Картотека Логопедических сказок
Оценка 4.7

Картотека Логопедических сказок

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
дефектология
Детсад
04.11.2017
Картотека Логопедических сказок
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Поэтому целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.
картотека Артикуляционная гимнастика.docx
Артикуляционная гимнастика­сказка  «У бабушки с дедушкой» Жили были дедушка и бабушка.  К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем  щёки),  С НИМИ ХУДЫЕ ­ ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в  широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся  вперёд).  УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая  улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за  верхними зубами)  ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие  движения широким языком).  С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное  надувание щёк — губы не пропускают воздух),  И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное  надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через  губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИМ ­ ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий  язык лежит на нижней губе).  ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на  широкий язык).  БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём  распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние  зубы), БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ  (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).  ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык  загибаем кверху чашечкой),  НА НОС ПОДУЛИ ­ МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки»  вверх).  ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается  вперёд­назад).  ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК ­ МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик  языка облизывает губы по кругу). БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ  БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка  зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд­назад). БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:  НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут  вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык  двигается вперёд­назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ  ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА  МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд­назад)  И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево­ вправо).  ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает  круг за губами),  ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается  то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот). ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык  ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),  ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.  ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык  убирается под верхнюю губу),  ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык ­ под  нижнюю губу). ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),  ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней  губе).  ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с  натягиванием подъязычной связки), ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к  нёбу и открываем рот). ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,  ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ­БЛ­БЛ­ЛА» (широкий язык ходит  вперёд­назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И  УШЛА. Вот и закончился день, пора спать.  Завтра опять будем гулять. Желаем успеха! Артикуляционная логопедическая сказка "Путешествие язычка" Язычок рано встал. (упражнение «Любопытный языч ок») В комнате он всё убрал, Зубы чистить ловко Он приобрел сноровку. (упражнения «Метелка», «Чистим  зубы») К маме в кухню побежал, Блинчиков ей заказал (упражнение «Блинчик») С малиновым вареньем. Всё съел он с наслажденьем. (упражнение «Вкусное варенье») Чаем вкусным запивал. На часы поглядывал. (упражнения «Чашечка», «Часики ») Быстро подметал он пол И бежал на футбол. (упражнения «Метелка»,  «Футбол») Не забил голов пока, Чем обидел индюка.  Индюк страшно «болботал» – Еле язычок сбежал. (упражнения «Болтушка» или «Ин дюк») Побежал к высо­о­кой ели, (упражнение «Язык силач») Видит – новые качели На пригорочке стоят Приглашают всех ребят. (упражнение «Горка») На качели язык сел, Вверх и вниз полетел. Покачался от души. Нужно дальше поспешить. (упражнение «Качели») Язычок бежит во двор ­ Будет он чинить забор. (упражнение «Заборчик») Смело взял он молоток И забил гвоздей пяток. (упражнение «Молоточек») Банку с краской он нашел, По заборчику прошел. В краску кисточкой макал И заборчик обновлял. (упражнения «Маляр», «Чистим  зубы») Папа Язычку в награду Купил плитку шоколада. Он решил её раздать ­ Стал друзей он в гости звать. (упражнение «Грибок») (упражнение «Блинчик»,                  «Лопатка») Лошадь первая узнала, Из сарая прискакала. В пол копытом била долго От огромного восторга. (упражнение «Лошадка») Вторым пришел серьезный дог. Он в шоколаде знает толк. (упражнение «Бульдог») Мартышка третьею была – За грибом все наблюдали, На иве дятла услыхали. По стволу он клювом бьет Жуков вредных достает. (упражнение «Дятел») Ива ветками кивала «Спасибо» дятлу посылала, Наклоняла ветки в реку Лодке не давала ехать. (упражнение «Дотронься языком  до подбородка») Бананов связку принесла. В лодке шмель и оса (упражнения «Мартышка») Поднимали паруса. Четвертым толстый бегемот Открывал огромный рот. А веселая лягушка Была пятою подружкой. (упражнения «Бегемот», «Лягушка ») Шоколад все дружно съели, В лес пойти все захотели. Там у тропки у лесной Боровик растет большой. Увидел это язычок Сделал «парус» и молчок. (упражнение "Парус") Солнце в реку окунулось, Язычку слегка взгрустнулось. Уж домой пора бежать, Лечь в любимую кровать. Поцелуй отправить маме, До утра проститься с нами. (упражнение «Расслабленный  язык) Пальчиковая логопедическая сказка  "Пальцы­путешественники" На поляне, на лесной Речь красиво развивать. Жили­были пальчики (раскрытые ладони смотрят друг  на друга) Вот пошли они в поход, Перешли реку в брод. Были они дружные Маленькие мальчики (раскрытые ладони – «замок») Большой пальчик главным был (все в кулак – большой вытянут  вверх) И всем пальцам говорил: (пальцы разгибаются  поочередно) «Указательный – покажет, Средний – сказку всем  расскажет, Безымянный будет топать, А мизинчик резво хлопать. Вместе мы гулять пойдем («шагать» по столу) И друзей себе найдем. (пальцы в замок – расцепить) Будем пальцами играть, (показать «фонарики"  ассиметрично) По траве прошли И в парк пришли. На качелях покатались (пальцы вместе, прогнуты,  изображают «лодочки») И в бассейне искупались, (движение пальцев при  нырянии) Полотенцем растирались, (потирание ладоней друг о друга) Вместе все разогревались. (хлопанье в ладоши) В зоопарк пошли гулять. («идем» по столу) Там успели повстречать: Двух лягушек­попыгушек, (сложить пальцы «голова  лягушки») Бегемотов у пруда, Двух газелей – двух подружек Спал за деревом жираф. И огромного слона. А зубастый крокодил (далее используются упражнения  теневого пальцевого театра) Зебру полосатую, Тигрицу усатую Волка серого лесного И зайчишку косого Оленя большерогого Тюленя безногого. Он плавниками громко хлопал И хвостом от счастья шлёпал. А, на солнце, гриву грев, Спал в соседней клетке лев. И, поэтому, от страха В панцирь влезла черепаха. Шею высоко задрав, Корзину рыбы проглотил. Наши пальцы нагулялись И домой засобирались. Через парк пошли к реке, ("шагать" по столу) Там гуляли по траве. Реку в брод перешли И домой пришли. Дома дружно руки мыли И умыться не забыли. (упражнение "Моем руки") Разложив себе кроватки, Легли и спали сладко­сладко Веселая артикуляционная гимнастика (Н.В. Нищева) Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. Широко открывать и закрывать рот Улыбка Хоботок слоненок тянет, Он вот­вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. Хоботок Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. Хомячок (надувание щек) Лопата Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык. Котенок лакает молоко Чашечка Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? Качели Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Взгляни­ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.                         Иголочка Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. Маятник (Часики) Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе. Вкусный мед Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево­вправо, на бочок. Орешки (Футбол) Артикуляционные сказки Жил веселый Язычок В маленьком домишке, Превращался во что мог На радость всем детишкам. Вот в лопатку превратился И на губке развалился. Распластался, растянулся И губами улыбнулся. Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх, Потянулся, изогнулся И стал чашечкой для всех. А теперь Язык наш колкий, Стал он тонкий, как иголка. Язычок свой потяни И иголкой уколи.                                                                          На тонкой ножке Стоит грибок у дорожки. Язык свой к нёбу прилепляй И грибочек ты срывай.                                                    Ходят часики тик­так, Не остановишь их никак. Влево ­ тик, вправо ­ так, Тик­так, тик­так. А теперь вот, погляди, ­ Это скачут лошади. Языком пощелкай ты, Как копытами они. Язычок наш захотел: На качелях полетел! Летят они то вверх, то вниз. Ты вместе с ними прокатись. В нее он может превратиться. Вперед­назад, вперед­назад, Очень любит Язычок Не напугает он ребят! вкусное варенье, Приготовил он друзьям это угощенье.  Варенье приятное, вкусное, ароматное. Язычок подними, варенье с губки оближи.  Язык наш змейку не боится, Как маляр наш Язычок, Кисточкой покрасил чердачок. Не чердак, а нёбо! У него дел много! Так живет наш Язычок В маленьком домишке, Превращается во все На радость всем детишкам! Сказка о Веселом Язычке В одном домике, дружок, Живет Веселый Язычок, Ох, и шустрый он мальчишка И немного шалунишка. Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся. Распластался, как лопатка, Полежал на губе И опять ушел к себе. Затем он решил попить чаю из чашечки.Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил  Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку,  а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему  навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит  ­ малярыкрасят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх­вниз, вверх­вниз. Посмотрел он  на часики: тик­так, тик­так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок по­ знакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нра­ вится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни  сколько не устали! А слоник показал, как он играет с хоботком: Подражаю я слону ­ Губы хоботком тяну. Потянули, перестали, Потянули, перестали И нисколько не устали! Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок, Лег в кроватку и умолк. Приключения язычка Жил­был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем  превращаться то в лягушку, то в слоника. Лягушка и слоник Раз – лягушка с толстым брюшком, Посадив ее в кадушку, Два – большой и добрый слон. Как под душем, ту лягушку Ежедневно на опушке, Поливал из шланга он. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай  покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Киска сердится Выгляни в окошечко – Зашипела, прыгнула… Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула. Рассердилась киска – Не подходите близко! Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и  отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай  покажем, какой был парус у лодочки. Парус Лодочка под парусом по реке плывет, На прогулку лодочка малышей везет. Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли  она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко­синей краской красил крышу  дома. Давай покажем, как маляр крышу красил. Маляр Я сегодня утром встал Был покрашен маляром. И поселок не узнал: Если хочешь жить, как в сказке, Каждый столб и каждый дом Позови на помощь краски! Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко­далеко.  Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что­то мелькнуло. Остановился Язычок  посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок. Гриб Под березой у дорожки Мимо мы пройти не сможем, Гриб растет на толстой ножке. Гриб в лукошко мы положим. Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто­то стучит. Поднял голову  вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как  стучит дятел. Дятел Дятел на стволе сидит, Стук да стук, стук да стук – Клювом по нему стучит. Раздается громкий звук. Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто­то тонко запищал над его  ухом, и Язычок почувствовал, что кто­то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный  комарик!» ­ закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар. Комарик Прилетает по ночам, Зло звенит, над ухом вьется, Не дает заснуть нам: Только в руки не дается. Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки  гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» ­ подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы  сыграем на гармошке. Гармошка Ну­ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять! Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в  машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить.  Давай и мы попробуем завести моторчик. Заведи мотор По шоссе машина мчит. И до солнечной лужайки Во все стороны рычит. За рулем лихой шофер, Довезет его шофер. По ухабам серый зайка – «Дын­дын­дын» ­ гудит мотор. «Дын­дын­дын» ­ летит вперед, Ну, давай поможем зайке: Заведем скорей мотор. И успеет на лужайке Прополоть он огород.                                                                                                                 Артикуляцион ные сказки (Н.А. Лукина) Планета ­ Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим  ракету к полету: почистим моторы(Артикуляционное уп­ ражнение «Почистим зубки», или известные всем  логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное  варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?»,  «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку  космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету  готовы! Теперь ­ в космос! Выходим на орбиту (Круговые  движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем  посадку на этой планете(Артикуляционное упражнение ­ основа для постановки звука,  над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут  слова со звуком [...](Автоматизация звуков). Ленивый котенок «забор».) За забором был дом с  окошками. («Трубочка­улыбка».) В  домике жил петушок. Стали они жить  вместе. Котенок помог петушку сделать  ремонт — покрасил  потолочек. («Маляр».) Каждое утро они  чистили зубы. («Почистили  зубки».) Котик исправил часы. (Язык  вправо­влево.) Петушок смолол зерно на  мельнице. (Круговые движения  языком.) Потом они пошли кататься на  качелях. (Язык вверх­вниз.) Хитрая лиса  решила украсть петушка. Стала она  прыгать через забор. (Щелканье  языком.) Зайчик все это увидел, решил  предупредить петушка и забил в  барабан. (Д­д­д­д!). Жил он лежал на  крылечке. (Упражнение  «лопаточка».) Отшлепала его как­то ба­ бушка (пя­пя­пя): «Мышей не ловишь!»  Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по  тропинке, она то широкая, то  узкая. (Язык широкий­узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх­вниз.) Вдруг  увидел он забор. (Упражнение Волк и три поросенка    Жили­были три поросенка. Говорить они не умели  ­ только визжали.                              Каждое утро Наф­Наф  чистил зубы. («Почистим зубки».)                              Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)             Белил потолки. («Маляр».)                                   Строил  мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)                    А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка  плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)         В это время Волк решил испугать маленьких поросят ­  сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше  загонит мяч»? «Фокус» ­ щеки не раздувать.)                          Поросята испугались и побежали к  брату. («Цоканье».)А Волк решил забраться в их домик через трубу ­ и свалился в котел. («Ча­ шечка».)Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш­ш­ш­ш­ш.) Как Язычок отдыхал на море Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую  лодку(надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и  удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под  счет до 10). Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух­чух­ чух. Ту­туу»). За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до  верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд),дома (язык опустить и спокойно положить за  нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева  направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т­д­т­д­т­д»). Совсем  скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд  подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш­ш­ш»). Язычку так  не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться,  пощелкать языком). Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик(присосать язык к небу и удержать под счет до 8),Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок  решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море(три раза щелкнуть языком, затем  слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед­назад по верхней губе,  получается глухой слог  «пл»). На дне Язычок увидел  черепаху, лакомившуюся  морской  капустой (двигать нижней  челюстью, как при  жевании),воздушную  медузу (надуть щеки и  удерживать в течение 8  секунд), летучую рыбу (рот  приоткрыт, высунуть узкий  язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая  пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней  губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз). Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать  под счет до 5),собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить:  «Чик­чик»). Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух­чух. Ту­туу»). Язычок смотрел  в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет  сюда еще раз. Взрослый выполняет вместе с ребенком. Как Язычок гулял в лесу Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза  сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из­под  рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать  обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать  языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу;  выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук). Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как  весело пели птицы. «Ку­ку ку­ку», ­ куковала кукушка высоко на ели. Как куковала  кукушка? (Звукоподражание.) «Д­д­д д­д­д», ­ стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких  жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви­тви, тви­тви», ­ быстро проносились ласточки  над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в ве­ сеннем лесу Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка  Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть  широкий язык и удерживать под счет до5). Сел  Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и  огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо­влево). На полянке расцвело много подснежников. Весенний  ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через  рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у];  повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в  другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой  щеке, потом ­ к правой; повторить 5 раз). Неподалеку  Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала  кружилась в воздухе, а потом села на один из  цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повто­ рить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у  бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки. Скоро тучи закрыли солнышко, и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5  раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа  налево) и взлетела высоко в небо. Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов. Как Язычок лепил снеговика Взрослый выполняет вместе с ребенком. Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и  очень удивился. Всё вокруг ­ и скамейки, и качели, и дорожки ­ было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до5). Язычок надел теплую шубу, шапку  повязал красный шарф и вышел на ули­ цу. Он улыбнулся (широко улыбнуть­ ся, показав зубы), посмотрел вверх на  солнышко (поднять тонкий язык к  верхней губе, удержать под счет до  5),потом вниз на снежок (опустить  язык к нижней губе и удержать под  счет до 5) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный  ком(надуть левую щеку), потом дру­ гой (надуть правую щеку) и, наконец,  еще один, самый большой(надуть обе  щеки и удержать). У Язычка замерзли  руки. Он поднес их ко рту и стал со­ гревать(поднести ладони ко рту и  тихо произносить: «Ха­ха­ха»). Когда снеговик был готов, Язычок  посмотрел сначала наверх (поднять  язык к верхней губе), потом вниз (опу­ стить язык к нижней губе), по сторо­ нам (подвигать язык влево­вправо) и  призадумался: «Чего­то не хватает».  Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом ­  другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок  сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом ­ влево). Вдруг из­за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним  глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем ­ левым). Вот какого снеговика  слепил Язычок! Как Язычок пил чай с друзьями (Н.В. Рыжова) Взрослый выполняет вместе с ребенком. Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто(протискивать язык между зубами вперед­назад). Когда тесто было готово, он поставил его  на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и  пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук  [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края  языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка  положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в  печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые  края — получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С­с­с­с»)и поставил  на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш­ш­ш­ш»). Скоро подрумянились и  пирожки(высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась  свернутая трубочка). Вдруг кто­то постучал в дверь (произнести: «Т­т­ т­т»).Это пришли гости к Язычку:  мишутка (надуть щеки и удерживать под счет  до 5), лисичка — пушистый хвостик (положить  широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть  кончик кверху), белочка­попрыгунья (улыбнуться и  произнести: «Ц­ц­ц­ц»), зайка­побегайка (закусить  нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху,  обнажив передние верхние зубы). Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать  горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась  чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять  края языка и удержать между губами — получи­ лась свернутая трубочка). Как Язычок катался на велосипеде Взрослый выполняет вместе с ребенком. Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по  часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий  звонок (произнести: «З­з­з­з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог  нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с дру­ гой(двигать языком вправо­влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз). Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в  корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл  полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и  поехал. Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем —  против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то  другой (закрывать поочередно глаза). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо  красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого  пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык,  тянуть вперед; повторить 5 раз). Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил  педали (вращать языком по губам сначала справа налево,  потом — слева направо). На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко  улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот  слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5—6 раз). Язычок  нажал на тормоза (произнести: «Ш­ш­ш­ш») и остановил  велосипед. Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из  больших чашек(улыбнуться, рот открыт, загибать боковые  края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5  раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот;  повторить 5раз). Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные  домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот). Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него  закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он заснул. Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла  теплым, пушистым одеяльцем(прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены  как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок! Трудолюбивая божья коровка К комплексу упражнений для отработки звуков [ш] ­ [ж] ­ [щ] ­ [ч] (Т.В. Рожкова) Жила­была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела  яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее  теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все  увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней  посмеиваться. ­ Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, ­ говорили они. ­ Да ты просто красный жук, ­ вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло.  Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка». ­ Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, ­ сказало  солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее  сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. «Непослушный язычок». И он стал ровным, как лопаточка. «Лопатка». Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась:  сложила свой язычок чашечкой «Чашечка». и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом «Бублик», и снова за работу. На картинках она увидела лошадку, «Лошадка». веселого маляра, «Маляр». грибок «Грибок». и даже гармошку. «Гармошка». Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие  пятнышки. ­ Божья коровка, пора ложиться спать, ­ обратилось к ней солнышко. ­ Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, ­ весело ответила божья  коровка. Они попили чай с вареньем «Вкусное варенье». И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. «Грибок». А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник,  где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно  было каждому прокатиться на парашютике. «Парашютик». Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились...  пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех  пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть. Кто поможет воробью (Т.В. Рожкова) Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него. «Птенчик». Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке. «Горка». Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да  взлететь не смог ­ маленький еще был, не научился летать. Сел  воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка. «Веселая змейка». ­ Помоги мне, ­ просит воробышек, ­ я из гнезда упал. ­ Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, ­ но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди  по тропинке, найдешь там помощь. ­ И уползла. Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок. «Катушка». Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха ­ летает вокруг него, жалобно  чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто, «Лошадка». чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать  ничего не могут. Слышат ­ стучит дятел. «Барабанщик». Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал: ­ Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они  умеют лазать. Они тебе помогут. Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют, «Загнать мяч в ворота», Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а  когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них ­ благодарил. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР //  Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38­43. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. ­ С.54­59. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры­сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66­73. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 –  63. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования  правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16­22. Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок

Картотека Логопедических сказок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017