Картотека наблюдений. СТАРШАЯ ГРУППА.
Оценка 4.8

Картотека наблюдений. СТАРШАЯ ГРУППА.

Оценка 4.8
docx
26.09.2023
Картотека наблюдений. СТАРШАЯ ГРУППА.
ГОД наблюдения.docx

Наблюдения. СЕНТЯБРЬ

1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды;

учить выделять изменения в жизни растений и живот­ных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

2. Наблюдение за крапивой.

Цели: развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу. Закрепить правила поведения в природе.

3. Наблюдение за разными видами транспорта.

Цели: расширять знания о наземном транспорте, их класси­фикации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

4. Наблюдение за пауком.

Цели: расширять и закреплять знания о характерных особен­ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле­ниях; формировать реалистические представления о природе.

5 . Наблюдение за ветром.

Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

дать понятие о ветре, его свойствах; продолжать учить определять направление ветра.

6. Наблюдение за муравейником.

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида му­равьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

7. Наблюдение за кошкой

Цели: закреплять знания о том, что кошка — домашнее жи­вотное, млекопитающее, имеет определенные призна­ки; воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

8. Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели: продолжать знакомство с лекарственными растениями;

пополнять свой гербарий лекарственными травами; формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу.

9. Наблюдение за растениями

Цель: Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

10. Наблюдение за продолжительностью дня.

Цель: Учит наблюдать за долготой дня с одного и того же места на участке детского сада. Подвести детей к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

11. Наблюдение за воробьем

Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

12. Наблюдение за изменениями в природе.

Цели: Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

13. Наблюдение за осадками.

Цели: закрепить знания детей о том, что характерные осадки в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

14. Наблюдение за ветром на площадке.

Цели: учить детей самостоятельно давать характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

15. Наблюдение за продолжительностью дня.

Цели: Постепенно подвести детей  к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада.

16. Наблюдение за растениями.

Цели: Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

17. Наблюдение за солнцем.

Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни рас­тительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

18. Наблюдение за тополем.

Цели: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде тополя осенью.

Наблюдения. ОКТЯБРЬ

1. Наблюдение за работой дворника.

Цели: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду

2. Наблюдение за легковым автомобилем

Цели: научить понимать значение и функции автомобиля; закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

3. Наблюдение за сезонными изменениями Цели: формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.

4. Наблюдение за грибами. Цель: развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о грибах, правилах поведения на природе

5. Наблюдение за осенним парком.

Цели: формировать обобщенное представление об осени как о времени года; учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев; закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);  воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

6. Наблюдение за грузовым автомобилем.

Цель: продолжать учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

7. Наблюдение за рябиной.  Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

8. Наблюдение за светофором.

Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

9. Наблюдение за цветником осенью.

Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

10. Наблюдение за перелетными птицами.

Цели: расширять представления о перелетных птицах; воспитывать познавательный интерес к птицам.

11. Наблюдение за утренним туманом и росой.

Цель: объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

12. Наблюдение за продолжительностью дня.

Цель: Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

13. Наблюдение за листопадом.

Цель: Обратить внимание на красоту золотой осени. Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.

14. Наблюдение за листьями в сухую погоду.

Цель: Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

15. Наблюдение за небом.

Цель: Обратить внимание на то, что все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

16. Наблюдение за птицами.

Цель: Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

17. Наблюдение за насекомыми.

Цель: Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

18. Наблюдение за признаками осени.

Цель: Обратить внимание на то, что дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.
19. Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Цель: Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

20. Наблюдение за распространением семян и плодов.

Цель: Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

Наблюдения. НОЯБРЬ

1. Наблюдение за трудом взрослого в парке детского сада

Цели: активизировать познавательную деятельность, поддер­живать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе листьев, мусора.

2. Наблюдение за осиной.

Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением, лис­тьями.

3. Наблюдение за перелетными птицами

Цели: закреплять знания о перелетных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма.

4. Наблюдение за работой шофера

Цели: уточнять представления о работе водителей, управляю­щих разными видами машин; развивать познавательную деятельность;

воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

5. Наблюдение за собакой

Цели: закреплять знания о собаке, ее характерных особеннос­тях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого при­ручили.

6 . Наблюдение за ветром.

Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях в природе; дать понятие о ветре, его свойствах; продолжать учить определять направление и силу ветра.

7. Наблюдение за деревьями.

Цели: продолжать знакомство с деревьями: березой, ясенем, айлантом, выделяя характер­ные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту природы.

8. Наблюдение за тополем.

Цель: знакомить с тополем осенью: как он выглядит,  какую пользу он при­носит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

9. Наблюдение за изменениями в природе с приходом поздней осени.

Цели: продолжать наблюдения за изменениями в природе с приходом поздней осени, способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать  бережное и заботливое от­ношение к окружающей среде, природе.                                       

10. Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью».

Цели: расширять знания о специальном транспорте -«ско­рой помощи», роли водителя в спасении жизни лю­дей; закреплять умение находить нужную машину по опи­санию.

11. Наблюдение за ивой.

Цель: продолжать знакомство с кустарниками и деревья нашей местности, их разновидностями.

12. Наблюдение за растениями.

Цель: закрепить знания о том, как растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть, деревья уже не растут, находятся в покое.

13. Наблюдение за листьями. Цель: Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные?

14. Наблюдение за сосной. Цель: Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

15. Наблюдение за отлетом уток. Цель: познакомить детей, с тем, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

16. Наблюдение за солнцем. Цель: Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).

17. Наблюдение за деревьями.

Цель:  Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

18. Наблюдение за небом и осадками. Цель: знакомить детей с признаками поздней осени. Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом.

19. Наблюдение за изморозью и инеем.

Цель: познакомить с изморозью, объяснить, что во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве).

20. Наблюдение за долготой дня.

Цель: Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

НАБЛЮДЕНИЯ. ДЕКАБРЬ.

1. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: продолжать формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становиться длиннее, а день- короче); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

2. Наблюдение за птицами зимой.

Цель: продолжать формировать представление о жизни птиц зимой;

воспитывать желание заботиться о птицах, любовь к природе.

3. Наблюдение за состоянием природы зимой.

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные признаки зимы, узнавать их в литературных текстах, сти­хотворениях; развивать фантазию и умение видеть природную красоту узоров на окне.

4. Наблюдение за тополем в зимний период.

Цель: продолжать формировать представления о деревьях в зимний период, о том, как можно помочь им пережить холодную зиму.

5. Наблюдение за работой дворника

Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте;

прививать любовь к природе, бережливое отношение к окружающей среде.

6. Наблюдение за домашними животными зимой

Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зим­нее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

7. Наблюдение за сосной на участке.

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной сосны от игрушечной.

8. Наблюдение за снегом и льдом

Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

9. Наблюдение за синицей.

Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; продолжать знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

10. Наблюдение за маршрутным такси.

Цель: формировать представления о роли маршрутного так­си, его назначении для людей.

11. Наблюдение за снегопадом.

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к природе.

12. Наблюдение за изменениями в природе.

Цели: Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

13.Наблюдение за температурой воздуха.

Цели: Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. 

14.Наблюдение за ветром и осадками.

Цели: Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер). Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

15.Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин

Цели:  Учить: сравнить следы птиц, зверей, людей, техники на рыхлом снегу и утоптанном; определять, свежий след или он оставлен давно.

16.Наблюдение за состоянием погоды.

Цели: Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

17. Наблюдение за долготой дня.

Цели: Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

18. Наблюдение за снегом при постройке снежных фигур.

Цели: Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

19. Наблюдение за признаками зимы (декабрь).

Цели: Обсудить народные приметы и пословицы.

20. Наблюдение за осадками.

Цели: Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием осадков, развивать наблюдательность.

 

 

Наблюдения в старшей группе. Январь.

1.Наблюдение за зимующими птицами

Цели: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимую­щими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

2. Наблюдение за березой зимой.

Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются).

3. Наблюдение за елью.

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характер­ным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других   деревьев, воспитывать интерес к природе.

4. Наблюдение за снегом, снегопадом.

Цели: продолжать формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонных явлениях — снегопаде, гололеде; развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к природе.       

5. Наблюдение за солнцем

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

6. Наблюдение за вороной.

Цели: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

7. Наблюдение за снегирем.

Цели: формировать представления о зимующих птицах, поощрять забо­те о них; знакомить с характерными особенностями снегиря.

8. Наблюдение за снегом и льдом

Цели: формировать реалистическое понимание неживой при­роды;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

9. Наблюдение за голубями.

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек помогает им в зимний период).

10. Наблюдение за синицей.

Цели: продолжать формировать представления о зимующих птицах, о за боте человека о них; учить узнавать зимующих птиц по внешнему виду.

11. Наблюдение за тенью.

Цель: Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

12. Наблюдение за состоянием снега.

Цель: Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

14. Наблюдение за поведением птиц на кормушке.

Цель: Учить ориентироваться по следам на снегу: узнавать, кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм предпочитают те или иные птицы.

15. Наблюдение за сугробом.

Цель: Объяснить детям, что обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

16. Наблюдение за зимним ветром.

Цели: Во время метели, вьюги совместно с детьми выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра). 

17. Наблюдение за инеем.

Цель: Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

18. Наблюдение за деревьями.

Цель:  Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

19. Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

20. Наблюдение за зимним ветром.

Цель: Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра). 

Наблюдения в старшей группе. Февраль.

1. Наблюдение за синицей.  Цели: продолжать формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать зимующих птиц по внешнему виду.

2. Наблюдение за ивой.  Цели: продолжать учить наблюдать за ивой зимой, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

3. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цели: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

4. Наблюдение за сосной.

Цель: Продолжать учить детей наблюдать за объектами живой природы в зимний период; показать детям, что при разных обстоятельствах, люди могут повредить или помочь хвойным деревьям.

5. Наблюдение за ветром и метелью. Цели: формировать представление об одном из признаков зимы — метели; продолжать учить определять направление ветра.

6. Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

7. Наблюдение за сосульками. Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

8. Наблюдение солнцем в феврале.

Цель: Продолжать учить замечать и называть состояние погоды: светит солнце, пасмурно, морозно, тепло, ветрено, безветренно. Уточнить знания детей о том, что в конце февраля солнце начинает светить сильнее, так как скоро наступит весна. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение.

9. Наблюдение за пешеходной дорожкой

Цель: продолжать формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

10. Наблюдение за рябиной крымской. Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

11. Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе).

Цель:  Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал? Чем же рисует Мороз? - Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда .

12. Наблюдение за разнообразием деревьев в парке.

Цель:  По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев),  ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

13. Наблюдение за долготой дня в феврале.

Цель: Обратить внимание детей, что солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

14. Наблюдение за строением почек.

Цель: Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки.

15. Наблюдение за состоянием погоды.  Цель: Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

16. Наблюдение за осадками. Цели: Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием осадков, развивать наблюдательность.

15. Наблюдение за поведением птиц на кормушке.  Цель: Учить ориентироваться по следам на снегу: узнавать, кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм предпочитают те или иные птицы.

16. Наблюдение за домашними животными зимой

Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зим­нее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

17. Наблюдение за зимним ветром.  Цель: Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).

18. Наблюдение за изменением термометра. Цель: Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

19. Наблюдение за солнцем. Цель: Обратить внимание, что солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

20. Наблюдения за снежным покровом. Цель: Обсудить защитные свойства снега.

 

 НАБЛЮДЕНИЯ. МАРТ

1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.

2. Наблюдение за сосной.  Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как ель и туя, всегда зеленая; у нее тоже есть иголки, только длиннее).

3. Наблюдение за воробьем. Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

4. Наблюдение за ивой

Цели: продолжать знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся); обращать внимание на деревья, пробуждающиеся после зимнего сна самы­ми первыми.

5. Наблюдение за работой дворника. Цели: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых дей­ствий; учить оценивать результаты труда.

6. Наблюдение за легковым автомобилем. Цели: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность;

воспитывать положительное отношение к людям труда.

7. Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

8. Наблюдение за рябиной крымской

Цели: закрепить знания о рябине крымской; отметить, какие изменения произошли с ней весной.

9. Наблюдение за сорокой. Цели: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;

учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.

10. Наблюдение за сосульками Цели: знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями;

способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

11. Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать понятия о смене времен года;   дать представление об особенностях каждого сезона.

12. Наблюдение за воробьем

Цель: Продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье.

13. Наблюдение за облаками

Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

14. Наблюдение за собакой Цели: систематизировать представления о жизни животных весной; учить отыскивать причины изменений в жизни живот­ных, устанавливать причинно-следственные связи.

15. Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель : закреплять знания о влиянии солнечной энергии  на  жизнь растений, животных и человека.

16. Наблюдение за поведением птиц на участке.

Цель : побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

17. Наблюдение за насекомыми.  Цель: Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых.

18. Наблюдение за солнцем на небе. Цель: Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

19. Наблюдение за поведением птиц на участке. Цель: побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

20. Наблюдение за небом. Цель: Обратить внимание детей, на то, что появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

21. Наблюдение за кормушкой. Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы: Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

22. Наблюдение за деревьями. Цель: Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

НАБЛЮДЕНИЯ. Апрель

1. Наблюдение за погодой.

Цели: формировать представление о том, что изменения в при­роде весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

2. Наблюдение за легковым автомобилем.

Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового.

3. Наблюдение за осиной.

Цели: закреплять знания об осине; знакомить с весенним явлением — почками на растениях.

4. Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе.

Цели: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;

формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

5. Наблюдение за дятлом

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида, по­вадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.

6. Наблюдение за одуванчиком.

Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу.

7. Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года; развивать интерес к природе.

8. Наблюдение за трясогузкой.

Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.

9. Наблюдение за солнцем.

Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни рас­тительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

10. Наблюдение за тополем.

Цели: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде тополя весной.

11. Наблюдение за одеждой людей.

Цель: Обратить внимание детей на то, как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

12. Наблюдение за почвой.

Цель: Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (то, которое на солнце, или то, что в тени).

13. Наблюдение за насекомыми.

Цель: Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе.

14. Наблюдение за почками тополя.

Цель: Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.

15. Наблюдение за дождем.

Цель: Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви.

16. Наблюдение за облаками.

Цель: Обратить внимание детей на то, что облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.

17. Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках.

Цель: Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях.

18. Наблюдение «Песчаный конус». 
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. 
19. Наблюдение за дождевым червяком. Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить?

20. Откуда берется вода?

Цель:  Познакомиться с процессом конденсации.

21. Какими бывают камни. Определить цвет камня, размер, характер поверхности, вес.

НАБЛЮДЕНИЯ. Май

1. Наблюдение за погодой.

Цели: побуждать к высказыванию собственных догадок, пред­положений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе; продолжать формировать обобщенные представления о

 сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

2. Наблюдение за подорожником.

Цели: знакомить с лекарственным растением — подорожни­ком;

развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

3. Наблюдение за майским жуком.

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

4. Наблюдение за цветником.

Цели: продолжать наблюдение за ростом и развитием цве­тов;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

5. Наблюдение за божьей коровкой

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

6. Наблюдение за одуванчиком.

Цель: Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.

7. Наблюдение за комаром.

Цели: расширять представления об особенностях внешнего вида комара;

формировать реалистические представления о природе.

8. Наблюдение за стрекозой.                           

Цели: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

9. Наблюдение за мать-и-мачехой.

Цель: развивать познавательную активность детей в про­цессе формирования представлений о лекарственных расте­ниях, правилах их сбора, хранения и применения.

10. Наблюдение за разными видами транспорта

Цели: закреплять знания о том, что человек пользуется вело­сипедом, который не требует бензина; человек передвигается, вращая педали

11. Наблюдение за бабочкой

Цели: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида ба­бочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, вы­деляя признаки живого.

12. Наблюдение за тенью.

Цель: Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня.

13. Наблюдение за трудом взрослых в огороде.

Цель: Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

14. Наблюдение за землей и почвой.

Цель: закрепить знания, что почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

15. Наблюдение за грозой.

Цель: Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

16. Наблюдение за деревьями.

Цель: Дать понятие, что Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

17. Наблюдение за облаками.

Цель: Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.

Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму.

18. Наблюдение за дождем.

Цель: Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

 


 

Наблюдения. СЕНТЯБРЬ 1

Наблюдения. СЕНТЯБРЬ 1

Наблюдения. ОКТЯБРЬ 1.

Наблюдения. ОКТЯБРЬ 1.

Наблюдения. НОЯБРЬ 1. Наблюдение за трудом взрослого в парке детского сада

Наблюдения. НОЯБРЬ 1. Наблюдение за трудом взрослого в парке детского сада

НАБЛЮДЕНИЯ. ДЕКАБРЬ. 1

НАБЛЮДЕНИЯ. ДЕКАБРЬ. 1

Наблюдения в старшей группе. Январь

Наблюдения в старшей группе. Январь

Наблюдения в старшей группе. Февраль

Наблюдения в старшей группе. Февраль

НАБЛЮДЕНИЯ. МАРТ 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе

НАБЛЮДЕНИЯ. МАРТ 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе

НАБЛЮДЕНИЯ. Апрель 1. Наблюдение за погодой

НАБЛЮДЕНИЯ. Апрель 1. Наблюдение за погодой

НАБЛЮДЕНИЯ. Май 1. Наблюдение за погодой

НАБЛЮДЕНИЯ. Май 1. Наблюдение за погодой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2023