Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"
Оценка 4.9

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Оценка 4.9
Игры
docx
дефектология
Детсад
03.07.2017
Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"
Трудности в работе с аутичным ребёнком возникают у педагога уже при первом знакомстве. Ребёнок либо не обращает внимание на присут-ствие нового взрослого, либо становится агрессивным и напряжённым. Причина подобного поведения в том, что появление незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребёнка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы привыкнуть к педагогу, освоиться в новых условиях. Чтобы наладить с ним контакт, завоевать доверие ребёнка, без которых невозможно проведение коррекционных мероприятий, предлагаю проводить сенсорные игры. Это игры и упражнения по развитию зрительного, тактильного восприятия, по освоению ребёнком информации о вкусе и запахе.
Сенсорная игра как возможность установления контакта.docx
Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком Актуальность Трудности в работе с аутичным ребёнком возникают у педагога уже  при первом  знакомстве. Ребёнок либо не обращает внимание на  присутствие нового взрослого, либо становится агрессивным и  напряжённым. Причина подобного поведения в том, что появление  незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребёнка элемент  неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха.  Ему потребуется время, чтобы привыкнуть к  педагогу, освоиться в  новых условиях. Чтобы наладить с ним контакт, завоевать доверие  ребёнка, без которых невозможно проведение коррекционных  мероприятий, предлагаю проводить  сенсорные игры. Это игры и  упражнения по развитию зрительного, тактильного восприятия, по  освоению ребёнком информации о вкусе и запахе. Сенсорный компонент  в ознакомлении с окружающим миром приобретает для аутичного  ребёнка особую значимость, поэтому такие игры целесообразно  проводить. А если удаётся связать приятное переживание, которое  возникает у ребёнка  при получении нового ощущения, с образом  конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть  в нём союзника. В этом случае можно говорить об установлении  эмоционального контакта. Виды  сенсорных игр Игры на развитие зрительного восприятия Эти игры посвящены развитию зрительного восприятия и имеют три  части: зрительное восприятие людей, зрительное восприятие ребёнком  самого себя, зрительное восприятие предметов. Зрительное  восприятие людей. Тема: ЛИЦО ВЗРОСЛОГО. ИГРЫ­ПРЯТКИ Цель: Развитие потребности в положительном контакте со  взрослым. Порядок действий: 1. Станьте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо в любом  положении — сидя на ваших коленях или на стуле, лежа на  кровати или на полу. 2. Улыбнитесь и начните разговор с ним, чтобы привлечь его  внимание, используя словарь: привет, имя ребенка, смотри,  видишь мою шляпу, что случилось с моей шляпой, а вот и я, пока­ пока, снова. 3. Наденьте шляпу и обратите внимание ребенка на нее. Затем  опустите шляпу на глаза и вновь поднимете, произнося: “ку­ ку”. 4. Делайтетак несколько раз, удлиняя время, когда глаза  спрятаны. 5. Если вы утратили внимание ребенка, попробуйте перейти к  вариациям или к другой игре. Вариации Закройте все лицо шляпой. Поднимите шляпу над головой и снова опустите ее на голову. Наденьте действительно огромную шляпу. Надвиньте шляпу на все лицо на долгое время и посмотрите, не за­ хочет ли ребенок снять ее. Наденьте шляпу на ребенка и поиграйте в эту игру с его лицом. Если ребенку нравится, когда шляпа полностью закрывает его лицо, сделайте это упражнение дольше чем обычно и посмотрите, не будет ли он стараться снять шляпу. Используйте солнечные очки, шарф, лист бумаги или что­нибудь, что будет под рукой, вместо шляпы. Если ребенок не готов к вашему полному исчезновению, то попро­ буйте   поэкспериментировать   с   прозрачными   или   полупрозрачными материалами. Прячьтесь за вашими волосами или руками. В   ходе   каждого   дополнительного   упражнения   включайте   в   свою речь другие слова. Аналогичные упражнения Попробуйте прятать различные части вашего тела. Прячьтесь и появляйтесь из различных положений ­ справа, слева, снизу, сверху. Зрительное восприятие самого себя. Ребенку необходимо иметь представление о своем собственном  теле. Подобные знания помогут ему овладеть представлениями о “схеме  тела”, определенными навыками, пространственной ориентировке, а  также помогут установить разницу между ребенком и окружающим его.  Кроме этого, информация о себе — это источник эмоционального фона  ребенка, это основа, на которой развивается эмоциональное  чувствование.  Тема: МОИ РУКИ. ИГРА ­ ПРЯТКИ Цель: Воспитание интереса к игре ручками; формирование основ  эмоционального реагирования. Порядок действий: 1. Расположите ребенка так, чтобы он видел ваше лицо и ту часть  своего тела, которую вы собираетесь прятать. Он может сидеть на ваших  коленях, на стуле, лежать на полу.Главное, чтобы ему было удобно. 2. Улыбайтесь и говорите, чтобы привлечь его внимание, используя  словарь: привет, имя ребенка, смотри, вот твоя рука, твои пальцы,  ах­ох, они куда­ то спрятались, вот они где, пока, ручки, опять. 3. Обратите его внимание на его собственные кисти рук. (Держите  его руки перед его лицом, играйте с ними, перебирайте пальцы.) 4. Через некоторое время спрячьте его ручки за вашими и спросите:  «А где твои ручки?» 5. Откройте его ручки и похвалите его за то, что он нашел их. 6. Выполняйте упражнение несколько раз, увеличивая время  спрятанных ручек. 7. Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или  к другой игре. Вариации Когда вы найдете пальчики ребенка снова, поцелуйте их или  притворитесь, что вы хотите их укусить. Играйте в эту игру, когда ребенок одет, пусть ручки спрячутся в его рукавах. Прячьте ручки под тканью или мягкой игрушкой. Поиграйте в такую игру: положите свою правую руку на левую руку  ребенка, затем он положит на вашу руку свою, теперь опять ваша  очередь. Таким образом, получается пирог из рук. Поиграйте в ладушки. Аналогичные упражнения Прячьте различные части тела ребенка: ножки, животик, лицо,  голову (в этих случаях пользуйтесь зеркалом). Попробуйте, чтобы ребенок переодевался, маскировался во время  игры. Сядьте напротив большого зеркала и спрячьте голову ребенка под  большой любимой игрушкой. Если ребенку понравилось прятаться, экспериментируйте с  прятками под простынкой, в коробке и т.п. Зрительное восприятие предметов Зрительное   восприятие   предметов   и   событий   окружающего   мира   — очень   важное   умение,   способствующее   широкому   восприятию   предметов окружающего   мира.   На   основе   этого   зрительного   восприятия   у   детей развивается потребность, желание различать предметы. Большинство  детей обучаются преимущественно через зрительное восприятие, наблюдение и само действие. Так они тренируют новые умения и пытаются совершенствовать их, наблюдая за реакцией взрослых на их ответы. Тема: ЦВЕТА Цель: Формирование навыка прослеживающего движения глаз. Развитие элементарного чувствования цвета как основы эмоционального фона. Оборудование: разноцветные ленты  Порядок действий: 1. Ребенок сидит или лежит. 2. Встаньте   или   сядьте   напротив   ребенка   и   помашите   ленточками, сперва плавно, а затем более энергично. 3. Во время игры рассказывайте, что вы делаете, используя словарь: смотри,   вот,   что   это?   смотри   на   красивые   ленточки,   они летят вниз... вверх, названия цветов. Вариации Передвигайте ленточки в разных направлениях, то ближе, то дальше от ребенка. Меняйте   положение   ленточек,   чтобы   ребенок   смотрел   вверх,   в сторону, вперед. Разнообразьте фон: белая стена, цветная, зеркало. Меняйте цвета: сперва все красные ленточки, затем одна желтая и т.д. Можно сделать ленточки блестящими (золотыми или серебряными). Аналогичные упражнения Вы   можете   выполнять   похожие   упражнения   с   различными игрушками: цветными колокольчиками, игрушками, фонариками. Тема: СВЕТ И ТЕМНОТА Цель: Развитие ориентировки на свет, как на значимый сигнал Оборудование: фонарик, желательно с разноцветным светом. Порядок действий: 1. Расположите ребенка так, чтобы вам обоим было удобно 2. Направьте   луч   фонарика   на   пустую   стенку,   чтобы   ребенок хорошо это видел. 3. Передвигайте лучом по стене, рисуя различные фигуры 4. Если полностью затемнить комнату, результат будет лучше 5. Укажите на свет и посмотрите, следит ли за вами ребенок. 6. Говорите ребенку, что вы делаете, используя словарь:  смот­ ри, вот, что это ? видишь свет ? смотри, какого он цвета ? названия цветов, фонарик. Вариации Передвигайте лучик в разных направлениях, то ближе, то дальше от ребенка. Меняйте   положение   лучика,   чтобы   ребенок   смотрел   вверх,   в сторону, вперед. Разнообразьте фон: стена белая, цветная, зеркало. Переведите лучик на игрушки, на ваше лицо и т.д. Поменяйте цвет лучика. Попробуйте включать­выключать фонарик. Аналогичные упражнения Вы   можете   выполнять   похожие   упражнения   с   различными игрушками, например: елочные огни;  зеркала; отражающая бумага; лазерные диски; калейдоскоп; слайды; светящиеся игрушки; машинки, с загорающимися фарами, пистолетики с “огоньком”. Игры на развитие тактильного (осязательного) восприятия Эти   игры   посвящены   развитию   осязания   и   имеют   две   части: тактильные   представления   и   развитие   способов   тактильного   изучения предметов. Большинство упражнений лучше проводить один на один с ребенком. Основными задачами этих игр являются: 1. Развитие   тактильного   восприятия   ребенка   как   основы   для эмоционального реагирования. 2. Формирование   способности   осязать   и   формирование разнообразных предметных чувств 3. Установлениеконтакта между ребенком и педагогом. 4. Формирование потребности   ребенка   в   общении   с взрослым. 5. Развитие словаря ребенка. Тема: БРЫЗГАЛКИ Цель:  Учить ощущать влагу и температуру воды; развитие навыка эмоционального реагирования. Оборудование: бутылочка­разбрызгиватель, полотенце. Порядок действий: 1. Ребенок может сидеть или лежать. 2. Во время игры разговаривайте с ребенком, обсуждайте, что вы делаете, используя словарь:  вода, мокрый, сухой, холодный, брызги, полотенце. 3. Начните с теплой, но не горячей воды. Побрызгайте на руки ребенка. 4. Ожидайте следующие реакции: улыбки, смех, плач, прятанье рук, желание снова и снова быть обрызганным. Эти реакции покажут, нравится или нет ребенку упражнение. 5. После упражнения тщательно вытрете ребенка. Вариации Передвигайте брызгалку то ближе, то дальше от ребенка. Меняйте количество разбрызгиваемой воды. Меняйте скорость и концентрацию брызганья. Побрызгайте на другие части тела ребенка: лицо, ноги, спину и т.д. Меняйте температуру воды. Побрызгайте в разные углы и посмотрите, как реагирует ребенок. Сделайте маленькую паузу, посмотрите на реакцию ребенка. Аналогичные упражнения Можно выполнять аналогичные упражнения с разными предметами: цветной водой, мыльной водой, пузырями. Будьте осторожны при разбрызгивании на лицо ребенка. Тема: ИГРА С КИСТОЧКОЙ Цель: Развитие тактильных ощущений и умения дифференцировать эти ощущения. Оборудование: большая мягкая кисточка для нанесения макияжа Порядок действий: 1. Расположите   ребенка   сидя   или   лежа   так,  чтобы   вам   обоим было удобно. 2. Говорите с ребенком, рассказывайте, что выделаете, используя словарь:  кисточка, мягкая, жесткая, щекотать, гладить, нежно. 3. Легко погладьте кисточкой тыльную сторону руки ребенка. 4. Когда   ребенок   поймет,   что   это   не   страшно,   переходите   к   отдельно   каждого   пальчика, поглаживанию   ладони, промежутков между пальцами. 5. По реакции ребенка можно понять, понравилось ему это или нет:   улыбки,   смех,   плач,   крик,   протягивание   рук   для повторения, прятанье рук и т.д. Вариации Поглаживайте быстрее или медленнее. Надавливайте с разной степенью интенсивности. Используйте различные типы кисточек: для макияжа, для рисования и т.д. Поглаживайте части тела ребенка: ноги, ступни, спину и т.д. Похожие упражнения Похожие упражнения можно выполнять с различными предметами: с кусочками   кожи,   птичьими   перышками,   мягкой   тканью,   ватными шариками, вашими собственными пальцами. Тема: РАЗНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ Цель:  Развитие   дифференциации   осязательных   ощущений   и формирование эмоционального реагирования. Оборудование: дощечка обтянутая каким­то материалом. Порядок действий: 1. Ребенок может сидеть за столом или на полу. 2. Положите дощечку на его колени или на стол и опустите его руки на ее поверхность. 3. Пусть   ребенок   пощупает   поверхность   дощечки,   подвигает руками по ней. 4. Говорите с ребенком, расскажите, что вы делаете или что вы собираетесь   дать   ребенку   в   ладонь,   используя   словарь: прикоснись,   чувствовать,   нежный,   грубый,   дощечка,   руки, ноги. 5. Следите за реакцией ребенка: вы поймете, нравится ему это или нет, хочет ли жать занятие. Вариации Положите ноги ребенка на эту дощечку. Пусть ребенок положит лицо на дощечку. Пусть ребенок положит ноги и колени на дощечку. Аналогичные упражнения Вы   можете   выполнять   похожие   упражнения   с   различными материалами.   Изменяя   покрытие   дощечки,   думайте   о   температуре   и приятности восприятия данного материала: дерево, кирпич, мех, бархат тик, упаковочная бумага и т.д. Тема: ЛИПКИЕ МАТЕРИАЛЫ Цель:  Развитие   ощущений   консистенции,   состояния   вещества, температуры вещества, воспитание адекватной эмоциональной реакции. Оборудование: банка ароматного джема. Порядок действий: 1. Достаньте из холодильника джем заранее, чтобы оно было не очень холодным. 2. Положите   небольшое   количество   джема   на   руки   ребенку, когда он привыкнет к ощущению, добавьте еще. 3. Положите руки ребенка на джем. 4. Если  ребенку  понравится,  пусть  он  засунет  руки  в банку  с джемом. 5. Сопровождайте игру обсуждением, что вы делаете, используя словарь:  желе,   липкое,   чувствовать,   название   цветов, ароматов 6. Следите за реакцией ребенка, чтобы определить нравится ему или нет. 7. После игры вымойте руки ребенка и высушите их. Вариации Ничего страшного, если ребенок съест немного желе, джема. Положите немного желе на другие части тела ребенка: губы.  Используйте разные виды джема, меда, варенья... Аналогичные упражнения Вы можете выполнять похожие упражнения с подобными вещами: несъедобные: гуашь, глина, пластилин, мокрый песок; съедобные: мармелад, тесто, шоколадная или ванильная паста. Тема: СУХИЕ МАТЕРИАЛЫ Цель: ощущений.  Развитие   комплексных   осязательно­зрительно­слуховых Оборудование: мешочек риса, поднос. Порядок действий: 1. Посадите ребенка за стол. 2. Положите перед ребенком пустой поднос. 3. Медленно сыпьте рис на поднос, делая остановки, чтобы ребенок мог видеть и слышать звуки. 4. Положите одну руку ребенка на рис. 5. Плавно подвигайте его руку по рисовой поверхности. 6. Когда ребенок немного привыкнет, положите другую руку, пусть они совершают круговые движения. 7. Разговаривайте с ребенком, рассказывайте, что нужно делать, используя словарь: рис, поднос, чувствовать, трясти, слушать, смотреть. 8. Следите   за   реакцией   ребенка,   чтобы   определить   нравится   или   не нравится ему это занятие. Вариации Меняйте количество риса на подносе. Просыпьте рис через руки ребенка. Меняйте скорость насыпания риса. Закопайте руки ребенка в рис. Положите на поднос ноги, ступни, локти. Потрясите поднос, чтобы ребенок видел, как двигается рис. Аналогичные упражнения Вместо   большого   подноса   можно   использовать   мешочки,   чтобы ребенок мог поместить руки или ноги вовнутрь. Вы можете выполнять похожие   упражнения   с   различными   веществами:   песок,   мука,   зерно, бобовые, фасоль, спагетти, сухие листья Развитие способов тактильного восприятия предметов Тема: РАЗЛИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Цель: Формирование тактильно­двигательного восприятия, развитие навыка   хватать   и   ощупывать   предмет.   Развитие   элементарного эмоционального   чувствования   как   формы   проявления   аффективной чувствительности. Оборудование: вельвет, мех, шерсть, кожа, хлопок, пластик. Порядок действий: 1. Посадите ребенка за стол. 2. Положите материалы на стол или поднос. 3. Предоставьте   ребенку   возможность  самому   начать  их изучение: ощупывать. 4. Комментируйте   его   действия,   используя   эмоционально окрашенную   лексику:  мягкий   нежный   шелк,   шершавый коврик, кусачий мех. 5. Увеличивайте   или   уменьшайте   количество   предложенных материалов. Тема: ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Цель:   Познакомить   с   новыми   ощущениями.   Развивать   зрительно­ тактильную   координацию   анализаторов.   Формировать   элементарные эмоциональные чувствования. Оборудование: фартук для ребенка, пена для бритья, крем для рук, детское мыло, гель для волос и пр. Порядок действий: 1. Посадить ребенка за стол; надеть фартук. 2. Сделать пену и нанести ее на стол. 3. Дать (стимулировать) ребенку окунуть руку в пену. 4. Предоставить   возможность   ребенку   самому   исследовать   пену, сопровождая его действия словами: мягкая, белая, воздушная, легкая, пушистая,   приятно   ощущать,   чувствовать,   ароматный   запах, нежная на ощупь, нравиться, не нравиться. Тема: ШУМНЫЕ ПРЕДМЕТЫ Цель:  Развитие   слухового   и   осязательного   восприятия, двигательной координации.  Порядок действий: 1. Посадите ребенка за стол. 2. Положите перед ним шуршащую бумагу. 3. Пусть ребенок потрогает бумагу, пошуршите ею. 4. Сядьте в стороне и понаблюдайте за ребенком. 5. Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, рассказать ему о том, что вы вместе делаете. 6. Меняйте количество шуршащей бумаги. 7. Помогите ребенку пошуршать бумагой прямо около его уха. 8. Покажите ребенку разные действия с бумагой. Аналогичные упражнения Похожие   упражнения   можно   выполнять   с   различными   другими предметами: фольга, игрушки и мячи, издающие звуки, колокольчики, очень сухие листья; папиросная бумага. Тема: ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ Цель: Отработка навыка произвольного внимания, самостоятельных действий, упражнения в различении цветов. Оборудование: несколько новогодних гирлянд, поднос. Порядок действий: 1. Посадите ребенка за стол или на пол. 2. Положите   одну   гирлянду   ему   на   колени,   на   стол   или   на поднос. 3. Пусть ребенок сам ее потрогает, рассмотрит. 4. Сядьте в стороне и наблюдайте за действиями ребенка. 5. Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, поговорить с ним о том, что вы делаете, используя словарь: Новый   год,   гирлянда,   серебряная,   блестящая,   золотая, смотреть, названия цветов. Вариации Попробуйте использовать различные по цвету, по фактуре гирлянды. Дайте ребенку все гирлянды одновременно. Обмотайте гирлянды вокруг его рук или покажите, как это сделать. Посветите на них в темноте фонариком. Аналогичные упражнения Похожие   упражнения   можно   выполнять   с   другими   материалами, цветными, блестящими и привлекательными: елочные украшения, фольга, блестящая бумага, зеркала. Игры по освоению ребёнком информации о вкусе и запахе Представление о вкусе и запахе очень важно.  Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке всего эмоционального состояния. Они могут   вызвать   приятный   или   неприятный   эмоциональный   фон самочувствия. Вкусовая чувствительность, как и обоняние, дают разно­ образные ощущения, в которых нам надо научить ребенка разбираться. Обоняние  доставляет   нам   разнообразие   ощущений,   для   которых характерен   положительный   или   отрицательный   аффективно­ эмоциональный фон. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так тесно с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные. Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств. Вот почему так важно научить разбираться наших детей в обонятельных ощущениях. Предлагаемые ниже игры и упражнения ставят перед собой цели: 1. развить   способность   чувствовать,   ощущать   и   соотносить данные ощущения с предметом; 2. учить   различать   приятные   и   неприятные   запахи,   вкусовые ощущения; 3. развивать   соответствующее   эмоциональное   реагирование   на данные ощущения.  Указания к проведению упражнений: Соблюдайте правила гигиены. Правильно   храните   продукты,   категорически   запрещается использовать   продукты   с   просроченной   датой   годности,   а   также   с подозрительным запахом и небрежным внешним видом. Проследите, чтобы  ребенок  помыл  руки перед  занятием, а  также после него. Не забывайте сами мыть руки. Запаситесь   питьевой   водой   на  случай,  если   ребенок   захочет   пить после пробы чего­либо, или чтобы избавиться от прежнего вкуса. Учитывайте все нюансы, связанные с диетой ребенка. Комментарии к занятиям: Поощряйте попытки ребенка к общению. Старайтесь пользоваться имеющимся словарным запасом ребенка. Пользуйтесь словами, приведенными в тексте упражнения. Обращайте внимание на выбор ребенка, что ему нравится, а что нет. Внимательно   следите   за   реакцией   ребенка,   чтобы   не   ошибиться. Например, ребенок выражает неудовольствие, гримасничает, когда ест мороженое, на самом деле оно ему нравится, но он реагирует на холод. Вы должны знать особенности здоровья ребенка, его аппетит. Прежде чем начинать занятия с ребенком, у которого существуют проблемы с едой, проконсультируйтесь с врачами. Тема: КОНТРАСТЫ ВО ВКУСЕ Цель:  Развитие   вкусовых   ощущений,   воспитание   положительного отношения к приему пищи; расширение словарного запаса. Оборудование: продукты сладкого и острого вкуса, стакан воды. Порядок действий: 1. Посадите ребенка, чтобы ему было удобно принимать пищу. 2. Предложите ребенку   попробовать   что­нибудь   сладкое,   сна­ чала чуть­чуть, а потом побольше. 3. Теперь пусть ребенок выпьет простой воды, чтобы избавится от прежнего вкуса. 4. Проделайте то же самое с чем­нибудь острым. 5. Предложите ребенку выбор между двумя вкусами. 6. Следите за реакцией ребенка, по которой можно определить, что ему нравится, а что нет. Реакция может быть различной: отворачивание   от   ложки   и   наоборот,   открывание   или закрывания рта, качание головой, смех, гримасы и т.д. 7. Говорите   с   ребенком   во   время   занятия,   используя   словарь: пить, еда, вкус, сладкий, острый, достаточно, нравится, не нравится. Вариации Используйте   различные   контрастные   вкусы:   горький­сладкий, острый­мягкий Используйте различные сорта пищи: сухой­мокрый, жесткий­мягкий, хрустящий, воздушный и т.д. Используйте   различную   температуру   еды:   горячее,   теплое, прохладное, холодное и т.д. Используйте еду, приготовленную различными способами (вареную, печеную и т.д.): морковь, яблоки, кабачки, помидоры, пирожные. Используйте   контрастные   напитки:   холодные   —   горячие, концентрированные ­ разбавленные. Используйте различные варианты еды: мясо и овощи, хлеб и фрукты, и т.д.  Тема: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АРОМАТАХ Цель:  Развитие   обонятельных   ощущений.   Формирование   связей между ароматами и предметами, их издающими. Оборудование: духи, спрей после бритья. Порядок действий: 1. Удобно устройтесь вместе с ребенком. 2. Подержите открытый пузырек с туалетной водой около носа ребенка, не брызгая. 3. Побрызгайте немного на небольшом расстоянии от ребенка. 4. Побрызгайте   немного   на   запястье   ребенка   и   пусть   он понюхает. 5. Проделайте то же за ушами ребенка и на шее. 6. Проследите, чтобы ребенок совершил несколько вдохов. 7. Разговаривайте с ребенком, следите за его реакцией, используя словарь:  запах,   духи,   нос,   аромат,   фруктовый,   похож, сильный, стойкий. 8. Попробуйте другие запахи. Вариации Попробуйте два контрастных запаха, например, побрызгайте на руку туалетной водой с запахом клубники, а на другую руку одеколоном после бритья. Предложите ребенку выбрать один из двух разных запахов. Аналогичные упражнения Похожие   упражнения   могут   выполняться   с   разными   запахами: крема, масла, освежителя воздуха, эссенций для приготовления пищи, духов, цветов и т.д. Рекомендации по проведению сенсорных игр  Если   ребенок   не   включается   в   игру   –   не   настаивайте.   Повторите попытку   в   следующий   раз.   Если   ребенку   понравилась   игра,   а   он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре.  Помните   о   том,   что   ребенка   могут   испугать   те   новые   яркие впечатления,   которые   вы   ему   предлагаете.   Поскольку   невозможно предположить   заранее,   какое   именно   впечатление   произведет   на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны – предлагайте новое   постепенно   и   маленькими   порциями.   Следите   за   тем,   как реагирует   ребенок,   и   при   первых   признаках   тревоги   или   страха немедленно прекратите игру.  Понравившаяся   ребенку   игра   потребует   некоторого   количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь   и   вновь   –   ему   необходимо   время,   чтобы   «обжить»   новые ощущения.  Если ребенок чего­то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь   найти   адекватную   возможность   это   желание удовлетворить.   Чаще   всего   это   желание   обладать   каким­либо предметом, совершать с ним определенные действия.  Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты.   Они   будут   зависеть   от   предпочтений   ребенка,   а   также   от вашей фантазии и педагогической интуиции. Результативность Благодаря использованию сенсорных игр: 1. ребёнок  переживает приятные эмоции, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; 2. возникает   эмоциональный   контакт   со   взрослым,   появляется   в   жизни ребенка человек, который понимает его, открывает  новые  возможности для проведения коррекционной работы и влияет на сам ход дальнейшего развития ребенка; 3. ребёнок   получает   новую   сенсорную   информацию,   что   важно   для расширения его представлений об окружающем мире; 4. у   ребёнка   возникают   новые   представления   о   социальных взаимоотношениях. Используемые источники 1. Янушко   Е.А.   «Использование   сенсорных   игр   для   установления эмоционального контакта с аутичным ребёнком» Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал. №6 2003 2. Худенко Е.Д., Лазеева Н.Н., Барышникова Д.И. «Коррекция и развитие эмоционально­волевой сферы у детей ­ инвалидов». Москва 2001

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"

Картотека сенсорных игр."Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребёнком"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017