Картотека дидактических игр для детского сада
Оценка 4.6

Картотека дидактических игр для детского сада

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
10.06.2018
Картотека дидактических игр для детского сада
Дидактические игры это - раздел, где вы найдете игры и игровые пособия изготовленные педагогами ДОУ с целью обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями. Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Эти дидактические игры дает возможность на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят.Дидактические игры это - раздел, где вы найдете игры и игровые пособия изготовленные педагогами ДОУ с целью обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями.
Картотека дидактических игр.docx
Картотека дидактических игр 1. Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. 2. Дидактическая игра «Доскажи слово» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша... Ро-ро-ро — у нас новое вед... Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.. Ре-ре-ре — стоит дом на го... Ри-ри-ри — на ветках снеги... Ар-ар-ар — кипит наш само.... Ры-ры-ры — детей много у го... 3. Дидактическая игра «Так бывает или нет» Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...» 4. Дидактическая игра «Какое время года?» Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.  Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года. 5. Дидактическая игра «Где что можно делать?» Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать). Что можно делать на реке? Что делают в больнице? 6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая..... Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая … Дом — деревянный, каменный, новый, панельный … Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. Сахар сладкий. а перец - …. (горький). Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые). Дорога широкая, а тропинка .... (узкая). Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание. Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями. 9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение» Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание. 7. Дидактическая игра «Закончи предложение» 8. Дидактическая игра «Узнай, чей лист» Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение. 10. Дидактическая игра «Кто же я?» Цели: учить называть растение, развивать память, внимание. Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку. 11. Дидактическая игра «У кого кто» Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память. Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку. 12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?» Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память. Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. 13. Дидактическая игра «Что за насекомое?» Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание. Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. 14. Дидактическая игра «Прятки» Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание. Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).   15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать,  смотреть, поливать, дарить, сажать) Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега) 16. Дидактическая игра «Какое что бывает?» Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание. Ход игры: Расскажите, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка …. широким — река, дорога, лента, улица … Выигрывает тот, кто больше назовет слов. 17. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам. Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. 18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание. Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение. 19. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом) Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить. Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает) Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает) 20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения) Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клен, липа — деревья, сирень — кустарник) 21. Дидактическая игра «Игра в загадки» Цели: расширять запас существительных в активном словаре. Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. 22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты ...» Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание. Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек. 23. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память. Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку. 24. Дидактическая игра «А что потом?» Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.  Дети садятся полукругом. Воспитатель Ход игры: объясняет правила игры: Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать». Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой. 25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?» Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь. Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей. 26. Дидактическая игра «Выдели слово» учить детей отчетливо произносить Цели: многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать. 27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок» Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память. Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок ...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. 28. Дидактическая игра «Где что растет?» Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат. Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна. В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев. 29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?» Цель: развивать речевую активность, мышление. Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом). 30. Дидактическая игра «Лето или осень» Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости. Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»). Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д. 31. Дидактическая игра «Будь внимательным» развивать быстроту мышления, Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса. Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю. 32. Дидактическая игра «Брать — не брать» Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание. Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина. 33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?» Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); слуховое внимание. Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.  Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д. 34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?» Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность. Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем. 35. Дидактическая игра «Кому что нужно?» Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание. Например, 36. Дидактическая игра «Не ошибись» Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится. Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом. Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры. По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. строитель: ему необходимы инструменты — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках — люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая. 37. Дидактическая игра «Отгадай — ка!» Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь. Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. 38. Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а перец - …. (горький) Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые) Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая) Лед тонкий, а ствол - … (толстый) 39. Дидактическая игра «Где что лежит?» Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание. Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например: - «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).  Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)  Вова вымыл руки и положил мыло ...Куда? (В мыльницу) 40. Дидактическая игра «Догони свою тень» Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь. Ход игры: Воспитатель: Кто отгадает загадку? Я иду — она идет, Я стою — она стоит, Побегу — она бежит. Тень В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью. 41. Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а перец - …. (горький) Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые) Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая) Лед тонкий, а ствол - … (толстый) 42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?» Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание. Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д. 43. Дидактическая игра «Какой предмет» Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления. Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:  Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом. В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.  Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу. Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.   Широкий, - предлагает воспитатель следующее Красный. машина и др. слово. Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др. Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит: Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, - Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.) 44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?» Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память. Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного. Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу. Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д. 45. Дидактическая игра «Придумай другое слово» Цель: расширять словарный запас; развивать внимание. Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).    46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова» Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание. Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д. 47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь. Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать. Метель — метет, вьюжит, пуржит. Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, … Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д. 48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?» Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь. Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать: Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым. Играет — девочка, радио, … Горький — перец, лекарство, .. и т. д. 49. Дидактическая игра «Придумай сам» Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение. Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть. 50. Дидактическая игра «Кто что слышит?» Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку. Ход игры: На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал. 51. Дидактическая игра «Назови предмет и что им делают?». Цель: обогащать и активизировать словарь существительными, глаголами.  Развитие сюжета игровой ситуации. 52. Дидактическая игра: «Назови профессию». Воспитатель, по очереди, бросает мячик. Тот кто поймает мячик, называет  одну из профессий. Если ребёнок затрудняется ответить, воспитатель  загадывает загадку, помогает ответить).        53. Дидактическая игра «Найди и назови»  Цель: Учить детей находить правильно слова­ ассациации к ключевому слову  Задачи: развивать мышление, память, внимание. Учить слушать данное  задание и выполнять верно. Воспитывать положительное отношение друг к  другу.  Содержание игры: игра заключается в том что ребята на заданное  воспитателем слово находят соответствующие фишки называя их вставляют в круг­ поле. Например заданное слово «зима» дети по очереди найдя фишки и  располагая их в круг­ поле называют изоброженное на фишке «сани», «Новый  год». «лыжи» и т.д. У какого участника в кругу­ поле окажется больше фишек тот ребенок считается победителем.  54. Дидактическая игра «Угадай транспорт» Задачи:  закреплять   представления   детей   о   транспорте,   умению   описанию (загадке)   узнавать   предметы;   развивать   смекалку,   быстроту   мышления   и речевую активность. Правила:  называть   транспорт   можно   только   после   того,   как   прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший   больше   картинок   с   транспортом.   Дети   сидят   полукругом. Воспитатель:  Мы   с   вами   беседовали   о   транспорте,   наблюдали   за   его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт».   Послушайте   правила   игры.   Я   буду   загадывать   загадки   о транспорте,   а   вы   должны   подумать   и   правильно   их   отгадать.   Кто   первым правильно   отгадает,   о   каком   транспорте   идёт   речь   в   загадке,   получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит. 55. Дидактическая игра «Собери цветок» для детей 4­6 лет.  Цели: Учить составлять целый предмет из частей. Развивать ловкость,  координацию, быстроту реакции. Воспитывать чувство сопереживания.  Ход игры: В игре участвуют 2 ребенка. На полу лежат лепестки и сердцевина  цветка. По сигналу воспитателя дети начинают собирать цветок  определенного цвета. (Желтый или красный). Побеждает тот игрок, кто  первым собрал цветок. предметов, знакомых детям. кратковременную память; воспитывать честность. 56. Дидактическая игра «Что изменилось?» Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков. Цель игры: развивать произвольное внимание и Материал: несколько небольших игрушек или других Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек. 57. Дидактическая игра «Составь картинку» Цель игры: познакомить ребенка с окружающими предметами, научить  складывать целое изображение из двух частей; развивать мышление, речь,  обогащать словарный запас. Ход игры:  1. Разложите разобранные картинки изображением вверх. Возьмите одну  деталь и спросите, что на ней нарисовано.  2.Предложите ребенку найти недостающую половинку. Сложите две детали  вместе ­ они должны соединиться в целое изображение.  3.Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек. 4.После игры можно спросить у него, как называется тот или иной предмет. 5.Можно сравнить картинки – половинки, что общего и чем отличаются. 58. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование  относительных прилагательных): Сок из малины – малиновый. Сок из вишни – вишневый. Варенье из малины – малиновое. Варенье из вишни – вишневое. 59. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам). Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.  Фрукты: лимон, огурец, банан, персик. Ягоды: малина, клубника, ананас, черника. 60. Дидактическая игра  «Чьи следы».   Цель   игры:   закрепление   знаний   о   диких   и   домашних   животных,   учить различать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти. Подготовка к   игре:   для   игры   нужны   карточки   на   которых   изображены   животные   и карточки со следами этих животных.  Ход   игры:   детям   нужно   подобрать   следы   к   каждому   из   животных.   Кто быстрее и правильнее выполнит задание – получает фишку. Кто больше всего наберет фишек, тот и будет лучшим следопытом.  Детям   раздаются   карточки,   на   которых   изображены   животные.   Водящий показывает следы, а дети подбирают следы к своим животным. Детям нельзя ошибаться, при неправильном ответе, ход переходит к другому ребенку.  61. Дидактическая игра  «Это когда?».  Цель игры: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Подготовка к игре: для проведения игры нужны картинки с изображениями снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. 62.  Дидактическая игра: «Назови морских обитателей» Цель:Развитие познавательных интересов. Задачи: ­ знакомить детей с представителями морского дна; ­ расширять представления об их особенностях; ­ развивать у детей интерес к живой и неживой природе. 63. Дидактическая игра: "Угадай, какое это животное?" Цель: учить детей составлять описательные рассказы. Задачи­образовательные и развивающие: закрепить знания детей о  диких (домашних) животных; учить называть детёнышей животных;  развивать связную речь; пополнять словарный запас слов; закрепить  навыки правильного произношения; воспитывать любовь к животным и  природе. Ход игры: у воспитателя находятся карточки с дикими (домашними)  животными и их детёнышами, педагог берёт любую одну карточку с  изображением животного и описывает его внешние признаки, а дети должны по словесному описанию догадаться­о каком животном шла речь  воспитателя, а затем отгадав правильно ребёнок (дети) называют  детёнышей этого животного. 64. Дидактическая игра : “Подбери одежду космонавта” Цель: Учить группировать предметы одежды и обуви мужчин и  женщин. Задачи: ­ Уточнение названий и назначений предметов одежды, обуви.  ­ Развитие умений различать существеннее детали и части предметов  одежды (у платья­рукава, воротник, карманы, пуговицы). ­ Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, обувь). ­ Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать  заданный вопрос, понятно отвечать на него.  ­ Развивать внимание, память.  65. Дидактическая игра: «Выложи орнамент» Учить детей создавать не сложный орнамент, из геометрических  фигур. 2. Учить детей красиво подбирать цвета для орнамента. 3. Закреплять у детей умение по­разному располагать в пространстве  орнамент. 4. Упражнять детей в аккуратном выкладывании орнамента. 5. Воспитывать эстетическое восприятие, чувство композиции, цвета,  художественный вкус. Предварительная работа: Знакомство с понятием «Орнамент», рассматривание картинок,  иллюстраций, фотографий по данной теме. 66. Дидактическая игра: «Чей орнамент» закрепить знания орнаментов, используемых в вышивке; развивать память, мышление, эстетическое восприятие. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край. Материал:  Большие и маленькие карточки с изображением орнаментов казахского народа.  Игровое   правило:  соотнести   изображение   фрагмента   орнамента   на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке. 67. Дидактическая игра «Ежики и грибочки» Цель: Формировать у детей простейшие приемы установления  тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова "цвет", "такой же", "не такой", "разные". Ход игры: Мы ежики­по лесу гуляли, Грибочки искали. Долго­долго шли, А грибочков не нашли. Как же быть нам, как же быть, Чем нам деток покормить? Воспитатель: Ребята, ежикам нечем кормить ежат. а у нас много  грибов, давайте с ежиками поделимся. Посмотрите, ежики разные по  цвету: один зеленый­, он любит собирать зеленые грибочки. А этот  красный ежик, он любит собирать красные грибы (соответственно­синий и желтый ежики). Давайте их угостим: зеленому ежику­такой же зеленый  гриб (и так по каждому цвету). 68. Дидактическая игра «Листопад» Цель игры: уточнять у детей представление об осенних изменениях в  природе,закрепить названия деревьев, их отличительные особенности,  уметь соотносить лист с деревом, развивать логическое мышление,  внимание. правильно провести свой листик по дорожке к его родному  дереву и прикрепить на него. 69. Дидактическая игра «Покажи и назови» (зимние забавы) Цель: Расширять знания и представления детей о зиме, её признаках, о зимних  забавах;  развивать  зрительное   и   слуховое   восприятие,   внимание, логическое   мышление,   связную   речь;   воспитывать   интерес   к  играм,   к изменениям в неживой природе. Материал: кукла Маша, снежинки, сюжетные картинки «Зимние  забавы»,  70. Дидактическая игра «Волшебные слова» Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах  отношений с окружающими; воспитывать культуру общения: умение  приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с  товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов. Методы и приемы: ­Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и  создания мотивации; ­Беседа; 71. Дидактическая игра: «Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Материал: кукла. Ход игры К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться. Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно! Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы. 72. Сюжетно­ролевой игры «Пожарные, скорая помощь, больница,  семья» Цель:   Учить   отражать   в   игре   яркие   впечатления   окружающей   жизни, развивать ролевое взаимодействие, образное мышление, представления детей о профессии пожарного. Воспитывать чувство личной безопасности, умение действовать в различных ситуациях. Задачи: 1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма. Активности, ответственности, дружелюбия. 3.   Закрепить   ранее   полученные   знания   о   труде  пожарных,   врача, медсестры. Побуждать развивать несложные  сюжеты  с 2 – 3 – ситуациями (вызов пожарных, скорой помощи) 4. Обогащать социально – игровой опыт детей, Развивать игровые умения по сюжету, развивать ролевую речь.  73. Дидактическая игра «Звуковые часы» Задачи: 1. Расширять представление о словах 2. Познакомить детей с протяженностью слов 3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух ­трехсложной  слоговой структуры) Правила: Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству  слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов. Игровые действия: Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или  длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не  уполтребляет. 74. Дидактическая игра «Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц») Задачи: 1. Освоение интонационного выделения звука в слове 2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За  правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно  выделяя заданный звук. Игровые атрибуты: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц» Сюжет игры: Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь ­  отыскать слова на заданный звук. 75. Дидактическая игра «Какой звук пропущен?» Задачи: 1. Развивать фонематический слух 2. Учить вслушиваться в звучание слов 3. Упражнять в выделении недостающего звука Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.  Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку. Игровые действия: Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.  76. Дидактическая игра «Разбери слова на слоги» Цель: Упражнять детей в разделении слов на слоги. Закрепить знание правила: сколько в слове гласных, столько и слогов. Описание: Вариант 1: Взрослый называет слово, ребёнок на слух делит его на слоги, произнося слово по частям. (Машина – ма-ши-на, кукла – кук-ла и т. д.) Вариант 2: Взрослый пишет 6 – 8 слов на листе бумаги и предлагает ребёнку разобрать слова на слоги. Сначала читается всё слово. Определяется количество гласных звуков в слове. Слово произносится по слогам, разделяя слоги вертикальной чертой и подчёркивая каждый слог, произнося его. 77. Дидактическая игра «Где, чей дом?» Цель: формировать знания о местах проживания животных, развивать  внимание, память, логическое мышление. Игровой материал:   Картинки с изображением  животных. Игровое поле с карманами. 78.Дидактическая игра «Кто что ест?» Цель:  Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;Развивать   мышление,   внимание;   речь,   а   также   развивать   мелкую моторику   рук;   Воспитывать   бережное   отношение   к   диким   и   домашним животным.Необходимый   инвентарь:   Вырезанные   из   картона   изображения животных,   приклеенные   на   внешнюю   сторону   спичечных   коробок, изображения еды животных, приклеенные внутри коробок. 79. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»  Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные  предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка,  развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать  полученные знания. Как играть Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра  знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло,  яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила  игры и составить логические цепочки. 80.Дидактическая игра: «Найди   и   назови   фигуру» Цель:   упражнять   детей   в   знании   геометрических   фигур. Материал:   карточки   с   изображением   геометрических   фигур. Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания. 81. Дидактическая игра «Выложи фигуру» для детей 4­5 лет.  задачи: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник,  прямоугольник.Совершенствовать восприятие детей путем активного  использованье осязание.  Ход игры: Перед детьми на столе карточки с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает загадывает загадку. Ребята должны отгадать  и выложить фигуру. 82.  Дидактическая игра: «Дни недели». Цели:дать этимологию названия дней, знать названия дней  недели,научить детей понимать пространственные и временные отрезки времени, понимать их последовательность расположения друг   за   другом,учить   распознавать   род   слова   и   понимать   специфику происхождения   "рода",развивать   память,мышление,речь   и   словарный   запас языка ребёнка старшей группы, формировать гендерное воспитание.

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада

Картотека дидактических игр для детского сада
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018