Картотека народных подвижных игр саамов.

  • Документация
  • Памятки
  • doc
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.
Иконка файла материала Картотека Христюк В.П..doc

Картотека

 народных  подвижных игр саамов.

Подготовила Христюк Валентина Павловна

МБДОУ №31 города Апатиты

«УКРАСТЬ   КАМЕНЬ"

(подготовительная группа).

 Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

 

 Для этой игры нужно довольно много места, например, футбольное поле или подобное ему по размеру. Площадку необходимо разделить линией на две части, участники должны разделиться на две равные по количеству команды.

     В углу каждой полуплощадки нужно начертить круг диаметром 1 – 2 метра. Круги располагаются по диагонали по отношению друг к другу. Их называют "тюрьмой". "Тюрьма" – это также место, в которое команды собирают камни. Каждый участник получает по 2 – 4 камня, которые помещаются в свою "тюрьму" до начала игры. Игра заключается в том, что участники команд перебегают на территорию противников и пытаются "украсть" их камни. Как только участник пересекает разделительную линию, он оказывается на территории противника, и может быть захвачен в плен при прикосновении. Того, кого осалили, сажают в "тюрьму". Если же участнику удается добраться до тюрьмы противника и взять оттуда камень, он становится "неприкосновенным", его нельзя поймать. Но и он не может ловить никого из "вражеского"  лагеря до тех пор, пока украденный им камень не помещён в собственную "тюрьму". Каждый участник может взять только один камень за раз из "вражеской" "тюрьмы".

    Пленника можно освободить, если участник его команды сможет дотронуться до него. Пленник может взять с собою один камень и принести его в "тюрьму" своей команды. Та команда, которая взяла себе все камни (или большее количество камней за отведённое время) и среди участников которой меньше пленников, побеждает.

 

 

 “ХЕЙРО”                                                 

   ( 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

 

 

Играющие идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий- солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”.

 

«СААМСКИЙ ФУТБОЛ».

 ( старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

 

 

В саамский футбол играют только женщины (девочки). С поистине заполярным минимализмом, они гоняют по кочковатому полю впятером в длинных сарафанах (такая вот спортивная форма). Кстати, без сарафанов никуда – неудобно, при беге приходится задирать подол юбки, но что поделаешь – национальный спорт! Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Да, и тут минимализм по-северному. Мяч в саамском футболе шьется из оленьих шкур и набивается либо оленьей шерстью, либо кусочками оленьей кожи. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом, но его точно также нельзя трогать руками. Голкиперу, разумеется, можно. Причем если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились в ворота. Все, что в ворота влетает, - это футбол большой, а в саамском правила иные. Количество забитых мячей ведет счет от нуля до бесконечности, ведь эта игра прежде всего для удовольствия, а уже потом для призов и мест.

«ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

 

 

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

 

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

 

 

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

 

«ГОНКИ НА ОЛЕНЬИХ УПРЯЖКАХ»

 Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

                                               

 

 

Играющие делятся на две команды. у каждой команды по одному хорею и обручу с колокольчиком (упряжка для оленя). Один ребенок изображает пастуха-оленевода другой изображает запряженного оленя. По сигналу упряжки бегут друг за другом, объезжают «сугробы» и передают эстафету следующей оленьей упряжке. Победителем считается  та команда, которая раньше закончит гонки.

 

«ПРИГОНИ ШАР»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

 

Играющие ставили по одному деревянному шарику у вбитой в снег палки в одном конце площадки. пригнавший шар меньшим количеством ударов считался победителем. Затем шар гнали обратно.

 

 «ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

 

 

Веревочку украшенную треугольниками из сукна, берут в руки и становятся в круг. Водящий стоит в центре круга. Все идут по кругу. Водящий в это время должен запятнать тех, кто держит веревочку. Играющие быстро убирают руки. Тот, кого запятнают, становиться на его место.

 «В  МЕДВЕДЯ»

 Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

 

 

Играющие на площадке обозначают два дома на расстоянии друг от друга. Дети ходят, друг к другу в гости от одного дома к другому. Медведь в это время должен ловить ребят. Он ловит их до тех пор, пока не поймает всех. Тогда выбирается новый медведь.

«ПОЙМАТЬ ОЛЕНЯ»

(старшая, подготовительная группы)

 Цель: : воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.Воспитывать у детей интерес к народным играм саамов, любовь к родному краю.

 

 

На площадке устанавливается несколько оленьих рогов, от 10 до 15, на одной линии. с условного места игроки начинают выбивать палкой оленьи рога. Кто больше выбил, тот, значит, больше и олений поймал. Эта игра развивает ловкость и меткость.

 

 

"ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ"

(старшая, подготовительная группы)

Цель: учит детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян — охотников.

 

На одной стороне площадки очерчивается круг для охотника, на другой стороне – кружочками – места для зайцев (в каждом кружке по два зайца). Охотник обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков-кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд.

По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

 

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

 

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.