Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Оценка 4.8
Карточки-задания
docx
окружающий мир
Детсад
08.10.2017
Картотека разработана для детей старшей и подготовительной к школе группе. Цель: знакомство с сезонными изменениями в природе, связанными с приходом осени, природными явлениями, жизнью насекомых, птиц и растений в осенний период. Картотека состоит из 20 карточек. Каждая карточка рассчитана на одну прогулку с детьми.
наблюдения .Осень..docx
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно
найти признаки осени в окружающей природе.
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (осень)
Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе
прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая,
солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя,
ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
Наблюдение № 3
Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за
показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в
сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. Наблюдение № 2
Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить
народные приметы и пословицы:
Ø Сентябрь без плодов не бывает.
Ø В сентябре прохладно, да сытно.
Ø С сентября и лист на дереве не держится.
Ø Сентябрь – золотой месяц грибников.
Ø Осень студит воду.
Наблюдение № 5
Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений
(большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман –
мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка: Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман) Наблюдение № 3
Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за
показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в
сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Наблюдение № 6
Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают
характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный,
ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер.
Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести
детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка: Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе
прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный,
ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный,
ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный,
западный, восточный, утренний, осенний). Наблюдение № 7
Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с
одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно
подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением
солнца, с высотой его стояния.
Чтение потешки: Солнышковедрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышковедрышко,
Выйди изза облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Наблюдение № 10
Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим
листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат
(Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего
растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если
пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о
листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают,
осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат). Наблюдение № 8
Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета
листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев.
Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых
цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить
внимание на разное количество семян у разных растений.
Наблюдение № 11
Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием
плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что
созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений
сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так
как осенью прекращается рост растений.
Загадка: Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха). Наблюдение № 13
Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с
детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с
помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки,
парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по
участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить
детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
Наблюдение № 14
Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто
тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину
быстрого движения туч.
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чутьчуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синийсиний. (небо) Наблюдение № 15
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают.
Вспомнить птиц, которые собираются улетать.
Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
Наблюдение № 16
Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало
меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать
насекомых на участке.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»:
Ø Заяц, еж, лиса, шмель;
Ø Трясогузка, паук, скворец, сорока;
Ø Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
Ø Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;
Ø Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
Ø Таракан, муха, пчела, майский жук;
Ø Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка. Наблюдение № 17
Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком.
Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос
одуванчик – весной здесь вырастет новый.
Загадка: Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик).
Наблюдение № 18
Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки
золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только
краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с
каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из
деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует
быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему
опадают листья.
Загадка: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осенний листопад) Наблюдение № 19
Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники
по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.
Загадка: Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Упражнение «Правильно произнесите слова» согласование
существительных с числительными.
Одно дерево, два…, пять…
Одна сосна, две…, пять…
Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить,
что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы;
если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят
пчелы; человек повредит кору и т.п.)
Наблюдение № 20
Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце –
бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно
голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий,
моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится
все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы. Наблюдение № 9
Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.
Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила,
Яркожелтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается.
Наблюдение № 12
Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов;
некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив
жизненный цикл; бабочкикрапивницы залетают осенью в дома и там
зимуют; бабочки лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до
весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
Загадки:
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Картотека наблюдений во время прогулок в осенний период (дошкольники старшего возраста)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.