Приложение
к ООП НОО
МОУ Непецинской СОШ
2022-2026 уч.г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
Городского округа Коломна
ПРИНЯТО школьным методическим советом протокол №1 от 29.08.2023 г. |
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР ________ Кленина Н.А. 31.08.2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНО директор МОУ Непецинской СОШ __________ Грачева Е.В. приказ № 203-ОД от 31.08.2023 г.
|
«Подготовка к школе»
Учитель: Колесникова Татьяна Олеговна,
первая квалификационная категория
г.о. Коломна 2023
Программа предусматривает развитие у детей в процессе игровой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения. В возрасте 5-7лет предусматривается подготовка детей к обучению грамоте, учитель должен подвести детей к звуковому анализу слов, научить делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, формировать представление о слове, предложении. Данная программа также предназначена для развития математических представлений, представлений об окружающем мире и подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
- создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; подготовка до- школьников к новой социальной роли - роли ученика; формирование положитель- ного отношения к школе;
- познакомить дошкольников с буквами русского алфавита и формировать первона- чальный навык чтения по слогам; формирование первоначальных сведений о рус- ском языке.
Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего но- вообразования этого возрастного периода – учебной деятельности, подготовка дошкольников к новой социальной роли - роли ученика; формирование положительного отношения к учёбе.
формирование общих представлений о слове и предложении; формирование действий звукового анализа;
развитие речи; умение различать короткие и длинные слова; учиться делить слова на сло- ги, составление и запись условными обозначениями слов и предложений;
Реализация данной программы обеспечит преемственность дошкольной подготовки и освоение содержания следующего уровня обучения.
Программа рассчитана на 2 час в неделю, 48 часов в период с ноября по апрель. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 30 минут. В зависимости от того, посещает ли ребенок ДОУ или нет, на занятиях используют дифференцированные задания.
Количество часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов |
2ч. |
24 |
48 ч. |
Итого: 48 ч. |
Планируемые предметные результаты раздела
«Подготовка к обучению грамоте и развитию речи»
Личностные результаты:
- освоить роль ученика;
- развитие положительных мотивов к учебной деятельности;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
- пробуждение познавательного интереса к языку.
- учиться работать по предложенному плану;
- целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу; ориентироваться в тетради;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях.
- выработка умения работать в паре, группе; слушать собеседника и понимать речь других;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- оформлять свою речь;
- слушать и слышать речь других;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и явления.
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; высказывать своё предполо- жение относительно способов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий.
1) игровая технология (соревновательные методы и формы) для развития познава- тельной активности;
2) традиционная технология на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, технология уровневой дифференциации (на основе уровня учебных возможностей обучающихся) для освоения минимума содержания образования;
3) технология продуктивного чтения для развития навыков чтения, информацион- ных умений и интеллекта;
4) информационно-коммуникационные технологии для стимулирования познава- тельного интереса к предмету;
5) здоровьесберегающая технология (демократичный стиль преподавания, ситуации успеха на любом этапе урока, комплексы физминуток, тренажеры для профилак- тики зрительного утомления В.Ф.Базарного)
Вводное занятие - 1 ч.
Знакомство с детьми и детей друг с другом. Составление рассказа по предметной картинке. Обведение по контуру, раскрашивание. Составление рассказа по сюжетной картинке. Разлиновка – Развитие умения связно, последовательно рассказывать по картинке. Знакомство с широкой и узкой строками. -1 ч.
Знакомство с новыми понятиями, развитие слухового внимания и восприятия.
Дифференциация: для детей посещающих ДОУ предлагаются задания для самостоятель- ного составления звуковой модели слова (не более 2 слов), с последующей коллективной про- веркой, дети, не посещающие ДОУ, составляют звуковые схемы слов только с помощью учите- ля. Знакомство СС простыми элементами печатных букв.
Знакомство с буквами и звуками; чтение слогов и односложных слов. Печатанье букв.
Дифференциация: в зависимости от уровня навыка чтения, учитель предлагает для чтения детям слоги, слова или предложения на карточках, для детей, которые только знакомятся с бук- вами, учитель предлагает задания направленные на распознавание букв.
Планируемые результаты раздела
«Развитие логики и математических представлений»
- освоить роль ученика;
- развитие положительных мотивов к учебной деятельности;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к математике;
- пробуждение познавательного интереса к математике.
- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнение и сопоставление;
- выделение общего и различного;
- осуществление классификации;
- установление аналогии;
- самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- осуществление действия по образцу и заданному правилу;
- сохранение заданной цели;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- осуществление контроля своей деятельности по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
- овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Ребенок научится:
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- определять и соотносить величину предметов;
- считать от 0 до 10 в прямом и обратном порядке;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
1) игровая технология (соревновательные методы и формы) для развития познавательной активности;
2) традиционная технология на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, технология уровневой дифференциации (на основе уровня учебных возможностей обучающихся) для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандарта;
3) информационно-коммуникационные технологии для стимулирования познавательного интереса к предмету;
4) здоровьесберегающая технология (демократичный стиль преподавания, ситуации успеха на любом этапе урока, комплексы физминуток, тренажеры для профилактики зрительного утомления В.Ф.Базарного)
Ι. Счет до 10 (1 ч)
Счет предметов. Соотнесение множества с числом.
Сравнение различных предметов по форме, размеру, цвету, по количеству. Понятия больше, меньше, столько же. Дифференциация: для выполнения предлагаются задание на сравнение предметов по одному или сразу по нескольким признакам.
Знакомство с цифрами и числами от 0 до 10. Порядковый и количественный счет предметов. Понятия короче, длиннее; выше, ниже. Составление и продолжение рядов предметов, нахождение закономерности построения ряда.<> =, сравнение количества фигур. Игры на развитие внимания и концентрации «Корректор», «Шифровальщик», «Магический квадрат». Дифференциация: для детей, посещающих ДОУ, предлагаются более сложные задания или задания даются для самостоятельного выполнения после объяснения.
Знакомство с понятиями увеличить на, уменьшить на. Увеличение числа предметов и чисел на 1, 2 и 3. Решение простых задач на увеличение и уменьшение на 1.
- расширять представления детей о родной стране, крае, городе, о труде людей;
- дать представления о школе и правилах поведения во время занятий;
- расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и класси- фикации;
- расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об измене- ниях в ней и о её охране.
- о своей стране, крае, городе (название, природа, труд людей...),
- о всенародных праздниках, о профессиях родителей,
- о школе, об армии и полиции, о транспорте, о библиотеке, о больнице, о почте, о ма- газинах и т.д., о правилах поведения, о временах года, о растительном и животном мире, его охране
- формирование целостного, социально -ориентированного взгляда на мир в его орга- ничном единстве и разнообразии природы,
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от- зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- учиться работать по предложенному плану;
- целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных посо- биях.
- выработка умения работать в паре, группе;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения;
- высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное мнение, добывать новые знания, опираясь на уже имеющиеся знания;
- оформлять свою речь;
- слушать и слышать речь других;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и явления.
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной зада- чи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наибо- лее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника- ционных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
1) игровая технология (соревновательные методы и формы) для развития познавательной активности;
2) традиционная технология на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, технология уровневой дифференциации (на основе уровня учебных возможностей обу- чающихся) для освоения минимума содержания образования в соответствии с требовани- ями стандарта;
3) информационно-коммуникационные технологии для стимулирования познавательного интереса к предмету;
4) здоровьесберегающая технология (демократичный стиль преподавания, ситуации успеха на любом этапе урока, комплексы физминуток, тренажеры для профилактики зрительно- го утомления В.Ф.Базарного)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и пред- меты, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, срав- нительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения, их разнооб- разие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в при- роде и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, назва- ния и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые гри- бы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных живот- ных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Времена го- да. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует».
Дифференциация: для детей посещающих ДОУ даются задания на более глубокое изучение тем, для детей, не посещающих ДОУ, предлагаются задания на знакомство с различными объек- тами и явлениями природы.
Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Месяцы года. Дни недели. Время суток. Режим дня. Дифференциация: для детей, посещающих ДОУ, предлагаются игры на повторение временных понятий; для детей, не посещающих ДОУ, предлагаются игры на зна- комство с временными понятиями.
. Виды транспорта: водный, воздушный, наземный. Характеристика видов транспорта, его виды и жизненная необходимость человека в них.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных историче- ских событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы Достопримечательности родного города. Герб города Коломна. Предметы, которые нас окружают. Любимые игры и игрушки.
Рассказ о существующих профессиях. Какие профессии известны. Профессии родителей. Дифференциация: для детей, посещающих ДОУ, предлагаются игры на более широкое знаком- ство с профессиями.
№ |
Тема |
Дата |
|
По плану |
По факту |
||
|
|||
1. |
Знакомство. Введение понятия «предложение». Составление рассказа по сюжетной картинке по вопросам учителя. |
|
|
Введение понятий «предложение», «слово», «звук», «буква», «слог». Элементы букв – 4 ч. |
|||
2. |
Введение понятия «слог». Деление слов на слоги. Элемент «полуовал». |
|
|
3. |
Интонационное выделение пер- вого звука в словах. Введение понятия «звук». Пись- мо полуовалов. |
|
|
4. |
Введение понятия «гласный звук». Элемент «овал». Письмо овалов. |
|
|
5. |
Введение понятия «согласный звук», «мягкий» и «твердый со- гласный звук». Письмо изучен- ных элементов. |
|
|
Знакомство с буквами – 19 ч. |
|||
6. |
Введение понятия «буква». Бук- вы Аа, Уу. Печатанье букв. |
|
|
|
|
|
|
7. |
Знакомство с буквами Оо, Мм. Печатанье букв. |
|
|
8. |
Буквы С с, Х х. Печатанье букв. |
|
|
9. |
Буквы Р р. Ш ш Печатанье букв. |
|
|
10. |
Буквы ы, Лл. Чтение слогов. Печатанье букв и слогов. |
|
|
11. |
Буквы Н, н, К к. Чтение слогов, простых слов. Печатанье букв и сло гов. |
|
|
|
|
|
|
12. |
Буквы Тт, Ии. Чтение слов, простых слов. Печатанье букв и слогов. |
|
|
13. |
Буквы Пп. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
14. |
Буквы Зз. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
15. |
Буква Й. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
16. |
Буквы Гг. Вв Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
17. |
Буквы Дд. Бб Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
18. |
Буквы Жж. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов.
|
|
|
19. |
Буквы Ее,ь. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов.
|
|
|
20. |
Буквы Яя, Юю. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
21. |
Буквы Ёё. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
22. |
Буквы Чч, Ээ. Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
23. |
Буквы Цц. Фф Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
24. |
Буквы Щщ. Ъ Чтение слогов, про- стых слов. Печатанье букв и сло- гов. |
|
|
« Развитие логики и математических представлений» -17 ч.
|
|||
Счет до 10 (1 ч) |
|||
25. |
Счет предметов. Соотнесение множества с числом
|
|
|
Сравнение (3 часа) |
|||
26. |
Сравнение предметов по форме
|
|
|
27. |
Сравнение фигур по контуру. Игра «Кто лишний»
|
|
|
28. |
Сравнение предметов по количеству. Понятия больше, Меньше. Понятие столько же
|
|
|
Знакомство с цифрами (10 часов) |
|||
29. |
Много, ни одного. Цифра 0
|
|
|
30. |
Цифра 1. Понятия короче, длиннее; выше, ниже.
|
|
|
31. |
Цифра 2. Нахождение одинаковых предметов.
|
|
|
32. |
Цифра3 Игра на внимание «Корректор»
|
|
|
33. |
Цифра 4. Нахождение закономерностей в ряду предметов.
|
|
|
34. |
Цифра 5. Состав числа 5.
|
|
|
35. |
Цифра 6. Знаки <> =
|
|
|
36. |
Цифра 7. Числовые ряды. Цифра 8. Счет предметов..
|
|
|
37. |
Цифра 9. Составление рисунка из геометрических фигур
|
|
|
38. |
Число 10. Счет предметов.
|
|
|
Увеличение и уменьшение (3 часов)
|
|||
39. |
Увеличение и уменьшение на 1. Решение задач на увеличение и уменьшение на 1
|
|
|
40. |
Увеличение и уменьшение на 2. Увеличение и уменьшение на 2. Увеличение и уменьшение на 3.
|
|
|
Знакомство с окружающим миром- 8 часов
|
41. |
Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует»
|
|
|
42. |
Дикие и домашние животные. Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков.
|
|
|
43. |
Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе.
|
|
|
44. |
Профессии людей.
|
|
|
45. |
Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра»
|
|
|
46. |
Месяцы года. Дни недели. Время суток. Режим дня
|
|
|
47. |
Транспорт. Виды транспорта. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Наземный транспорт.
|
|
|
48. |
Моя Родина - Россия. Столица Москва. Мой город.
|
|
|
Литература для учителя:
1. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ 2-е изд. стереотип. – Волгоград: Учитель, 2014. – 190с.
2. Зак А.З. Будем смышлёными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет./ М.:АРКТИ, 2013. – 104с.
3. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. /Библиотека развивающего обуче- ние, выпуск десятый / «Пеленг» г. Екатеринбург 2013г.
4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2020
5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2020
6. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ 2-е изд. стереотип. – Волгоград: Учитель, 2014. – 190с.
7. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. /Библиотека развивающего обучение, вы- пуск десятый / «Пеленг» г. Екатеринбур 2013г
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.