок.

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель предлагает назвать, где находится предмет на картинке по отношению к другим предметам, расположить предмет на картинке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №5

Название дидактической игры: «Узнай цифры»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (количество и счет)

Цель: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: карточки с цифрами (от 1до 10).

Методические указания к проведению дидактической игры:

 Воспитатель показывает цифру. Ребенок должен назвать цифру и найти у себя такую же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №6

Название дидактической игры: «Когда это бывает?»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (ориентировка в пространстве)

Цель: учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, впереди, сзади.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: картинки с изображением частей суток.

Методические указания к проведению дидактической игры:

Педагог демонстрирует детям картинку с изображением определенной части суток. Дети называют часть суток, действия которые мы совершаем в этот отрезок времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №7

Название дидактической игры: «Что изменилось?»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (ориентировка в пространстве)

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: предметы, игрушки.

 

Методические указания к проведению дидактической игры:

Дети запоминают, как расположены несколько предметов по отношению друг к другу на столе. Ведущий меняет один-два предмета. Дети открыв глаза, рассказывают о произошедших изменениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №8

Название дидактической игры: «Что бывает широкое?» (длинное высокое, низкое, узкое)

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (величина)

Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: предметы, игрушки.

Методические указания к проведению дидактической игры:

Дети садятся в кружок. Воспитатель го­ворит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, корот­кие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами видели много разных по величи­не предметов. А сейчас мы поиграем так. Я буду назы­вать одно слово, а вы будете перечислять, какие предме­ты можно назвать этим одним словом». В руках у воспи­тателя камешек. Он дает его тому ребенку, который дол­жен отвечать.

Длинный, — говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.

Дорога, — отвечает тот и передает камешек соседу.

Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.

Широкий, — предлагает   воспитатель   следующее слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №9

 

Название дидактической игры:«Вчера-сегодня-завтра»

 

Образовательная область: «Познание»

 

Раздел программы: ФЭМП (ориентировка во времени)

 

Цель: закрепить у детей понятия "Вчера", "Сегодня", "Завтра"; учить планировать и анализировать свою деятельность в трёхдневный отрезок времени.

 

Для какого возраста предназначена: 4-5 лет

 

Количество играющих: подгруппа детей

 

Место проведения: групповая комната

 

Дополнительное оборудование: карточки с временными событиями.

 

Методические указания к проведению дидактической игры: Дети отмечают, когда это было (вчера, сегодня, завтра). Детям предлагаются варианты событий или любые режимные моменты в трёхдневный отрезок недели, они должны ответить, когда происходило это событие "Вчера. Сегодня. Завтра. "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт№10

 

Название дидактической игры: «У кого столько же?»

Образовательная область: «Познание»

 

Раздел программы: ФЭМП  ( количество и счет)

 

Цель:учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, отражать результаты их счета в речи.

 

Для какого возраста предназначена: 4-5 лет

 

Количество играющих: подгруппа детей

 

Место проведения: групповая комната

 

Дополнительное оборудование:карточки с предметами.

 

Методические указания к проведению дидактической игры: воспитатель задает детям вопросы:

Сколько ножек у стола?

Сколько в комнате углов?

Сколько лапок у кошки?

Сколько лапок у мышки?

У кого столько же?

Воспитатель предлагает детям самим составить аналогичные вопросы и ответить на них.

 

2-й вариант: воспитатель раздает детям карточки с числовыми фигурами. Показывает карточку, на которой изображено 3 кружка и спрашивает: «У кого столько же?» дети у кого, такие же карточки поднимают руку (карточку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт№11

 

Название дидактической игры: «Которая игрушка спрятана»

Образовательная область: «Познание»

 

Раздел программы: ФЭМП (количество и счет)

 

Цель: закрепить навыки порядкового счета.

 

Для какого возраста предназначена: 4-5 лет

 

Количество играющих: подгруппа детей

 

Место проведения: групповая комната

 

Дополнительное оборудование:5 игрушек, платок.

 

Методические указания к проведению дидактической игры: воспитатель выставляет перед детьми пять игрушек. Предлагает посчитать их. Затем посчитать по порядку: первая, вторая, третья, четвертая, пятая. Затем накрывает платком одну из игрушек и спрашивает: «Какая по счету игрушка спрятана?». Дети считают, отвечают: первая (вторая, третья…). Ребенок, который правильно ответил награждается аплодисментами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт№12

 

Название дидактической игры: «Кто скорее соберет»

Образовательная область: «Познание»

 

Раздел программы: ФЭМП  (количество и счет)

 

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

 

Для какого возраста предназначена: 4-5 лет

 

Количество играющих: подгруппа детей

 

Место проведения: групповая комната

 

Дополнительное оборудование:счетные палочки.

 

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По скольку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4. «Как доказать, что палочек поровну?» Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт№13

 

Название дидактической игры: «Угадай, что это?»

Образовательная область: «Познание»

 

Раздел программы: ФЭМП (геометрические фигуры)

 

Цель:учить детей определять геометрические фигуры и тела на ощупь.

 

Для какого возраста предназначена: 4-5 лет

 

Количество играющих: подгруппа детей

 

Место проведения: групповая комната

 

Дополнительное оборудование:набор плоскостных фигур (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) и тела: шар, куб, цилиндр.

 

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель выставляет на столе геометрические тела  и раскладывает геометрические фигуры и просит детей их назвать. Затем показывает детям чудесный мешочек, складывает в него геометрические фигуры и тела. Предлагает детям по очереди опустить руку в мешочек и определить на ощупь: что за  фигура или тело. Если ребенок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы ее обследования. Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры и тела в мешочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт№14

 

Название дидактической игры: «Положи куда скажу»

Образовательная область: «Познание»

 

Раздел программы: ФЭМП (ориентировка в пространстве)

 

Цель: формировать навыки ориентировки в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, верхняя полка, нижняя полка.

 

Для какого возраста предназначена: 4-5 лет

 

Количество играющих: подгруппа детей

 

Место проведения: групповая комната

 

Дополнительное оборудование:игрушки, книжки.

 

Методические указания к проведению дидактической игры:

воспитатель предлагает детям навести порядок в группе. Каждому ребенку по очереди  дает задание: положи книгу на верхнюю полочку или на нижнюю полку, отнеси игрушку в шкаф, который стоит справа и т.д. Другие дети следят за правильностью выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт№15

 

Название дидактической игры: «Скажи наоборот»

Образовательная область: «Познание»

 

Раздел программы: ФЭМП (величина)

 

Цель:закреплять знания детей о математических терминах; развивать умение быстро находить слова противоположные (антонимы) названным воспитателем.

 

Для какого возраста предназначена: 4-5 лет

 

Количество играющих: подгруппа детей

 

Место проведения: групповая комната

 

Дополнительное оборудование:карточки с предметами, величины которых противоположны по смыслу.

 

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель показывает детям карточки  и просит детей сказать наоборот:

Быстро – медленно;

Широкий – узкий;

Высокий – низкий;

Короткий – длинный;

Маленький – большой;

Толстый – тонкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №16

Название дидактической игры: «Угадай, где спрятались дни недели»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (ориентировка во времени)

Цель: Продолжать закреплять понятие времени, умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: макеты часов

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель показывает макеты часов  и предлагает назвать дни недели по порядку. Она отмечает, что недели озорные и любят играть с детьми. Сообщает, что они решили поиграть в прятки и они должны их найти.  Предлагает  назвать час который показывают наши часы и назвать день недели.

-Если часы показывают ровно час, какой день недели спрятался за нашими часами.

Дети определяют время на макетах и называют день недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт № 17

Название дидактической игры: «Числовые домики»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (количество и счет)

Цель: Закрепить представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10).

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: Домики с окошками. На каждом этаже только одна цифра. Набор цифр.

Методические указания к проведению дидактической игры:

Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже.

Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт № 18

Название дидактической игры: «Узнай по форме»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (геометрические фигуры)

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предметы разной формы.  

Методические указания к проведению дидактической игры:

Картинки делятся на две части: геометрические формы, изображения разных предметов. Подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор: «Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы». Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Детям раздаются геометрические фигуры. Каждый ребенок выбирает из всех карточек изображения предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт №19

Название дидактической игры: «Угадай, что это?»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (геометрические фигуры)

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: домики геометрические фигуры по форме окошек с цифрами от 1 до 10.

Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель раздает домики детям, предлагает движением руки обвести контуры окошка, найти геометрическую фигуру и закрыть окошко. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат домики с окошками разной формы, и такие же фигуры. Разложите все фигуры на окошки так, чтобы они спрятались.

Варианты игры:

Разложите домики по порядку от 1до 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт № 20

Название дидактической игры: «Из каких фигур состоит предмет?»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (геометрические фигуры)

Цель:  учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.

Методические указания к проведению дидактической игры:

1 Вариант:

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого они цвета.

2 Вариант:

Детям предлагается выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем – рядом с картинкой, а затем – по памяти. Педагог спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?»

3 Вариант:

Детям показывается карточка и предлагается запомнить, какие фигуры использованы в изображении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт № 21

Название дидактической игры: «Разложи по порядку (в пределах5)»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (ориентировка в пространстве)

Цель:  учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: карточки, разделенные на верхнюю и нижнюю полосы, мелкие картинки.

Методические указания к проведению дидактической игры:

Детям раздаются карточки - «полки» и картинки.
Педагог предлагает положить на верхнюю полку мяч. Положите на нижнюю полку машину.
Дети постепенно выкладывают картинки на карточки - «полки». 
Воспитатель: Что у тебя на нижней полке? На верхней полке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт № 22

Название дидактической игры: «Банкомат»

Образовательные области: познание

Раздел программы: ФЭМП (количество и счет)

Цель:  закрепить знание состава числа из двух меньших в пределах 10;

Для какого возраста предназначена: 4-6 лет

Количество играющих: подгруппа детей

Место проведения: групповая комната

Дополнительное оборудование: карточки с цифрами; карточки с примерами (вида 3+ 1; 4+ 2 и т.д.)
Методические указания к проведению дидактической игры:

Воспитатель вставляет  цифру. Ребенок подбирает пары цифр,  которые показывают нужный состав числа.

Проверка, ребенок  на начале обучения находят правильные  примеры, которые  соответствуют составу данного числа.
Можно использовать в   денежном эквиваленте, т.е. ребенок подбирает пару денежных средств для получения данной цифры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)