В разработке представлена подробная картотека опытов и экспериментов для дошкольников 3-7 лет.
Картотека разделена по возрастам, по временам года. Данную картотеку можно использовать в работе с детьми дошкольных учреждений. Также в картотеку включены различные фокусы, которые сделают пребывание детей в ДОУ интересным и увлекательным.
Картотека опытов для детей 2 – 3 лет
Вода
Познакомить детей со
свойствами воды
Научить детей
пользоваться сачком для
вылавливания игрушек из
воды
Научить детей
пользоваться черпачком
для доставания шариков
из воды
Уточнить
представление детей,
что в помещении вода
льется из крана струей
вниз
Научить детей мыть
посуду для кукол
Знакомство детей с
разноцветной водой
Научить детей из
цветной воды получать
разноцветные льдинки
Познакомить детей со
свойствами снега, он
лепится и состоит из
снежинок
Показать детям, как
образуются следы на
снегу
Познакомить с таянием
снега
Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в нее
воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в
воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить
эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с
рыбками поплыли.
Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в
чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо
ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и
маленькая». Повторяет 4 – 5 раз, затем раздает детям сачки и
предлагает им самостоятельно ловить рыбок.
Воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой,
шарик и показывает, как его выловить черпачком. Повторяет свои
действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой,
предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их
черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно
аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.
Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз
воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из
крана для того, чтобы дети могли чисто помыть руки. При этом
воспитатель проговаривает потешку про воду.
Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет
посуду, потом спрашивает, какая вода у нее в раковине. Няня
рассказывает, как теплая вода помогает делать посуду чистой.
Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает,
как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям.
Напоминает, что делать это надо аккуратно.
У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек
с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди
капается разведенная гуашь, а дети наблюдают, как вода меняет
окраску – превращается из прозрачной в разноцветную.
Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его
не видно. Делается вывод. Что окрашенная вода не прозрачна.
Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в
формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие
разноцветные льдинки получились из воды.
Снег
Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых
белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она
превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно
при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках
покатать куклу.
Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и
животных.
На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снег и принести в
группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить
в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная,
поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3комнатные растения. Полить этой водой растения.Знакомство со
свойствами песка
Научить детей
пользоваться игрушками
для получения
практического опыта
Научить детей
пользоваться игрушками
для получения
практического опыта
Продолжить обучение
детей практическим
действиям в песке с
новыми игрушками
Научить детей
пользоваться игрушками
для получения
практического опыта
Знакомство детей со
свойствами сухого песка
Познакомить детей с
движением воздуха
Игры с султанчиками
Песок
Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыпет
песок на лопасти.
Воспитатель показывает детям,
как насыпать совочком
увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать.
Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу
или предложить детям перенести на соседний участок.
Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем
дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в
кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это
происходит под непосредственным руководством воспитателя.
Воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный
песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом
дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик.
Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок.
Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для
куклы. Показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный
песок совком и накладывает его в формочку, кладет на досочку
или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по
формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок готов.
Показывает детям это действие 4 – 5 раз, затем предлагает сделать
пирожок самостоятельно.
Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет
сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что
происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и
слепить лепешку. Что происходит? Затем предлагает сделать из
сухого песка пирожок для куклы – он рассыпается.
Ветер
Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом.
«– Вы почувствовали холодок – это ветер. Есть такая игрушка –
бумажная мельница, которую ветерок приводит в движение, когда
вы будете бежать». Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как
мельницы закрутились.
В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно
помахать ими, и появится ветерок.
Ткань
Объяснить детям, что
ткань состоит из
ниточек
Показать детям, что
ткань можно красить
Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке
показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько,
потом предлагает детям сделать то же самое.
У воспитателя и детей белые или однотонные салфетки. А кукле
нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно
нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать.
Камешки
Познакомить детей с
камешками
Плавают или тонут?
Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о
камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый
он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.
Налить в таз воду и опустить несколько предметов, среди них и
камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых
камешков?
1
2
3
4
5
6
1
2
1
2
1
23
1
1
Шумелки
Положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в
банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают
камешки.
Магнит
Познакомить детей с
магнитом и его
свойством притягивания
металлических
предметов
Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам,
дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать,
как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель
показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие
металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности.
Мыльные пузыри
Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для
выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы
получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят.
Научить детей
выполнять дыхательное
упражнение для
выдувания мыльных
пузырейКартотека опытов для детей 3 – 4 лет
Вода
«Кораблики» –
познакомить детей со
свойствами плавающих
предметов
«Нырки» – познакомить
детей со свойствами
«ныряющих» игрушек
«Буруны»
«Собери водичку» –
научить детей
пользоваться губкой для
сбора воды
Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускает
их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают
плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с
ними происходит.
Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними
происходит, если их бросить в воду.
Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для
коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в
стакане.
Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель
закрепляет знания детей о цвете на губках, потом показывает, как
можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.
«Пена» – научить детей
делать пену из шампуня
В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая
руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.
«Разные ножки топают
по снежной дорожке» –
научить детей получать
четки следы на снегу
«Ледяная горка» –
показать детям, как
делать горку для кукол
«Снежный городок» –
научить детей делать из
снега колобки и большой
дом
«Разноцветные фигуры –
научить детей
раскрашивать снежные
фигуры
пеку,
«Я пеку,
пеку
деткам всем по колобку»
– экспериментируем с
мокрым песком
«Сыпучий песок –
экспериментируем
с
сухим песком
Научить детей получать
разноцветный песок
Снег
Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв
ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу.
Показывает, как получить из снега различные фигуры.
При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку
для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до
конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с
ледяной горки.
Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать
такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно
построить большой дом, который называется снежной крепостью.
На прогулке воспитатель вместе с детьми делает фигуры из снега:
снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких
комков снега.
Помощник воспитателя выносит теплую
разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой
фигурки из снега.
Песок
У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель
предлагает слепить пирожки разной формы.
Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что
происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его
струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает
сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка.
Приготовить гуашь, разведенную водой,
Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.
и светлый песок.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
31
2
3
1
2
3
Рвем бумагу
«Бумажные комочки –
познакомить детей с
новым свойством бумаги
–
скатыванием
«Бумажные полоски»
Бумага
Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из
них аппликацию.
Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них
коллективную аппликацию.
Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом
показывают, как получить полоску при помощи ножниц.
Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на
улице ветер.
Солнце
«Солнечные зайчики –
научить детей играть с
солнечным зайчиком
«Тень» – познакомить
детей со свойствами
Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как
пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным
зайчиком.
Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением
тени.
солнечного света
«Разноцветные
стекляшки» –
познакомить детей со
свойствами прозрачного
стекла
Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них,
как меняется окружающий мир.Картотека опытов для детей 4 – 5 лет
Вода
1. Вода не имеет формы.
Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она
принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом
пролейте на пол. Что происходит с водой?
2. Вода не имеет вкуса.
Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в
стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора?
Потом в один стакан бросить соль, в другой стакан с водой
капнуть сок лимона.
3. Вода не имеет запаха.
В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко
выраженный запах, и сравнивают запахи.
4. Вода не имеет цвета.
В стакан с водой добавить красящие вещества или гуашь и
понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются
красящие вещества.
На прогулке срезать веточки с дерева и поставить их в вазу с
водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет
происходить с веточками.
На участке понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить
каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук
издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на
металлофоне.
Ветер
Сделать с детьми игрушкивертушки и показать, как их приводить
в движение при помощи ветра.
«Свойства воды»
«Вода – источник
жизни»
«Кап – кап – кап»
«Игрушки – вертушки» –
познакомить детей со
свойством ветра –
приводить в движение
легкие предметы
«Ветер по морю гуляет» Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и
отправлять их в плавание при помощи ветра.
На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему
семена имеют такую форму? Предложите положить семена на
ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?
Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают
ли они, для чего нужны мельницы.
Воспитатель рассказывает детям, как он увидел у соседей на даче
пугало, на котором висели легкие банки и ленты от старых
магнитофонов. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти
предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими
предметами, когда дует ветер.
«Ветряные мельницы»
«Ветер и семена»
«Пугало»
Зеркало
«Солнечные зайчики»
«Что находится в
зеркале»
Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного
зайчика.
Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что
находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу
зеркала?
1
2
3
1
2
3
4
5
1
2«Движущийся песок»
«Песочный замок»
«А мы сеяли песок»
«Песчинки»
«Песочные часы» –
познакомить детей с
прибором для измерения
времени
Песок
В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить
крышку. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить
туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит
в бутылке.
Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если
ладошки держать над одним местом, то из струйки можно
получить конус, который будет похож на замок. При высыхании
песок твердеет, и получится крепкая постройка.
Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем
отличается просеянный песок от непросеянного.
Дать детям лупы и рассмотреть, из чего состоит песок. Каковы на
ощупь отдельные песчинки.
Показать детям песочные часы и рассказать историю
возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить
длительность времени по песочным часам. Предложить чтолибо
сделать, отмечая время по часам: одеться, спеть песенку и т.п.Картотека опытов для детей 5 – 6 лет
Вода
«Ласты» – познакомить
детей с предметом,
который облегчает
плавание в воде
«Почему птицы
плавают в воде?»
«Что такое пар»
«Как напиться»
Эксперимент лучше проводить летом. Предложить взять в руки
дощечки и грести. Как легче держаться на воде? А если на руки
надеть ласты? А если на ноги? Почему так происходит? На что
похожи ласты? У кого человек позаимствовал такое изобретение?
Рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем
сходство? Опустить перья в воду. Почему они плавают? Положить
на воду тонкий лист бумаги и понаблюдать, что с ним происходит.
Потом смазать лист жиром и тоже опустить в воду. Птицы
плавают, потому что их перья смазываются жиром.
Над кипящей водой подержать холодный предмет и понаблюдать,
что будет происходить на его поверхности. Пар – это новое
состояние воды. При охлаждении из пара получается вода.
В стакан наполовину наливают воду. Как напиться из стакана, не
беря его в руки? Если в стакан опускать не растворяющиеся в воде
и тонущие предметы, то уровень воды будет подниматься. Когда
вода поднимется до самых краев, тогда можно будет и напиться.
Условия для жизни растений
«Дыхание растений»
«Солнечный свет в
жизни растений»
«Тепло в жизни
растений»
«Где растению лучше
жить»
«Как расселяются
растения»
«Вслед за солнцем»
Познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и
человек. Если закрыть нос и рот, сколько времени может
продержаться человек? А сколько времени без воздуха проживет
растение? Потом на веточке смазывают лист растения. Поры, через
которые дышит растение, закупориваются. Дети наблюдают, как
через какоето время лист засохнет, делают выводы.
Для эксперимента берут два одинаковых растения. Одно из них
накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через две недели
снимают колпак и смотрят, что произошло с растением.
Эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки
приносят веточки растений и ставят в воду у батареи и между
стеклами окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице,
у батареи и между стекол. Делают вывод: где тепло, там
появляются листики.
Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в
разную среду: одну – в воду, другую – в почву. Наблюдают за их
ростом и делают вывод, где растение быстрее растет.
Эти наблюдения лучше проводить на экскурсии. Дети
рассматривают одуванчик и определяют, для чего его семенам
нужны парашютики. Потом рассматривают семя подорожника.
Почему подорожник индейцы называли «следом белого человека»?
Рассмотреть с детьми колючки репейника. Для чего они нужны
растению? Желательно в парке найти такое место, где появилось
маленькое дерево, но человек его не сажал. Как оно могло
появиться здесь.
Понаблюдать с детьми за растением, стоящим на подоконнике.
Куда тянутся листья или цветы? Развернуть горшок другой
стороной. Посмотреть, что будет с растением.
1
2
3
4
1
2
3
4
5
61
1
2
1
2
Ткань
«Изучаем ткань» –
познакомить с разными
видами ткани
Предложить детям несколько видов ткани. Что делаем с тканью?
Пробуем на ощупь, мнем, рвем, режем ножницами. Рассказать из
какой ткани какую одежду шьют.
Бумага
Познакомить детей с
разными видами бумаги
Копирка
Собрать коллекцию бумаги и познакомить детей с ее
разновидностями. Рассказать, как изготавливают бумагу.
Познакомить детей с этим видом бумаги. Научить делать копию
рисунков.
Растворение сахара
Плавление сахара
Сахар
Спросить детей, что происходит с сахаром, если его опустить в
воду? Сравнить, в какой воде (горячей или холодной) быстрее
растворяется сахар.
Над свечой подержать ложку с сахаром. Что происходит?
Раскаленный сахар вылить в емкость. Что с ним происходит?
Попробовать на вкус. Где используется такое свойство сахара? (В
пищевой промышленности). Жженый сахар используют как
лекарство при приступах кашля.Картотека опытов для детей 6 – 7 лет
Вода
«Невидимки» –
закрепить знания детей о
том, что многие
вещества растворяются
в воде
«Взрыв» – познакомить
детей со свойствами
пара
«Капкапкап» –
смоделировать
получение дождя
«Фильтрование воды»
«Плавающее яйцо»
«Рисование цветной водой
на снегу»
«Где живет воздух»
В банку с водой на нитке опустить гвоздик. Нитку можно
прикрепить к карандашу, который ложится на горлышко банки.
Потом добавлять гуашь, пока гвоздик станет невидим в воде.
Пробирку наполовину наполнить водой и плотно закрыть пробкой
из сырого картофеля, зажать пинцетом или прищепкой и нагревать
над спиртовкой или сухим спиртом. Как только вода начнет
кипеть, часть ее превратится в пар и пробка выскочит из
пробирки. Пар занимает много места, поэтому пробка вылетает из
пробирки.
В тарелку положить снег и подержать ее над кипящим чайником.
Пар от чайника при соприкосновении с холодной тарелкой
превратится в капли воды.
В воронку положить бинт, сложенный в несколько раз, и через нее
пропускать мутную воду. Вместо бинта можно использовать вату.
Рассказать детям, что в природе роль фильтра выполняет песок.
Этот опыт можно показывать друзьям, как фокус. В две
одинаковые емкости налейте воды. В одну из них добавьте
несколько ложек соли и хорошо размешайте. Положите яйцо в
емкость с простой водой, оно опустилось на дно. Достаньте яйцо и
опустите его в емкость с соленой водой, оно плавает. Соль
повышает плотность воды, и предметы, погруженные в соленую
воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать.
Приготовить для каждого ребенка брызгалки из пластиковых
бутылок, налить в них крашенную гуашью, воду и показать детям,
что можно рисовать на снегу такой водой.
Воздух
1. Сделать глубокий вдох и выдохнуть на руку.
2. Положить мелкие кусочки бумаги на край стола и взмахнуть
листочком бумаги над ними.
3. Надуть воздушный шар, зажать конец и опустить в воду, разжав
зажатое отверстие.
4. Взвесить навесах два шара. Надуть один шар и заменить пустой
шар надутым.
5. Опустить перевернутый стакан вверх дном в оду (дно стакана
должно быть параллельно дну емкости), потом наклонить
стакан.
«Почему железо тонет,
а корабли плавают»
«Для чего растениям
нужен воздух»
«Почему летает
парашют»
Дать детям возможность самостоятельно поэкспериментировать с
металлическими предметами и сделать вывод, почему же
металлический корабль плавает.
Вырастить зеленый лук. Потом накрыть его большой банкой , а дно
загерметизировать при помощи пластилина. Понаблюдать за
растением и сделать вывод.
Научить детей делать и запускать парашют. С помощью
наблюдения за полетом игрушки сделать вывод, почему летает
парашют.
1
2
3
4
5
6
1
2
3
41
2
1
2
3
4
5
6
7
8
Тайнопись
«Чернила из молока» –
познакомить детей со
свойствами органических
соединений
«Чернила из лимона»
Для того, чтобы написать тайное письмо, потребуется бумага,
ватные палочки, молоко и настольная лампа или утюг. Обмакнув
ватную палочку в молоко, напечатать слово, дать ему подсохнуть,
а потом подержать письмо над настольной лампой, пока не
проявятся слова. Можно прогладить лист горячим утюгом.
Сок из лимона выдавить в чашечку с водой. Ватной палочкой
написать слова с помощью «чернил». Технология проявления
«невидимых чернил», как и в первом случае.
«Поющий бокал»
«Волшебная вода»
«Танцующая монетка»
«Повелитель воздушных
шаров»
«Волшебные веточки»
«Шипящая вода»
«Самонадувающийся
шарик»
«Запуск ракеты»
Фокусы
Взять за ножку бокал из тонкого стекла. Указательный палец
свободной руки смочить водой и, надавливая на край бокала,
водить пальцем по его краям. Вы услышите, как бокал запоет.
Появление звука зависит от силы нажатия, поэтому придется
поэкспериментировать.
В банку налить обычную воду, накрыть крышкой. Сказать
волшебные слова и встряхнуть банку, вода поменяет цвет. Не
забудьте на дно крышки насыпать красящее вещество (пищевой
краситель, сухой напиток или густую гуашь).
Бутылку со стеклянным горлышком положить на несколько минут
в морозильник. Вытащить и быстро закрыть горлышко такой
монеткой, которая не провалится внутрь бутылки. Скоро монетка
начнет подскакивать и издавать звук. Воздух при нагревании в
теплой комнате вырывается из бутылки, и монетка подпрыгивает.
Возьмите несколько шаров и надуйте их. Воткните иголку в шар,
он лопнет. Но если на шарик наклеить прозрачный скотч и
воткнуть иголку в место наклеивания скотча, а потом вытянуть ее,
то скотч склеит дырку и шар лопнет.
Такие веточки надо приготовить с помощью взрослых. Они могут
послужить хорошим новогодним украшением. Приготовить
пересыщенный солевой раствор: на 2 л воды 1,5 кг соли,
закипятить его и остудить. В приготовленный раствор опустить
срезанные веточки деревьев или кустарников. При остывании
раствора соль начнет осаживаться на веточках. Когда вытащите из
воды веточки, они будут словно обсыпаны инеем.
В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и
размешать, потом влить ложку уксусу. Вода мгновенно зашипит.
Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, и выделяется
углекислый газ.
Если предыдущий опыт повторит не в стакане, а в бутылке и
успеть быстро на горлышко надеть шарик, пока не прекратилась
реакция, то углекислый газ надует воздушный шарик.
Для фокуса нужна бутылка от вина с пробкой. Заткните пробкой
бутылку, но не очень сильно и приделайте крылья к пробке. В верх
пробки можно воткнуть иголку с бусинкой, это будет носовая
часть ракеты. Вытащите пробкуракету из бутылки. В бутылку
налейте воду (2/3), добавьте 4 столовых ложки столового уксуса,
насыпьте соду в салфетку и перемотайте ее нитку, придав такую
форму, чтобы можно было салфетку без повреждения протолкнуть
в бутылку. Закройте бутылку пробкой и ждите взлета.Парафин
«Почему горит свеча» –
познакомить детей со
строением свечи и
свойством парафина –
плавлением
Рисование по воску»
Рассмотреть с детьми устройство свечи, попробовать парафин на
ощупь. Показать детям воск. Чем они схожи с парафином, а чем
отличаются? Рассмотреть горящую свечу. Почему она горит? Если
плавленый парафин капнуть в воду, что с ним произойдет? А если
парафин опустить в горячую воду, что с ни случиться?
Дать детям кусочки свечи, краски и познакомить с техникой
рисования по воску.
Игры с тенью
Игра «Угадай, что это?»
Театр теней
Воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно
получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает
воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.
Воспитатель показывает детям персонажи сказок, а дети
озвучивают героев.
«Угадай, какой предмет» Воспитатель показывает предметы, а дети по тени узнают, что это.
1
2
1
2
3