КАРТОТЕКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
И РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
 
 
 
«Пресс-конференция»
 
Цели: развивать  навыки  эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?  За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
 
 
«Ролевая гимнастика»
 
Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение:
1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».
2. Как иностранец.
3. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …
Рассмеяться, как:  добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …
 
«Секрет»
 
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)
 
«Мои хорошие качества»
 
Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)
 
«Я лучше всех умею …»
 
Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.
Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.
 
«Волна»
 
Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.
Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).
 
«Мимическая гимнастика»
 
Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.
Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.
Когда дети хорошо освоят мимику,  можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал  портрет, увидел самолёт в небе, ….)
            
        
        
        
                    
        
                    
                
                    КАРТОТЕКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
И РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
 
 
 
«Прессконференция»
 
Цели:   развивать   навыки   эффективного   общения;   воспитывать
желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей
задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но
хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний
любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников прессконференции – «гость»  садится в центре
зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С
кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?   За что
любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей
стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
 
 
«Ролевая гимнастика»
  развивать   актёрские
  Учить   раскованному   поведению,
 
Цели:
способности, помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание   игры:   подобрать   короткие   и   хорошо   известные   детям
стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение:
1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».
2. Как иностранец.
3. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади,
ученика на уроке, …
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев,
…
Рассмеяться,   как:   добрая   волшебница,   злая   волшебница,   маленький
ребёнок, старичок, великан, мышка, …«Секрет»
 
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать
застенчивость;   находить   различные   способы   для   достижения   своей
цели.
Содержание   игры:   всем   участникам   ведущий   раздаёт   небольшие
предметы:   пуговичку,   брошку,   маленькую   игрушку,…   .   Это   секрет.
Участники   объединяются   в   пары.   Они   должны   уговорить   друг   друга
показать свой «секрет».
Дети   должны   придумать   как   можно   больше   способов   уговаривания
(угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в
кулачке чтото есть, …)
 
«Мои хорошие качества»
 
Цели:   учить   преодолению   застенчивости;   помогать   осознавать   свои
положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен
вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди
рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим
и не заставлять, если ктото отказывается.)
 
«Я лучше всех умею …»
 
Цели:   учить   преодолевать   застенчивость,   формировать   чувство
уверенности, повышать самооценку.
Содержание   игры:   дети   садятся   в   круг   ведущий   даёт   задание
вспомнить,   что   у   каждого   из   участников   лучше   всего   получается
(   например,   петь,   танцевать,   вышивать,   выполнять   гимнастические
упражнение,   …).   Затем   дети   по   очереди   показывают   это   действие
жестами.
 
«Волна»
 
Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Содержание   игры:   детям   предлагается   изобразить   море,   которое,   в
зависимости от погоды может быть самым разным.
Ведущий   даёт   команду   «Штиль!»   Все   дети   замирают.   По   команде
«Волна!»   дети   выстраиваются   в   линию   и   берутся   за   руки.   Ведущий
указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 12 секундывстают,   не   отпуская   рук.   Игра   заканчивается   командой   «Штиль!»
(предварительно   можно   побеседовать   о   художниках   –   маринистах,
показать репродукции картин Айвазовского).
 
«Мимическая гимнастика»
 
Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать
своё эмоциональное состояние.
Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить
ряд   простых   упражнений,   которые   помогут   научиться   правильно
выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль,
радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить
рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную
эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.
Когда   дети   хорошо   освоят   мимику,   можно   добавлять   жесты   и
воображаемую   ситуацию.   Например,   ребёнок   вытащил   карточку   с
эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает
себя   в   конкретную   ситуацию:   нашёл   подарок   под   ёлкой,   хорошо
нарисовал  портрет, увидел самолёт в небе, ….)