Картотека игр с использованием пособий М.Монтессори
Оценка 4.7

Картотека игр с использованием пособий М.Монтессори

Оценка 4.7
Игры
docx
воспитание
3 кл—7 кл
25.01.2022
Картотека игр с использованием пособий М.Монтессори
Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.
дидактические игры Монтессори.docx

Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори

Многие игры по системе Монтессори не требуют особенных игрушек, вернее они делают игрушками обычные вещи в доме. Детям на много интересней играть с предметами, которыми пользуются взрослые. К тому же игры по этой методике не требуют особенных материальных затрат от родителей. В этом разделе собраны некоторые виды игр по методике Монтессори. Придумывайте свои игры! 

1.     "Игры с водой"

Цель: Развивать внимание, умение сравнивать, координацию движений.

Оборудование: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.

Описание игры: Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).

2.     "Аквариум"

Цель: Развитие мелкой моторики рук, внимания.

Оборудование: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).

Описание игры: Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

 

 

 

3.     "Переливание воды"

Цель: Развивать умение сравнивать, внимание, координацию движений.

Оборудование: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.

Описание игры: Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.

4.     Игры с водой и губкой

Цель: Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.

Оборудование: лейка, две тарелки, поднос, губка.

Описание игры: Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легоко и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.

5.     "Ходьба по линии"

Цель: умение передвигаться по бревну, не уронив различные предметы.

Оборудование: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.

Описание игры: Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.

6.     Игры с бисером

Цель: Развитие мелкой моторики ребенка, развитие мышления и освоения ребенком речью.

Оборудование: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока.

Описание игры: Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Развитие мелкой моторики ребенка очень влияет на развитие мышления и освоения ребенком речью. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

7.     "Цветные дорожки"

Цель: Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления.

Оборудование: бисер.

Описание игры: Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

8.     «Бисер в вазочке»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: бисер.

Описание игры:  Брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

9.     «Разложим по порядку»

Цель: Развитие внимания, мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование: бусы, мисочка.

Описание игры: Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

10.  Игра c цветами

Цель: Развить память, координацию, внимание.

Оборудование: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка.

Описание игры: Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

11.  "Больше и меньше"

Цель: Развитие мелкой моторики пук.

Оборудование: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.

Описание игры: Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

12.  "Мытье посуды"

Цель: Развивать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка).

Описание игры: Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

13. "Уборка"

Цель: Развитие мелкой моторики рук, внимания, аккуратности.

Оборудование: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.

Описание игры: Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка.

14. «Не просыпь и не пролей»

Цель: развитие внимания, аккуратности.

Оборудование: кувшин, крупа.

Описание игры: Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

15. «Волшебное сито»

Цель: Развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться.

Оборудование: крупа, сито.

         Описание игры: Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

16. «Была лужа – и нет ее»

Цель: Развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться.

Оборудование: тарелки, поднос, губка.

Описание игры: Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

17. «Смети, но не просыпь!»

Цель: Развивать аккуратность.

Оборудование:

         Описание игры: Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпается.

18. Игры с застежками

Цель: Развитие мелкой моторики рук, мышления.

Оборудование: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки.

Описание игры: На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс. Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. "Пришивать" такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.

19. "В тишине"

Цель: Учится владеть собой, слушать отдельные звуки.

Оборудование: любые предметы в комнате.

Описание игры: В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

20. “Лепим колобки, колбаски и блинчики”

Цель: Развить зрительную память, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: пластилин.

         Описание игры: Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

21. “Открой и закрой”

Цель: Развить внимание и сообразительность.

Оборудование: несколько маленьких баночек с закрытыми крышками.

Описание игры: Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

22. “Ну-ка, вылови”

Цель: Развить устойчивость внимания.

Оборудование: 2 тарелки, вода, плавающие предметы.

Описание игры: Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

23. “Пересыпаем ложкой”

Цель: Развитие мелкой моторики рук, внимания, координации движения.

Оборудование: 2чашки, крупа, ложка.

         Описание игры: Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

24. “Готовим лекарства”

Цель: Развить координацию движения.

Описание игры: Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

25. “Посыпаем дорожки”

Цель: Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления.

Оборудование: крупа..

Описание игры: Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

26. «Цветная водичка»

Цель: развивать внимание, умение различать цвета.

Оборудование: несколько стаканчиков, вода.

Описание игры: С большим удовольствием дети учатся узнавать и различать цвета с помощью различных баночек и емкостей с водичкой, кисточки и красок. Понадобится насколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных). Перед проведением такого упражнения вместе с малышом можно отметить, что водичка прозрачная, бесцветная, видно, что просвечивает через дно стаканчика. На кончике кисточки берем немного краски и добавляем в стаканчик с водой. Наблюдаем за красивыми разводами (’цветочками’), которые появляются на воде, отмечаем, как изменился цвет водички, обязательно называем его или придумываем название самостоятельно («розовая» водичка - немного добавили красной краски или ’как молочный коктейль с клубникой’ может сказать малыш). Можно в стаканчик с водой добавить еще краски, обратить внимание на то, как изменился цвет. Можно, наоборот, разбавить полученный цвет чистой водой и опять таки отметить, что цвет стал светлее, прозрачнее. А сколько возможностей для фантазии и творчества появляется, если начать переливать цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета! Тут же можно рассмотреть получение различных цветов (красный+желтый=оранжевый, синий+желтый=зеленый и т.д.). Такие упражнения открывают огромный простор для развития творчества и фантазии ребенка. Малыш сам подберет бесчисленное множество различных цветов и их оттенков, вместе с ним мы будем подбирать названия, сравнивать цвета, проводить наблюдения за свойствами водички и цвета, учиться соотносить объем жидкости на глаз (если долить в этот стаканчик еще водички- хватит ли нам места? Не перелъется ли она через край?). И самое важное - эти игры и занятия очень нравятся детям. Ребенок с удовольствием учит цвета, ’творит’ их сам, придумывает названия, развивая речь и воображение.

27. «Коробочка с тканями»

Цель: Развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности.

Оборудование: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.).

Описание игры: Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

28. «Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять предмет на ощупь.

Оборудование: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.). 

Описание игры: Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву "л", можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

29. «Веселые прищепки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, памяти, мышления.

Оборудование: Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков.

Описание игры: Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

30. «Кто спрятался?»

Цель: Умение находить спрятанные предметы в крупе, развитие мелкой моторики.

Оборудование: крупа.

Описание игры: Насыпьте в миску зерен фасоли, горошка, гречки, риса. Спрячьте там фигурки зверей, и попросите ребенка найти, кто спрятался в крупе? Полезно для развития мелкой моторики.

31. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. А двухлетний малыш вполне сможет самостоятельно создать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика! Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!


 

Развивающие игры с детьми по методике

Развивающие игры с детьми по методике

Переливание воды" Цель: Развивать умение сравнивать, внимание, координацию движений

Переливание воды" Цель: Развивать умение сравнивать, внимание, координацию движений

Описание игры: Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках

Описание игры: Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках

Описание игры: Брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку

Описание игры: Брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку

Оборудование: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера

Оборудование: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера

Описание игры: Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева…

Описание игры: Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева…

Цель: Развивать аккуратность.

Цель: Развивать аккуратность.

Описание игры: В этой игре ребенок учится владеть собой

Описание игры: В этой игре ребенок учится владеть собой

Описание игры: Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую

Описание игры: Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую

Оборудование: крупа.. Описание игры:

Оборудование: крупа.. Описание игры:

Не перелъется ли она через край?)

Не перелъется ли она через край?)

Оборудование: Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков

Оборудование: Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022