Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя маленькая Русь"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 31.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования). данная программа предусмотрена для учащихся начальных классов с 1 - 4 кл
Иконка файла материала Моя маленькая Русь.doc

   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани городского округа Сызрань

Самарской области

 

               Рассмотрено:                             Согласовано:                                   Утверждаю:

На заседании МО                    Зам. директора по УВР                  Директор ГБОУ СОШ № 23

Протокол № ___                       _________ Н. В. Башканова           _____________ А. М. Мерс

«___»_______2019 г.                «___»__________2019 г.                 Приказ № ______________

                                                                                                              «____»___________ 2019 г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Моя маленькая Русь»

(Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной   деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Описание: Сызрань_это_New York_ток_немного_меньше*** ВКонтакте

 
 

 


                                                                        Программу разработала

Кривова Ольга Валериевна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №23

 

 

Сызрань

2019

 

Моя маленькая Русь

Пояснительная записка

1.     Актуальность программы.

            В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного  общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

  Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

  Мною был проведён  опрос учащихся, который  показал, что дети плохо знают события героического прошлого нашей Родины, не интересуются жизнью своего города и его историей.  Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы  ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.  Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

  Младший школьный возраст  является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной  в настоящее время. Моё мнение подтвердили и  результаты анкетирования родителей, которые выбрали из банка программ по внеурочной деятельности  программу «Краеведение».

2.     Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

3.     Задачи программы

·        Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·        Сформировать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;

·        ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

В результате освоения содержания программы  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения курса является:

·          научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

·          приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

·          научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

·       основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.

·       чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

·       эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

·        определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

·        учиться совместно с учителем,  обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

·        учиться планировать свою  деятельность во внеурочное время.

·        высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

·        работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

·        определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

·        ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задач.

·        делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.

·        перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 Коммуникативные УУД:

·        доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·        слушать и понимать речь других людей.

·        вступать в беседу во внеурочной деятельности.

·        совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

4.     Количество часов:

1 класс  33  учебных недели -  66 часов.

2-4 класс 34 учебных недели -  68 часов.

5.     Формы организации

ü проектная деятельность

ü просмотр видеофильмов, передач, презентаций;

ü проведение экскурсий по школе, улице, району, городу;

ü посещение выставочного зала и краеведческого музея;

ü встречи с интересными людьми;

ü беседы, чтение и обсуждение книг;

ü утренники, викторины на историко-краеведческие темы;

 

6.     Формы контроля

      1 класс

·        индивидуальная беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, проект

    2-4 классы

·       диагностика

·       создание и защита собственного  проекта;

·       создание презентаций -  представлений  по изученной теме;

·       конкурсы  исследовательских работ;

·       участие в конференциях разного уровня.

7.     Ожидаемые результаты

·       сформированные конкретные пространственно-временные представления учащихся;

·       знание учащимися фактов прошлого своей семьи, родного города в тесной связи с историей  своей области, края;

·       умение различать понятия страны в целом, ее части, отдельного населенного пункта.

 

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

       Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

     Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

     Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение воспитательных результатов во внеурочной деятельности

 

 

Уровни

воспита-тельных

результатов

Приобретение школьником  новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

1 уровень

 

 

 

1 класс

 

 

-кружковые занятия

- краеведческие экскурсии

- конкурсы рисунков

-конкурсы поделок

-учащиеся готовят проекты (на уровне класса)

 

 

2 уровень

 

 

 

2-3 класс

- учащиеся принимают участие в школьном этапе конкурса детских проектов «Гулливер»

- учащиеся принимают участие в школьном конкурсе агитбригад по ПДД, выступают с агитбригадой в ДОУ.

- учащиеся готовят классные часы с краеведческой тематикой для учащихся начальных классов

- учащиеся принимают участие в изготовлении сувениров ко Дню пожилого человека, Дню матери и пр.

 

 

3 уровень

 

 

 

4 класс

- учащиеся принимают участие в городском конкурсе детских проектов «Гулливер»

- учащиеся принимают участие в окружном конкурсе творческих работ «Русь моя родная»

- учащиеся принимают участие в городском конкурсе агитбригад по ПДД.

- учащиеся принимают участие в подготовке и проведении концертов ко Дню пожилого человека, Дню матери и пр.

- учащиеся принимают участие в акциях «Сделай свой двор чище», «Цвети, родная школа!»

 

8.     Участники программы

учащиеся 1-4 классов.

9.     Особенности набора детей:

          свободный.

10.   Время существования программы:

  программа рассчитана на 4 года обучения.

11.  Основные направления содержания деятельности.

Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики  младшего школьного возраста подразумевает использование педагогом в работе следующих  современных образовательных технологий:

     - информационно-коммуникативные технологии;

     - здоровьесберегающие технологии;

     - игровые технологии

- технология личностно-ориентированного обучения;

-метод проектов

12. Условия реализации программы.

·       кабинет начальных классов;

·       медиатека;

·       библиотека;

·       школьный кабинет военно-патриотического воспитания;

·       учебно-методические материалы

14. Диагностика.

     3 раза в год;

Учебный план

Краеведение 1 класс

(66 часов)

Название раздела, тема

час

Из них

Теорети-ческих

Практи-ческих

1.

Я и моя семья.

6 ч

1,5

4,5

2.

Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.

4 ч

1,5

2,5

3.

Наша школа.

7 ч

2

5

4.

Моя улица.

7 ч

2

5

5.

Город, в котором я живу.

12 ч

4,5

7,5

6.

Моя Родина.

25 ч

11

14

7.

Творческий проект «Мой край родной, навек любимый»

5 ч.

0

5

Итого:

66

22,5

43,5

Учебный план

 Краеведение 2-3 класс

(68часов)

Название раздела, тема

час

Из них

Теорети-ческих

Практи-ческих

1.

Я и моя семья.

6 ч

1,5

4,5

2.

Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.

4 ч

1,5

2,5

3.

Наша школа.

7 ч

2

5

4.

Моя улица.

8 ч

2

6

5.

Город, в котором я живу.

12 ч

4,5

7,5

6.

Моя Родина.

25 ч

11

14

7.

Мастерская проектов

6 ч.

0

6

Итого:

66

22,5

45,5

 

 Учебный план

 Историческое краеведение 4 класс

(68часов)

Название раздела, тема

час

Из них

Теорети-ческих

Практи-ческих

1.

Историческое краеведение.

20 ч

10

10

2.

Географическое краеведение.

10 ч

5

5

3.

Литературное краеведение.

9 ч

4

5

4.

Художественное краеведение.

9 ч

4

5

5.

Биологическое краеведение.

10 ч

5

5

6.

Экологическое краеведение.

10 ч

5

5

Итого:

66

33

35

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    1 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Я и моя семья.

 

1.      

Моя визитная карточка.

 

1

0

1

2.      

Моя семья.

 

1

0,5

0,5

3.      

Интересные люди в моей семье.

 

1

0,5

0,5

4.      

Устный журнал  «Семейный альбом».

1

0,5

0,5

5.      

Конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство»

1

0

1

6.      

Утренник «Семейные традиции».

 

1

0

1

Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.

 

7.      

Дом, в котором я живу.

1

0,5

0,5

8.      

Мой двор. Конкурс рисунков.

 

1

0

1

9.      

Я и мои друзья.

1

0,5

0,5

10.  

Мой лучший друг.

1

0,5

0,5

Наша школа.

11.  

Знакомство со школой. Экскурсия по кабинетам.

 

1

0

1

12.  

Экскурсия по школьному парку.

 

1

0

1

13.  

Изучение работы школьной теплицы.

 

1

0

1

14.  

Знакомство с историей школы.

 

1

1

0

15.  

Традиции родной школы.

1

0,5

0,5

16.  

Посещение школьной комнаты военнно-патриотического воспитания.

1

0,5

0,5

17.  

Школа будущего.

 

1

0

1

Моя улица.

18.  

Знай правила движения, как таблицу умножения.

1

0,5

0,5

19.  

Экскурсия-прогулка «Безопасный путь домой».

 

1

0

1

20.  

Как рождаются улицы.

 

1

1

0

21.  

История моей улицы.

1

0,5

0,5

22.  

Экскурсия на почту.

 

1

0

1

23.  

Экскурсия в аптеку.

 

1

0

1

24.  

Экскурсия в магазин.

 

1

0

1

Город, в котором я живу.

 

25.  

Сызрань в прошлом.

 

1

1

0

26.  

Сызрань в настоящем.

1

0,5

0,5

27.  

Каким я вижу мой город в будущем.

 

1

0

1

28.  

Творческий проект «Город моей мечты».

 

2

0

2

29.  

Наш город: годы  и люди.

 

1

1

0

30.  

Гордость Сызрани — почетные граждане города.

 

1

0,5

0,5

31.  

Промышленность города.

2

1

1

32.  

Экологические проблемы моего города.

1

0,5

0,5

33.  

Творческий проект «Сделай свой город чище».

 

2

0

2

Моя Родина.

34.  

Наша Родина на глобусе и карте.

 

1

1

0

35.  

Честь имею. Встреча с ветеранами вооруженного конфликта в Афганистане «Боевое братство».

1

0,5

0,5

36.  

История праздника «День защитника Отечества».

1

0,5

0,5

37.  

Конкурс для мальчиков «Юные защитники Родины».

1

0

1

38.  

История нашей Родины.

 

5

3

2

39.  

Символика государства российского.

1

0,5

0,5

40.  

Москва — столица нашей Родины.

1

0,5

0,5

41.  

Северная столица России.

1

0,5

0,5

42.  

Игра-путешествие «Россия — Родина моя»

 

3

1

2

43.  

Заочное путешествие по городам Золотого кольца России.

1

0,5

0,5

44.  

12 апреля — день космонавтики.

1

0,5

0,5

45.  

Моя малая Родина.

1

0,5

0,5

46.  

История моего края.

1

0,5

0,5

47.  

Творчество народов нашего края.

 

1

0

1

48.  

Урок-утренник «Россия - многонациональная»

 

1

0

1

49.  

Организация и проведение конкурса-выставки «Люблю тебя, мой край родной!»

2

0

2

50.  

Урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее».

1

1

0

51.  

Подвигу народа жить в веках. Урок мужества, посвященный Дню Победы.

1

0,5

0,5

Творческий проект «Мой край родной, навек любимый»

 

52.  

Сочинение на тему «Моя семья».

 

1

0

1

53.  

Конкурс проектов  «Любимый город».

 

1

0

1

54.  

Наши таланты.

 

2

0

2

55.  

Утренник «Мир глазами детей».

 

1

0

1

 

 

 

4 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Историческое краеведение.

1.      

Введение в историю. Время. Способы его измерения. Исторические источники.

2

1

1

2.      

Историческая карта Родины и родного края. События. Как раскрывает их история.

2

1

1

3.      

Историческая память. Многонациональная  Россия.

2

1

1

4.      

Путешествие в прошлое. Игровое знакомство с временами и народами земли.

1

0

1

5.      

Восточные славяне. Расселение, занятия, обычаи.

1

0,5

0,5

6.      

Языческие верования Древних славян.

 

1

0,5

0,5

7.      

Древняя Русь. Крещение Руси.

 

1

0,5

0,5

8.      

Культура Древней Руси. Легенды Жигулей.

 

2

1

1

9.      

Былинные герои Руси. Пир  у Владимира Красно Солнышка.

2

1

1

10.  

Монголо-татарское нашествие. Волжская Булгария и Золотая Орда.

1

0,5

0,5

11.  

Иван Грозный. Земщина и Опричнина.

 

1

0,5

0,5

12.  

Пётр Первый.

 

2

1

1

13.  

Отечественная война 1812 года.

 

2

1

1

14.  

Великая Октябрьская революция и Сызрань.

 

2

1

1

15.  

Гражданская война в судьбе горожан.

2

1

1

16.  

Освоение космоса.

 

1

0,5

0,5

17.  

Великая Отечественная война.

 

3

2

1

18.  

Сызрань в годы Великой Отечественной войны.

1

0

1

19.  

Великая Отечественная война в нашей семье.

 

1

0

1

20.  

Современная история России.

 

1

0,5

0,5

Географическое краеведение.

21.  

Рельеф и климат Самарской области.

1

0,5

0,5

22.  

Водные ресурсы.

1

0,5

0,5

23.  

Полезные ископаемые.

1

0,5

0,5

24.  

Население.

1

0,5

0,5

25.  

Промышленность и сельское хозяйство.

2

1

1

Литературное краеведение.

26.  

Известные деятели литературы нашего края.

 

2

0

2

27.  

Знакомство с сызранскими писателями и поэтами.

 

2

1

1

28.  

Знакомство с творчеством детских писателей города.

2

1

1

Художественное краеведение.

29.  

Сызрань в жизни известных художников и скульпторов.

2

1

1

30.  

Изучение творчества местных художников.

4

2

2

31.  

Школа иконописи.

3

1,5

1,5

Биологическое краеведение.

32.  

Растительный мир нашей области.

2

1

1

33.  

Животный мир нашей области.

2

1

1

34.  

Красная книга Самарской области.

2

1

1

Экологическое краеведение.

35.  

Что такое экология.

1

0,5

0,5

36.  

Экология Самарской области

1

0,5

0,5

37.  

Экологические проблемы родного города.

 

2

1

1

38.  

Пути решения экологических проблем.

 

2

0

2

39.  

Разработка и защита проектов на экологическую тему.

4

0

4

 

 

Литература

1.   ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        

2.   ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.   

3.   (СИПКРО) Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.

4.   Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

5.    «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

6.   Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

7.   Введение в Самарское краеведение. Храмков. Самара 2003 г.

8.   Чиванова А.М. "Я с книгой породнился в дни войны"Сызрань, 2010.

9.   Детская энциклопедия. История России.

10. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Диагностический инструментарий

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Цель — выявление особенностей представлений младших школь­ников о родной стране и отношения к ней.

Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.

Организация диагностической процедуры.

Беседа проводится по вопросам:

Ø Как называется город, в котором ты живешь?

Ø Как называется страна, в которой ты живешь?

Ø Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.

Ø В каких городах нашей страны ты еще бывал?

Ø О каких городах ты слышал?

Ø Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас­сказать о своей стране?

Ø Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Ø Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Ø Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

Ø Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

 

 

Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети младшего школьного возраста вкладывают в пони­мание слова «Родина», какие чувства она вызывает у школьников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных пред­варительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

·                   содержание рисунка;

·                   расположение его на листе;

·                   цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;

·                   комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

 

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

 

Анкетирование родителей

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос­питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин­терес к ней.

1.  Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста? Почему?

2.  Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?

3.  Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?

4.  Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?

5.  Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?

7.  Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

 8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со­циальной компетентности маленького гражданина были бы вам инте­ресны:

Ø «круглые столы» со специалистами по данной теме;

Ø совместные экскурсии, походы;

Ø конкурсы по темам истории и современности России;

Ø встречи для родителей по проблемам воспитания граждан­ских чувств у современных школьников;

Ø домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуж­дение событий из истории страны;

Ø другое_______________________________________________

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче­стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди­телям нужна помощь.

 

 


Скачано с www.znanio.ru