РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «На тропинке открытий»
для 4 класса
на 2020 – 2021 учебный год
Всего часов на учебный год 18
Количество часов в неделю 1ч во втором полугодии
Составлена в соответствии с программой курса «Экология для младших школьников» под редакцией А.А.Плешакова как дополнение к курсу «Окружающий мир» М.: «Просвещение;,2011;
Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков «Просвещение;,2013 ( в двух частях)
Плешаков А.А. курс "Экология для младших школьников": Просвещение, 2002.
Плешаков А.А.
.Атлас-определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение,
2009.
СОСТАВИТЕЛЬ: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Борисова Елена Николаевна
Планируемые предметные результаты изучения учебного курса «На тропинке открытий»
Обучающийся научится:
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе), внутри живой природы, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
• основы экологической безопасности;
• необходимости бережного отношения к природе;
Обучающийся получит возможность научиться:
• извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
• различать наиболее распространённые растения, животных нашей страны и края;
• объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
• выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную природу по охране природы;
• проводить наблюдения природных явлений, фиксировать результаты;
• осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет);
• осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранность.
• находить дополнительные источники информации (словари, хрестоматии).
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
Содержание учебного предмета
Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Жизнь животных (1ч).
Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Тема 2. Лесные ремёсла (3ч).
Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным .
Занятие 2: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Лесная аптека
еприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (3ч).
Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (3ч).
Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Занятие 2: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Занятие 3: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. (7 ч)
Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Занятие 5 (1ч): Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
Занятие 6-7 (2ч): Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; индивидуально-групповые; фронтальные; работа в парах; игровые.
Виды учебной деятельности: беседа, экскурсия, практическая работа, акции, конкурсы
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Основное содержание обучения |
Планируемые результаты |
|||
По плану |
факт |
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
|||
|
|||||||
1 |
|
|
Вводный инструктаж. Вводное занятие. Жизнь на земле.
|
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
|
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости; -овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
|
Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении темы. |
- определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. - формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. |
2. |
|
|
Динозавры - вымерший вид животных. |
Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
|
- развивать интерес к познанию мира природы; -использовать тексты и иллюстрации из атласа - определителя «От земли до неба», «Зелёные страницы» и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений · понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
|
-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, -выполнять посильную природу по охране природы; - самостоятельное определение самых простых общих для всех людей правил поведения; |
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
|
3. |
|
|
Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. |
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным .
|
- развивать интерес к познанию народных промыслов; -понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; |
-осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
|
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
|
4. |
|
|
Лес - кормилец и врачеватель. |
Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Лесная аптека еприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
|
· осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; · - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости; |
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную природу по охране природы; - развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы;
|
- определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. |
5. |
|
|
Практическое занятие "Лесная палитра: растения - красители". |
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
|
- рассказывать об отношении к природным богатствам народов России и мира; - развивать интерес к познанию мира природы; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
|
-Проявлять бережное отношение к природе. -осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранность. - развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; - получение обучающимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым
|
- раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение; - выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению. |
6. |
|
|
Появление городов. Города государства. |
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
|
- развивать интерес к познанию мира природы; - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; |
- самостоятельное определение самых простых общих
для всех людей правил - развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; |
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
|
7. |
|
|
Зависимость города от окружающей его среды. |
Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
|
- развивать интерес к познанию мира природы; - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
|
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; |
-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; - оценивать собственный вклад в деятельность группы; -проводить самооценку уровня личных учебных достижений; |
8. |
|
|
Практическое занятие: Проект "Экологический город будущего" |
Переработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
|
- принятие правил здорового образа жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде; - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды. |
- самостоятельное определение самых простых общих
для всех людей правил |
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
|
9. |
|
|
Разнообразие систем. Биологические системы. |
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система |
- познакомиться с понятием «биологические системы» - различать виды биологических систем;
|
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; |
-освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования
|
10. |
|
|
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. |
Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
|
- использовать тексты и иллюстрации из атласа - определителя «От земли до неба», «Зелёные страницы» и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений; - развивать интерес к познанию мира природы; - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; |
- самостоятельное определение самых простых общих
для всех людей правил - развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; |
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; - оценивать собственный вклад в деятельность группы; - проводить самооценку уровня личных учебных достижений; |
11. |
|
|
.Влияние человека на природные экосистемы. |
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека |
- развивать интерес к познанию мира природы; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости; - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; |
- самостоятельное определение самых простых общих
для всех людей правил - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; |
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
|
12. |
|
|
Глобальные экологические проблемы. |
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
|
-использовать тексты и иллюстрации из атласа - определителя «От земли до неба», «Зелёные страницы» и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде; |
- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; |
-освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования; |
13 |
|
|
Пути решения экологических проблем. |
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
|
- развивать интерес к познанию мира природы; - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы.
|
- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; |
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; -оценивать собственный вклад в деятельность группы; -проводить самооценку уровня личных учебных достижений; |
14 |
|
|
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. |
Переработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка. |
- развивать интерес к познанию мира природы; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде; |
- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; |
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; |
15 |
|
|
Охраняемые природные территории и объекты. |
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
|
использовать тексты и иллюстрации из атласа - определителя «От земли до неба», «Зелёные страницы» и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений |
- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы; |
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; |
16 |
|
|
Практическое занятие:"десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. |
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
|
- развивать интерес к познанию мира природы; - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; |
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; |
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; - оценивать собственный вклад в деятельность группы; - проводить самооценку уровня личных учебных достижений; |
17 |
|
|
Практическое занятие: Экологический проект "Спасти и сохранить!".. |
Пути решения экологических проблем |
- развивать интерес к познанию мира природы; - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; |
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы |
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. |
18 |
|
|
Практическое занятие: Экологический проект "Спасти и сохранить!". |
проект предусматривает проведение эффективной формы воспитания экологической культуры, формирование активной жизненной позиции и убеждения в том, что на сегодняшний день существование самого человека зависит от состояния окружающей среды - экологических природоохранных акций. Для человека встает один вопрос «Быть или не быть на Земле?». |
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; |
- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; |
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.