Картотека дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной публикации предоставлены игры на развитие речевого дыхания, которые способствуют: - формированию навыков правильного речевого дыхания; - укреплению мышц лица и грудной клетки; -профилактике болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; - нормализации звукопроизношения и просодических компонентов речи; -выработке плавной, протяжной воздушной струи, идущей по средней линии языка; -развитию силы выдоха;ЗАДАЧИ: формирование навыков правильного речевого дыхания; укрепление мышц лица и грудной клетки; профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; повышение умственной работоспособности детей; нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
Иконка файла материала картотека дыхательных гимнастик.docx
Картотека дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста. ЗАДАЧИ:  формирование навыков правильного речевого дыхания;    укрепление мышц лица и грудной клетки;  профилактика болезней верхних дыхательных путей и  нервной системы;  повышение умственной работоспособности детей;  нормализация звукопроизношения и просодических   компонентов речи;  закрепление лексических тем и грамматических категорий;  выработка плавной, протяжной воздушной струи, идущей по  средней линии языка;   развитие силы выдоха;  стимуляция интереса к занятиям. «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» Цель: выработка длительной, направленной воздушной  струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на  ватный шарик, теннисный мячик, карандаш,  стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. «ФУТБОЛ» Цель: выработка плавной, непрерывной струи, идущей по средней линии языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на  нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная  струя шла посередине языка, и сдуть ватный мячик так,  чтобы он попал в импровизированные ворота.«СДУЙ СНЕЖИНКУ, ПТИЧКУ, ЛИСТИК» Цель: выработка плавной, целенаправленной воздушной  струи воздуха, идущей по средней линии языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу.  На ладонь, на уровне рта положить бумажный квадратик, снежинку, листочек, птичку и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как  бы произносили звук ф, а не х. «ПАРОВОЗ СВИСТИТ» Цель: выработка плавной, непрерывной струи.  Взять чистый пузырек, стеклянную бутылочку и поднести   ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он лежал  на нижней губе. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если  свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не  выполнено какое­то правило игры. Следует начать сначала. «ПАРАШЮТИК» Цель: выработка сильной воздушной струи, идущей посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять к  верхней губе, резко выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или  на челочку. Следить, чтобы ребёнок дул с силой, резко. Если слышится  что­то похожее на звук [X], значит, ребёнок дует неверно: воздушная  струя слишком рассеянная и «парашют» не получится — ватка не  полетит вверх.   «ФОКУС»  Цель: выработка сильной воздушной струи, идущей посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять к верхней губе, резко выдохнуть на ватный шарик, лежащий в специальном приспособлении из пластиковой бутылки.  Следить, чтобы ребёнок дул с силой, резко. Если слышится что­то  похожее на звук [X], значит, ребёнок дует неверно: воздушная струяслишком рассеянная и «фокус» не получится — шарик не будет  дрожать.   «ЛЯГУШКА ПРЫГАЕТ ПО КОЧКАМ»  Цель: распределение воздушной струи. Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами.  При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается  хлюпающий звук. «ГОРОХОВЫЕ ГОНКИ» Цель: выработка сильной, непрерывной струи, идущей  посередине языка). Коробка из­под конфет оборудована, как дорожки для  бегунов ­ «горошинок», а начинают они бег при помощи  «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто  быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.         «УЗНАЙ, ЧТО ЭТО?» Цель: развитие обоняния и глубокого носового вдоха. На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока  или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик  духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по  ним отгадываются предметы с закрытыми глазами. «ЧЬЯ ФИГУРКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ, УЕДЕТ, УПЛЫВЕТ?»Цель: развитие длительного плавного выдоха и активизация  мышц губ. На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток)  фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый  ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку  следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд  нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для  разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на  фигурки, а остальные следят. Упражнение может проводиться  индивидуально, а вместо бумажных фигурок можно  использовать мелкие игрушки.   «КОРАБЛИК» Цель: чередование прерывистого сильного и длительного  плавного выдоха.  Потребуются таз с водой, бумажные или пластиковые   кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него  дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для  имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п­п­п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не  надувая щек. «ГОРОХОВЫЙ, ОРЕХОВЫЙ ФУТБОЛ» Цель: выработка протяжной воздушной струи, чередование  длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет),  «клюшки» — трубочки для коктейля. Необходимо быстрее  задуть «горошины», «орехи» в ворота. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» Цель: выработка точной  сильной протяжной воздушной струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый  большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится.Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет. «ТРУБОЧКИ - ШУТКИ»  Цель: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается  бумажный язычок. «НАДУЙ ИГРУШКУ» Цель: развитие сильного плавного выдоха.  Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно  выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней  поиграть. «БУРЯ» Цель: выработка умения направлять воздушную струю по  середине языка Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется  соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с  водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане  забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были  неподвижны. «ПОДУЙ НА СВЕЧУ» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи. Держать в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два»  сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» —  продолжительны и медленный выдох, имитирующий  задувание свечи. Повторить 3—4 раза. «ЧЕЙ ВЕТЕРОК СИЛЬНЕЕ?» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи, идущей по средней линии языка.Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Дуть себе на ладонь с различной интенсивностью, щеки не надувать  «ПАРОХОД ГУДИТ» Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх и плавный  протяжный выдох. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу. «ЧТО СПРЯТАЛОСЬ?» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи,  идущей по средней линии языка, развитие внимания и  зрительной памяти. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Дуть  на  завуалированную картинку и назвать предметы или буквы,  которые спрятались. Щеки не надувать.  «НАКОРМИМ ЖИВОТНЫХ» Цель: выработка плавной, целенаправленной воздушной  струи воздуха, идущей по средней линии языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на  нижнюю губу.  Сдуть бумажные фрукты так, чтобы они  попали в раскрытый рот животного. Следить, чтобы щеки не  надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети   произносили звук ф, а не х. «СПУТНИК» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи,  идущей по средней линии языка.Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Дутье на  маленький «спутник». Чей «спутник» поднимется выше?   Щеки не надувать.  «РАКЕТЫ» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи,  идущей по средней линии языка. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Дутье на  бумажную «ракету». Чья «ракета» поднимется выше?   Щеки не надувать.  «ОСТУДИ ЧАЙ» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи. Держать в руке игрушечную чашку. На счет «раз, два»  сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» —  продолжительны и медленный выдох. Повторить 3—4 раза. МОРОЗ» «ДЕД Цель: выработка плавной, воздушной струи воздуха, идущей по средней линии языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на  нижнюю губу.  Дутье на волшебную бороду Деда Мороза.   Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались  на зубы, чтобы дети  произносили звук ф, а не х. целенаправленной  «ВОЛШЕБНЫЙ ЭКРАН»Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи, идущей по средней линии языка, развитие внимания и зрительной памяти. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Дуть  на завуалированную картинку и назвать предметы или буквы, которые спрятались. Щеки не  надувать.  «СТРЕКОЗА» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи,  идущей по средней линии языка. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Дуть  на  игрушечную стрекозу, чтобы она вращалась на тростинке.  Щеки не надувать.  «МЕТЕЛЬ» Цель: выработка умения направлять воздушную струю по  середине языка Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется  соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с  пенопластовой стружкой. Подуть через соломинку, чтобы  стружка стакане закружилась, как метель. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны. «ПОЕМ ЗВУКИ» Цель: выработка плавной, протяжной воздушной струи, развитие голосового аппарата. Пропевать на одном дыхании гласные звуки: [А,О,У,И,Э,Ы]