МКОУ «Альменевская СОШ»
Картотека упражнений на развитие общей и мелкой моторики младших школьников на логопедических занятиях.
Составитель:
Ивашкина О.И.
учитель-логопед
Тематический указатель.
Темы логопедических занятий |
№ раздела и упражнения |
Темы логопедических занятий |
№ раздела и упражнения |
Уточнение пространственных дифференцировок |
I-59, 72. II- |
Звук и буква Ц. |
I-32.
|
Слова, обозначающие предметы |
I- II-1, 20. |
Звуки буква Ч. |
I-17, 19,63.
|
Слова, обозначающие признаки предметов |
I-26, 38, 73. II-9, 21. |
Дифференциация С-Ц |
I-24. II- 21 |
Слова, обозначающие действия предметов |
I-5, 6. 10, 28, 29, 83. II-7, 10. 17, 19,39. |
Дифференциация Ч-Ц |
I-65. II-22. |
Гласные звуки и буквы А, У. |
I-31, 34, 36, 43, 67, 83II-25. |
Дифференциация Ч-С |
II- 30. 34. |
Гласные звуки и буквы О, И, Э |
I-74. II-№44 |
Дифференциация Ч-Т |
I-47. |
Буква Я. |
I-57. II- |
Звук и буква Л |
I-33, 42, 51, 54. II-. |
Звуки и буквы Н, М. |
I- 40, 60. II-19. |
Звук и буква Р |
I-2, 11, 30,
41. |
Обозначение мягкости согласных Ь Разделительные Ь,Ъ. |
I-4, 12, 14, 30, 36, 45, 69, 71, 83. II-19. |
Дифференциация Л-Р |
I-1, 4, 9. II-20. |
Обозначение мягкости гласными II ряда |
I-2, 83. II-3. |
Дифференциация О-А |
I- II-39. |
Дифференциация А-Я |
I-. II-38, 42 |
Дифференциация И-У |
I-35 II- |
Дифференциация У-Ю |
I-49, 68, |
Дифференциация Б-Д |
I-6, 70. II-26. |
Дифференциация О-Ё |
I-56, 73. II-33, 41. |
Дифференциация Л-М |
I- II-40. |
Дифференциация Ы-И |
I-69. II-31,38. |
Дифференциация П-Т |
I-76. II- 45 |
Звукобуквенный состав слова |
I-29, 34. II-33, 35, 44 |
Дифференциация Х-Ж |
I-. |
Слоговой состав слова |
I- 64, 68. II- |
Дифференциация Ш-Щ |
II-45. II-. |
Звук и буква П. Звук и буква Б. |
I-8, 46. II- |
Дифференциация О-У |
I-75. |
Дифференциация П-Б |
I-18, 47.II-32. |
Морфемный состав слова |
I-38, 49. |
Звук и буква Т. Звук и буква Д. |
I-14, 20, 25, 28, 48. II-. |
Приставочный способ словообразования |
I-11, 19,22,25,33, 35,43.48,54,64.70. II-9,15,28,34. |
Дифференциация Т-Д |
I-37. II-. |
Суффиксальный способ словообразования |
I-23,31,53.56.60,61, 66,67,73, 83 II-6.11,14,22,23, 24, 42, 43, 46, 47 |
Звук и буква В. Звук и буква Ф |
I-66. II-. |
Сложные слова |
I-9, 12,42.55,71,72, 73. II-10. |
Дифференциация В-Ф |
I-. II-35. |
Родственные слова |
I-47,67.
|
Звук и буква К. Звук и буква Г. |
I-39. II-12. |
Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы. |
I-58,63. II- |
Дифференциация К-Г |
I-. II-36, 38, 85. |
Антонимы, синонимы |
I-18,19,32,42.44, 46,50, 51. |
Звук и буква С. Звук и буква З. |
I-12, 13, 22, 31, 34, 44, 55. II-9, 17. |
Безударная гласная корня |
I-20,32,34.35,66, 70.72 II-25,31. |
Дифференциация С-З |
I-11,25,51. II-23,55. |
Непроизносимый согласный в корне |
I-70. II-27. |
Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. |
I-17,23,41,42,44,61,85 II-6,9,16. |
Парные звонкие-глухие согласные |
I-4,15, 21,47,50, 85. II-11. |
Дифференциация Ш-Ж. |
I-10,64. II-28, 43. |
Удвоенный согласный в корне |
I-61, 83 II- 46 |
Дифференциация К-Т. |
I-. II-39. |
Предлоги |
I-17,18,24,29,37, 40,51,52,53,68, 85. II-24,29,52. |
Звук и буква Х.. Дифференциация К-Х. |
I-21,22,53,71. II-2 |
Дифференциация приставок и предлогов |
I-. II-. |
Звук и буква Щ. |
I-26. II-. |
Род имён существительных |
I-74. |
Дифференциация Ч-Щ |
I-16,53. II-. |
Падежи |
I-59,73.II-26 |
Дифференциация С-Ш
Дифференциация З-Ж |
I – 83, II-41.
I-5,7,38. II-. |
Согласование прилагательного с существительным |
I-62. II-18.
|
Звук и буква Й. Дифференциация Й-Л* |
II-№ 46 |
Интонационное оформление предложения |
I-57, 77.II-2,4,8,13. |
Род глаголов прошедшего времени |
I-3,9, 84. II-5. |
Согласование числительного с существительным |
II-13, 29. |
Раздел I Развитие общей моторики.
1. «Осень», «Звуки Р-Л», «Слова-признаки» |
|
Стоит
робот на дороге,
(встать)
У него не гнутся ноги. (прямые ноги в стороны)
Может он махать руками, (махи руками)
Может он моргать глазами. (моргают)
Может головой кивать. ( кивают)
Раз, два, три, четыре, пять. (пальцы загибают)
3. «Звери», «Звуки
З-С», «Предлоги», «Прошедшее время глагола»
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
4. «Игрушки», «Звуки
Р-Л», «Мягкие согласные», «Парные согласные»
Вот большая пирамидка (потянуться
вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
5. «Фрукты», «Звуки
Ж-З», «Слова-действия»
Стояла корзинка на полке без дела
(присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с
деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками
большой круг)
6. «Здоровье», «Звуки
Б-Д», «Слова-действия»
Мы решили закаляться, раз – два – раз
– два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация
обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)
7. «Игрушки», «Звуки
Ж-З», «Наречие»
Яркий красный мячик, прыгает как
зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)
8. «Сказки», «Звук
Б», « Род глаголов»
Мышка быстренько бежала (бег на
месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
9. «Осень. Явления
природы - листопад», «Звуки Р-Л», «Сложные слова»
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
10. «Игрушки», «Звуки
Ж-Ш», «Наречие», «Слова-действия»
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
11. «Овощи», «Звук
Р», «Приставочное словообразование», «Время глаголов»
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)
12. «Транспорт»,
«Звук З», «Сложные слова», «Разделительный мягкий знак»
Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком
ш-ш-ш)
В бензобак нальем бензин (имитация движения)
И поедем в магазин («поездить» по комнате)
13. «Сад», «Звук С»,
«Местоимение», «Суффиксальное словообразование», «Интонационное оформление
предложения»
Мы гуляем, мы гуляем в садике
садочке. (погулять по комнате)
Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)
Вот какой у нас букет,
Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)
14. «Зарядка», «Звук
Т», «Мягкость согласных»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
15. «Осень», «Звук
Ш», «Сочетание ШИ», «Парные согласные»
Мы дорожки подметаем (имитация
движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
16. «Поле», «Цветы»,
«Звуки Ч-Щ», «Сочетание ЧУ»
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба
на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
17. «Насекомые», «Предлоги»,
«Звук Ч-Т», «Парные согласные»
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
18. «Насекомые»,
«Дифференциация Б-П», «Предлоги», «Антонимы»
Бабочка летала, над цветком порхала
(медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять
выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают
взмахи вверх-вниз)
19. «Птицы», «Звук
Ч», «Синонимы», «Приставочное словообразование»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
20. «Звери», «Звук
Д», «Парные согласные». «Безударные гласные», «Суффиксальное словообразование»
Медведь по лесу бродит, от дуба к
дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и
щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
21. «Домашние птицы»,
«Звук Ш», «Парные согласные»
Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).
- Ой, устала ножка, похожу немножко (ходьба
на месте; то же другой ногой)
22. « Сказки», «Звук С», «Приставочное словообразование», «Наречие»
Влево ножку, вправо ножку
Незнайка пляшет под гармошку.
То присядет, то привстанет
И нисколько не устанет (движения по тексту).
23. «Звери», «Звуки З-С». «Суффиксальное словообразование»
По реке спешит-плывет
Крокодил зубастый (взмахи руками,
имитирующие движения пловца),
А у нас в лесу живет
Заинька ушастый (прыгают, изображая зайчика).
24. «Транспорт», «Звуки С-Ц», «Предлоги»
Самолет похож на птицу,
Вертолет - на стрекозу,
На жука похож автобус,
А юла - на егозу (руки в стороны, повороты туловища. Вращают
перед грудью руками, согнутыми в локтях. «Крутят руль», жужжат. Прыгают на
одной ноге, поворачиваясь кругом).
25. «Сказки», «Звук Д», «Приставочное словообразование»
Буратино по утрам делает зарядку:
Раз - подпрыгнет,
Два - присядет
И пойдет на пятках (движения по тексту).
26. «Сказки», «Звуки Ш- Щ», «Слова-признаки», «Предлоги»
Красная Шапочка по лесу идет.
Корзинку с пирожками девочка несет (ходьба на месте. Говорят ласково).
А за ней на цыпочках –
Серый волк,
Серый да голодный, все зубами - щелк да
щелк! (Ходьба на носках. Говорят грубым голосом.
27. «Дикие животные», «Звуки Г-К-Х», «Наречие»
Звери упражняются (сгибают, разгибают руки),
Спортом занимаются:
Ежик - бегом (бег на месте),
Зайка - кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях).
Лисичка хочет похудеть:
Вправо-влево, вправо-влево
Стала хвостиком вертеть (руки на поясе,
вращение туловищем вправо-влево).
28. «Птицы», «Слова-действия», «Звук Т»
Голубь летает,
Бабочка порхает {машут руками),
Орел в небе парит (руки в стороны, повороты туловища),
Цапля на одной ноге стоит.
Она устала, отдыхает,
Ножку иногда меняет (стоят попеременно на
одной ноге).
29. «Животные», «Слова -действия», «Предлог ПО», «Звук Т*», Звукобуквенный анализ.
Не умеет слон летать,
Не умеет слон порхать,
Но зато умеет слон
Бегать, прыгать и скакать,
На одной ноге стоять (движения по тексту)
И по бревнышку шагать (шагают, приставляя носочек к пятке).
30. «Игрушки», «Звук Р», «Разделительный Ь»
Робот Кеша на груди
Кнопки нажимает.
Все движенья без труда
Робот выполняет (руки поочередно в
стороны, вперед, к себе - «нажимают кнопки». Наклоны в стороны, вперед, назад.
Поднимают поочередно ноги, согнутые в коленях, руки на поясе).
31. « Огород», «Звуки С,У», «Суффиксальное словообразование», «Имена», «Вин-й падеж»
Мы возьмем лопатки
И вскопаем грядки (наклонившись, «копают»).
Посеем редиску -
Угостим Дениску.
Посеем морковочку -
Угостим Вовочку.
Посеем свеклу -
Угостим бабушку Феклу.
Посадим картошку -
Угостим Алешку (наклоняются, пальчиками
«сеют», выпрямляются, руки на поясе и т.д.).
32. «Птицы», «Звук Ц», «Предлоги», «Наречия», «Антонимы», «Безударные гласные»
Вышли цапли на охоту,
Бродят важно по болоту (шагают медленно, высоко поднимая колени).
Ищут лягушек по сторонам,
Смотрят здесь и смотрят там (повороты в стороны).
Направо лягушки, налево лягушки (наклоны).
У цапель глаза разбежались,
Они без лягушек остались (разводят руки в
стороны, ходьба на месте).
33. «Дикие животные», «Звук Л», «Приставочное словообразование»
Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),
Потянулся, улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился,
Водой из ручья умылся (тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).
Нарядился
И пошел по лесу
Куролесить.
Берегись, лесной народ,
Зверь голодный идет! (Ходьба по-медвежьи.)
34. «Птицы», «Звуки С,А», «Безударные гласные», «Звукобуквенный анализ».
Страус топает ногой (Топаем правой ногой)
Страус топает другой (Топаем левой ногой)
Страус вертит головой (Вертим головой)
Нас догонит – ой-ой-ой!
(Бежим по комнате)
35. «Труд людей», «Звук И, У», «Приставочное словообразование», «Безударные гласные»
Пилим, пилим, пилим, пилим,
Вместе мы бревно осилим.
Рубим, рубим мы дрова,
Закатали рукава (имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова»).
Хорошо мы потрудились,
На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).
Привезли дрова домой,
Будет нам тепло зимой.
36. «Птицы», «Звуки А, Л», «Разделительный Ъ»
Аист в Африку летал,
Ох, летал, ох, летал (машут руками).
По болотам там шагал,
Там шагал, там шагал (шагают, высоко поднимая колени).
Рыб, лягушек он клевал,
Он клевал, он клевал (наклоняются и выпрямляются каждый раз, изображая руками, как аист клюет).
Он объелся, ой-ой-ой,
Ой-ой-ой, ой-ой-ой! (Круговые движения руками по животу.)
Полетел скорей домой,
37. «Цветы», «Звуки Д-Т», «Предлоги»
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам
38. «Зима», «Звуки С,
З, Ж», «Слова-признаки», «Состав слова»
Вечер
зимний в небе синем (встать из-за стола)
Звезды
синие зажег (встать на носки, потянуться)
Ветви
сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку
сесть)
На
приснеженный снежок.
39. «Сказки»,
«Звук К», «Наречие»
Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в сторону поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше… Опуститесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
А теперь, прошу - садитесь.
40. «Здоровье», «Звуки М, Н», «Наречие», «Предлоги»
У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!
41.«Ракета» , «Звук Р», «Наречие»
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.
42.«Самолет», « Звук Л», «Антонимы», «Сложные слова»
Руки в стороны — в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.
43.«Мельница», «Звук У», «Приставочное словообразование».
(Наклоны вперед, руки в стороны)
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре — завертелась, закружилась.
44.«Насос», «Звук С», «Наречие», «Антонимы»
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево — раз, вправо — два.
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре будет полита земля. (3 раза)
45.«Помощники» , «Дифференциация Щ-Ш», «Разделительный Ь»
Дружно помогаем маме, мы белье полощем
Раз, два, три, четыре — потянулись, наклонились. (3 раз)
Хорошо мы потрудились.
46. «Парад» , «Звук П», « Антонимы», «Наречие»
Как солдаты на параде,
мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, правой — раз.
Посмотрите все на нас.
47. «Части тела», «Звуки Б, Й», «Родственные слова», «Парные согласные»
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
48. «Огород», «Звук Т», «Приставочное словообразование»
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
49. «Фрукты», «Семья», «Буква Ю, Й», «Состав слова»
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой!
50. «Части тела», «Звуки Г,Х», «Антонимы», «Парные согласные»
Левой ножкой — прыг, прыг.
Правой ножкой — прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
51. «Профессии», «Звук Л*», «Предлог НА», «Антонимы»
Едем, едем на машине ( крутим
руль).
Нажимаем на педаль. (сгибают и вытягивают ногу)
Газ включаем, выключаем, (тянут рычаг на себя, от себя).
Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли-
Вправо, влево, чистота! (руки
сгибают в локтях и наклоняют вправо, влево)
Волосы ерошит ветер (шевелят пальцами).
Мы – шофёры хоть куда! (поднимают вверх большой палец)
52. «Домашние птицы», «Звук Х», «Предлог под»
Шёл по берегу петух( шаги с
раскачиванием в сторону, руки за спину)
Поскользнулся, в речку – бух(круговые движения руками, присесть).
Будет знать петух, что впредь( ритмичный подъём, грозить пальцем)
Надо под ноги смотреть ( наклон вперёд).
53. «Домашние животные», «Звуки Ч-Щ», «Предлог Под», «Уменьшительно-ласкательные суффиксы».
Бегал по двору щеночек
(медленный бег на месте).
Видит пирога кусочек (наклон вперёд, руки пирожком)
Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту).
Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок).
54. «Грибы», «Звук Л»,
«Глаголы с приставками»
Влас с корзинкой в лес пошёл (шаги с
высоким подниманием ног),
Всю поляну обошёл (ритмичный поворот вокруг себя)
К старой ёлке подошёл (руки в стороны растопырить)
И огромный гриб нашёл ( руки через стороны вверх).
55. «Транспорт», «Звук С», «Антонимы», «Сложные слова»
Сам, сам самолёт ( два
хлопка, руки в стороны).
Тут и там самолёт (два хлопка).
Летит самолёт близко, далеко ( руки к груди и вперёд)
Летит самолёт низко, высоко
(руки вверх, в стороны).
56. «Домашние животные», «Дифференциация О-Ё», «Суффиксальное словообразование».
Котёнок мамочку зовёт: «Мяу-мяу, мяу-мяу».
Он не напился молока: «Мяу-мяу».
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур,
Свернётся маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает: ап-ап-ап, ап-ап-ап.
57. «Сад», «Буква Я, Й», «Интонационное оформление предложения»
Вырастай, яблонька, (руки
вверх)
Вот такой вышины!
Распускайся, яблонька, (руки в стороны)
Вот такой ширины!
Достигай, яблонька,
Вот такой толщины! (руки кругом перед собой)
Расти, расти, яблонька,
В добрый час! (поклон)
58. «Дружба», «Прямое и
переносное значение слова», «Фразеологизмы».
Настроение упало, дело валится из
рук…(руки вверх и вниз, встряхнуть кистями)
Но ещё не всё пропало, (повороты головы влево, вправо)
Если есть хороший друг. ( пожать руки)
С делом справимся вдвоём, ( шагать на месте)
С облегчением вздохнём – (руки вверх, потянуться –вдох)
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём.( руки вниз- выдох, встряхнуть кистями).
59. «Деревья», «Звуки
Л-ЛЬ», «Пространственные представления», «Падежи»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет. (наклоны в стороны)
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.(шевелят пальцами)
60. «Семья», «Звук М»,
«Суффиксальное словообразование»
Маме надо отдыхать
Маме хочется поспать. (руки под голову)
Тук-тук-тук-2 раза ( кулачок о кулачок)
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу,(указательным погрозить)
Я на пяточках хожу,
Маму я не разбужу.
Мои пяточки идут -
Меня к мамочке ведут.( шагать на пяточках)
61. «Осень», «Звук Ш»,
«Разделительный Ь», «Удвоенные согласные»
Листья осенние тихо кружатся
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
62. «Зима», «Дифференциация З-С», «Согласование прилагательного с существительным»
Пускай снегами все заносит, (Руки через
стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода, (Руки на пояс,
повороты туловища влево – вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда. (Левой рукой плавное
движение вверх – вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном. (Правой рукой
плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
63. «Время», «Звук Ч», «Многозначные слова»
Говорят, часы – стоят
Говорят, часы – идут
Говорят, часы – спешат
Говорят, часы – бегут
Говорят, часы – летят,
То немного отстают.
Посмотрели мы все вместе,
А часы висят на месте!
64. «Дифференциация Ж-Ш», «Слоговой анализ», «Приставочное словообразование»
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж — ж — ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш — ш — ш
И опять настала тишь…
65. «Дифференциация Ч-Ц», «Сочетание ЧУ»
Сяду –встану, (приседания)
Сяду – встану (прыжки на месте на обеих ногах)
И как мячик подскочу, (подскоки)
Приседать я не устану, (пальце погрозить)
Я танцором стать хочу. (повороты туловища, руки на поясе)
66. «Птицы», «Звук В», «Суффиксальное
словообразование», «Безударные гласные»
Совушка - сова,
Большая голова, (обводим рукой круг большой)
На суку сидит,
Головой вертит, (повороты туловища влево-вправо)
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит! ( махи руками)
67. «Звук У», «Суффиксальное словообразование»,
«Однокоренные слова»
Мы – весёлые ребята,
Мы упрямые утята, (руки скрестить)
А наша мама уточка (руки назад крыльями)
Сыграет нам на дудочке ( перебираем пальцами)
Загудела дудочка,
В пляс пустилась уточка, ( повороты влево, вправо)
Повела вприсядку
Курочку-хохлатку. (присесть)
68. «Народы Севера», «Буква Ю», «Предлоги»,
«Слоговой анализ»
Юрта, юрта, круглый дом, (руки рисуют
круг)
Побывайте в доме том! (руки «крышей»)
Гости явятся едва (шагаем)
В печку прыгают дрова (прыжки на месте).
Печка жарко топится (хлопки)
Угостить торопится (бег)
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Круглые оладушки. (потираем ладони)
69. «Звуки Ы - И», «Мягкость согласных»
Что ты плачешь: «Ы» да «Ы»?
Слёзы поскорей утри, (вытираем слёзы по щекам)
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать. (танцевальные движения)
70. «Деревья», «Парные согласные», «Безударные гласные», «Непроизносимые
согласные», «Приставочное словообразование»
Мы берёзку посадили, (присесть)
Мы водой её полили, (показываем)
И берёзка подросла, (тянемся вверх)
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила ( руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила. (поклон)
71. «Полотёр», «Сложные
слова», «Разделительный Ь»
Я хороший полотер,
Я до блеска пол натер.
За мой труд и за уменье
Заработал я печенье. (Встать, руки на поясе. Дети делают попеременно то правой,
то левой ногой движения вперед и назад.)
72. «Стрекоза», «Сложные
слова», «Безударные гласные», «Пространственная ориентация»
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза. (Показать большим и указательным пальцами глаза стрекозы).
Влево — вправо, назад — вперед. (Руки на пояс, повороты туловищем вправо,
влево).
Ну, совсем как вертолет. (Руки в стороны)
73. «Животные и их детёныши», «Слова, обозначающие предметы», «Творительный падеж имён существительных», «Сложные слова», «Суффиксальный способ словообразования», «Дифференциация О-Ё».
Как-то раз лесной тропой
звери шли на водопой. (Маршируем на месте)
За мамой-лосихой топал лосёнок, (громко топаем, высоко поднимая ноги)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадёмся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок,( двигаемся в полу приседе)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, ( идём вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (прыжки, руки на поясе)
За мамой- зайчихой косые зайчата, (прыгаем, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою
волчат:( крадёмся большими шагами)
74.
«Звук и буква О», «Род имён существительных».
Беленькое облако поднялось над крышей
(округлить руки перед собой, пальцы в замок, не расцепляя
рук, поднять их над головой)
Устремилось облако выше, выше, выше.( выпрямить руки, потянуться руками вверх)
Ветер это облако зацепил за кручу, (покачать руками над головой из стороны в
сторону)
Превратилось облако в дождевую тучу. (описать руками через стороны вниз круг,
присесть).
75. «Цветы», «Дифференциация Ч-Ц», «Дифференциация В-Ф», «Дифференциация О-У».
Уронило солнце лучик золотой, (встать на носочки, руки вверх, потянуться, наклон)
Вырос одуванчик, первый, молодой. (медленно встать из положения сидя)
У него чудесный, золотистый цвет.( руки соединить над головой, наклоны влево-вправо)
Он большого солнца (развести руки в стороны перед собой)
Маленький портрет. (изобразить руками рамку портрета)
Насмешил всех одуванчик: (руки на пояс, повороты влево-вправо)
Влез в пушистый сарафанчик, (имитируем надевание сарафана)
Как юла он завертелся, (покружиться)
А
сарафанчик разлетелся. (надуть щёки, хлопнуть по ним, развести руки в стороны).
76. Хлопай - топай. «Звук и буква Х», «Звук и буква Й», «Дифференциация
П-Т».
Мы танцуем «хлопай-топай»( Руки на пояс, левую ногу в сторону, руки
развести; то же правой ногой)
Утром, днём и вечером. (4 хлопка поочерёдно слева-справа)
Лучший танец - «хлопай-топай», (повторить первое движение)
Когда делать нечего. (4 хлопка)
Кем бы ни был ты, - отличник,( руки на пояс, левую ногу вперёд, руки вперёд; то
же правой ногой)
Иль совсем наоборот,( руки на поясе, наклоны в стороны)
Разучите танец этот (повторить первое движение)
И танцуйте круглый год. (4 хлопка).
77. «Грибы», «Звук М»,
«Интонационное оформление предложения»
Мухомор на тонкой ножке (стоять на
одной ноге, руки на поясе)
Вырос на лесной дорожке, ( руки вместе вперёд)
Ждёт прихода грибников. ( ладонь ко лбу, посмотреть в даль)
Кто сорвать его готов? ( рисуем вопросительный знак)
Знают грибники прекрасно: ( погрозить пальцем)
Мухоморы есть опасно! (руки вытянуты вперёд, как бы отказываясь от чего-то).
78. «Игрушки», «Звук К»,
Делаем ножками «пружинки»
и поем :
Ванька, встань-ка!(приседаем под ритм)
Ванька, встань-ка!
Приседай-ка, приседай-ка!
Непослушный ты какой!
Нам не справится с тобой! ( грозим пальцем)
79. «Птицы», «Звуки В-Ф», «Безударные гласные», «Суффиксальное
словообразование»
Совушка – сова, большая
голова,
На суку сидит, на всех глядит
Да вдруг как полетит – уф, уф, уф!!!!
80. «Части тела», «Звук Х», «Пространственные представления»
Чоки – чоки, руки в боки,
А теперь начнем подскоки.
Прыгнем вместе: раз, два, три
Сядь на место и замри.
Правую руку вверх – ах!
Левую руку вверх – ух!
Ах-ух! ах – ух!
Пляшут руки во весь дух!
81. «Откуда хлеб пришёл», «Звук М», «Парные согласные»
Быстро вертится крыло (руки в стороны , вращательное движение назад,
вперед)
Мелет мельница зерно
А из смолотой муки испекли мы пирожки (руками показываем, как стряпать пирожок)
Пирожок поели, заниматься сели.
82. «Ягоды», «БукваУ», «Дифференциация С-Ш», «Суффиксальное
словообразование», «ЖИ-ШИ»
Я по лесу пойду, я
бруснику найду.
Если нет лукошка - соберу в ладошку.
Прыгну через лужицу, голова закружиться.
А в траве брусника… тут её найди-ка.
83. «Спорт», «Буква Ь», «Удвоенные согласные», «Слова-действия»
К речке быстро мы
спустились,(бег)
Наклонились и умылись, (наклоны)
А теперь поплыли дружно. (махи руками)
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
84. «Медведь», «Гласные II ряда», «Глаголы прошедшего времени»
Сидели два медведя
(раскачиваются с ноги на ногу)
На тоненьком суку.
Один читал газету (читают газету).
Другой мешал муку (мешают муку).
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку.
85. «Явления природы», «Предлоги ПОД, НАД, НА», «Звуки Г-К»
Как на горке –
снег, снег!(руки вверх)
Как под горкой – снег, снег!(руки вниз)
И не елке – снег, снег! (громко говорим – ребенок скачет)
А под горкой спит медведь.(руки под щекой)
Тише, дети, не шуметь!(погрозить пальчиком)
86.
«Звери», «Звуки С-З», «Предлог под» «Перенос слов с Й»
Скачет зайка косой (подпрыгивают)
Под высокой сосной (руки вместе вверх-ладони в стороны).
Под другою сосной (руки вместе вверх-ладони в стороны)
Скачет зайка другой (подпрыгивают).
87.
«Новый год», «Звуки З-С», «Сложные слова»
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, дедушка Мороз! (кланяемся).
Он из леса мимоходом
Ёлку нам уже принёс.(руки к плечам «несём» ёлку)
На верхушке выше веток (тянемся вверх)
Загорелась как всегда.
Самым ярким жарким светом (вращение кистями)
Пятикрылая звезда (руки вверх-растопырив).
88.
«Семья», «Звуки Р-РЬ», «Слова-действия»
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй (ходьба).
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. ( становятся в круг).
Мама руки поднимает (руки вверх).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (повороты вправо-влево).
Я сама бегу трусцой (бег на места)
и качаю головой (наклоны головой в стороны).
89. «Зима», «Звуки Ж-Ш»,
«Суффиксальное словообразование»
Мы погреемся немножко, (идут)
Мы похлопаем в ладошки:
хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ, топ, топ, топ (притопывают).
Рукавицы мы надели, («натягивают рукавицы»)
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг (прыжки на месте)
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились:
Да, да, да, да! (кружатся)
Раздел II.
Развитие мелкой моторики кисти руки.
2. Игра «Как живёшь?», «Звук Т», «Интонационное оформление предложения»
-Как живёшь?
-Вот так! (Показать большой палец)
-Как идёшь?
-Вот так! (Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой)
-Как берёшь?
-Вот так! (Тремя пальцами)
-А даёшь?
-Вот так! (Раскрытой ладонью)
-Как грозишь?
-Вот так! (Указательным пальцем)
-Ночью спишь?
-Вот так! (все пальцы сложить лодочкой и положить под голову).
3. «Транспорт», «Мягкость согласных -2»
Мы с первым пальцем - малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим - поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим - сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
4. «Муха», «Звук Х», «Интонационное оформление предложения»
Ох, ох что за гром? (руки
- к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
5. |
«Дом», «Предлог ВОКРУГ»,
«Род глаголов» Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек.) |
6.«Друзья
– садоводы», «Звук Ц», «Суффиксальное словообразование»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем
большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем...так
несколько раз.)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее
"сгибаем-разгибаем".)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик,
"сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать
указательный и большой пальцы.)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить
предыдущими пальчиками.)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик.)
7.«Гармошка»,
«Звук Ш», «Слова-действия»
Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка! (Руки с сомкнутыми пальцами лежат на столе).
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю (Пальцы раздвигаются “веером”).
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем, (Наклоняем голову вправо – влево).
Руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ! (Стучим по полу ногами).
Наши ручки: хлоп, хлоп! (Хлопаем в ладошки).
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
8. «Пчёлки», «Звук Ч»,
«Интонационное оформление предложения»
Домик маленький на ёлке,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)
На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к
"ёлке".)
Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать, (Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать: (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
9. «Медузы», «Звук З»,
«Слова-признаки», «Приставочное словообразование»
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая
пальцы,
при этом пальцы левой руки
прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
1.
«Сороконожки»,
«Сложные слова», «Слова-действия»
Две сороконожки
Бежали по дорожке. (средний и указательный пальчики перемещаются)
Встретились, (ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (ладошки переплелись)
Насилу расстались - (ладошки разжались)
И – попрощались! (ладошки машут, прощаясь)
2. «Рыбка», «Звук Р», «Парные согласные», «Суффиксальное словообразование»
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет (Ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так
похлопать)
3. «Домик», «Звук К», «Части дома», «Согласование числительного с существительным»
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
4. «Моя семья», «Звуки Щ-Ч», «Суффиксальное словообразование», «Интонационное оформление предложения»
Кто живёт в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья!
5. «Медвежонок», «Звук Ж», «Суффиксальное словообразование»
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши, (Машите рукой)
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши. (Дотрагиваетесь до уха)
А потом на барабане, медвежонок, поиграй. (Стучите по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай! (Кладёте голову на руки и закрываете глаза
6. «Репка», «Звук Р», «Приставочное словообразование», «Интонационное оформление предложения»
Репку мы сажали (пальцами как
будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки.
Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою
сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!(расцепили руки, потрясли кистями)
16. «Какая у кого песенка», «Дифференциация К-Х»
У ходиков
песня такая: |
Руки - стрелки часов. |
У птички -
синички такая: |
Ладошки помахивают, как крылья. |
У поросёнка - такая: |
Ладошки - "пятачки" |
У ёжика песня
такая: |
Пальчики - "колючки" |
У кисоньки песня
такая: |
Ладошки гладят шёрстку |
А у рыбёшки какая? |
Дети должны сами показать. |
17.
«Замок», «Звук З», «Слова-действия»
На дверях висит замок (пальцы в
«замочек»)
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали, ( стучат о стол)
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили (круговые движения).
И открыли! (показывают ладошки)
18. «Лодочка», «Согласование существительного с прилагательным»
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву (ладошки «лодочкой», волнообразные движения).
Паруса я подниму (ладони вместе, руки вверх)
Синим морем поплыву.
А по синим по волнам
Рыбки плещут тут и там (движения волн и рыбок).
19. «Капуста», «Слова- действия», «Звук М»
Мы капусту рубим (стучим боковым краем ладони),
Мы морковку трём (движения вверх, вниз).
Мы капусту солим (пальцы в щепотке),
Мы капусту жмём (сжимаем, разжимаем пальцы).
20. «Гроза», «Дифференциация Р-Л», «Слова-предметы»
Солнышко закрылось (голову опустить, закрыть руками).
Сверкнула молния (руки вверх, в стороны).
Загремел гром (топать ногами).
Пошёл дождь (стучать пальцами).
Полетел ветер (наклоны рук).
Стало тихо, тихо ( расслабились).
21. «Цветки», « Дифференциация Ц-С», «Слова-признаки»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (ладони в стороны).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (пальцы шевелятся).
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки (ладони соединяются)
Тихо засыпают,
Головой качают (вращения кистями рук).
22. «Лисица», «Звуки Ч,Ц», «Суффиксальное словообразование»
Вяжет бабушка лисица
Всем лисятам рукавицы: ( загибают по очереди пальцы)
Для лисёнка Саши,
Для лисички Даши,
Для лисёнка Коли,
Для лисички Насти,
А маленькие рукавички
Для Кариночки лисички..
23. «Овощи», «Звук Ч-Ц», «Суффиксальное словообразование»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке ( ладони корзинкой).
Во пузатый кабачок
Положила на бочок ( Загибают пальцы, начиная с большого).
Перец и морковку
уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! (большой палец вверх)
24. «Кто где живёт», «Предлоги», «Суффиксальное словообразование»
Воробей живёт под крышей. (руки над головой «домиком»)
В тёплой норке домик мыши. ( ладони «гнёздышком»)
У лягушки дом в пруду, (ладони от себя, пальцы врозь; руки перед собой кругом)
Домик пеночки в саду. (руки вверх)
- Эй, цыплёнок, где твой дом?
Он у мамы под крылом. (помахать руками)
25. «Земноводные», «Звук У», «Безударные гласные»
Улитка, улитка! ( кулачок в кулачке)
Покажи рога, (руки от себя, ладошки вверх)
Дам кусок пирога, (закрыть ладошки)
Пышки, ватрушки, (шарики из ладошек)
Сдобной лепёшки, - (закрыть ладошки)
Высуни рожки! ( показать рожки)
26. «Птицы», «Дифференциация Б-Д», «Падежи»
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (поиграть на дудочке)
Сидит ворон на дубу, (клюв, руки вверх)
Он играет во трубу (играть на дудочке)
Во серебряную.
27. «Явления природы», «Звук Р», «Непроизносимые согласные»
Дождь! Дождь! Надо нам (стучать пальчиками)
Расходиться по домам! (показать крышу)
Гром! Гром, как из пушек,(кулак о кулак)
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! (кулак о кулак)
Все под крышами сидят,
Только мой братишка в луже (круг руками перед собой)
Ловит рыбу нам на ужин. (движения рыбы ладошками)
28. «Мыши», «Дифференциация Ж-Ш», «Приставочное словообразование»
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час. (закрыть глаза руками)
Раз-два-три-четыре- (загибать пальчики)
Мыши дёрнули за гири. (дёрнуть двумя руками)
Вдруг раздался страшный звон – ( хлопать в ладоши)
Убежали мыши вон. (пальцы бегут по столу)
29. «Деревья», «Предлог МЕЖДУ», «Согласование числительных с существительным»
Две больших сосны (руки вверх)
Стояли рядом
А меж ними
Ёлочка росла (руки в стороны)
Две сосны
Подружку укрывали,
Чтоб вершинку
Ветры не сломали, ( руки на голову)
Чтоб красивой ёлочка была. ( повыбражать)
30. «Рыбки», «Дифференциация Ч-С», «Мягкость согласных»
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде ( движения рыбок ладошками).
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке (энергичные круговые движения).
31.«Умывание»,
«Звук Ы», «Безударные гласные»
Ай лады, лады, лады- ( хлопают в
ладоши)
Не боимся мы воды. (моющие движения двумя руками)
Чисто умываемся (растирают щёки, уши)
Друг другу улыбаемся.
32. «Дифференциация Б-П»
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била бой.
( Ладони поочерёдно ударяют о край стола.)
33.
«Весна», «Звуки О, Ё», «Звукобуквенный анализ»
От сосулек - звон, звон! ( хлопки на
каждое слово)
Просыпайся – клён, клён! (руки поднять вверх)
Растопился снег, снег. ( потираем одну ладошку о другую)
Ручейки – в бег, в бег. (волнообразные движения руками)
Гром шагает: топ, топ.( топаем ногами)
Почки слышно: хлоп, хлоп. (хлопки а каждое слово)
34. «Дифференциация С-Ч»,
«Приставочное словообразование», «Мягкость согласных»
Песочек в руки набираем,
(захватывающие движения руками)
Пальцы крепко мы сжимаем,
чтоб песок не высыпался,
Чтоб в руках у нас остался . (крепко сжимаем кулаки)
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем. (медленно разжимаем пальцы)
Стряхнули песок (потряхиваем кистями)
Устали ручки. Ох!
35. «Футбол», «Звук и буква Ф», «Дифференциация В-Ф», «Звукобуквенный состав слова».
Пальчики в футбол играют, все друг друга обгоняют. (пальчики «бегут» по столу)
Все – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол,
Все хотят играть в футбол! (отрываем по очереди большие, указательные, мизинцы,
«забивая голы»).
36. «Упрямые козлики», «Безударная гласная корня», «Дифференциация Г-К».
Вот мостик горбатый, Ладонь правой руки наложить на ладонь левой, пальцы сжаты;
Вот козлик рогатый. (пальцы правой руки в кулак, отставить указательный и мизинец -
«козлик»; то же левой рукой)
На мостике встретил
он серого брата.
Упрямцу с упрямцем
опасно встречаться,
И с козликом козлик
(соединить указательные пальцы рук и мизинцы, остальные пальцы сжаты в кулаки;
нажимаем «рожками» друг на друга)
Стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались (вращаем кистями рук, не размыкая указательных пальцев и мизинцев)
И в речке глубокой
Вдвоём оказались. (обе руки упираются в стол указательными пальцами и мизинцами)
37. «Семья», «Дифференциация
Й-Л*»
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик
бабушка,(сгибаем пальчики поочерёдно)
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.(кулачок сжимаем, разжимаем)
38. Грибы», «Дифференциация И-Ы», «Дифференциация А-Я», «Дифференциация Г-К».
мелкие грибочки
грузди и горькушки,
рыжики, волнушки.
Даже маленький пенёк
Удивленья скрыть не мог:
Выросли опята,
Скользкие маслята,
Бледные поганки
Встали на полянке.
39. «Овощи»(самомассаж пальцев). «Слова, обозначающие действия предметов», «Дифференциация свистящих-шипящих», «Дифференциация О-А», «Звук и буква К», «Дифференциация К-Т».
Вырос у нас чесночок,(на каждый ударный слог массируем подушечки пальцев)
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немного горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг огород.
40. «Ягоды», «Дифференциация Л-М».
- Пальчик, пальчик, непоседа, где ты бегал, где обедал?(соединять большой с каждым пальцем)
- Я с мизинцем ел калинку, с безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику, с указательным клубнику.
41. «Домашние животные»,
«Дифференциация О-Ё»,«Дифференциация С-Ш»
Кусается сильно котёнок-глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш.
А будешь кусаться, скажу
тебе «Кыш!».
(Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах,
чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха)
42.
«Части тела», «Звук А, Ч», «Суффиксальное словообразование»
Чистая водичка
Умоет Саше личико. (поглаживают щёки)
Анечке – ладошки, (интенсивно потирают ладони)
А пальчики – Антошке. (массируют поочерёдно каждый пальчик, снимают «перчатки»)
43. «Дикие животные», «Звуки Ш-Ж, З-Ж», «Суффиксальное словообразование»
Жили-были зайчики (показывают «ушки»)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают «ушки»)
В беленькой избушке. (соединить пальцы виде «крыши»)
Мыли свои ушки, (потирают ушки)
Мыли свои лапочки, (моющие движения кистями)
Наряжались зайчики, (движения ладонями сверху вниз по туловищу)
Надевали тапочки. ( «обуваются»)
44. «Звук Э», «Слова - признаки», «Звукобуквенный разбор»
Этот дом - одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
он у нас пятиэтажный.
(Разгибают пальцы из кулачка начиная с мизинца)
45.
«Животные Севера», «Буквы Т-П»
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
(Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу)
46.
«Спорт», «Звук Й» «Суффиксальное словообразование», «Удвоенные согласные».
Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол – волейболист,
В баскетбол – баскетболист.
( Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
47.
«Домашние птицы», «Звуки Ч-Т», «Суффиксальное словообразование»
Вышла курочка гулять, («шагают»
указательным и средним пальчиком)
Свежей травки пощипать. (щиплющие движения всеми пальцами)
А за ней ребятки – (бегут все пальчики)
Жёлтые цыплятки. (хлопают в ладоши)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко, (грозят пальчиком ведущей руки)
Лапками гребите (гребущие движения пальцами обеих рук одновременно)
Зёрнышки ищите (собирают поочерёдно каждым пальчиком вместе с большим)
Все действия истории показываем пальчиками.
48. «Осень. Явления природы», «Звуки Р-Л»,
«Приставочное словообразование»
Ветер
северный подул (подуть со звуком на пальцы)
Все листочки с липы сдул (показать ладони)
Полетели, закружились
И на землю опустились.(ладони зигзагом опускаются на стол)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап-кап! (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, (постучать по столу кулаками)
Листья все насквозь пробил (пальцами показать дырку).
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук)
Одеялом их накрыл(ладони положить на стол).
49. «Семья. Дом», «Звук Р», «»
Вот строим
дом (стучим кулачками друг о дружку)
Вот крыша в нём (соединяем пальцы «крышей»).
Окно такое круглое (соединяем пальцы в круг)
Стены прямые (руки поднимаем напротив друг друга)
Слева и справа,
Вверху и внизу (руки горизонтально).
Я в нём живу.
50. «Мебель», «Звуки Л-Ль», «Суффиксальное
словообразование»
Стол стоит на толстой ножке
(кулак на нём ладонь другой руки).
Рядом стульчик у окошка (кулак, справа ладонь другой руки),
Два бочонка под столом (2 кулака, затем стол).
Вот такой я видел дом (кружочки из пальцев к глазам, затем соединить пальцы
«крышей»)
51.
«Пальчики», «Звуки Ль-Р», «Приставочное словообразование»
Если пальчики грустят – доброты они
хотят (пальцы плотно прижимаем к ладони).
Если пальчики заплачут – их обиде кто-то значит (трясём кистями).
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмём, гладить ласково начнём (гладим ладонь другой
ладонью).
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко( скрестить пальцы и шевелить).
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в
кулачке).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.