Дидактические игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений у детей второй младшей группы.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.
Сегодня, и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления дошкольников, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
картотека дидактических
игр по математике
«Найди
предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими
образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал).
Дети
стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном геометрические
формы, на втором предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем
играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет
такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,
педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный
предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра
продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
«Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным
качествам величины.Материал. 2 комплекта
пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из
полых кубов.
По приглашению
педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к
детям: «Я хочу поиграть с
вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же
остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее).
Чтото там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю
половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки
выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой
матрешки,
наклоняя ее при этом: «Я Матреша, я Наташа, я Даша, я Маша» и т.д.
Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе
воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем
их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная
с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка
самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол
набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди,
которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины.
Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплектматрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары
матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки
захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару
матрешек одного роста. «Пора домой! говорит педагог. Становитесь в пары».
Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какойто пары
матрешек не хватает. Педагог предлагает
детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться.
Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог
ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) это
домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для
своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
«Длинное короткое»
Цель: развитие у детей четкого
дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных
цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и
тоненькая кукла.
Перед началом игры В. заранее
раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные
ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки плюшевого мишку и куклу Катю.
Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого
им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки:
одну короткую поясок для Кати, другую длинную поясок для мишки. Дети с
помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и
кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.Педагог предлагает снять пояски и
поменять их
игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок
слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на
столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая
ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины
длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски длинную и
короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем
накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о
геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки
с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит
каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых
нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все
фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждуюфигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную
фигуру.
«Три
квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине
три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины,
фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата,
вот такие (показывает). Этот самый большой, этот поменьше, а этот самый
маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие
квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние.
Теперь самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов
башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх
сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую
башню на своих фланелеграфах» говорит В.
«Игра с обручем»
Цель: различение и нахождение геометрических
фигур.
Для игры используются 45 сюжетных
игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету,
форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке,
кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком
(все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не
обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)
Геометрическое лото
Цель: учить детей сравнивать форму
изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по
геометрическому
образцу.
Материал. 5 карточек с изображением
геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,
овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный
мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,
кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной
(конверт, портфель, книга, домино, картина).
Принимают участие 5 детей. Педагог
рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем
по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с
изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать
форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).«Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить детей с новыми формами:
овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в парес уже знакомыми: квадрат
треугольник,
квадратпрямоугольник, круговал.
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные
картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный:
по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог
показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая
фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится
обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у
треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить
их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
«Широкое узкое»
Цель: формировать представление «широкое
узкое».
Занятие проводится аналогичным образом,
но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие
ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать
следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски широкая
и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и
мишка, а по узкой только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя
машинами.
«Кому какая форма»
Вариант1. Цель: учить детей группировать
геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный:
по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого
ребенка.
Педагог демонстрирует круг и овал,
просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг
от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один
поднос матрешке, все овалы на другой мишке». Педагог наблюдает, как дети
выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру
пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы
сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка
заберет круги домой».
Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты,
прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Содержание аналогично варианту 1.
«Соберем бусы»Цель: формировать умение группировать
геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме
и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней
слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник,
зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с
разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для
новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и
говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она
решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по
две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему
выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем
В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте
начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть
следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в
соответствии с заданной закономерностью.
«Наш
день»
Цель: закрепить представление о частях
суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать,
посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в
разное время суток.
Дети сидят полукругом. Педагог при помощи
куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть
суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день)
и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает
ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию
(утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят,
когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и
спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает
картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками В.
Подробнее:http://www.happygiraffe.ru/user/261282/blog/post153515/Дидактические игры для детей на формирование элементарных
математических представлений
Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)
«Детский сад»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Материал. Мяч.
Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
Мы делаем зарядку…
Мы занимаемся…
Аналогично можно проводить игру о временах года.
«Какой день недели»
Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.
Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.
Много разных дней недели
Птицы нам про них пропели
В понедельник соловей
Пел, что нет прекрасней дней
А во вторник пела птица
Желтобокая синица
Ворон каркнул, что всегда
Лучшим днем была среда
Воробей чирикать стал
Что в четверг он в лес летал
Две голубки ворковали
Воскресенье обсуждали
Птички дни недели знают
Нам запомнить помогают
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы
(ориентировка во времени)
Дидактическая игра «Успей вовремя»
Цель: Продолжать закреплять понятие времени.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным
интервалом.
Воспитывать любознательность.
Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.
Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и
собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли
дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное
время.Дидактическая игра «Тиктак
Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.
Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов
Воспитывать интерес к играм.
Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы,
настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение:
Петушок
Кукарекукукареку
Звонко петушок поет.
Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил вас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы).
Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу
Вставать пора! (будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в
пространстве)
Поможем Элли вернуться домой
Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений
на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное
положение
Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.
Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом
Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей
вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:
3 4
5
1 2Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в
группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой
1(В котором размещен текст с заданием на счет).
Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать
стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе
конверт с цифрой 2 (с заданием).
Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания
последовательно.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Материалы: модель времени года.
Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части
(времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор
разделен еще на 3 части, окрашенные в светложелтый, желтый и желтокоричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку.
(Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете,
почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь.
Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает
месяцы на модели.
Дидактическая игра «Составь неделю»
Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель
предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на
карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем
дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию
строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю,
начиная с четверга и тд.
Игра повторяется 23 раза.
После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного
дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.
В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (количество и счет)
«На зарядку становись»
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)
Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны
цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При
этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с
детьми пересчитывает спортсменов.
Затем зачитывает стихотворение:
Двадцать спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.Последний, случается, первым придет –
Такой вот бывает неправильный счет.
В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.
«Назови предыдущее и последующее число»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в
пределах 10
Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1
до 10).
Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с
кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседачисла: младшее меньше на
один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит
впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей
своего числа».
Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и
закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к
обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (геометрическая форма)
«Мастерим геометрические фигуры»
Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и
перечислению характерных свойств.
Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)
Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных
палочек.
Жилибыли два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Тот кричит ему:
Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом,А проснешься без углов!
Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг).
Дети делают круги из веревочек.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет квадрата.
Онемел… Стоит без слов..
Вот так месть. Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.
«Нарисуй квадрат»
Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать
их на листе бумаги в клетку.
Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.
Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает
последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум
клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну
такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо
отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют
квадраты простым карандашом до конца строки.
Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.
Дети заштриховывают квадраты разными цветами
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (величина)
«Посадим ели»
Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.
Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем
предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для
озеленения двора.
Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту
ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится
счетная палочка в высоте ели?»
Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).
Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой
высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум
счетным палочкам.)»
Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец
меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».
Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.
«Решаем задачи бабушки Загадушки»
Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.
Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей
Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей.
На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»
Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка в пространстве)
Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и
схем.
Материалы:
Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).
Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:
придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)
положите треугольник посередине листа
проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.
положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)
Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.
уточните дальнейшее направление движения до участка
проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.
Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя
пространственные понятия.
Дидактическая игра «Линии и точки»
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.
Ход игры:
Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов».
Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их
направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить
рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает
несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий,
клеточек и точек.
Дидактические игры для детей старшей группы (количество и счет)
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной
карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» дети передает друг другу слева направо карточки. По
сигналу «Стоп!» перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а
дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из
игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.«Считаем по порядку»
Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором
месте?»
Материалы: веер
Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает
посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание
посчитать их по порядку.
Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он
убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где
он был расположен (который по счету).
Игра продолжается 23 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.
Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка во времени)
«Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает
назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной
последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют
остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 23 раза.
«Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели
сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют
различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов
на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра
повторяется 23 раза со сменой карточек.
Дидактические игры для детей старшей группы (величина)
«Посадим елочки в ряд»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать
их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый
высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и
заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания
предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.
Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая
самой низкой.
«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»
Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной
образцу.
Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы
одинаковой длины и цвета, но разной ширины).Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.)
одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине
одному из четырех шарфиков.
Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков,
лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения
шарфиков.
Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках
шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем
непосредственного сравнения шарфиков.