"БЕГЕМОТИК".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
"КАЧЕЛИ".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.
Картотека игр для развития правильного дыхания.
"БЕГЕМОТИК".
"КАЧЕЛИ".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания,
освоить первичные приемы дыхательной
гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа,
кладет ладонь на область диафрагмы.
Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в
положении сидя и сопровождаться
рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали
животики.
То животик поднимается
(вдох),
То животик опускается
(выдох).
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания,
освоить первичные приемы дыхательной
гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого
размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа,
кладут на живот в области диафрагмы
легкую игрушку. Взрослый произносит
рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх
"Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох
производится через нос.
"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ".
"ДЫХАНИЕ".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания,
увеличить силу дыхательных мышц.
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания,
осваивать носовое дыхание.
Объявляется, что на морском дне лежит
красивейшая жемчужина. Достать ее сможет
тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два
спокойных вдоха и два спокойных выдоха
через нос, а с третьим глубоким вдохом
закрывает рот, зажимает пальцами нос и
приседает до желания сделать выдох.
Оборудование: картинки с изображением
птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя.
Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой
строчки)."ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".
"ЛИСТОПАД".
Цель: выработать более глубокий вдох и
более длительный выдох.
Цель: выработать более глубокий вдох и
более длительный выдох.
Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Из кусочков ваты скатать шарик "мяч".
Ворота 2 кубика. Ребенок дует на "мяч",
пытаясь "забить гол" вата должна оказаться
между кубиками.
Вырезать листочки из тонкой цветной
бумаги и предложите ребенку "устроить
листопад" сдувать листочки с ладони.
"СНЕГОПАД".
"КОРАБЛИК".
Цель: выработать более глубокий вдох и
более длительный выдох.
Цель: выработать более глубокий вдох и
более длительный выдох.
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики
"снежинки", положить ребенку на ладонь и
предложить "устроить снегопад" сдувать
снежинки с ладони.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с
водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный
кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы
кораблик поплыл. Взрослый произносит
русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волгиреки."ЛЕТИ, ПЕРЫШКО!".
"МОЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК".
Цель: выработать более глубокий вдох и
более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого
размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и
предложить подуть так, чтобы оно полетело.
Цель: выработать более глубокий вдох,
сильный длительный выдох; активизировать
мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары,
набирая воздух через нос и медленно
выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей
стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь."ЛЕСНАЯ АЗБУКА".
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж
Лесовик и предлагает "уроки лесной
азбуки". Дети повторяют за Лесовиком
звуки и действия, "осваивают" лесную
азбуку:
"УУУ" идет недобрый человек, его надо
прогнать (топать ногами).
"АУУ" путник заблудился, ему надо
показать дорогу (хлопать руками по
бедрам, будто сучья трещат).
"ЫЫЫ" пришло время всем собраться на
поляне (хлопать в ладоши).
"ДУЕТ ВЕТЕРОК".
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох, слуховое и зрительное внимание,
мелкую моторику; активизировать мышцы
губ.
Педагог приглашает детей на прогулку.
Дети встают друг за другом и "змейкой"
двигаются вперед. По сигналу взрослого
останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбкилучи очень горячи (дети
раскрывают пальцы на правой руке,
изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают
пальцы левой руки в кулак, изображая
"тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: УУУ (дети делают
носом вдох и произносят на выдохе этот
звук).
"КОМАР".
"ЖУКИ".
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох.
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох.
Оборудование: предметная картинка
"комар".
(Проводится, если ребенок правильно
произносит звук "з").
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко
покачивается на месте, произнося звук "з".
Взрослый произносит рифмовку:
Ззз комар летит,
Ззз комар звенит.
Оборудование: предметная картинка "жук".
(Проводится, если ребенок правильно
произносит звук "ж").
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус
поворачивает вправовлево, произнося звук
"ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой
режим."РЫЧАЛКА".
"ВАРИМ КАШУ".
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох.
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох, умение действовать в коллективе.
(Проводится, если ребенок правильно
произносит звук "р").
Оборудование: детские стулья,
поставленные в виде круга.
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на
одном выдохе.
"МЫЧАЛКА".
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох.
Дети соревнуются, кто дольше "промычит"
на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два
спокойных выдоха, а после третьего
глубокого вдоха, медленно выдыхая носом,
произносить звук "МММ".
Дети с педагогом договариваются варить
кашу и распределяют "роли": молоко, сахар,
крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
("Продукты" поочередно входят в круг
"горшочек").
Каша варится.
(Дети , выпячивая живот и набирая
воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь
и втягивая живот выдох и произносят:
"ШШШ").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "ШШШ" в
убыстренном темпе).
Раз, два,три,
Горшочек, не вари!
"ДРАЗНИЛКА" ИЛИ "ИЗОБРАЗИ
ЖИВОТНОЕ".
Цель: развивать речевое дыхание через
произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок
изображает животных звуками и
движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и
лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу,
твержу:
Каркар, гавгав, жужу,
Бебе, меме, кваква."ЭХО".
"ПОЕЗД".
Цель: развивать речевое дыхание через
произнесение на выдохе звуков, слогов,
слов.
Дети делятся на две команды и встают в
два ряда лицом друг к другу. Одна группа
детей громко произносит звук (слог, слово),
а другая повторяет его тихо.
Рекомендуется употреблять гласные звуки
и их сочетания, открытые слоги, двух и
трехсложные слова без стечения согласных:
"А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".
Цель: развивать речевое дыхание в процессе
произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов "вагончики",
предметные картинки из серий: "Игрушки",
"Овощи" и др.
Показывается предметная картинка и
педагог проговаривает фразу типа: "Это
яблоко" и выставляет два вагончика.
Детям предлагается дополнить фразу
одним новым словом добавить к поезду
"вагончик".
Например, ребенок может сказать: "Это
большое яблоко". Следующий ребенок
скажет: "Это большое красное яблоко".
На каждое добавленное слово
присоединяется "вагончик".
Важно помнить, что перед началом фразы
необходимо сделать вдох.
Фразы из 34 слов произносятся на одном
выдохе, более длинные фразы с паузой
через 34 слова.
"ВЕСЕЛЫЕ ДВИЖЕНИЯ".
"ПОТЯГУШЕНЬКИ".
Цель: развивать речевое дыхание в процессе
произнесения стихотворных строк, умение
сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара
ногой по мячу).
Я играю в баскетбол, (Имитация броска
мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в
волейбол).
Методические указания. Каждая
стихотворная строка произносится на
выдохе, перед произнесением следующей
строки делается вдох.
Цель: развивать речевое дыхание в процессе
произнесения стихотворных строк, мимику,
умение сочетать речь с движениями.
Дети произносят стихотворный текст,
сопровождая его движениями:
Потягушеньки моей душеньке.
Тянем ноженьки, тянем рученьки.
(Поднимание стоп на носки, руки
расходятся через стороны вверх).
Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки
напряжены, согнуты в локтях в
положении поднятой штанги).
Улыбнись, дружок, хоть один разок.
(Улыбка)"ЯБЛОНЯ".
Цель: развивать слуховое внимание, умение
координировать носовое и ротовое дыхание,
выполнять согласованные движения руками.
Педагог читает сказку, дети выполняют
движения по тексту:
Есть сказка новая у нас интереснейший
рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год
весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку
дружно спели.
А эта яблоня какая? Да, да, красивая,
большая,
И много у нее ветвей, совсем как руки у
детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись
друг к другу. Поднимают вверх
соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки
поспеют.
Вы посмотритека на них, как много яблок
здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в
кулачки).
Чтото ветер разыгрался и раздулся,
разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в
сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем
поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик
выпускаем.
(Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята
собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно
убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще
малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке
покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а
хочешь нет.
(Движение "веретено" согнутыми в
локтях руками).
" ПОЛЕТ НА ШАРИКЕ".
Цель: развивать речевое дыхание в процессе
произнесения стихотворных строк, ритм и
выразительность речи; умение сочетать речь
с движениями.
Оборудование: разноцветные мячи.
Дети двигаются по кругу с мячами в руках
и произносят стихотворный текст:
Все дети во сне летают.
(Дети поднимаются на носочки и тянут
руки с мячом вверх).
К звездам полететь мечтают.
Мы подрастаем, пока летаем.
(Дети двигаются по кругу с мячами в
руках).
Мы подрастаем, пока мечтаем.
(Дети поднимаются на носочки, тянутся
мячом вверх и делают вращения вокругсебя)
"ДИРИЖЕР".
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох, зрительное внимание.
Оборудование: палочка для дирижера,
фишки для обозначения звуков (красные
гласные; синие с колокольчиком
согласные, звонкие, твердые; зеленые с
колокольчиком согласные, звонкие,
мягкие; синие без колокольчика согласные,
глухие, твердые; зеленые без колокольчика
согласные, глухие мягкие).
Педагог выступает в роли дирижера, дети
стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из
фишек, а в другую руку палочку, дирижер
делает палочкой жест и призывает детей
произносить предлагаемый звук, сделав
предварительно вдох через нос.
Методические указания. Необходимо дать
детям установку на произнесение
конкретного звука, который, например,
изучается в настоящее время на занятии по
формированию фонематической стороны
речи.