Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей
Оценка 4.9

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Оценка 4.9
Игры +2
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
22.02.2019
Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей
Подборка игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей. Цель этих игр для гипероактивных детей- развитие умения концентрировать внимание на деталях;: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Для агрессивных детей снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.
картотека игр.docx
Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей Составила: Рылова Е.Г. Гипероактивных детей. “Найди отличие” (Лютова Е.К., Монино Г.Б.) Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее  взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает  картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок  могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой­либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не  ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок,  должны сказать, какие изменения произошли. “Ласковые лапки” (Шевцова И.В.) Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие  чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку,  стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку  предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить  “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой  “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть  поглаживающими, приятными. Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с  ребенком местами. “Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.) Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать,  сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться,  на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и  не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”. “Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997) Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится  водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую­либо фразу или строчку из известной  всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое  слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух  доставшееся ему слово. “Менялки” (Автор неизвестен) Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой  стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее  ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После  этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же  время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула,  становится водящим. “Разговор с руками” (Шевцова И.В.) Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что ­то  сломал или причинил кому­нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на  листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им  глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять  беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не  любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог  сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать  (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно  “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в  течение 2­3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела:  мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток  времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный  срок, похвалив послушные руки и их хозяина (рис. 1). “Говори!” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.) Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но  отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте  потренируемся: “Какое сейчас время года?” Рис. 1. “Разговор с руками”: (Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”...  “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т.  д.” Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. “Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997) Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за  другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или  рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает  дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по  количеству мячей в круге. “Час тишины и час “можно”” (Кряжево Н.Л., 1997) Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому —  научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или  займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя  тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”,  когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. “Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни,  главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее  оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые  взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”). “Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу,  играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в  максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись  спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. “Сиамские близнецы” (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению  доверия между ними. Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к  плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой  ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что­то сделать, лечь, встать, порисовать,  попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее  можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись”  не только ногами, но спинками, головами и др. “Зеваки” (Чистякова М.И., 1990) Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять  своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое­нибудь слово) дети  останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто  не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное  слово песни (оговоренное заранее). “Колпак мой треугольный” (Старинная игра) Цель: научить концентрировать внимание,  способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и  контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с  ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой  треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза  повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его  жестом (напри мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже  заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом  последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно  больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить. “Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990) Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком  медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается.  Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например:  “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит  музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных  движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и  выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся  ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид  деятельности. “Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990) Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на  определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет  командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в  ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные  продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех  детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать  команды, дети должны передвигаться бесшумно. “Король сказал...” (Известная детская игра) Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление  двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг.  Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные,  танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он  добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет  какое­нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и  т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или  “Командир приказал”. “Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает  играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети  стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения,  которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет  выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры,  кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”­. Когда дети ее услышат, они должны  будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте). “Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990) Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда  ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста”  (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую­либо другую позу. Если ведущий  хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе,  носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие  возобновляют ходьбу. “Замри” (Чистякова М.И., 1990) Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны —  вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка  обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки.  Если кому­то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка —  оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни  останется лишь один играющий. “Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен) Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со  всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто­либо из детей будет специально  стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).  Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку; 2 хлопка — здороваемся плечиками; 3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих  проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое  тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от  ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет  на разговоры во время этой игры. Агрессивные дети “Обзывалки” (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг  друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).  Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это  игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно  следует сказать своему соседу что­нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!” Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить  ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не  стоит. “Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997) Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным  образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение,  направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает  текст: ^Рано­рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив  ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача —  противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки  “Бе­е­е”. Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы. “Доброе животное” (Кряжево Н.Л., 1997) Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства  других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: “Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе  животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох —  делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на  выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед,  стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”. “Тух­тиби­дух” (Фопель К., 1998) Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого  настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по­настоящему,  необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не  разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из  участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито­пресердито произнесите волшебное слово: “Тух­тиби­дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени  останавливайтесь перед кем­либо и снова сердито­пресердито произносите это волшебное  слово Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в  глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух­ тиби­дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. “Попроси игрушку” — вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютово Е.К., 1999) Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из  участников пары (участник 1) берёт в руки какой­либо предмет, например, игрушку,  тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.  Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая  очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить.  Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе  действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова,  постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2  меняются ролями. “Попроси игрушку” — невербальный вариант (Карпова Е. В., Лютово 6. К., 1999) Цель: обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется  аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения  (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и  невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими  впечатлениями и ответить на вопросы: “Когда было легче просить игрушку (или другой  предмет)?”, “Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна  особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе  выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. “Прогулка с компасом” (Коротаева Е.В., 1997) Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи)  завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туриста не  может общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним).  Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они  чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. “Зайчики” (Бордиер Г. Л. и др., 1993) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить  задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит  детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых  барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и  эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете,  как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в  плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик  расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще  попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”. Кроме  упражнения “Зайчики” рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц,  которые подробно описаны в разделе “Как играть с тревожными детьми”. “Я вижу...” ( Карпова Е.8., Лютова Е.К.. 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать  память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы,  которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: “ Я вижу...”  Повторять один и тот же предмет дважды нельзя. “Ласковые лапки” (Шевцова И.В.) Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить  чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и  взрослым. Описание игры см. на с. 38 “Толкалки” (Фопель К., 1998) Цель: научить детей контролировать свои движения.  Скажите следующее:”Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от  друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера.  По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места.  Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и  вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: “Стоп”. Время от  времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера  только левой рукой; толкаться спиной к спине. “Жужо” (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную  возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они  сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все  остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа”  терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками,  стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”. Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными. “Рубка дров” (Фопель К., 1998) Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей  работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во  время игры. Скажите следующее: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают  взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться  руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем  рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой  опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!”” Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм,  ударять по одной чурке по очереди. “Головомяч” (Фопель К., 1998) Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг  другу. Скажите следующее: “Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга.  Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера.  Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать  самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте  сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате”. Для детей 4—5 лет правила  упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках  или стоять на коленях. “Аэробус” (Фопель К., 1998) Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что  взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и  спокойствие. “Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет  в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто­нибудь из вас стать  Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу “летать””. Один из  детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и  просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет “три” они одновременно встают и  поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по  помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза,  расслабится, совершит “полет” по кругу и снова медленно “приземлится” на ковер”. Когда Аэробус “летит”, ведущий может комментировать его полет, обращая особое  внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус  самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все  получается хорошо, можно “запускать” два Аэробуса одновременно. “Бумажные мячики” (Фопель К., 1998) Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем­то  долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный  ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию  так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде  ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой:  “Приготовились! Внимание! Начали!” Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на  ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп!”, вам надо будет прекратить  бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на  полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”. Бумажные мячики  можно будет использовать еще неоднократно. “Дракон” (Кряжево Н.Л., 1997) Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и  почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник —  “голова”, последний — “хвост”. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона неразрывно. Как только “голова” схватила “хвост”, она становится  “хвостом”. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух  ролях. Игры за партами Для агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за партами: “Драка”,  “Дудочка” (упражнение описано в разделе “Как играть с тревожными детьми”), “Ловим  комаров”, “Пальчиковые игры” и др. “Глаза в глаза” (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. “Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в  глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне  весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко  отгадывать, а какие трудно. “Маленькое привидение” (Лютова Е. К., Монино Г. Б.) Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам  захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы  будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить  страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”,  если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог  хлопает в ладоши: “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!” Тревожные дети Как играть с тревожными детьми На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться  следующими правилами: 1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом,  когда сам захочет, станет ее участником. 2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается  скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?” 3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал  опасности от встречи с чем­то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже  знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из  игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. 4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной  работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и  дыхательных упражнений, например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”,  “Штанга”, “Винт”, “Водопад” и др. Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить  следующие: “Подарок под елкой”, “Драка”, “Сосулька”, “Шалтай­Болтай”, “Танцующие  руки”. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя  достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры “Дракон”, “Слепой танец”, “Насос и мяч”, “Головомяч”, “Гусеница”, “Бумажные мячики”. Игры “Зайки и слоны”, “Волшебный стул” и др., способствующие повышению  самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в  том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить  элемент новизны). Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило,  сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и  дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по  лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников.  Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания. Подвижные игры Упражнения на релаксацию и дыхание “Дрока” Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. “Вы с другом поссорились.  Вот­вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко­накрепко сожмите челюсти. Пальцы  рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на  несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.  Ура! Неприятности позади!” Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. “Воздушный шарик” Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу.  Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать  шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки,  медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик  становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я  тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А  теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали. •“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился.  Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно  втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю  ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит  ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза. “Подарок под елкой” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. “Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о  замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко­крепко зажмуриваете глаза и  делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и  откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”. После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. “Дудочка” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке.  Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и  на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой  замечательный оркестр!” Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами. Этюды на расслабление мышц Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И.  Чистяковой в книге “Психогимнастика” и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды  полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения  даны в нашей модификации. “Штанга” Вариант 1 Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами­ тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте  штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”. Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя  успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали  вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу.  Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы.  Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”.  Упражнение можно выполнить несколько раз. “Сосулька” Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки.  Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а  на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь  выступаем. Здорово получилось!” “Шалтай­Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький  спектакль. Он называется “Шалтай­Болтай”. Шалтай­Болтай Сидел на стене. Шалтай­Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо­влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”. “Винт” Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем  превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки  будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского­Корсакова “Пляска скоморохов” из  оперы “Снегурочка”. “Косое и мяч” Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “Ребята, разбейтесь на пары.  Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит,  обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен  несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей  воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после  третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки  отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча  шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло,  вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями. Игры, способствующие расслаблению Следующие три игры позаимствованы из книги К.Фопеля “Как научить детей  сотрудничать” (1998). Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу  взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. “Водопад” Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и  закройте глаза. 2­3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите  возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот  прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш  лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам,  затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей  спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и  расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам  ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки  и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот  удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя  совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже  расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил...  Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем­ нибудь спокойным. “Танцующие руки” Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным,  неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. “Разложите  большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2  мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь  спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над  бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза,  и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками  в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра  проводится под музыку. “Слепой танец” Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. “Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой  останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте  друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите  партнеру завязать повязку”. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их  взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными  глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1­2 минуты. Потом дети  меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не  сидя, а двигаясь по помещению. Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе “Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997) Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех  продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями  остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем  все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите  воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго  воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному  маршруту”. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто  регулирует движение “живой гусеницы”. “Смена ритмов” (программа “Сообщество”) Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее  мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает  хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,.. Дети  присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают : раз, два, три,  четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все  тише и медленнее. “Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.) Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать  повышению самооценки. “Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками­трусишками. Скажите, когда заяц чувствует  опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши,  весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети  разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делают зайки, если видят волка?...”  Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. “А теперь мы с вами будет слонами,  большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и  бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как.  Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... ” Дети в течение нескольких минут  изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше  понравилось быть и почему. “Волшебный стул” (Шевцова И.В.) Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений  между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного  времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка —  его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный  стул” — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую  вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об  именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена  тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают,  становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в  короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные,  ласкательные). Можно также по очереди рассказать что­то хорошее о короле. Игры за столом Дыхательные упражнения (“Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Воздушный шарик”, “Подарок  под елкой”, “Драка”) можно проводить на перемене, а также за партами во время урока  или занятия в детском саду. Для снятия нервного напряжения, которое может возникнуть у детей, например, после  трудной контрольной работы, подойдет упражнение “Театр масок”. “Театр масок” (Лютова Е.К., Монино Г. Б.) Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. “Ребята! Мы с вами посетим “Театр Масок”. Вы все будете артистами, а я ­ фотографом.  Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга”. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с  помощью мимики изображают Бабу Ягу. “Хорошо! Здорово! А теперь замрите,  фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только  после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни “Ворона и Лисица”) в тот момент, когда она  сжимает в клюве сыр”. Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы,  изображают клюв. “Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная шапочка”, когда поняла,  что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”. Дети могут широко раскрыть глаза,  поднять брови, приоткрыть рот. “Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю!  Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!” Далее учитель или воспитатель, на свое  усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: “Все работали хорошо, особенно страшной была маска Bumu, когда я посмотрела на  Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все  постарались, молодцы!” “Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Положите руки на  парту, а голову на руки, закройте глаза. Давайте посидим так молча, расслабимся и  отдохнем. Всем спасибо!” Аутичные дети “Рукавички” (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из  бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий  раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению.  Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех  карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно  одинаковые рукавички. Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог  наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом  договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только  ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко  второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички. “Щепки но реке” (Фопель К. 1998) Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных  ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой  руки. Это все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет  крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив  глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда  Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока  не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют  Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно. Река будет блуждать по классу, пока все  дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Дети сами могут решить, как они в качестве “Щепок” будут “двигаться по Воде”:  медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться  приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутично­му ребенку не обязательно  быть в роли Щепки. “Охота но тигров” (Карпова T.B., Лютова Е.К., 1999). Цель: научить детей планировать свои действия во времени. Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе  и начинает громко считать до 10, В это время участники передают друг другу маленького  игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки  вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача  водящего — найти тигра. Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала  необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны. “Покажи нос” (Васильева Е.А.) Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети  повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем  воспитатель начинает “путать” детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети  должны заметить это и не повторить неверные движения. “Кто я?” (Черепанова Г.Д.) Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер,  дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был. “Придумки” (Черепанова Г.Д.) Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: 

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей

Картотека игр  для коррекции поведения гипероактивных, тревожных, агрессивных, аутичных детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019