Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Оценка 4.6
Игры
doc
воспитательная работа
Детсад
22.04.2018
В этом материале предоставлено "картотека пальчиковых игр по лексическим темам" (от рождения до школы). Картотека была разработано для, того чтобы развить мелкую моторику рук детей. Также с ее помощью развивается речь, внимание, мышление, память. Пальчиковые игры можно использовать на занятиях и в свободной деятельности.
пальчиковые игры.doc
1 Содержание.........................................................................................................................................
Содержание
2 «До свидания лето, здравствуй, детский сад»
«Наш детский сад»
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
«Игрушки»
Я с игрушками играю
(Руки перед собой, сжимаемразжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,
(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –
«катаем машинку».)
«Детки»
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно
сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверхвниз по ритмике стихотворных строк, а на слове
“вставать” открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
3 «Животный мир»
«Дикие животные»
«Лесное население»
Животных следы мы как книгу читаем.
(Ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
(Закрывают «книгу).
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
(Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население.
(Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
«Кто в лесочке живет?»
Кто в лесочке живет?
(Переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой – старый крот,
За горой – лисенок,
В ельнике – лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
(Загибать указательным пальцем левой руки
пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(Сжимать и разжимать кулачки)
«У нас в лесу»
Зайцы спрятались от волка.
Чья то им досталась норка…
(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» колечко, сделанную другой рукой)
Серый волк зубами щёлк
(Соединяют по очереди большой палец с другими)
Ах, какой зубастый волк!
(Руки к щекам, качают головой)
Белочка в своём дупле
Орешки щёлкает в тепле.
4 (Щелчки пальцами)
Пересчитала мама медвежат
В берлоге все послушные лежат.
(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в «
замок»)
«Домашние животные»
«В деревне»
Я в деревне отдыхаю,
Вам животных называю:
(Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в ритме стихотворения)
Кролик, лошадь и коза,
Кот, корова и свинья,
А ещё баран с овцой,
(Загибать по – одному пальцы, начиная с большого пальцы правой руки)
Да верный пес –
Помощник мой.
(Большой палец правой руки поднять наверх, указательные согнуть, остальные
вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)
«Дудочка»
Ой, дуду, дуду, дуду,
Потерял пастух дуду.
(Играют на дудочке)
А я дудочку нашла.
Пастушку я отдала.
(Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Нука, милый пастушок,
Ты спешика на лужок.
(«Идут» указательным и средним пальцами по столу)
Там Буренка лежит,
На теленка глядит.
А домой не идет,
Молочка не несет.
(Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Надо кашу варить,
Сашу кашей кормить.
(«Варят кашу» на ладошке)
«Котята»
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
(Ладошки складывают, пальцы прижимают друг к другу. Локти опираются о стол.
5 Покачивают руками, не разъединяя их)
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукивают соответствующими пальцами друг о друга)
«Дикие птицы»
«Десять птичек»
Пойка, подпевайка,
Десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка;
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко;
Это зяблик,
Это стриж,
Это – развеселый чиж…
Ну, а это – злой орлан.
(Сжать кулачок, на название каждой птички отгибать один пальчик)
Птички, птички – по домам! (Обе руки сжать в кулаки, пряча птичек)
«Птичьи стаи»
Снова осень наступает.
(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)
И доследующей весны
(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)
В птичьих стаях улетают
Ласточки, скворцы, грачи,
Лебеди и журавли.
(Загибать пальцы на обеих руках по одному)
«Мы про птиц не забываем»
6 Холодно на улице,
Замерзают птицы.
(На правой руке соединять все пальцы с большим)
Чтобы не замерзнуть,
Надо подкрепиться.
(На левой руке соединять все пальцы с большим)
Мы про них не забываем,
Корм в кормушку насыпаем.
(На обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим)
«Домашние птицы»
«Птичий двор»
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор.
(Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем
положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра:
(Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем
положение)
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
«Малыши»
Есть у курицы цыплёнок,
(Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими)
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять, (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой
руки)
Свежей травки пощипать,
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
7 (бегут всеми пальцами обеих рук)
«Кококо, кококо,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы
фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите».
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук
одновременно: большой –указательный, большой — средний и т.д.)
«Насекомые»
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
(загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмельшмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)
«Божья коровка»
Божья коровушка,
(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)
Полети на облачко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород – бобы,
(раскрывать пальцы, начиная с указательного)
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
На полянке я сижу,
«На полянке»
8 Во все стороны гляжу.
(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем
направо.)
Сколько насекомых здесь!
(Руки через верх разводят в стороны.)
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса,
(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках
одновременно.)
Это бабочка — краса.
Муравей и стрекоза,
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся,
(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)
А она красуется!
«Урожай»
«Овощи»
«Хозяйка»
Хозяйка однажды с базара пришла,
(Сжимают и разжимают пальцы)
Хозяйка с базара домой принесла.
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. ОХ!
(На каждое название загибают пальчик)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(Удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. ОХ!
(На каждое название загибают пальчик)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. ОХ!
(На каждое название загибают пальчик)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. ОХ!
(На каждое название загибают пальчик)
И суп овощной оказался не плох.
(«Шагают» пальчиками по столу)
«Капуста»
9 Мы капусту рубим,
(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Мы морковку трем,
(Трут ладони друг об друга)
Мы капусту солим,
(Указательный и средний палец трутся о большой)
Мы капусту жмем.
(Хватательные движения обеими руками)
Мы капусту нарубили,
(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Перетерли,
(Трут ладони друг об друга)
Посолили,
(Указательный и средний палец трутся о большой)
И набили плотно в кадку
(Удары обеими руками по столу)
Все теперь у нас в порядке.
(Отряхивают руками)
«Ягоды»
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
(Загибают пальчики, начиная с больших)
«Земляника»
Мы шли, шли, шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём искать опять.
(Сначала шагаем по столу, затем
загибаем пальчики одновременно
на обеих руках, потом снова "шагаем" по столу)
10 «Ягоды»
С веток ягоды снимаю
и в лукошко собираю.
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку)
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко.
(щепотку поднести ко рту)
Я поем ещё чутьчуть
легче будет к дому путь!
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
(загибаем пальчики)
Снова буду собирать!
(разжать ладошку)
«Фрукты»
«Апельсин»
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
(На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок)
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
(Загибание пальчиков, начиная с большего)
А для волка – кожура.
(Бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас беда!!!
(Сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь кто куда!!!
(Бегут пальцами по столу)
Как у нашей Зины
(Делают ладони «корзинкой»)
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши,
«Фрукты»
11 Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
(Загибают пальцы, начиная с мизинца)
До чего красивы!
(Разжать ладошки)
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик апельсин
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Нука, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя)
«Краски осени»
«Осень»
Осень, осень,
(трем ладошки друг о друга)
Приходи!
(по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень,
(трем ладошки друг о друга)
Погляди!
(положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся,
(движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся.
(поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет,
( по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее,
(разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы,
(скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится.
(стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем
(делаем вид)
И ботинки обуваем
12 ( постучать ногами)
Знаем месяцы:
(похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
(кулак, ребро, ладонь)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,
(загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем
(пальчики «шагают» по столу)
«Мой дом, Мой город»
«Новый дом»
Туктуктук, туктуктук!
(Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом,
(Ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том.
(Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей»)
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше.
(Мизинец отставляют в сторону – труба)
Дом готов, зовём гостей:
( Показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!»
(Делают приглашающий жест рукой)
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое!
(Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое!
(Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок!
13 (Показать «дубок» растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(«Обнимашки»)
«Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки над головой «домиком»)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
Рядом чтоб сосна росла.
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх)
Чтоб вокруг забор стоял
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шёл,
(«Стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцылепестки смотрят вверх)
«Я человек»
«Веселый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.
(Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу)
Разотру ладошки сильно,
( Растирают ладони)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями
поднимаются до ногтевой фаланги)
Руки я затем помою,
(Потирают ладони)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(Складывают пальцы в замок)
14 «Наш малыш»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик наш малыш.
(Согнуть пальцы в кулачок,
затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца)
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз
и как бы прыжками двигаются по бедру к колену)
А вторые догонять.
(Выполняются ритмичные движения указательными пальцами)
Третьи пальчики бегом,
( Движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичные касания мизинчиками по бедрам)
И в конце пути упал.
(Хлопок обеими ладонями по коленям)
«Здоровейка»
«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать
(Загнуть большой палец)
Этот пальчик лег в кровать
(Загнуть указательный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул
(Загнуть средний палец)
Этот пальчик уж уснул
(Загнуть безымянный палец)
Этот крепкокрепко спит
(Загнуть мизинец)
Тише, тише, не шумите…
(Погрозить пальцем)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
15 Будут пальчики вставать!
(Разогнуть кулачек)
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают,
(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
(Указательный и средний "идут" по другой руке)
Эти любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти тихо подремать,
(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(Крутим большим пальцем вокруг мизинца)
«Наш быт. Бытовые приборы»
«Пылесос»
Пылесос, пылесос,
(Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос?
(то же, но ладони обращены друг к другу)
Я жужжу, я жужжу,
Я порядок навожу.
(Соприкосновение кончиков пальцев)
Привет, я – чайник
«Чайник»
16 (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка,
(руку вбок)
А вот мой носик
(другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть,
(хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть
(изображаем свист)
С печки меня возьмешь,
(наклоняемся в сторону, где рукаручка)
Чаю себе нальёшь.
(наклон в строну, где руканосик)
«Магнитофон»
Магнитофон! Магнитофон!
Что слышит, то и пишет он.
(Сжимаем – разжимаем кулачки обеих рук)
Пищат мышата из норы,
Пищат над ухом комары.
Кузнечики и птицы
Поют без репетиций.
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Ну а потом – среди зимы
(Распрямляем по одному пальчику на обеих руках)
Всех в лето приглашаем мы
(Соединяем одноименные пальчики обеих рук, начиная с больших)
Услышать каждый хочет,
Как летний гром грохочет.
(Ладони от себя, разводим и соединяем пальчики)
«Неделя вежливости»
Дружат в нашей группе
(Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
«Дружба»
17 (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
«Если пальчики грустят»
«Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
( пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел ктото значит
( трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
( «моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
( поочередно, 1 вверху, 1 внизу)
Гладить ласково начнем.
(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(каждый палец зажимаем в кулачке)
«Транспорт»
«Машины»
По шоссе идут машины,
(Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины.
(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги,
(Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Биби».
18 (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать
(Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.
(«Встряхиваем» ладонями)
«Машины»
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
(Обеими руками «крутят руль» перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.
(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)
«Велосипед»
Две педали крутят ноги,
(раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге
(вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу
Влево,
(имитируем, что держим руль и поворачиваем влево )
Вправо покачу. (вправо)
То вперед,
(кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза
(обеими ладонями жмем на стол)
«Народная культура и традиции Южного Урала»
Ну ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
«За работу»
19 А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять
(выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)
«Вышивка»
Вышивают девочки,
(«вышивают»)
Сидя на траве,
(приседают)
Вышивают девочки
Шёлком на канве.
(«вышивают»)
Это клюв! А это шпоры!
А вот это гребешок!
(показывают клюв, шпоры, гребешок)
Приутихли разговоры,
(пальчик прикладывают к губам)
За стежком бежит стежок.
(бегут друг за другом)
«Кто как готовится к зиме»
Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)
«Здравствуй, Зимушказима»
«Мороз»
20 Ой, сердит мороз
(качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес.
(Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос.
(Хватают себя за нос)
Щиплет до слез
(Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются
(Грозят пальчиком)
И на лыжах
(«Едут на лыжах»)
И на саночках катаются
(«Едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются.
(Прыгают и одновременно хлопают в ладоши)
«Зима»
Наши ручки замерзают.
(Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко
(Разжать кулачки, хлопать в ладони)
Да похлопаем в ладошки
(Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,
(Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть.
(ладонь о ладонь)
Пальчики мы согреваем,
(Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем!
(сжимаем и разжимаем кулачки)
«Город мастеров. Ремесла Южного Урала»
«Кузнец»
21 Идет кузнец из кузнецы,
(кисти рук лежат на столе, ладонями вниз)
Несет кузнец два молота.
(пальцы приподняты, слегка согнуты)
Тук, тук, тук, тук,
(постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами)
Да ударил разом вдруг.
(пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу)
«Повар»
Повар готовил обед,
(ребром ладони стучат по столу)
А тут отключили свет.
(загибают большой палец на левой руке)
Повар леща берет
И опускает в компот.
(загибают указательный палец)
Бросает в котел поленья,
(загибает средний палец)
В печку кладет варенье
(загибают безымянный палец)
Мешает суп кочерыжкой,
(загибают мизинец палец)
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!
(разводят руками)
«Инструменты».
Мы пилили,
(Делают пилящие движения)
Мы рубили,
(Делают рубящие движения)
Громко молотком стучали,
Свежей краской покрывали
(Выполняют движения руками вверх и вниз)
Мама очень нас хвалила
(Хлопают в ладоши)
И печеньем угостила.
(Поглаживают живот ладошкой)
«Этикет»
«ДОМИК»
22
Под грибом шалашикдомик, (Ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(«Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашикдомик.
В домике дощатый пол,
(Ладони ребром прижаты друг к другу)
А на нем дубовый стол.
(Показываем стол)
Рядом стул с высокой спинкой
(Показываем стул)
На столе тарелка с вилкой.
(Ладонь левой руки направлена вверх (тарелка), правая рука (вилка))
И блины горой стоят
Угощенье для ребят.
(Ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а
большой прижат к ладони)
«ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ковшик тоже развалился,
Ложку мы чутьчуть сломали,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
«Новогодний калейдоскоп»
23 «Наряжаем ёлку»
Раз, два, три, четыре, пять
(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого)
Будем ёлку наряжать
(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики,
(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики,
(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные
движения ладонями )
Весёлого Петрушку,
(Показывают длинный нос)
И разные игрушки:
(Вытягивают ладони вперёд)
И мишку шалунишку
(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку – трусишку
(Прикладывают раскрытые ладони к голове)
«Новый год»
Наступает Новый год!
(Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.
(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрьнаружу)
Висят на елке шарики,
(Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики.
(Фонарики)
Вот сверкают льдинки,
(Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки.
(Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет,
(Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет.
(Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
(Хлопаем по коленям или по полу, одна рука ладонью, другая кулаком, затем
меняем)
Будем пальцы загибать.
(по очереди массажируем каждый палец)
24 «Зимние забавы»
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. ("ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)
«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой
руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели, ("едим суп")
спать легли. (ладошки под щечку)
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в
стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)
Давай, дружок
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза,
ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся
на корточки, закрывая голову руками)
25 «В гостях у сказки»
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем СивкуБурку, (поочередно загибают пальчики на правой руке)
Нашу вещую каурку.
Про жарптицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. (сжимают кулачки)
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши)
«Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (сжать ручки в кулачки «яичко»)
Посмотритека, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться ( пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
«Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок. (дети соединяют кончики пальцев рук над головой)
Он не низок не высок, не высок. (приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки
вверх)
На двери висит замок, да замок (руки сомкнуты ладонями и пальцам)
Кто его открыть бы смог? (поднимают плечи вверх, опус кают.)
Слева зайка, справа мышка, (дети занимают свои места около теремка)
Отодвиньтека задвижку. (тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»)
А лягушка, и медведь (занимают свои места около теремка)
Тоже терем хотят отпереть . (сильно сжимают пальцы)
26 А лисичка и волчок открывают теремок! (открывают «замок» — рассоединяют пальцы
по одному и раз водят руки в стороны)
«Моя семья»
«Семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание массаж всех десяти
пальцев)
Вот и вся моя семья!
«Кто приехал»
Кто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе)
Мы, мы, мы! (быстро хлопают кончики больших пальцев)
Мама, мама, это ты? (кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных
хлопают)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопают кончики указательных)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопают кончики средних пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончики безымянных)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши)
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
27 «Азбука безопасности»
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
«Машины»
По шоссе идут машины, (крутим воображаемый руль)
По асфальту едут шины. (локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно
28 друг другу)
По дороге не беги, (погрозили пальцем)
Я скажу тебе: «Биби». (рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»)
«Наши защитники»
«Бойцы»
Пальцы эти – все бойцы. (растопырить пальцы на обеих руках)
Удалые молодцы. (сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых (приподнять два больших пальца)
И солдат в боях бывалых.( другие крепко прижать к столу)
Два гвардейца – храбреца! (приподнять указательные пальцы)
Два сметливых молодца! (другие крепко прижать к столу)
Два героя безымянных, (приподнять средние пальцы)
Но в работе очень рьяных! (другие крепко прижать к столу)
Два мизинца – коротышки (приподнять безымянные пальцы)
Очень славные мальчишки! (хлопнуть в ладоши)
«Капитан»
Я плыву на лодке белой ( концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями)
По волнам с жемчужной пеной. (друг к другу, слегка приоткрыв)
Я отважный капитан, (проговаривая стишок, показывать, как лодка)
Мне не страшен ураган. (качается на волнах, а затем плавными движениями рук)
Чайки белые кружатся, (сами волны)
Тоже ветра не боятся. (показать чайку, скрестив руки, соединив)
Лишь пугает птичий крик (ладони тыльной стороной и помахать)
Стайку золотистых рыб. (пальцами, сжатыми вместе)
И, объездив чудостраны, (выпрямленными ладонями с пальцами прижатыми друг к
другу изобразить рыбок)
Посмотрев на океаны,
Путешественникгерой, (плавными движениями ладоней показать как рыбы плывут в
воде)
К маме я вернусь домой.
«Сегодня праздник всех отцов»
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)
29 Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
«Маленькие исследователи»
«Рыбки»
Рыбка плавает в водице,
(сложенными вместе ладонями дети изображают как плывёт рыбка)
Рыбке весело играть.
(грозят пальчиком)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(снова изображают, как плывёт рыбка)
Крошку хлебную взяла.
(делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
(снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
«Гроза»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми
вместе)
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков;
остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце.
30 Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)
Второй в пластилине (большой со средним)
Третий в шоколаде (большой с безымянным)
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)
Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)
Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)
«Женский день»
«Наши мамы»
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко
обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на
одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
«Маме помогаем»
Движения по тексту
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
31 «Мама»
Мамочка – мама,
Милая моя,
(поставив ладони друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают сначала
мизинцы)
Мамочка – мама,
Я люблю тебя.
(на последний слог прижимают подушечки больших пальцев друг к другу и губами
имитируют поцелуй)
«Домашние птицы»
«Птичий двор»
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор.
(Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем
положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра:
(Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем
положение)
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
«Малыши»
Есть у курицы цыплёнок,
(Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими)
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять,
(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)
Свежей травки пощипать,
32 (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
(бегут всеми пальцами обеих рук)
«Кококо, кококо,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы
фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите».
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук
одновременно: большой –указательный, большой — средний и т.д.)
«Мебель»
«Много мебели»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чутьчуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом, (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
«Мебель»
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
33 Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику)
«Мебель»
Мебель я начну считать (показывают ладошки обеих рук)
Кресло, стол, диван, кровать, (пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали, (разжимают кулачки и показывают ладошки)
Десять пальчиков зажали! (сжимают кулачки и поднимают их вверх)
«Весна шагает по планете»
«Весна»
Снова солнце в небе улыбается, (соединять пальцы правой руки с большим)
Снег растаял, ручейки звенят. (соединять пальцы левой руки с большим)
И подснежник первый распускается, (ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья
рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга)
С юга птицы с песнями летят. (ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены,
остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка»)
«Сосульки»
Шаловливые сосульки (собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. (положить руки на колени)
Шаловливые сосульки (покрутить кистями рук)
Посмотрели вниз. (опустить голову вниз)
Посмотрели, чем заняться? (пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (руками соответствующие движения)
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Капкап, дзиньдзинь, (в такт наклонять голову вправо – влево)
Капкап, дзинь – дзинь.
«Весна»
Вот уж две недели (опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)
Капают капели.
Снег на солнце тает (руки ладонями вниз разведены в стороны)
34 И ручьём стекает. (обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)
«Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула (протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула (руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный, (руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник . (медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
«День смеха»
«Цирк»
На арене цирка вышка.
(поднять руки вверх)
А на вышке – две мартышки
(сложить руки в кулачки)
И они взлетают ловко,
Верх под купол – на веревке.
Вниз скользят, как акробаты,
Очень ловкие ребята.
(имитировать движения рук по веревке вверх, затем вниз)
«Лесенка»
(карандаш между указательным и средним пальцами, двигаются вверхвниз по карандашу)
«Акробаты тут как тут,
Вверх по лесенке ползут.
Акробаты тут как тут,
Вниз по лесенке ползут».
«Клоунята»
Мы сегодня не расскажем, (машут отрицательно указательным пальцем)
А гостям всем цирк покажем (круговое движение руками)
Превратились из ребят (руки к себе)
Мы в веселых клоунят. (руки от себя)
Носик длинный отрастили, (указательным палец на нос)
Этим носом насмешили. (то же другой рукой)
35 Вот так нос, длинный нос, (большой палец к носу)
Очень долго носик рос. (раскрыть ладонь, пошевелить пальцами)
Развеселые ладошки (показать ладони)
У веселых клоунят.
Звонко, звонко, очень звонко, (вертикальные взмахи руками с хлопками)
Как тарелочки гремят
Притаились пальцы – крошки. (пошевелить пальцами)
Пальцы дружно разбежались. (раскрыть ладони)
В кулачки потом собрались. (сжать кулаки)
Развеселые ребята (показать на себя)
Станут мячики кидать, (попеременные взмахи кистями рук)
Клоунята, клоунята станут в мячики играть.
«Встречаем птиц»
«Десять птичек»
Пойка, подпевайка,
Десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка;
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко;
Это зяблик,
Это стриж,
Это – развеселый чиж…
Ну, а это – злой орлан.
(Сжать кулачок, на название каждой птички отгибать один пальчик)
Птички, птички – по домам! (Обе руки сжать в кулаки, пряча птичек)
«Птичьи стаи»
Снова осень наступает.
(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)
И доследующей весны
(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)
В птичьих стаях улетают
36 Ласточки, скворцы, грачи,
Лебеди и журавли.
(Загибать пальцы на обеих руках по одному)
«Мы про птиц не забываем»
Холодно на улице,
Замерзают птицы.
(На правой руке соединять все пальцы с большим)
Чтобы не замерзнуть,
Надо подкрепиться.
(На левой руке соединять все пальцы с большим)
Мы про них не забываем,
Корм в кормушку насыпаем.
(На обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим)
«Приведём в порядок планету. Космос»
«Космонавт»
Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. (выполнять движения по тексту)
Раз, два, три, четыре, пять (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальца обеих рук соединяются с большими, образуя
«бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну.
«Космический отряд»
(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)
Мы космический отряд,
Очень дружных пять ребят.
(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.
Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)
1 – Гагарин,
2 – Титов,
3 – Леонов,
4 – Комаров,
5ый женщина, а не мужчина
Терешкова Валентина!
37 (Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.
«Будем в космос мы летать»
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая
указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе)
«Волшебница вода»
«Дождик»
Дождик, дождик, что ты льешь?
(показываем брызги пальчиками)
Погулять нам не даешь?
(шагаем пальчиками)
Я водою дождевою
Землю мою, мою, мою.
(складываем ладошки и потираем руки друг о друга)
Мою крышу и забор,
(показываем крышу)
Мою и улицу и двор.
(показываем какой большой двор)
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(имитируем мытье рук)
Брызги – вправо, брызги – влево!
(«стряхиваем» водичку с рук)
Мокрым стало наше тело!
(потираем ладонями плечи обеих рук)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
«Вода»
38 (имитируем вытирание полотенцем)
«Дождик»
Дождик, дождик, веселей!
(показываем как капает дождик руками)
Капай, капай, не жалей!
(показываем брызги пальчиками)
Только нас не замочи!
(делаем домик)
Зря в окошко не стучи.
( стучим кулачком об кулачок)
Брызни в поле пуще:
(показываем брызги пальчиками)
Станет травка гуще!
( растопырить пальчики и покачать "травкой")
«Одежда»
«Стирка»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем вещи мы стирать: (последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами
другой руки)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)
«Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица (поочередно потереть пальцы)
Всем лисятам рукавицы: (загибаем пальчики)
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки лисички.
В рукавичках дадада!
Не замерзнем никогда! (потереть ладони друг о друга)
«Обувь»
39 Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по стол)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Сто одежек»
Лиф на байке, (поочередно загибают пальцы на обеих руках)
Три фуфайки, (одновременно на каждое название одежды)
На подкладке платьице
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик катится? (пожимают плечами)
Сто одёжек, (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
сто застёжек,
Слово вымолвить не может. (похлопывают себя по плечам)
Мама так закутала,
Что не знаю, Тут ли я! (разводят руки в стороны)
«День Победы»
«На параде»
Как солдаты на параде, (сжимаем, разжимаем кулачки)
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой раз, левой раз, (хлопки в ладоши)
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
«Наша Армия»
Аты баты, аты баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и
левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«Пограничник»
40 Пограничником я буду,
(сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках)
Чтоб границы защищать,
(соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших)
И страна могла спокойно
(разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев)
Крепким сном ночами спать.
(соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим)
«День Победы»
Что такое день победы?
(дети смотрят друг на друга, разводя руки в стороны)
Это праздник, ордена.
(сжимают и разжимают кулачки)
И награды боевые,
(прижать руку к груди)
И салюты золотые,
(растопырить пальцы как салют)
И тюльпанчики цветные,
(показать цветочек двумя ладонями)
Это мирная земля!
(хлопки в ладони)
«Мир природы»
«Цветок»
На окне цветок колючий
(показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(сделать «бинокль» из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок,
(сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка,
(сделать «ёжика» и пошевелить пальчиками)
Но не даст себя в обиду
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
«Иголки»
41 У сосны, пихты и ёлки
Очень колкие иголки,
(дети перекатывают в руках, массируя ладони массажный мячик)
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник! (подбрасывают мячик)
«ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
Друг от друга деревья росли далеко
(показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко,
(шагать указательным и средним пальцами
Только корни деревьев
(приложить кисти друг к другу тыльными
Однажды сплелись,
(сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись.
(«Деревья»)
«Лето»
«Алые цветы»
Наши алые цветы
Распускают лепестки, (плавно разжимают кулаки)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (машут перед собой руками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (плавно сжимают руки в кулаки)
Тихо засыпают, (кладут руки под щеку)
Головой качают. (качают головой)
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
42 «Подсолнух»
Посадили зернышко, (щепотка)
Вырастили солнышко. (растопырить ладони)
Это солнышко сорвем, (ладоши раскрыть)
Много зерен соберем. (собирать с другой ладони зерна)
«Мак»
На пригорке вырос мак
(пальцы левой руки собрать в щепоть)
Он склонил головку так
(бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает,
(перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.
Облетели лепестки,
(правой рукой отогнуть пальцы левой)
Высох домик от жары
стал греметь как погремушка.
(пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка.
(пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой)
43
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (старший дошкольный возраст)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.