Картотека игр для развития правильного дыхания.

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"БЕГЕМОТИК". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). "КАЧЕЛИ". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись. Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.
Иконка файла материала игры на дых.doc
Картотека игр для развития правильного дыхания. "БЕГЕМОТИК".  "КАЧЕЛИ".  Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной  гимнастики.  Ребенок, находящийся в положении лежа,  кладет ладонь на область диафрагмы.  Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох),                      То животик опускается (выдох).  Упражнение может выполняться в  положении сидя и сопровождаться  рифмовкой:                      Сели бегемотики, потрогали  животики.                       То животик поднимается  (вдох),                        То животик опускается  (выдох). Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной  гимнастики.  Оборудование: мягкие игрушки небольшого  размера по количеству детей.  Ребенку, находящемуся в положении лежа,  кладут на живот в области диафрагмы  легкую игрушку. Взрослый произносит  рифмовку:                        Качели вверх (вдох),                        Качели вниз (выдох),                        Крепче ты, дружок, держись. Методические указания. В играх  "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох  производится через нос. "НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ".  "ДЫХАНИЕ". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.  Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Объявляется, что на морском дне лежит  красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.  Ребенок в положении стоя делает два  спокойных вдоха и два спокойных выдоха  через нос, а с третьим глубоким вдохом  закрывает рот, зажимает пальцами нос и  приседает до желания сделать выдох.  Оборудование: картинки с изображением  птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя.  Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно, Тише ­ громче, как угодно. Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты.  (Вдохи всем телом после каждой  строчки)."ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".  "ЛИСТОПАД".  Цель: выработать более глубокий вдох и  более длительный выдох. Цель: выработать более глубокий вдох и  более длительный выдох.  Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.  Оборудование: листочки из тонкой бумаги.  Из кусочков ваты скатать шарик ­ "мяч".  Ворота ­ 2 кубика. Ребенок дует на "мяч",  пытаясь "забить гол" ­ вата должна оказаться между кубиками.  Вырезать листочки из тонкой цветной  бумаги и предложите ребенку "устроить  листопад" ­ сдувать листочки с ладони. "СНЕГОПАД".  "КОРАБЛИК".  Цель: выработать более глубокий вдох и  более длительный выдох.  Цель: выработать более глубокий вдох и  более длительный выдох.  Оборудование: "снежки" из ваты.   Сделать из ваты мелкие шарики ­  "снежинки", положить ребенку на ладонь и  предложить "устроить снегопад" ­ сдувать  снежинки с ладони.  Оборудование: бумажный кораблик, таз с  водой.  Пустить в таз с водой легкий бумажный  кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы  кораблик поплыл. Взрослый произносит  русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги­реки."ЛЕТИ, ПЕРЫШКО!".  "МОЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК". Цель: выработать более глубокий вдох и  более длительный выдох.  Оборудование: перышки небольшого  размера.  Положить ребенку на ладонь перышко и  предложить подуть так, чтобы оно полетело.  Цель: выработать более глубокий вдох,  сильный длительный выдох; активизировать  мышцы губ.  Оборудование: воздушные шары.  Дети должны надуть воздушные шары,  набирая воздух через нос и медленно  выдыхая его через рот.  Педагог сопровождает действия детей  стихотворным текстом:  Вариант 1.  Мой воздушный шарик, раз, два, три.  Легкий, как комарик, посмотри.  Носом я вдыхаю, не спешу,  За своим дыханием слежу. Вариант 2.  Каждый день я в шарик дую,  Над дыханием колдую.  Шарик я надуть стремлюсь  И сильнее становлюсь."ЛЕСНАЯ АЗБУКА".  Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох, активизировать мышцы губ.  К детям в гости приходит персонаж  Лесовик и предлагает "уроки лесной  азбуки". Дети повторяют за Лесовиком  звуки и действия, "осваивают" лесную  азбуку:  "У­У­У" ­ идет недобрый человек, его надо  прогнать (топать ногами).  "А­У­У" ­ путник заблудился, ему надо  показать дорогу (хлопать руками по  бедрам, будто сучья трещат).  "Ы­Ы­Ы" ­ пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши). "ДУЕТ ВЕТЕРОК".  Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох, слуховое и зрительное внимание,  мелкую моторику; активизировать мышцы  губ.  Педагог приглашает детей на прогулку.  Дети встают друг за другом и "змейкой"  двигаются вперед. По сигналу взрослого  останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки­лучи очень горячи (дети  раскрывают пальцы на правой  руке,  изображая "солнышко" и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают  пальцы левой руки в кулак, изображая  "тучку"). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У­У­У (дети делают  носом вдох и произносят на выдохе этот  звук). "КОМАР".  "ЖУКИ". Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох.  Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох.  Оборудование: предметная картинка  "комар".  (Проводится, если ребенок правильно  произносит звук "з").   Ребенок стоит, кисти к плечам, легко  покачивается на месте, произнося звук "з".  Взрослый произносит рифмовку: З­з­з ­ комар летит,  З­з­з ­ комар звенит.  Оборудование: предметная картинка "жук".  (Проводится, если ребенок правильно  произносит звук "ж").  Ребенок стоит, руки на поясе, корпус  поворачивает вправо­влево, произнося звук  "ж". Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой  режим."РЫЧАЛКА". "ВАРИМ КАШУ".  Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох.  Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох, умение действовать в коллективе.  (Проводится, если ребенок правильно  произносит звук "р").   Оборудование: детские стулья,  поставленные в виде круга.  Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе. "МЫЧАЛКА".  Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох.  Дети соревнуются, кто дольше "промычит"  на одном выдохе.  Делаются два спокойных вдоха и два  спокойных выдоха, а после третьего  глубокого вдоха, медленно выдыхая носом,  произносить звук "М­М­М".  Дети с педагогом договариваются варить  кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари!  ("Продукты" поочередно входят в круг ­  "горшочек"). Каша варится.  (Дети , выпячивая живот и набирая  воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот ­ выдох и произносят:  "Ш­Ш­Ш"). Огонь прибавляют.  (Дети произносят: "Ш­Ш­Ш" в  убыстренном темпе). Раз, два,три, Горшочек, не вари! "ДРАЗНИЛКА" ИЛИ "ИЗОБРАЗИ  ЖИВОТНОЕ".  Цель: развивать речевое дыхание через  произнесение на выдохе слогов.  Взрослый произносит рифмовку, а ребенок  изображает животных звуками и  движениями: Люблю дразнить я хрюшек, барашков и  лягушек. Весь день за ними я хожу и все твержу,  твержу: Кар­кар, гав­гав, жу­жу,  Бе­бе, ме­ме, ква­ква."ЭХО". "ПОЕЗД".  Цель: развивать речевое дыхание через  произнесение на выдохе звуков, слогов,  слов.  Дети делятся на две команды и встают в  два ряда лицом друг к другу. Одна группа  детей громко произносит звук (слог, слово),  а другая повторяет его тихо.   Рекомендуется употреблять гласные звуки  и их сочетания, открытые слоги, двух­ и  трехсложные слова без стечения согласных:  "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".  Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.  Оборудование: схемы слов ­ "вагончики",  предметные картинки из серий: "Игрушки",  "Овощи" и др.  Показывается предметная картинка и  педагог проговаривает фразу типа: "Это  яблоко" и выставляет два вагончика.  Детям предлагается дополнить фразу  одним новым словом ­ добавить к поезду  "вагончик".  Например, ребенок может сказать: "Это  большое яблоко". Следующий ребенок  скажет: "Это большое красное яблоко". На каждое добавленное слово  присоединяется "вагончик". Важно помнить, что перед началом фразы  необходимо сделать вдох. Фразы из 3­4 слов произносятся на одном  выдохе, более длинные фразы ­ с паузой  через 3­4 слова. "ВЕСЕЛЫЕ ДВИЖЕНИЯ". "ПОТЯГУШЕНЬКИ".  Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение  сочетать речь с движениями. Я люблю играть в футбол, Забивать в ворота гол. (Имитация удара  ногой по мячу). Я играю в баскетбол, (Имитация броска  мяча в кольцо). И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в  волейбол).  Методические указания. Каждая  стихотворная строка произносится на  выдохе, перед произнесением следующей  строки делается вдох.  Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику,  умение сочетать речь с движениями. Дети произносят стихотворный текст,  сопровождая его движениями: Потягушеньки моей душеньке. Тянем ноженьки, тянем рученьки.  (Поднимание стоп на носки, руки  расходятся через стороны вверх). Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки  напряжены, согнуты в локтях в  положении поднятой штанги). Улыбнись, дружок, хоть один разок.  (Улыбка)"ЯБЛОНЯ".   Цель: развивать слуховое внимание, умение  координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.  Педагог  читает сказку, дети выполняют  движения по тексту: Есть сказка новая у нас ­ интереснейший  рассказ. Про то, как яблоня росла, и каждый год  весной цвела, Все лето яблоки висели и потихоньку  дружно спели. А эта яблоня какая? Да, да, красивая,  большая, И много у нее ветвей, совсем как руки у  детей.  (Дети встают в круг, тесно прижавшись  друг к другу. Поднимают вверх  соединенные руки, покачивают ими). Солнце ласково нас греет, быстро яблоки  поспеют. Вы посмотрите­ка на них, как много яблок  здесь больших. (Дети разъединяют руки, сжимают их в  кулачки). Что­то ветер разыгрался и раздулся,  разгулялся.  (Дети покачивают руками из стороны в  сторону). Надо ветру помогать, тоже будем  поддувать, Носом воздух набираем, через ротик  выпускаем.  (Дети дуют все вместе). Сразу яблоки упали и о землю застучали, Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята  собрались, Быстро яблоки съедают, в лес обратно  убегают.  (Топают ногами). Одно яблоко осталось, повисело еще  малость, Дальше с яблони свалилось, по дорожке  покатилось. Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а  хочешь нет.  (Движение "веретено" согнутыми в  локтях руками). " ПОЛЕТ НА ШАРИКЕ".  Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и  выразительность речи; умение сочетать речь  с движениями.  Оборудование: разноцветные мячи.  Дети двигаются по кругу с мячами в руках  и произносят стихотворный текст: Все дети во сне летают.  (Дети поднимаются на носочки и тянут  руки с мячом вверх). К звездам полететь мечтают. Мы подрастаем, пока летаем.  (Дети двигаются по кругу с мячами в  руках). Мы подрастаем, пока мечтаем.  (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокругсебя) "ДИРИЖЕР".  Цель: развивать фонационный (озвученный)  выдох, зрительное внимание.  Оборудование: палочка для дирижера,  фишки для обозначения звуков (красные ­  гласные; синие с колокольчиком ­  согласные, звонкие, твердые; зеленые с  колокольчиком ­ согласные, звонкие,  мягкие; синие без колокольчика ­ согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика ­ согласные, глухие мягкие).  Педагог выступает в роли дирижера, дети  стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из  фишек, а в другую руку ­ палочку, дирижер  делает палочкой жест и призывает детей  произносить предлагаемый звук, сделав  предварительно вдох через нос.  Методические указания. Необходимо дать  детям установку на произнесение  конкретного звука, который, например,  изучается в настоящее время на занятии по  формированию фонематической стороны  речи.