Картотека игр с гиперактивными и тревожными детьми
Оценка 4.6

Картотека игр с гиперактивными и тревожными детьми

Оценка 4.6
doc
17.12.2022
Картотека игр с гиперактивными и тревожными детьми
Kartoteka гиперактивные.doc

 

 

 

 

Гиперактивные дети

 

 

 

 

Как играть

с гиперактивными детьми?

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперак­тивных детей, необходимо учитывать следующие особенно­сти таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время под­чиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утом­ляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких де­тей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начи­нать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ре­бенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использо­вать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражне­ния и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции.

 

 Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной актив­ности.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индиви­дуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить тре­бования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллек­тивные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновремен­ной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

 

 

Игры на тренировку одной функции

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найд

 отличие» «Запрещенное движение»

«Запрещенное движение»

«Передай мяч» «Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!»

«Съедобное - несъедобное»

«Съедобное — несъедобное»

«Говори!»

«Сиамские близнецы»

«Слепой и поводырь»

 

Игры на тренировку двух и трех функций

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсив­ности

«Кричалки — шепталки — молчалки» «Гвалт»

Внимание и контроль двигатель­ной активности

«Колпак мой треуголь

ый» «Расставь посты» «Замри»

Контроль импульсивности и кон­троль двигательной активности

«Час тишины и час «можно»»

Внимание, контроль импульсивно­сти и контроль двигательной ак­тивности

«Слушай команду» «Слушай хлопки» «Морские волны»

 

 

 

«Найди отличие»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на де­талях.

 

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, до­мик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивает­ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвра­щает картинку. Ребенок должен заметить, что измени­лось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменять­ся ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ог­раничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие измене­ния произошли.

 

 

 

«Ласковые лапки»

(Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармо­низация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ре­бенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, прият­ными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле­ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

 

«Кричалки шепталки молчалки»

(Шевцова И.В.)

 

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

 

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ла­дони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» мож­но бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептать­ся, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети долж­ны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

 

 

 

«Гвалт»

(Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фра­зу или строчку из известной всем песни, которую рас­пределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водя­щий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

 

 

«Менялки»

(Автор неизвестен)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водяще­го, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем иг­рающих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

 

 

«Разговор с руками»

(Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскра­сить цветными карандашами пальчики. После этого мож­но затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечисли­те, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

 

 

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в те­чение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае рабо­ты с гиперактивными детьми, еще более короткого про­межутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не бу­дут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиг­рать в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

 

 

«Говори!»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные дей­ствия.

 

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Гово­ри!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой се­годня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с груп­пой детей.

 

 

 

«Броуновское движение»

(Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание.

 

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вка­тывает в центр круга теннисные мячики. Детям сооб­щаются правила игры: мячи не должны останавливать­ся и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное коли­чество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 

«Час тишины и час «можно»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энер­гию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или зай­мутся важным делом, в группе будет наступать час ти­шины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а ка­кие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого по­тока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно­му ребенку (а тот их «не слышит»).

 

 

«Передай мяч»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие старают­ся как можно быстрее передать мяч, не уронив его, сосе­ду. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или исполь­зуя в игре одновременно несколько мячей.

 

 

 

«Сиамские близнецы»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

 

Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной ру­кой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близ­нецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, го­ловами и др.

 

 

«Зеваки»

(Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реак­ции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

 

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сиг­налу ведущего (это может быть звук колокольчика, по­гремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачи­ваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол­нить задание, выбывает из игры.

Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, ус­лышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

 

«Колпак мой треугольный»

(Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять дви­жениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ве­дущего, произносят по одному слову из фразы: «Кол­пак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (напри­мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В сле­дующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом пос­ледующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершаю­щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

 

 

 

«Слушай команду»

 

(Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произне­сенную шепотом команду ведущего (например: «Положи­те правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее вы­полняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокой­ных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия рас­шалившихся ребят, а детям — успокоиться и без тру­да переключиться на другой, более спокойный вид дея­тельности.

 

 

 

«Расставь посты»

(Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

 

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ре­бенок должен немедленно остановиться. Все остальные про­должают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им поряд­ке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

 

 

«Король сказал...»

(Известная детская игра)

 

Цель: переключение внимания с одного вида деятельнос­ти на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

 

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а иг­рающие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыб­нуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

 

 

 

«Запрещенное движение»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: игра с четкими правилами организует, дисципли­нирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту ре­акции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые по­казывает ведущий. Затем выбирается одно движение, ко­торое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит зап­рещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме од­ной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

 

 

«Слушай хлопки»

 

(Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: тренировка внимания^ и контроль двигательной ак­тивности.

 

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в сво­бодном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возоб­новляют ходьбу.

 

 

 

«Замри»

(Чистякова М.И., 1990)

 

Цель: развитие внимания и памяти.

 

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вмес­те, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бед­рам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музы­ки. Если кому-то из участников это не удалось, он вы­бывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся про­должают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

 

 

«Давайте поздороваемся»

(Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение вни­мания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигать­ся по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1  хлопок — здороваемся за руку;

2  хлопка — здороваемся плечиками;  

3  хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих прове­дению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Сме­на партнеров по игре поможет избавиться от ощущения от­чужденности. Для полноты тактильных ощущений желатель­но ввести запрет на разговоры во время этой игры.

 

 

«Веселая игра с колокольчиком»

 

(Карпова Е.В.. Лютова Е.К., 1999)

 

Цель: развитие слухового восприятия.

 

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается во­дящий, однако, если желающих водить нет, то роль водя­щего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — пой­мать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколь­чик друг другу нельзя.

 

 

 

«Многоножки»

 

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к про­тивоположному краю парты или в любом другом, задан­ном учителем, направлении. В движении принимают уча­стие все пять пальцев.

 

«Двуножки»

 

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно встраивать гон­ки между «двуножками» левой и правой руки, между «дву­ножками» соседей по парте.

 

 

 

«Слоны»

 

Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запреща­ется подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходь­бе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны так­же гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, пе­ред ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по опре­деленному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры «Кричалки — шепталки — молчалки».

 

 

«Морские волны»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

 

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышеч­ного напряжения.

 

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «зами­рают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают засвоими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только оче­редь доходит до обитателей последних парт, они вста­ют и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, встав­шие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и пос­ледовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.

Закончить игру надо командой «Штиль».

 

 

«Ловим комаров»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать воз­можность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

 

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) на­летело много комаров. По команде «Начали!» вы буде­те ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си­дит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»... «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхни­те несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А те­перь — снова за работу!»

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивные дети

 

 

 

 

Как играть

с агрессивными детьми?

 

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш много­летний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4 — 8 заня­тий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрес­сор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу труд­но справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Двабарана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам вклю­чать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивны­ми. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести группо­вое обсуждение события, которое привело к обострению от­ношений. Следующим шагом может стать совместное при­нятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрес­сивные дети будут расширять свой поведенческий репер­туар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девоч­ки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понима­ют, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно исполь­зовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.

Для снятия излишнего мышечного напряжения мож­но использовать игры, способствующие релаксации, описа­ние которых дается в главе «Как играть с тревожными детьми».

 

 

 

«Обзывалки»

 

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплес­нуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидны­ми словами (заранее обговаривается условие, какими об-зывалками можно пользоваться. Это могут быть назва­ния овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обра­щение должно начинаться со слов: «А ты, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на дру­га не будем. В заключительном круге обязательно сле­дует сказать своему соседу что-нибудь приятное, напри­мер: «А ты,     солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

 

«Два барана»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребен­ку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мос­ту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвига­ясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внима­тельно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

 

 

«Доброе животное»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, на­учить детей понимать чувства других, оказывать поддер­жку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послу­шаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А те­перь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьет­ся его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 

«Тух-тиби-дух»

(Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшеб­ное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настояще­му, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, серди-то-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова серди-то-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, сто­ящего перед вами.

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

 

 

 

 

«Попроси игрушку» — вербальный вариант

(Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

 

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (уча­стник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, иг­рушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (уча­стник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:» Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Поста­райся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сде­лать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

 

 

 

«Попроси игрушку» — невербальный вариант

(Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и отве­тить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто кон­фликтуют со сверстниками, так как в процессе выполне­ния упражнения они приобретают навыки эффективно­го взаимодействия.

 

 

«Прогулка с компасом»

 

(Коротаева Е.8., 1997)

 

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружаю­щим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («ту­рист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игро­вое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помога­ет ведомому держать направление, избегая препят­ствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чув­ствовали, когда были с завязанными глазами и полага­лись на своего партнера.

 

«Я вижу...»

( Карпова Е.8., Лютова 6.К., 1999)

 

Цель: установить доверительные отношения между взрос­лым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предме­ты, которые находятся в комнате, начиная каждое выс­казывание словами: « Я вижу...» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

 

«Зайчики»

(Бардиер Г. Л. и др., 1993)

 

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

 

Взрослый просит детей представить себя веселыми зай­чиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоци­ональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики сту­чат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете,как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?!

 

А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаб­лен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

 

Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц.

 

 

 

«Ласковые лапки»

(Шевцова И.В.)

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ре­бенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, прият­ными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле­ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

«Толкалки»

 

(Фопель К., 1998)

 

Цель: научить детей контролировать свои движения.

 

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

 

 

 

«Жужа»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивы­ми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все ос­тальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дот­рагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обид­чиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

 

 

«Рубка дров»

(Фопель К., 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятель­ность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дро­ва или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны на­ходиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг ос­талось немного свободного места. Будем рубить дро­ва. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрик­нуть: "Ха!"»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

 

 

 

«Головомяч»

 

(Фопель К., 1998)

 

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и трой­ках, научить детей доверять друг другу.

 

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, что­бы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Поло­жите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нуж­но его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

 

Для детей 4 — 5 лет правила упрощаются: например, в ис­ходном положении можно не лежать, а сидеть на корточ­ках или стоять на коленях.

 

«Бумажные мячики»

(Фопель К., 1998)

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и актив­ность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жиз­ненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каж­дая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По ко­манде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та коман­да, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще нео­днократно.

 

 

«Аэробус»

(Фопель К., 1998)

 

Цель: научить детей согласованно действовать в неболь­шой группе, показать, что взаимное доброжелательное от­ношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знае­те ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета.

С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги жи­вот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля...

 

 

Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уве­ренно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «по­лет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».

 

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментиро­вать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы уви­дите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

 

«Дракон»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в обще­нии, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

 

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хво­стом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Глаза в глаза»

(Кряжева Н.Л., 1997)

 

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

 

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я гру­щу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

 

После игры обсудите с детьми, какие состояния передава­лись, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

 

«Маленькое привидение»

(Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

 

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль малень­ких добрых привидений. Нам захотелось немного поху­лиганить и слегка напугать друг друга. По моему хАоп-ку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произ­носить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пу­гать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

 

 

Как играть

с тревожными детьми?

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1.  Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с пра­вилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети' и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2.  Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»

3.  Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тре­вожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знако­мом ему (картинки, карточки).

 

Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4.  Игры с закрытыми глазами рекомендуется исполь­зовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Ду­дочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых труд­ностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

 

 

Упражнения

на релаксацию и дыхание

 

«Драка»

 

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

 

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глу­боко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Паль­цы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите паль­цы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

 

Это упражнение полезно проводить не только с тре­вожными, но и с агрессивными детьми.

 

 

«Воздушный шарик»

 

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

 

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите во­ображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите гла­зами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Пред­ставили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуй­те осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь пока­жите их друг другу».

 

Упражнение можно повторить 3 раза.

 

 

«Корабль и ветер»

 

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

 

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и при­гласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

 

Упражнение можно повторить 3 раза.

 

«Подарок под елкой»

 

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

 

«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы под­ходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и де­лаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбни­тесь».

 

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

 

 

 

«Дудочка»

 

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

 

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воз­дух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой за­мечательный оркестр!»

 

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

 

Этюды

на расслабление мышц

 

Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чис­тяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации.

 

«Штанга»

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлета­ми. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

 

 

«Штанга»

Вариант 2

 

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

 

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяже­ло так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

 

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.   

 

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

 

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над голо­вой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

 

«Шалтай-Болтай»

 

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

 

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

 

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

 

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

 

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей коман­де «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно сле­довать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!»

 

Этюд может сопровождаться музыкой Н.Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

 

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой на­дувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч сто­ит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч наду­вается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третье­го — у мяча поднимается голова, после четвертого — на­дулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со зву­ком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное поло­жение. » Затем играющие меняются ролями.

Игры, способствующие расслаблению

 

Следующие три игры позаимствованы из книги К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998). Они помо­гут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

«Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы сто­ите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Те­перь представьте себя под этим водопадом и почувствуй­те, как этот прекрасный белый свет струится по ва­шей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помога­ет им стать мягкими и расслабленными

 Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувству­ете, как они расслабляются и вы сами собой, без вся­кого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и при­ятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становят­ся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спус­кается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они рас­слабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокой­но и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, вып­рямитесь и откройте глаза».

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

«Танцующие руки»

 

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

 

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или ста­рые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выбе­рите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, что­бы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете по­смотреть, что получилось» (2 — 3 минуты).

 

Игра проводится под музыку.

 

 

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 ми­нуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партне­ру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить де­тей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто ви­дит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанны­ми глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с откры­тыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по по­мещению.

Игры, направленные на формирование

у детей чувства доверия и уверенности в себе

«Гусеница»

(Коротаева Е.в., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не вид­но, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действи­ями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусени­цей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впере­дистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещает­ся! Первый в цепочке участник держит свой шар на вы­тянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы дол­жны пройти по определенному маршруту». Для наблюдающих: обратите внимание, где располагают­ся лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

 

«Смена ритмов»

(программа «Сообщество»)

 

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

 

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он на­чинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, счи­тать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

 

«Зойки и слоники»

(Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

 

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильны­ми и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называ­ется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зай­ками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опас­ность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старает­ся стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги чело­века?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся ит.д. «А что делают зайки, если видят волка?...» Педа­гог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильны­ми, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, вели­чаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет.

 

Они дру­жат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изоб­ражают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

(Шевцова И.В.)

 

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяже­нии длительного времени. Предварительно взрослый дол­жен узнать «историю» имени каждого ребенка — его про­исхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит неболь­шую вступительную беседу о происхождении имен, а за­тем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5 — 6 чело­век), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать раз­ные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

 

 

 

 

 

Тревожные

дети

 

 

 

 

 

 

Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л.В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дош­кольников. Мы несколько модифицировали их, внесли иг­ровые моменты, не меняя содержания.

 

 


Гиперактивные дети

Гиперактивные дети

Начи­нать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ре­бенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм

Начи­нать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ре­бенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм

Игры на тренировку одной функции

Игры на тренировку одной функции

Найди отличие» (Лютова Е.К

Найди отличие» (Лютова Е.К

Кричалки — шепталки — молчалки» (Шевцова

Кричалки — шепталки — молчалки» (Шевцова

Гвалт» (Коротаева Е.В., 1997)

Гвалт» (Коротаева Е.В., 1997)

Разговор с руками» (Шевцова И

Разговор с руками» (Шевцова И

Говори!» (Лютова Е.К., Монина

Говори!» (Лютова Е.К., Монина

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или зай­мутся важным делом, в группе будет наступать час ти­шины

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или зай­мутся важным делом, в группе будет наступать час ти­шины

Сиамские близнецы» (Кряжева

Сиамские близнецы» (Кряжева

Колпак мой треугольный» (Старинная игра)

Колпак мой треугольный» (Старинная игра)

Расставь посты» (Чистякова М

Расставь посты» (Чистякова М

Запрещенное движение» (Кряжева

Запрещенное движение» (Кряжева

Замри» (Чистякова М.И., 1990)

Замри» (Чистякова М.И., 1990)

Веселая игра с колокольчиком» (Карпова

Веселая игра с колокольчиком» (Карпова

Слоны» Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона»

Слоны» Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона»

Ловим комаров» (Лютова Е.К

Ловим комаров» (Лютова Е.К

Агрессивные дети

Агрессивные дети

Как играть с агрессивными детьми?

Как играть с агрессивными детьми?

Картотека игр с гиперактивными и тревожными детьми

Картотека игр с гиперактивными и тревожными детьми

Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)

Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)

Доброе животное» (Кряжева Н.Л

Доброе животное» (Кряжева Н.Л

Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова

Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова

Прогулка с компасом» (Коротаева

Прогулка с компасом» (Коротаева

Зайчики» (Бардиер Г. Л. и др

Зайчики» (Бардиер Г. Л. и др

Ласковые лапки» (Шевцова И.В

Ласковые лапки» (Шевцова И.В

Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997)

Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997)

Головомяч» (Фопель К., 1998)

Головомяч» (Фопель К., 1998)

Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию»

Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию»

Кто из вас хотя бы раз летал на самолете?

Кто из вас хотя бы раз летал на самолете?

Дракон» (Кряжева Н.Л., 1997)

Дракон» (Кряжева Н.Л., 1997)

Маленькое привидение» (Лютова

Маленькое привидение» (Лютова

Как играть с тревожными детьми?

Как играть с тревожными детьми?

Упражнения на релаксацию и дыхание «Драка»

Упражнения на релаксацию и дыхание «Драка»

Корабль и ветер» Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали

Корабль и ветер» Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали

Дудочка» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ

Дудочка» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ

Штанга» Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным

Штанга» Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным

Шалтай-Болтай» Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди

Шалтай-Болтай» Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди

Насос и мяч» Цель: расслабить максимальное количество мышц тела

Насос и мяч» Цель: расслабить максимальное количество мышц тела

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной

Слепой танец» Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

Слепой танец» Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

Смена ритмов» (программа «Сообщество»)

Смена ритмов» (программа «Сообщество»)

Они дру­жат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь

Они дру­жат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь

Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др

Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2022