Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»
Оценка 4.7

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
окружающий мир
4 кл
08.01.2019
Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»
Основой стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Сущность его заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании.
Мастер-класс по окр миру.docx
учителя начальных классов МБОУ «Школа №27 г. Благовещенска»  Мастер­класс  « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на Котовой Марины Эдуардовны  (Проведён на пед.совете  в ходе отчета по теме самообразования, ) уроках окружающего мира.»  Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Василий Сухомлинский Основой стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Сущность его заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а учителю отводится роль организатора и управленца. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, получить нужную информацию. Японская пословица гласит: «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни». Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Самые большие возможности для развития личности предоставляют игровые технологии. Игра - «это один из видов деятельности человека». Но источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Психологи доказали, что в игре: - интенсивно развивается психика, - с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, - ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание, - обогащается запас знаний ребёнка о мире. Игра - естественное состояние ребенка. Игра - это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Игра - это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию. Я бы хотела более подробно рассказать об игровых технологиях, которые использую на уроках окружающего мира. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. Учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие трудности. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Достичь этого можно, используя игровые технологии. Игры, применяемые на уроках окружающего мира, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп: 1) настольные игры 2) дидактические игры 3) подвижные игры 4) деловые игры 5) интеллектуальные игры I. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т. д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. II. Дидактические игры. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре. Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение. Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается. При проведении словесных игр дети стоят полукругом, учитель напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет правила: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч. б) Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана). в) Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т. д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки. г) Определение природных зон по иллюстрациям. По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир. Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона. III. Подвижные игры. а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно использовать лишь детали костюмов. б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. в) Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. IV. Деловые игры. Часто в урок вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали. После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения. 3) Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север. Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. V. Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Файндворды. Термин этот происходит от английского «findword» – «найди слово». Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному разделу. Файнворды можно использовать на уроках, как домашнее задание, на внеклассных мероприятиях, в олимпиадных заданиях. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т. д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней. 1) загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления признаков. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь) 2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления. Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц) 3) В описании загадки использованы метафоры. Много рук, а нога одна. (Дерево) 4) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего: а) шарады - задачи, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом. 1. Виноград (вино - напиток, град - местожительство) 2. Начало деревом зовется, Конец - читатели мои. Здесь, в книге, целое найдется, И в каждой строчке ведь они. (Буквы) б) метаграммы - задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова. Метаграмма— это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово. Первую метаграмму (meta - между, gramma - буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье». Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако известны своими оригинальными метаграммами Р. Вердин, О. Степанов, Е. Ефимовский. Метаграмма- это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка». Простота метаграмм делает это развлечение доступным и для младших членов семьи, делящих с вами досуг. Им тоже приятно будет сознавать себя способными к творческому и интеллектуальному времяпрепровождению. Я цвет одинаковый часто имею: и с г зеленею, и с к зеленею. Но с я: вам со мною рискованно быть: могу и до слёз довести, и убить. Лук - луг С п я в доме, с в я в поле, с м я в море, с г — в футболе, с к вбивают, с т взрывают, с д долину называют. Пол - вол - мол - гол - кол - тол - дол С к - для тенниса я нужен, С т - я сладок и красив снаружи. Корт - торт С т - его прочтём, с д - мы в нём живём. Том - дом По реке по горной С ю проплывём всегда мы, Ся меня ищи На голове у дамы. Шлюпка - шляпка Когда меня ты открываешь, Обычно воду наливаешь. Но н на б смени скорей - И обитатель я морей. Кран - Краб С р меня тянули из земли, Но достать без мышки не могли. С буквой щ, хочу иль не хочу, Рубят лес - я в сторону лечу. Репка - щепка С буквой щ - на самом деле Я на службе у Емели. м поставь на это место: Без меня не будет теста. Щука - мука 1. СБ - мучительной бываю, СМ - одежду пожираю, СР - актеру я нужна, СС - для повара важна. (Боль - моль - роль - соль) 2. С буквы 4 для вас я Друг, приятель. А стоит 4 сменить на Г, Как перед вами встанет неприятель. (Врач - враг) 3. С буквой Д вперед шагаю От зари и до зари. С П торчу, затем - не знаю. С Т я людям помогаю Даже в самый сильный зной. С Л всегда и всем мешаю, Не дружите вы со мной. (День - пень - тень - лень) в) анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в нем букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или отбрасывать буквы не разрешается. Дорога - (города) Баян - (баня) Банка - (кабан) Обычно зашифровка анаграммных пар предлагается читателю в стихах, где рассказывается о смысле первого слова, а затем - о смысле второго. Например, зашифровка слов: «липа» - «пила» в стихах, может выглядеть так. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь. С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки. (Анаграмма (от греч. ανα- — «снова» и γράμμα — «запись») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. ) 1. Антоним ссоры -> ... (на реке Тибр, "вечный город"). (Мир - Рим.) 2. Питерская водная артерия -> ... (на Дунае, "столица вальсов"). (Нева - Вена.) 3. Пешеходная улица Москвы -> ...(в Африке, "апельсиновая столица".) (Арбат - Рабат.) 4. Близкая родственница бочки -> ... (В Южной Азии, в дельте Ганга - Брахмапутры). (Кадка - Дакка.) 5. Сахарный остров -> ... (В Закавказье, на Каспийском море). (Куба - Баку.) 6. Музыкальная партия индивидуалиста -> ... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры) (Соло - Осло.) 7. Планета-богиня -> ... (на реке Раздан, в Закавказье). (Венера - Ереван.) 8. Глазные шторки -> ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.) (Веки - Киев.) 9. Основное занятие детей и актёров -> ... (на реке Даугава, в Прибалтике). (Игра - Рига.) 10. Сдобная белая подружка чёрного хлеба -> ... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны). (Булка - Кабул.) г) логогриф - род загадки, в которой задуманное слово получает различное значение от перестановки или выбрасывания букв. 1. Без 1 буквы - река, Без 2-х - местоимение, Без 3-х - предлог. (Крона - Рона, она, на) 6) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения, аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.). Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные игры требуют употребления различных лексикограмматических структур, следовательно, они развивают речь детей и совершенствуют умение рассказывать четко и образно. Акробаты. 1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики) На своих уроках я часто использую приемы «фантазирования». 1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т. д./ 2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый. 3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы: -из крана на кухне полился апельсиновый сок; -из тучи вместо дождя стал падать изюм; -люди придумали таблетку от сна? Детям нравятся разного рода тренинги. ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА». – Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам. Своё выступление хотела бы закончить словами С. Т. Шацкого "Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества."

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса на уроках окружающего мира.»

Выступление по теме: « Игровые технологии как одно из средств организации учебного процесса  на уроках окружающего мира.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019