Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».
Оценка 4.6

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
23.09.2019
Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» Ш. А. Амонашвили. В улучшении мыслительной деятельности особое место занимает способность к критическому мышлению. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
мастер класс2019.docx
МБОУ «Сардекбашская средняя школа» Кукморского мунипального района Республики Татарстан Мастер­класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир». Учитель начальных классов: Шарафетдинова Разина Нурулловна 2018­2019 уч.год  «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» Ш. А. Амонашвили. В   улучшении   мыслительной   деятельности   способность     к   критическому   мышлению.   особое   место   занимает  Сегодня   вопрос   о   развитии мыслительной   деятельности   учащихся   в   теории   и   практике   обучения   стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что­то понять, в чём­то разобраться, то здесь   тоже   речь   идёт   о   мышлении.  Именно   благодаря   способности   человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление ­ значит развивать умение думать (слайд 2). Рассмотрим,   что   же   представляет   собой   мышление.   Мышление   ­   высшая ступень   познания   ­   процесс   отражения   объективной   действительности   в представлениях,   суждениях,   понятиях   (толковый   словарь   С.И.Ожегов   и Н.Ю.Шведова). Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь   заметить   связь   между   явлениями,   необходимо   установить,   что   эта   связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные   познавательные   задачи.   Мышление   дает   ответ   на   такие   вопросы, которые   нельзя   разрешить   путем   непосредственного,   чувственного   отражения. Благодаря   мышлению   человек   правильно   ориентируется   в   окружающем   мире, используя   ранее   полученные   обобщения   в   новой,   конкретной   обстановке. Деятельность   человека   разумна   благодаря   знанию   законов,   взаимосвязей объективной действительности (слайд 3). К   началу   младшего   школьного   возраста   психическое   развитие   ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память,   мышление,   воображение,   речь   ­   уже   прошли   достаточно   долгий   путь развития. Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. При   общении   в   начальных   классах   у   детей   формируется   осознанное критическое   мышление.   Это   происходит   благодаря   тому,   что   в   классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель   постоянно   просит   школьников   обосновывать,   рассказывать,   доказывать правильность   своего   суждения.   Младший   школьник   регулярно   становится   в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое   мышление,   не   принимающее   догм,   развивающееся   путем   наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление ­ это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено (слайд 4). Поэтому   очень   важно   развивать   у   детей   младшего   школьного   возраста способность   критического   мышления.  Поэтому   за   основу   я   взяла   технологию развития критического мышления.  Принципиально   важно   в   этой   технологии   выделение   трёх   обязательных стадий.   Такое   построение   этапов   позволяет   сделать   развитие   мышления школьников   управляемым   процессом.   Приёмы   учебной   деятельности,   которые существуют   в   технологии,   являются   важным   средством   развития   критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и   приёмы   технологии   развития   критического   мышления   формируют самостоятельность мышления (слайд 5). По   моему   мнению,   наиболее   большими   возможностями   в   развитии критического мышления  обладают уроки окружающего мира. Уроки окружающего мира в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия» (слайд 6). Мотивационная функция стадии вызова   ­ это побуждение и стимулирование   интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы: рассказ­ предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки . Так, например, на уроке в 3 классе по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения, без оценочного комментирования со стороны учителя: воздух имеет определённую форму; воздух невозможно сжать; в воздухе возможно услышать какие – либо звуки; воздух не имеет массу; воздух не может сохранять тепло (слайд 7). Обучающиеся   вспоминают   всё,   что   им   известно   по   изучаемому   вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. На   этом   этапе   начинаем   работать   над   кластером.   Составление   кластера важно   для   развития   мышления   и   помогает   систематизировать   материал   до знакомства с текстом. Мысли возникающие при обсуждении темы располагаются в определённом   порядке,   эти   заголовки   находятся   вокруг   основной   темы.   От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». На этом же этапе   использую   приём   «мозговая   атака»,   который   способствует   созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме. С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний   обучающиеся   составляют   «синквейн»   (стихотворение   из   пяти   строк). Данный   приём   обогащает   словарный   запас   детей,   его   составление   полезно   в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать «синквейн» до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется   восприятие   изучаемой   темы.   Информационная   функция стадии осмысления   содержания –   это   получение   новой   информации   по   теме.   На   этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний. Здесь применяю такой приём, как чтение с пометками. Обучающиеся читают текст и   ставят   на   полях   соответствующие   знаки.   Такая   работа   позволяет   лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе. На этом этапе организуется работа по формулированию   вопросов   на   установление   причинно   –   следственных   связей, оценочных   вопросов.   Обучающиеся   учатся   распознавать   типы   вопросов   и   их корректировать.   Каждый   тип   вопроса   актуализирует,   вовлекает   в   работу определённую сторону мышления (слайд 8). Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами   вопросов.   Обучающиеся   формулируют   вопросы   по   какой­либо   теме   и записывают   их   на   соответствующие   лепестки   ромашки.   Следующий   приём   ­ заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту   информацию,   которая   соответствует   их   познавательным   запросам,   и приобретают новые знания осознанно. Приём работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, обучающиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. На   стадии   рефлексии     ­   осуществляется   анализ,   творческая   переработка, интерпретация полученных сведений. Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини­ исследования, строят предположения (слайд 9). На уроках, построенных по технологии критического мышления, рефлексия работает   на   всех   стадиях   урока.   Процесс   рефлексии   заключается   в   осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа   ума   развивает   следующие   качества:   готовность   к   планированию, наблюдение   за   собственными   действиями,   поиск   компромиссных   решений, готовность исправлять свои ошибки, настойчивость в достижении цели. Данные качества   необходимы   не   только   в   учебной   деятельности,   но   и   в   различных жизненных ситуациях. Использование   технологии   развития   критического   мышления:   развивает мыслительную деятельность, формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Методы и приёмы технологии   способствуют:   лучшему   запоминанию   изученного   материала, активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке. Различные формы рефлексии развивают: способность формулировать мысли, помогают лучше понять причины явлений. Для наиболее полного ознакомления   с приемами критического мышления младших   школьников,   предлагаю   поработать   с     таким   приемом   как   «Кубик Блума». Основным преимуществом  данного приема, в отличие от предыдущих,   Данный   прием   разработан является   то,   что   он   проходит   в   виде   игры.   американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно   обозначить   блоками   "Знаю",   "Творю"   и   "Умею".   То   есть,   ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Методика использования: 1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:  Назови.  Почему.  Объясни.  Предложи.  Придумай.  Поделись. 2.   Формулируется   тема   урока.   То   есть   тема   должна   обозначить   круг вопросов, на которые придется отвечать. 3.   Учитель   бросает   кубик.   Выпавшая   грань   укажет:   какого   типа   вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос (слайд 9). Классификация вопросов (слайд 10): Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.  Назови.   Предполагает   воспроизведение   знаний.   Это   самые   простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, Назови явления природы, которые происходят зимой.  Почему.   Это   блок   вопросов   позволяет   сформулировать   причинно­ следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.   Например: Почему вымерли динозавры? И т.д.  Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:  Ты действительно думаешь, что…  Ты уверен, что… Например, Ты уверен, что чистота окружающей среды зависит от нас? Объясни, пожалуйста.  Предложи.   Ученик   должен   предложить   свою   задачу,   которая позволяет   применить   то   или   иное   правило.   Либо   предложить   свое   видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи, как заботиться о комнатных растениях?  Придумай —   это   вопросы   творческие,   которые   содержат   в   себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды.   Поделись —   вопросы   этого   блока   предназначены   для   активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам   этого   блока  желательно   добавлять   эмоциональную   окраску.   То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда видишь на дороге выброшенные куски хлеба. Варианты использования "Кубика Блума" на уроках Прием   критического   мышления   "Кубик   Блума"   универсален.   Его   может использовать не только любой учитель­предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи. Возможны два варианта (слайд 11):  Вопросы   формулирует   сам   учитель.   Это   более   легкий   способ, используемый   на   начальной   стадии   —   когда   необходимо   показать   учащимся примеры, способы работы с кубиком.  Вопросы   формулируют   сами   учащиеся.   Это   вариант   требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы­задания требуют определенного навыка. Кубик   Блума   в   начальных   классах   может   использоваться   и   в следующей форме (слайд 12): Например,   в   начальных   классах   вместо   стандартных   вопросов   можно использовать следующие:  Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.  Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.  Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?    Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано. Примени. Приведи примеры использования или покажи применение. Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы". Использование   приема   "Кубик   Блума"   только   на   первый   взгляд   кажется трудным.   Но   практика   показывает,   что   прием   очень   нравится   ученикам,   они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.  В заключении хочется сказать, что использование определенных методов и приемов   на   уроках   развивают   критическое   мышления,   тем   самым   эффективно развивая   мыслительную   деятельность   детей.   В   таких   уроках   дети   находятся   в активной   позиции,   получают   удовольствие   от   своей   работы.   Учитель   видит интерес детей и хорошие результаты их работы. Поэтому считаю, что развитие логического мышления с помощью приёмов критического мышления актуально и его необходимо использовать в работе с младшим школьником. Сейчас для оценки нашего мастер­класса предлагаю вам прием «Синквейн» (слайд 13). Вам необходимо написать стихотворение о сегодняшнем мастер­классе. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;  Вторая   строка   –   описание   темы   в   ДВУХ   словах,   как   правило,   именами прилагательными; Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; Четвертая   строка   –   фраза   из   ЧЕТЫРЕХ   слов,   выражающая   отношение автора к данной теме; Пятая   строка   –   ОДНО   слово   –   синоним   к   первому,   на   эмоционально­ образном или философско­обобщенном уровне повторяющее суть темы. Например: 1. Мышление 2. 3. 4. 5. Мыслить. Творческое, критическое Используем, формируем, развиваем Нашим деткам помогаем

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».

Мастер-класс на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019