Картотека опытов для детей 5-6 лет.
Условия для жизни растений.
№ |
Тема опыта, цель |
Содержание и оборудование |
1. |
«Дыхание растений» |
Познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и человек. Если закрыть рот и нос, сколько времени может продержаться человек? А сколько времени без воздуха проживет растение? Потом на веточке смазывают лист растения. Поры, через которые дышит растение, закупориваются. Дети наблюдают, как через какое - то время лист засохнет, делают выводы. |
2. |
«Солнечный свет в жизни растения» |
Для эксперимента берут два одинаковых растения. Одно из них накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через две недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением. |
3. |
«Тепло в жизни растений» |
Эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки приносят веточки растений и ставят в воду у батареи, между стеклами окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице, у батареи и между стекол. Делают вывод: где тепло, там появляются листочки. |
4. |
«Где растению лучше жить?» |
Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну - в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет. |
5. |
«Как расселяются растения?» |
Эти наблюдения лучше проводить на экскурсии. Дети рассматривают одуванчик и определяют, для чего его семенам нужны парашютики. Потом рассматривают семя подорожника. Почему подорожник индейцы назвали «следом белого человека»? Рассмотреть с детьми колючки репейника. Для чего они нужны растению? Желательно найти в парке такое место, где появилось маленькое дерево, но человек его не сажал. Как оно могло появиться здесь? |
6. |
«Вслед за солнцем» |
Понаблюдать с детьми за растением, стоящим на подоконнике. Куда тянутся листья или цветы? Развернуть горшок другой стороной. Посмотреть что будет с растением. |
Вода.
1. |
«Ласты» - познакомить детей с предметом, который облегчает плавание в воде |
Эксперимент лучше проводить летом. Предложить взять в руки дощечки и грести. Как легче держаться на воде? А если на руки надеть ласты? А если на ноги? Почему так происходит? На что похожи ласты? У кого человек позаимствовал такое изобретение? |
2. |
«Почему птицы плавают в воде»? |
Рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем сходство? Опустить перья в воду. Почему они плавают? Положить на воду тонкий лист бумаги и понаблюдать, что с ним происходит. Потом смазать лист с жиром и тоже опустить на воду. Птицы плавают, потому что их перья смазываются жиром. |
3. |
«Что такое пар» |
Над кипящей водой подержать холодный предмет и понаблюдать, что будет происходить на поверхности. Пар – это новое состояние воды. При охлаждении из пара получается вода. |
4. |
«Как напиться» |
В стакан наполовину наливают воду. Как напиться из стакана, не беря его в руки? Если в стакан опускать не растворяющиеся в воде и тонувшие предметы, то вода будет подниматься. Когда она поднимется до самых краев, тогда можно будет напиться |
Ткань.
1. |
«Изучаем ткань» - познакомить с разными видами ткани |
Предложить детям несколько видов ткани. Что делаем с тканью? Пробуем на ощупь, мнем, рвем, режем ножницами. Рассказать, как изготовляют бумагу . |
Бумага.
1. |
Познакомить детей с разными видами бумаги |
Собрать коллекцию бумаги и познакомить детей с ее разновидностями. Рассказать, как изготавливают бумагу. |
2. |
Копирка |
Познакомить детей с этим видом бумаги. Научить делать копию рисунков. |
Сахар.
1. |
Растворение сахара |
Спросить детей, что происходит с сахаром, если его опустить в воду? Сравнить, в какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар. |
2. |
Плавление сахара |
Над свечой подержать ложку с сахаром. Что происходит? Раскаленный сахар вылить в емкость. Что с ним происходит? Попробовать на вкус. Где используется такое свойство сахара? (В пищевой промышленности.) Жженый сахар используют как лекарство при приступах кашля. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.